Транспортный стресс его профилактика

Синдром стресса

Синдром стресса (от английского Stress – напряжение) – состояние, возникающее при действии чрезвычайных или патологических раздражителей и проявляющееся адаптационным ответом со стороны организма. Понятие «стресс» ввел в 1936 г. канадский ученый Г. Селье. Он доказал, что в общем, адаптационном синдроме ключевое значение имеет гипофизарно-надпочечниковая система.

Синдром стресса отмечается у животных всех видов — лошадей, крупного рогатого скота, собак, пушных зверей, овец, коз и др. Его часто наблюдают у птиц на птицефабриках, у цирковых животных.

Стрессу наиболее подвержены молодые, племенные животные со слабым типом высшей нервной деятельности.

Этиология. По этиологическому принципу выделяют транспортный, технологический, эмоционально-болевой стресс, стресс-синдром у свиней и др. Причинами транспортного стресса являются перевозка железнодорожным, водным, автомобильным, воздушным транспортом без соблюдения правил перевозки и предварительной подготовки. Это формирование животных из различных ферм, хозяйств, гуртов, транспортировка в одном вагоне разновозрастных групп животных, перевозка животных в жаркое время суток с высокой влажностью воздуха, недостаток питьевой воды, резкая смена рациона, скученность, тряска. Грубое обращение с животными во время их погрузки в транспортные средства, отсутствие надлежащих трапов или иных приспособлений. Причиной стресса у овец является загон их в вагоны или автомашины по крутому трапу с углом наклона более 25-300.

В этиологии технологического стресса важную роль имеют шумы, создаваемые работающими механизмами. Частые перегруппировки скота, перемещения, взвешивания; ранний отъем поросят, одиночное размещение отнятых от маток щенят пушных зверей и т.д. Причинами стресса у птицы является частая смена кормов и режима кормления, высокая плотность посадки, размещение в одном птичнике разновозрастной птицы, перемещение ее из одного птичника в другой, большая освещенность, ограничение фронта кормления и поения, нехватка гнезд, появление в птичнике лиц в белых халатах (страх) и т.д.

Причинами эмоционально-болевого стресса служат частые вакцинации, взятия крови, парентеральные введения витаминных препаратов, биостимуляторов, кастрация, удаление хвоста, рогов и другие ветеринарные манипуляции. К стрессу приводит смена хозяина (владельца), жокея, наездника, ездового, проводника служебной собаки, запрещенные приемы тренинга, объездки.

Симптомы. Общими признаками всех форм стресса является расстройство высшей нервной деятельности, которое проявляется ослаблением и извращением условно-рефлекторных реакций на внешние раздражители: повышенная возбудимость, пугливость, агрессивность, быстрая утомляемость, угнетение и другие. Расстройство вегетативной нервной системы проявляется в тахикардии, аритмии, замедлении или усилении перистальтики кишечника, снижении или потере аппетита. В третей фазе адаптационного процесса (стадия истощения) наступает анорексия, исхудание, возможны коллапс и кома. При транспортном стрессе признаки болезни проявляются во время транспортировки или в первые 2-3 суток после нее. Отмечается повышение температуры тела, тетания. У телят наблюдают шаткую походку, слабость, отказ от корма. Процесс адаптации длится 3-4 недели, в это время нередко развиваются диарея и пневмония (пневмоэнтерит).

При технологическом стрессе отмечают, прежде всего, снижение продуктивности, репродуктивной функции, ослабление мышечного тонуса и др. У птиц наблюдается сильное возбуждение, беспокойство, появляется расклев. Свиньи визжат, бесцельно двигаются, у них появляются клонические судороги и припадки типа эпилептических.

При эмоционально-болевом стрессе в стадию тревоги отмечают беспокойство, возбуждение, снижение продуктивности, понос. Восстановительный период продолжается 7-10 дней.

Лечение. Устраняют причины стресса, для животных создают нормальные условия, ограничивают или ограждают от внешних раздражителей. Из лечебных средств используют стресс-протекторы (нейролептики, транквилизаторы, седативные средства), адаптагены, витаминные препараты и другие. Из нейролептиков чаще используют аминазин, галоперидол, резерпин, лития карбонат.

Аминазин назначают внутрь З-5 мг/кг массы и внутримышечно 0,5-2 мг/кг массы за 1-3 ч перед и спустя 12-24 ч после транспортировки. При транспортировке телят автомашинами за 30-40 мин внутримышечно вводят аминазин в дозах: при перевозке на расстоянии 30-60 км — 0,5 мг/кг массы, 60-180 км – 1 мг/кг и 180-300 км — 2 мг/кг массы. Доза внутрь в 2-2,5 раза больше. После завоза телят в другое хозяйство аминазин внутримышечно вводят в течение 3-5 дней в дозе 0,3 мг/кг массы.
Для профилактики технологического стресса за 2-3 дня до планируемой технологической операции и 3-5 дн. после ее дают аминазин в смеси с кормом крупному рогатому скоту — 0,7-1 мг/кг массы тела, свиньям — 0,25-0,5 мг/кг.

Галоперидол применяют для профилактики и лечения транспортного стресса у телят внутримышечно в дозе 0,1 мг/кг массы по схеме применения аминозина.

Резерпин, по своему психоседативному действию в несколько раз сильнее, чем аминазин. Рекомендуется для профилактики эмоционально-болевого стресса. Препарат рекомендуется давать за 1 сутки до операции внутрь в дозе 1,5 мг/кг массы животного.

Лития карбонат применяют для смягчения действия стрессоров с целью улучшения адаптации животных к измененным условиям кормления и содержания. Назначают внутрь в дозе 15 мг/кг массы перед транспортировкой и в дозе 10 мг/кг массы 2 раза в день в течение 3 дней в период адаптации.
В качестве транквилизаторов (успокаивающих средств) применяют феназепам, нозепам, амизил, сибазон (седуксен) и др.

Феназепам назначают внутрь по 0,3 мг/кг массы 1 раз в сутки на протяжении 3-7 дней.
Нозепам (оксозепам) дают с кормом в дозах 0,3-0,5 мг/кг массы животного 2-3 раза в день на протяжении 1-2 сут.

Амизил (бенактизин) назначают при невротических состояниях, подготовке к операции, для профилактики стресса внутрь свиньям и овцам 0,1 мг/кг массы, мелким животным 0,3 мг/кг. Амизил рекомендуется в качестве стресс-протектора при технологическом стрессе птиц внутрь по 3 мг/кг на протяжении 3-7 дней.

В качестве адаптагенов рекомендуется экстракт элеутерококка внутрь за 7-10 дней до начала технологической операции и 7-15 дней после нее в дозах на 1 кг массы тела: крупному рогатому скоту 1 мл, свиньям 0,05 мл.

Для коррекции стрессового состояния на протяжении 2-3 недели назначают настойку лимонника китайского, женьшеня, заманихи, экстракт левзеи сафраловидной. Для повышения защитных сил организма применяют антистрессовые смеси, в состав которых входят препараты витаминов А, Д, Е, группы В, аскорбиновая кислота, глюкоза, антимикробные средства. В качестве антистрессовых комплексных препаратов предложены амикал, ТВАГ, АНВАГ. Они содержат аминазин, витамины, аминокислоты, глюкозу.

Для обездвиживания животных, профилактики стресса перед операцией применяют ромпун, аромпун (хилозин) в виде стерильного 2% раствора в дозе 0,25-0,5 мл на 100 кг массы тела (для полного обездвижения 1 мл на 100 кг). Противопоказаны беременным животным.

Профилактика. Стремятся не создавать стрессовых условий при содержании животных, их транспортировке, обработках, меньше проводить перегруппировок, не допускать нарушений правил перевозок, тренинга. Избегают неоправданно частых ветеринарных и зоотехнических манипуляций (вакцинаций, взятия крови, мечение, взвешивание и др.).

Для профилактики эмоционально-болевого стресса у цыплят и кур-молодок рекомендуют антистрессовую смесь из расчета на 1 кг корма: витамин А-15000 ИЕ, Д3 — 1000, Е-20 мг, К-8 мг, В1-3 мг В2- 6 мг, В3-20 мг, В4- 1100 мг, В5-50 мг, В6-4 мг, биотин — 0,12 мг, ВС- 1,0 мг, В12 — 0,01 мг, которую дают за два дня до вакцинации. Кроме витаминов, в день действия стресс — фактора за полтора часа до его возникновения и в течение двух последующих дней цыплятам вводят с кормом аминазин из расчета 30 мг (молодкам 50 мг) с олететрином в дозе 20 мг/кг живой массы. За три дня до вакцинации и в течение трех дней после нее цыплятам дают витамины по указанной прописи с экстрактом элеутерококка в дозе 0,5 мл на голову. Для профилактики стресса, вызванного пересадкой и вакцинацией, за двое суток до манипуляции птице дают витамины по указанной выше прописи, а за 1,5 ч до начала действия стресса и в течение двух последующих дней — аминазин с кормом в дозе цыплятам 30 мг, курам-молодкам 50 мг с олететрином — 20 мг/кг массы тела; резерпин -1 мг/кг или элениум — 1 мг/кг в те же сроки (В.П. Николаенко, 1992).

Для профилактики транспортного стресса соблюдают оптимальную плотность размещения: для крупного рогатого скота -40 м2 на 100 кг массы, свиней — 0,45-0,50 м2 на 100-125 кг массы, птицы — 0,25 м2 на взрослую курицу. При перевозке крупных животных размещают вдоль оси транспортного средства. Время перевозки на автомашине не должно превышать 60-90 мин. При больших расстояниях площадь пола на одно животное увеличивают с расчетом необходимости отдыха животного. В пути делают остановки для подкормки, поения и отдыха животных. Скорость скотовозов ограничивают 50-60 км/ч. За 1 день до транспортировки уменьшают рацион. В пути обеспечивают животных легкоусвояемыми кормами, водопоем.

Copyright © 2009
При использовании материалов сайта, ссылка —
Московский Ветеринарный WEB-Центр обязательна.

Источник

ТРАНСПОРТНЫЙ СТРЕСС

По мере концентрации и специализации животноводства перевозки животных приобретают все большие масштабы. Значительное место в перевозках занимает транспортировка животных на мясокомбинаты. В процессе транспортировки у животных развивается острый стресс, проявляющийся потерей массы на 6—10 % и более, снижением резистентности и адаптивных возможностей, ухудшением качества мяса убойного скота и птицы. М. Ковальчикова и Е. Ковальчик (1978) считают перевозку самым тяжелым стрессом, который нередко приводит к гибели чувствительных особей.

Сила стрессовой реакции при транспортировке животных зависит от многих факторов: величины физической, психической и вестибулярной нагрузки, расстояния, продолжительности транспортировки и качества дорожного покрытия, климатических факторов, изменения привычного суточного стереотипа и др.

Перечисленные факторы, сопутствующие транспортировке, приводят к глубоким изменениям физиологических функций, к перенапряжению организма. О наступлении стресса при транспортировке животных свидетельствуют нарушения гормональной активности гипофиза и коры надпочечников, щитовидной железы, а также изменения морфологического и биохимического состава крови и показателей деятельности других органов и систем.

При транспортировке прежде всего необычным актом для животных служит погрузка их в транспорт, а при безвыгульном содержании даже сам выгон из станка к транспортным средствам. Беспокойная обстановка, крик, шум, необычный запах, подгон животных палками, ожидание транспорта, большая мышечная нагрузка в еще большей степени усиливают неблагоприятное действие транспортного стресса. При движении сказываются скученность, тряска и толчки, недостаток корма и воды, физическая напряженность, изменение температурно-влажностного режима, если животных перевозят не специализированным транспортом. Во время крутых поворотов, больших подъемов и спусков животных бросает из стороны в сторону, они прижимаются друг к другу и к стенкам машины, а иногда падают. При транспортировке животные часто вступают в драку за лучшее место, особенно если в перевозимую группу объединяют животных из разных производственных групп, станков, клеток. Следствием транспортного стресса являются потери упитанности и живой массы, снижение защитных сил организма, падеж животных, травматизм (переломы костей, раны, кровоподтеки и др.), ухудшение качества мяса, уменьшение убойного выхода, что наносит большой экономический ущерб хозяйствам и в целом стране.

Физическая и психическая нагрузки в период транспортных операций нарушают гомеостаз организма и приводят к значительным сдвигам в обменных процессах организма. Под действием транспортного стресса усиливается ферментативная и гормональная деятельность, увеличивается содержание в крови ряда ферментов (лактатдегидрогеназы, аспартаттрансаминазы, креатинфосфокииазы, щелочной фосфатазы), повышается содержание глюкозы, молочной кислоты, креатинина, азота, мочевины и мочевой кислоты, свободных жирных кислот, изменяется содержание кальция, магния, натрия, калия, йода. При перевозке свиней на расстояние 40 км активность лактатдегидрогеназы увеличивается до 715—729, на расстояние 80 км —до 621—698,1 при среднем значении в норме 275,1 м. ед/мл. Кроме того, усиливается функциональная активность коры надпочечников, концентрация кортикостероидов (11-ОКС) в крови увеличивается уже через 30 мин после начала транспортировки. Для покрытия резко возросших во время транспортировки энергетических затрат усиливается мобилизация гликогена из печени и мышечной ткани. Вследствие стрессового состояния после транспортировки у животных наблюдается недостаток витамина А, фосфора и других веществ, в результате чего замедляется их рост, увеличивается опасность заболевания органов дыхания, возникновения транспортной лихорадки.

Происходят также другие клинические, биохимические и гематологические изменения. При перевозке свиней автомобильным транспортом на расстояние 150 км в течение 3—4 ч повышаются температура тела, частота пульса и дыхания, в крови возрастает уровень общего холестерина, молочной кислоты, немного увеличивается количество лейкоцитов, общего белка, бета- и гамма-глобулинов, эритроцитов, гемоглобина, снижается резервная щелочность. Появляются признаки снижения естественной резистентности организма животных — понижаются бактерицидная активность сыворотки крови, фагоцитарная активность лейкоцитов, а также их агрессивность. Эти признаки, характерные для стадии тревоги, сохраняются в течение 7 дн. после транспортировки. Затем наступает стадия резистентности, при которой организм стремится прийти в исходное нормальное состояние.

Ясно выраженное возбуждение в первые часы транспортировки постепенно сменяется сильным угнетением, количество продуцируемого 11-ОКС резко падает, что свидетельствует о снижении активности обменных процессов, а также защитных сил организма. В результате сильного угнетения, усталости животных после завершения перевозки они зачастую тут же ложатся, отказываются и от корма и от воды.

Все вышеописанные изменения, происходящие в организме, указывают на усиление деструктивных процессов. Непосредственной причиной потери живой массы при перевозках служит обезвоживание тканей вследствие усиления энергетического распада углеводов и жиров. С увеличением времени транспортировки, при отсутствии кормов и воды потери живой массы у животных возрастают. Так, по данным А. Гранфол (1977), транспортные потери животных составляют в Дании 0,5, в ФРГ — 0,28—1,68, в Голландии — 0,15— 0,7, в Бельгии — 2,3, в штате Висконсин (США) — 2,3 %. За последние 20 лет отмечается четкая тенденция увеличения потерь. Во Франции за перевозку в течение 10 ч поросята теряют 10% живой массы. По данным английских ученых, потери живой массы свиней при 24-часовой транспортировке составляют 4 %, 48-часовой—-7,4 и при 72-часовой — 7,7 %. В среднем считается, что за один час транспортировки теряется 0,5 % живой массы. Примерно половина общих потерь живой массы приходится на первый день транспортировки.

В 1970 г. в ФРГ при транспортировке 20,4 тыс. свиней на мясокомбинат и бойни пало 1158 голов, а при перевозке 7900 племенных свиней для продажи на ярмарках пало 89 голов. По данным американских исследователей, в США во время транспортировки от стресса погибает 3—5 % свиней, что наносит убыток примерно в 135—225 млн. долларов. Этот экономический ущерб усугубляется потерями живой массы свиней. В Великобритании при ежегодной транспортировке 1,2 млн. поросят падеж составляет 10 350 голов. Транспортировка телят в течение 4 ч приводит к потере живой массы на 2,2 кг, а при перевозке их на расстояние 65 км потери достигают 7,3 кг на голову. Транспортные потери живой массы телят-молочников в количестве 4,6—7,8 % восстанавливаются лишь через 7—10 дн. На промышленном комплексе «Вороново» Московской области установлено, что при транспортировке телят в возрасте 14—15 дн. автотранспортом на расстояние от 100 до 610 км потери живой массы составили до 3,6 кг на одно животное (табл. 17).

При комплектовании комплексов по откорму крупного рогатого скота из хозяйств-поставщиков доставляют 10—15-дневных телят. Перевозка молодняка в этом возрасте связана также с влиянием и других стрессоров (привыкание к новым условиям комплекса, комплектование групп, перестройка кормления и др.), что служит одной из основных причин многих заболеваний телят (коли- и сальмонеллезная инфекция) в связи со снижением сопротивляемости их организма. На таких комплексах заболеваемость завозимого молодняка респираторными болезнями и болезнями органов пищеварения достигает 80 %.

Транспортировка, как сильный стресс-фактор, влияет не только на величину живой массы и выход туши, но и на обменные процессы в организме, на морфологический и биохимический состав крови. Количество эритроцитов увеличивается на 5,3 %, лейкоцитов — на 3,9%, гемоглобина—на 16%, общего белка — на 7,6 %• Такие изменения в составе крови свидетельствуют прежде всего об обезвоживании организма. Уровень 17-ОКС в результате транспортировки возрастает более чем в 2 раза. Происходят также изменения в лейкоцитарной формуле — количество эозинофилов за время транспортировки уменьшается в 3 раза, число лимфоцитов снижается на 6,1 %, а общее количество нейтрофилов, наоборот, возрастает на 11,3 %. Указанные изменения позволяют сделать заключение о несоответствии внешних условий требованиям организма и большой глубине стресс-реакции. Это подтверждается и значительными изменениями в состоянии резистентности организма. Так, бактерицидная активность сыворотки крови после транспортировки уменьшается на 16,7%, лизоцима — на 29,4%, комплемента — на 3,7ед/мл. В то же время количество бета-лизинов увеличивается на 7 % (табл. 18). Меняется и интенсивность фагоцитарной реакции нейтрофилов крови — завершенный фагоцитоз увеличивается на 7,1 %, индекс Гамбургена уменьшается на 40 %, а индекс Райта — на 9,2%.

Табл. 17. Изменения живой массы при транспортном стрессе

Возраст животных Расстояние транспор-тировки, км Живая масса, кг Потеря живой массы
До транспор-тировки После транспор-тировки кг %
41,9 39,9 2,0 4,77
62,6 59,0 3,6 5,76
64,0 64,0
44,6 43,6 1,0 2,24
53,1 50,5 2,4 4,90

Указанные данные свидетельствуют, о том, что под влиянием стресс-факторов при транспортировке угнетаются как гуморальные, так и клеточные факторы неспецифического иммунитета. Это следует учитывать, особенно при транспортировке животных из одного хозяйства в другое, так как послетранспортное ослабление защитных сил организма может привести к заболеваниям животных.

Источник

Читайте также:  С человека порчу сняли как он себя чувствуешь
Оцените статью