Это прекрасное чувство природы
Отчего бывает понятие «чувство природы»? Одни обладают им, другие же, даже прожив много лет в окружении природы, в лучшем случае — имеют его в зачаточном состоянии.
Как говорил талантливый писатель коротких рассказов о природе Василий Песков: «Человек, который любит природу, уже наполовину счастливый человек, чем бы он сверх этого не занимался.»
Окружающие нас пространства загадочны, таинственны, прекрасны. Это мир, где у человека проходят душевные и телесные травмы, а понятие «радость жизни» неожиданно становится почти осязаемым.
Одни люди особо чувствительны ко всему, что является природой. Есть люди, для которых это чувство природы очень сильно. А есть те, которые в этот момент боятся проронить слово.
Существуют также и такие, у которых душа воспринимает нахлынувшие чувства особенно чутко, и источает их затем так, что дрогнут другие души.
Можно перечислить много имен в русской музыке, литературе и живописи, владеющих этим даром. Фет, Есенин, Тютчев, Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин…
Лев Толстой способен был заплакать от счастья ощущения жизни.
Он писал: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».
Раз так, то как осчастливить человека, отдавая себе отчет в том, что к пониманию счастья относится много чего еще! Чувство природы дается с рождения. Оно есть у каждого, однако чувство спит. Как пробудить его? Мудрый, отзывчивый учитель поможет в этом. А учителем могут быть и отец, и мать, и бабушка, любой, кто и сам кем-то был пробужден. Умная, своевременно прочитанная книга может быть хорошим толчком…
«Красота спасет мир» — говорил Достоевский.
Стихотворения, музыка, природа — это чудесно. Нам оставили превосходное наследие Есенин, Тютчев, Фет и много других деятелей культуры. Природа хороша всегда: и зимой, и летом.
Совершенно другой мир открывается перед нами в произведениях деятелей культуры, природа здесь неподражаема, а также как бы призывает нас беречь красоты вокруг нас.
Природа обладает своей магией, своей чарующей прелестью, что заживляет раны в душе, помогая ей ощущать себя частичкой всего мира.
Природной красотой вдохновлялись не только поэты, но также и композиторы, музыканты… Композитор раскрывает свои чувства в звуках, которые природа вызывает у него.
Природа родных краев во все времена была вдохновением русских живописцев. Много замечательных художников посвятило жизнь пейзажам родных земель. Истинными мастерами были Левитан, Шишкин, Поленов и прочие.
Деятели культуры обладали способностью потрясающе точно объединять вместе свои наблюдения природы. Словом изучается Природный мир.
Развить «чувство природы» в отдалении от родного языка нереально.
Чувство природы народом, несет в себе не только высокую способность замечать детали наших предков, но и отличную зрительную память.
Источник
Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»
Наталья Леднёва
Консультация для родителей «Учить детей видеть красоту окружающего мира»
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
Конечно, не каждый человек может стать композитором, писателем, скульптором, художником, но каждый может научиться любить, ценить и понимать прекрасное в искусстве, природе, в общественной жизни, в поступках человека, и в быту.
Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, в одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса.
Чудесный мир красок и звуков, обаяние поэзии, красоты природы открываются только тому, кто любознателен и пытлив, кто чувствует потребность расширять и углублять знания, связанные с восприятием прекрасного, кто много читает, размышляет, наблюдает.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасноене приходит само собой: его надо систематически развивать с ранних лет.
Стремиться к этой цели – это значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности.
В чем же конкретно заключаются задачи эстетического воспитания?
Во-первых, в том, чтобы средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия, поведение детей.
Во-вторых, воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе, в общественной жизни, в искусстве.
В третьих, развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки.
В четвертых, развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
Красота – общепризнанное понятие, но у неё нет единых стандартов. Один и тот же объект кому-то может показаться прекрасным, а для кого-то – неэстетичным и вульгарным. Всё дело во вкусе и эстетическом восприятии, личных представлениях о красоте каждого из нас. Эти понятия закладываются в семье и должны воспитываться с самого раннего детства.
Что могут сделать родители для воспитания в своих детях хорошего вкуса и чувства прекрасного?
В первую очередь они сами должны быть такими. Дети ещё не способны давать личную оценку каким-либо объектам, их мнение формируется в результате наблюдения за реакциями взрослых, их комментариями. Дети перенимают отношение родителей к окружающему пространству, способность обращать внимание на то, что их окружает.
Эстетика должна быть с рождения с рождения
«Бытие определяет сознание». Это изречение Карла Маркса постоянно находит подтверждение в повседневной жизни.
Для того чтобы у детей возникала привязанность к прекрасному, нужно стараться окружать их всем красивым. Именно поэтому хорошо оформленный интерьер группы, красивое убранство детской спальни, правильно подобранное постельное белье, из какой посуды ест ребенок, какие вещи его окружают в повседневной жизни. Всё это определяет осознание прекрасного.
Особое внимание нужно уделять детской литературе. Дети по-своему, очень тонко чувствуют настроение произведения и не сразу улавливают связь между его содержанием и средствами художественной выразительности. Это мы обращаем внимание на рифмы, ритм стихотворения, его смысл, а дети испытывают эмоции от содержания. Воспринимая и усваивая информацию из произведений, ребёнок формирует свои ассоциации и образы, каждый раз дополняя их новыми деталями. Нужно обращать внимание на то, какие сравнения и приёмы использует автор для выражения своих мыслей. Очень полезно учить пересказывать тексты, а также сочинять свои сказки вместе с ребёнком, это развивает воображение и формирует речь.
Очень важный момент – иллюстрации. Они должны быть спокойными, не слишком яркими и броскими, соответствовать смыслу. Хорошо, если они содержат множество мелких деталей, которые можно подолгу рассматривать, и каждый раз находить что-то новое. Подробное устное описание того, что изображено на картинке помогает научиться концентрировать внимание, подбирать слова, строить предложения.
Любое творчество – созидательная деятельность. Детям собственное творчество необходимо для развития, для них важна познавательная составляющая. Обязательно нужно знакомить детей с произведениями великих художников, композиторов, скульпторов, архитекторов для того, чтобы они понимали, какого мастерства можно достичь и как много рассказать миру о своих чувствах и настроении через произведение. Посещение музеев, выставок, галерей, концертов, балета открывает для ребёнка огромный и неизведанный мир искусства и вызывает множество положительных эмоций. К сожалению мы не можем часто посещать выставки и ходить в музеи, но мы можем об этом рассказывать показывать детям.
Детям нравится творить и нужно поощрять любые творческие проявления. Почти все дети охотно рисуют, изображая разные объекты, явления и события, они учатся оценивать их, с эстетической точки зрения, наблюдать за тем, что происходит вокруг, запоминать и придумывать сюжеты. Рисование развивает личность ребёнка во многих направлениях и его нельзя заменить ни одним другим видом творчества.
Кроме того, всесторонне развиваться помогают занятия пением, музыкой, танцами. Совершенствуя способности управлять своим телом или голосом, дети развивают нейронные связи полушарий мозга, а это положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие в целом. Любые искусства помогают развивать и совершенствовать личностные качества и художественный вкус.
Наблюдение за природой
Приучая ребёнка с раннего детства обращать внимание на всё красивое и интересное, можно научить его быть наблюдательным, внимательным и жизнерадостным. Бывают дети, которые, по мнению родителей, мало интересуются окружающим миром. На самом деле они просто не показывают своей заинтересованности, но всё запоминают и видят. Интересы тоже нужно учитывать, ведь не каждому интересно рассматривать цветочки и листики, кому-то больше по душе наблюдение за животными или насекомыми, а кому-то – изучение явлений природы или расположения небесных тел.
Важно использовать любые возможности для продуктивного общения. В наши дни у родителей всё меньше времени для неспешных прогулок с детьми, но всегда можно найти минутку для того, чтобы показать ребёнку красивый закат, радугу, необычного вида луну, причудливой формы облако. Разумеется, для этого нужно взрослым хоть иногда поднимать голову и оглядываться вокруг. Важно уметь замечать всё интересное и не забывать обращать на это внимание детей, вместе анализировать увиденное. Взять, к примеру, тот же снег. Что в нём интересного? А стоит посмотреть на него в лучах заката, и вы удивитесь, какого он может быть красивого цвета. Можно просмотреть вместе с ребёнком репродукции картин разных художников, на которых изображён снег, и поговорить о том, насколько по-разному его можно изобразить.
Выходя на прогулку, остановитесь на несколько минут, порадуйтесь весеннему солнышку, обратите внимание, что изменилось в природе за последние дни. Пять минут ничего не изменят, но за это время можно расширить детский кругозор, обратив внимание на красивый мох, яркий осенний лист, снежинки на рукаве, красивую бабочку, пение птиц.
Сейчас многие родители перекладывают свою роль в эстетическом развитии детей на школу, детский сад, творческие студии. Но не стоит забывать, что самое главное дети получают именно в семье. Семейные традиции, уютное жильё, тёплые отношения, неторопливые семейные прогулки – это то, чего ребёнок не получит ни от учителей, ни из интернета, ни от сверстников. Это тот фундамент, который складывается в самом начале и на всю жизнь. Никто, кроме нас, не научит детей доброте, внимательному отношению к природе и умению замечать, как прекрасен мир вокруг нас.
Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Учить детей любить книгу. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей,.
Консультация для родителей «Как учить детей различать и называть основные цвета» Как учить детей различать и называть основные цвета (консультация для родителей) 1. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины.
Консультация для родителей «Как учить стихи» Консультация для родителей «Как учить стихи» Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили». С интеллектуальной памятью дело обстоит.
Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком». Красивая, образная речь всегда притягивает внимание собеседников. Формированию.
Консультация для родителей «Учить детей любить книгу» Каждые мама и папа хотят, чтобы ребенок был не только умным,но и всесторонне развитым. Но ребенок тем раньше начнет развиваться, чем большую.
Консультация для родителей детей подготовительной группы «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Консультация для родителей: «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Подготовила воспитатель Борзенко Е. И. «Подлинную красоту.
Консультация для родителей «Как учить детей рисовать» Оксана Стеблова Консультация для родителей : «Учим детей рисовать» От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.
Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» Консультация для родителей «Учим детей видеть прекрасное в природе» в средней группе. Ребенок пришел в большой мир окружающий его. Мы должны.
Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.
Открытое занятие «Летит вперёд железная дорога нам открывая мира красоту» «Летит вперёд железная дорога,нам открывая мира красоту». Цель : пополнять и закреплять знания детей о железной дороге. Образовательные.
Источник
Тонко чувствует красоту природы
Если прислушиваться к голосу сердца, верить в свои силы и способности и выбирать будущую профессию, исходя из принципа «Это мое! Я хочу этим заниматься!», судьба обязательно даст шанс найти дело всей жизни. Как предоставила его поломчанке Татьяне Александровне Дороховой – она преподает детям предмет, которым больше всего увлекалась в школе!
Уроженка поселка Лебяжье сменила в период взросления не одно место жительства, окончив общеобразовательную школу в с. Ильинском Слободского района. Увлечений у нее всегда было много, в основном – творческих. Например, уже во втором классе Таня с огромным интересом изучила поэму А.С. Пушкина «Евгений Онегин», хотя взрослые посчитали, что она ничего в ней не поняла. Позднее увлеклась иностранными языками и даже хотела стать переводчицей! Не чужда была и музыки, с успехом окончив в Ильинском музыкальную школу. Но одно хобби – изобразительное искусство – осталось с ней на всю жизнь…
Рисованием Татьяна увлекалась с раннего детства. Хотя в школе почему-то сомневались, что такие интересные картины девочка пишет сама, намекали даже, что за нее поработала мама… Желания стать художницей, правда, не возникало, а вот модельером-дизайнером постепенно созрело.
Девушка блестяще сдала первый экзамен в технологический вуз Нижнего Новгорода, как вдруг. передумала, испугавшись нескольких сложных предметов. В итоге решила пойти по стопам мамы – преподавателя естественных наук, отправившись в педагогику.
Окончила Халтуринское педучилище по специальности «учитель начальных классов» и по распределению попала в село Полом. Долгое время, помимо основной работы в начальной школе, вела уроки рисования и литературы для среднего звена. И однажды любовь к изобразительному искусству взяла верх! Последние пятнадцать лет Татьяна Александровна преподает в Поломском филиале Белохолуницкой детской художественной школы, а в общеобразовательной продолжает учить детей рисованию.
Ее воспитанники имеют успех не только на областном, но уже и на всероссийском уровне! Например, в этом году ученики Т.А. Дороховой Даниил и Илья Лобастовы, Ксения Вологжанина, Карина Дорофеева, Анна Мякишева, Карина Чашникова, Марина Лобастова и Дарья Хохрина отличились на конкурсах «Я рисую Вятку» и «Вятская мозаика». Показательно и то, что, заканчивая основную программу обучения в «художке», многие поломские ребята стремятся продолжить обучение на более «продвинутой ступени»!
Работники местного ДК, на базе которого действует Поломский филиал Белохолуницкой ДХШ, рады, что в их учреждении существует такой творческий коллектив. Татьяна Александровна помогает оформлять различные экспозиции, с удовольствием дает советы по деталям сценических костюмов и т. д. А недавно впервые организовала выставку своих картин (пейзажей и натюрмортов)! В последнее время увлеклась созданием дымковской игрушки и росписью старинных предметов утвари. Так что культработники надеются на новые личные вернисажи Т.А. Дороховой…
Пообщавшись с Татьяной Александровной, в очередной раз убеждаешься, что талантливый человек способен на многое. Он всегда стремится окружить себя красотой и воспитать художественный вкус у детей и взрослых.
Источник