Тренинг для подростков чувства

Психологический тренинг «Прекрасные чувства»
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Психологический тренинг «Прекрасные чувства».

· оказание помощи подросткам в осуществлении социально-психологической ориентации в проблемах межличностных отношений мальчиков и девочек;

· поддержание и расширение позитивных взглядов, позиций и установок учащихся на эти проблемы.

Задачи:

· создавать условия для самовыражения учащихся с акцентом на половую идентификацию;

· способствовать осознанию собственной позиции в общении в контексте отношения полов;

· формировать умения организовывать оптимальное общение с лицами противоположного пола, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осуществлять эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;

· прививать уважение к представителям противоположного пола.

Оборудование: листы ватмана, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, мяч, листы формата А4, апельсин.

Целевая группа: учащиеся 8-11 классов.

Скачать:

Вложение Размер
Психологический тренинг «Прекрасные чувства» 25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Прекрасные чувства».

  • оказание помощи подросткам в осуществлении социально-психологической ориентации в проблемах межличностных отношений мальчиков и девочек;
  • поддержание и расширение позитивных взглядов, позиций и установок учащихся на эти проблемы.
  • создавать условия для самовыражения учащихся с акцентом на половую идентификацию;
  • способствовать осознанию собственной позиции в общении в контексте отношения полов;
  • формировать умения организовывать оптимальное общение с лицами противоположного пола, предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, осуществлять эмоциональную и поведенческую саморегуляцию;
  • прививать уважение к представителям противоположного пола.

Оборудование: листы ватмана, краски, фломастеры, цветная бумага, ножницы, мяч, листы формата А4, апельсин.

Целевая группа: учащиеся 8-11 классов.

Знакомство с темой тренинга. Актуальность проблемы.

  • Доверительный стиль общения . Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.
  • Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
  • Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе . Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».
  • Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
  • Уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Разминка. Упражнение «Карусель»

Участники образуют два круга: внешний (мальчики) и внутренний (девочки). По сигналу психолога оба круга начинают движение в противоположные стороны.
По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) в круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют свое имя. Затем по очереди задают вопросы или обмениваются двумя-тремя фразами. После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движение. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему рукой, произнося любую приветственную фразу. Упражнение проводится несколько раз подряд, для того чтобы каждый мальчик поприветствовал каждую девочку.
В процессе группового обсуждения участники делятся своими впечатлениями. Знакомство состоялось.

Каждая группа получает бланк с типом семьи, которую ей нужно показать (Королевская семья, молодая семья и т.д.). Остальные угадывают.

Упражнение «Наши ожидания?»

Этап 1.Каждый участник составляет собственный список ожиданий от противоположного пола.

Этап 2.Объединяются в группы по три человека. Обсуждают списки. Составляют один общий для группы.

Этап 3.Объединяются в две группы все девочки и все мальчики. Обсуждаются списки и составляются два общих для групп.

Этап 4.Каждая группа оглашает свой список.

Этап 5.Обсуждаются результаты.

Мальчики и девочки рисуют портрет идеальной девушки и идеального юноши. Пишут качества, им присущие.

Разминка. Упражнение «Девочка, дракон и самурай».

Все участники делятся на две команды. В игре участвуют три персонажа: девочка, дракон и самурай.

Чтобы изобразить девочку, все участники команды должны застенчиво переминаться с ноги на ногу, делая вид, что они держатся за края платьица и издавать звуки «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ». Чтобы изобразить дракона, нужно поднять вверх руки, растопырить пальцы и грозно произнести «Р-Р-Р-Р». Для изображения самурая потребуется встать в боевую стойку: правую ногу выставить вперед, правую руку держать над головой, как будто в ней сабля. При этом произносить характерный звук «А-А-А-А-А». Каждая команда совещается и выбирает персонажа, которого все вместе изображают по команде ведущего. Если выбирают одинаковых персонажей – ничья, если разных, то победное очко начисляется, исходя из правила: дракон побеждает девочку, самурай побеждает дракона, девочка влюбляет в себя самурая. Игра идет до трех очков.

Парень Игорь и девушка Марина учатся в одном классе, и оба очень нравятся друг другу. Марина, как принято в обществе, ждет первых шагов к установлению более тесных отношений от Игоря. Игорь очень застенчив, не уверен в себе, не считает себя внешне привлекательным. При этом так называемая «элита» класса (в лице нескольких нагловатых и самоуверенных парней) позволяет себе насмешки в его адрес по всякому удобному поводу, покушаясь на его достоинство. Из-за всего этого он даже боится подойти к нравящейся ему девушке, не говоря уже о развитии каких-то дружеских отношений. Вот так они и живут рядом, страдая и мучаясь от собственного бессилия.

  • Насколько часто это встречается в наше время?
  • Каковы причины такой ситуации?
  • Что в сложившейся ситуации зависит от девушки, а что от юноши?
  • Что можно сделать для изменения ситуации в благоприятную сторону?
  • Способы эффективного знакомства в молодежной среде.

Участникам в случайном порядке раздаются имена (мальчикам достаются имена девочек и наоборот). Они должны найти в этом человеке что-то положительное и сделать комплимент. Этот комплимент должен быть написан на своеобразной «валентинке», сделанной своими руками. Для этого каждый участник может воспользоваться предоставленным дополнительным оборудованием (краски, цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы).

  • Легко или трудно было найти слова для комплимента?
  • Приятно было получить комплимент?
  • Согласен ли с ним?

Упражнение «Разрешение конфликта».

Ведущий рассказывает притчу о мужчине и женщине (спор о том, кому достанется последний апельсин).

Около апельсинового дерева, на котором остался один плод, встретились мужчина и женщина. Каждый хотел получить апельсин целиком и не хотел уступать его другому. Долго они спорили, не смогли договориться и обратились к мудрецу. Мудрец разрешил проблему очень быстро.

Участники в группах пытаются решить этот конфликт. Ведущий рассказывает о том, как притча заканчивается на самом деле.

Мудрец задал вопрос: «Для чего каждому из вас нужен апельсин?»

Женщина ответила: «Для того чтобы очистить цедру и испечь пирог».

Мужчина ответил: «Для того чтобы выдавить сок и напиться. Меня мучает жажда».

Делается вывод: мужчины и женщины различаются, и большинство конфликтов случается на почве непонимания. Если хотя бы попытаться понять другого человека, большинство конфликтов попросту не возникло бы. В конце обсуждения апельсин делится на дольки и раздается участникам.

Подведение итогов тренинга. Рефлексия.

  1. Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. – Спб., 2007.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – М., 2001.
  3. Вачков В. И. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные аспекты ведения тренинговой группы. – М., 2007.
  4. Макшанов С. И. Психология тренинга. Спб., 1997.
  5. Наследова Г. А., Тихомирова Е. М. К вопросу о психологическом обосновании целесообразности раздельного обучения/ женский вопрос в контексте национальной культуры: психологический подход. – Спб., 2000.
  6. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. – М., 2001.
  7. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И. С. Клециной. – Спб., 2003.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под ред. М. Р. Битяновой. – Спб., 2003.
  9. Рогов Е. И. Психология отношений мужчины и женщины. – М., 2002.
  10. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М., 2001.
  11. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: методическое пособие. – М., 2006.

Источник

Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

людмила глущенко
Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

Профилактическое занятие для подростков:

«Эмоции и чувства. Как контролировать злость».

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление просветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладения с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания, проявления эмоций и способов их контроля.

• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

• создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

• создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Целевая группа: несовершеннолетние подросткового возраста (15-16 лет).

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.

Необходимые материалы: интерактивная доска для демонстрации презентации, листы бумаги, конверты с индивидуальным заданием. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия, упражнения

Содержание Цели занятия, упражнений

• Приветствие, представление ведущего;

Рассказ о целях занятия, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятия

упражнение «Всем мы разные…» Каждому участнику дается лист бумаги, ведущий просит закрыть глаза и сложить лист бумаги, далее дается задание оторвать правый угол листа и опять сложить лист, так повторяется несколько раз. У всех участников получаются разные листы, что говорит об индивидуальности каждого человека.

• Теоретическая часть «Эмоции и чувства»

Демонстрация презентации «Я чувствую…», информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания, фундаментальных эмоциях человека и способов их контроля. Психологическое просвещение

Обсуждение способов совладения с негативными эмоциями Совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции

Упражнение «Я могу справится с гневом» Каждому участнику дается конверт с описанием жизненной ситуации, вызывающей чувство агрессии. Необходимо преодолеть негативные эмоции. Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции. Закрепление материала.

Сегодня мы с вами обсудим виды эмоций, которые испытываем каждый день, которые делают нашу жизнь ярче или же наоборот сгущают краски на те или иные обстоятельства. Попробуем разобраться, что же такое «эмоция» и можно ли контролировать свои чувства. Для начала проведем небольшой эксперимент.

Упражнение «Все мы разные».

Материал для теоретической части.

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Наши эмоции и чувствавыполняют много важных функций:

• Регулируют поведение человека — либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).

• Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).

Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.

• Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.

Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций — это интерес, радость, удивление, печаль, гнев. Все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.

Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.

Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).

Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.

Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.

Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.

Виды эмоций.

По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь.

Негативные эмоции, без сомнения, мешают в жизни. Злость, зависть, постоянное состояние стресса, — все это крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, и увы, на продолжительности жизни. Если вы постоянно злитесь на окружающих, ссоритесь и не можете справиться с агрессией, то вам полезно будет узнать о том, как побороть в себе злость и раздражительность.

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которая вызвала у вас чувство гнева. Что вы испытывали? Смогли избежать конфликт?

Как побороть злость и раздражительность

1. Конструктивное выражение. Не вздумайте подавлять недовольство внутри себя, ведь это может повлечь за собой психосоматические заболевания. Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами,к примеру: «Я чувствую себя некомфортно. Пожалуйста, давайте перенесем разговор, чтобы случайно не обидеть друг друга» или «Меня волнует/не устраивает данная ситуация. Как мы можем ее изменить?»

2. Фотокарточка орущего человека. Если вы или ваши близкие замечают за вами сильную раздражительность, попробуйте поместить на рабочем столе фотографию орущего человека с неприятной гримасой и старайтесь не выглядеть также.

Слежение за признаками злости и раздражительности. Понаблюдайте за тем, в чем выражается ваш гнев. Возможно, ваше лицо краснеет от прилива крови, либо учащается пульс/сердечный ритм, либо усложняется дыхание и появляется нервный тик, а то и дрожь по всему телу? Зафиксируйте свое состояние в момент, после которого следует вспышка гнева.

Уход от стрессовой ситуации. Как только вы понимаете, что скоро «взорветесь», прервите взаимодействие с оппонентом,сказав ему об этом примерно в таком ключе: «Я слишком рассержен/разгневан, мне нужно оставить тебя на какое-то время. Продолжим наш диалог позже». Поскольку вы заранее предупредили своего обидчика, ваш уход не будет выглядеть побегом. Когда вы покинули комнату/кабинет, успокойтесь и вернитесь обратно. Не нужно вести себя так, будто ничего не случилось.Скажите примерно следующее: «Я только что сильно разозлился, потому что сложившаяся ситуация раздражает меня/поведение этого человека совершенно недопустимо/если этот вопрос не решить по-другому, нарушится работа всего предприятия».

4. Отдых. Если трудовая деятельность забирает ваши силы по максимуму, необходимо соблюдать распорядок дня,где несколько часов должно отводиться полноценному отдыху: ложитесь спать не позже 23 часов, во время обеденного перерыва старайтесь выйти на свежий воздух, больше ходите пешком.

5. Физические упражнения. Ничего сверхъестественного не произойдет, но ваша энергия, не растраченная до конца, будет правильно израсходована в период физической активности, а заодно улучшится и настроение. Занимайтесь тем видом физических нагрузок, которые будут вам по душе, и результат отразится на вашем теле и духе практически сразу.

6. Дыхательная гимнастика. Если вы чувствуете приближение нервного срыва, выполняйте дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды, повторите 10 раз.

Упражнение: «Я могу справится с гневом».

Если вы будете знать, как побороть в себе злость, ваша жизнь будет долгой и беззаботной.

Источник

Читайте также:  Не испытав чувство свободы
Оцените статью