Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск
Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви
Мы созданы для Радости
Что такое Царствие Божие? Апостол возвещает нам: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Сам Бог пребывает в радости, и радость Его совершенна. А человек – образ Божий, и его предназначение – тоже пребывать в радости.
Господь говорил Своим ученикам: «Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Затем, обращаясь к Отцу, Он сказал: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».
И неслучайно первое слово, какое сказал Христос после Своего воскресения, обратившись к женам-мироносицам, – это слово было: «Радуйтесь!».
Святитель Феофан Затворник замечает: «Радость в духе – всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Как обличительно для нас отсутствие радости духовной! Ибо это несомненный знак того, что наше христианство очень недостаточно, то есть многого в нем недостает. Больше всего радость сию подсекает то, что нет усердия, вяла жизнь, живем кое-как, переваливаемся с ноги на ногу».
Конечно, у нас бывают разные моменты в духовной жизни: могут быть и скорби, и печали, и огорчения – это даже неизбежно. Но все равно мир и радость должны преобладать, и нам нужно за это бороться. Уточню, что мы говорим о радости не в обычном мирском понимании. Не о той радости, которая выражается в приподнятом настроении, смехе, улыбках и которая проистекает исключительно от мирских или даже греховных причин, например, от удовлетворенного тщеславия.
Мы говорим о радости духовной. А она может выражаться не только как веселое расположение, но и как духовная бодрость, и как сила терпеть всё находящее, и как ревность к добродетели, и как внутренняя собранность, и как особое мирное состояние.
«Радуйтесь всегда в Господе, и паки реку: радуйтесь!» – вновь и вновь повторяет апостол. И это не просто приветствие, это его завет всем нам, завет, который мы должны исполнять, как одну из заповедей! Как мы следим за тем, чтобы в сердце нашем не возникали блудные помыслы или помыслы гнева, тщеславия, так же нам нужно следить за тем, чтобы в нашем сердце всегда был радостотворный мир.
Утешение земными благами полезно душе, когда совершается с простотой, разумной умеренностью и, главное, с благодарением Богу, с памятованием о Нем.
Какие еще источники радости есть в нашем райском саду? Может быть, вы удивитесь, но наш сад устроен таким образом, что источником радости бывают даже скорби и искушения.
У преподобного Исаака Сирина есть замечательные слова: «Прежде искушений человек молится Богу как чужой кто. Когда же входит в искушения по любви к Богу и не допускает в себе изменения, тогда вменяется у Бога как бы имеющий Его (то есть Господа) должником своим и как искренний друг».
Когда мы среди скорбей, мы особенно прилежим молитве, и Господь постоянно утешает нас как Своих искренних друзей. Скорби и искушения не позволяют нам расслабиться, держат нас в здоровом духовном напряжении. И как это ни парадоксально прозвучит, без скорбей мы даже и вовсе не могли бы радоваться – мы были бы не способны к радости, как не способны ходить по горам и плавать в море изнеженные, больные люди.
Обратите внимание: в этом весь секрет – любую скорбь принимать как любовь Божию, с благодарностью. Благодарность – это еще один источник радости, источник, дающий нам необыкновенную жизненную силу!
Еще один поистине чудотворный, цельбоносный источник – это монашеские подвиги и добрые дела. И если земные блага не всегда могут нас радовать, то подвиги и добрые дела утешают всегда и пожигают любую печаль и огорчение.
Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Всякая мирская вещь легко повреждается и не может доставить нам прочного удовольствия; но благочестие и доблесть душевная – совсем другое дело. Если подашь милостыню – никто не может отнять у тебя этого доброго дела. Пусть нападут со всех сторон войска: они не могут отнять приобретения, сокрытого на небе; нет, радость эта остается навсегда. Если будешь совершать постоянные и прилежные молитвы – никто не может похитить плода их, потому что этот плод утвердился корнем в небесах и безопасен от всякого повреждения. Если терпеливо перенесешь злословие, если на зло ответишь добром – эти добрые дела останутся навсегда, и радости от них никто не отнимет, но всякий раз, как вспомнишь о них, будешь радоваться, веселиться и вкушать великое удовольствие».
Недаром говорится, что ближний – это наше спасение. Когда мы помогаем ближним, то сердце наше смягчается и обретает способность радоваться. Даже в тяжкой скорби, когда мы сильно поддаемся унынию или гневу, какая-нибудь незначительная помощь другой сестре может совершенно изменить наше состояние. Поэтому если нас просят о помощи, будем радоваться, как радуется человек, который за ничтожную цену приобретает сокровище.
Есть еще одно монашеское делание, очень важное, которое является для нас неиссякаемым источником радости. Это делание – покаяние. Часто мы впадаем в такую ошибку – нам кажется, будто покаяние по сути своей смешано с горечью, будто оно совершенно лишено радости.
Конечно, нужно оговориться, что в тот момент, когда мы согрешаем, мы не можем не огорчиться – было бы нелепо утверждать обратное. Грех отторгает душу от Бога, лишает ее радости, вводит в нее печаль. Собственно грех – это единственная причина для печали. Житейские невзгоды, разные неудачи и обиды от людей – все это не разлучает нас с Богом. Только грех производит такое страшное действие, и душа естественно омрачается, опечаливается.
Но очень важно для нас, жизненно необходимо – не допускать, чтобы эта печаль осталась в нашей душе надолго! Мы должны понимать, что это неестественное, неправильное состояние, что это действие греха – и покаянием стараться выйти из этого состояния и вернуть себе радость.
Святитель Феофан Затворник коротко и ясно объясняет: «Можно плакать о грехах своих, а радоваться о Господе». Как бы ни были велики наши грехи, человеколюбие Божие все равно превосходит их. Будем смотреть не столько на свои грехи, сколько на милостивого Господа – и никогда не будем поддаваться унынию, а будем трудиться, бороться за добродетель и за то, чтобы вернуть радость, которую отнял грех. Именно трудиться! Потому что радоваться – это на самом деле не просто. Всегда радоваться – значит всегда пребывать в подвиге. Когда человек согрешает, ему бывает трудно даже признать, что он согрешил. Он ищет всевозможные оправдания, говорит, что не грех произвел в нем печаль, а те или иные обстоятельства, несправедливость от других людей – поэтому печаль его как будто оправдана. И нужны усилия, нужно переступить через себя, чтобы сказать: «Я печалюсь, потому что я согрешил». А затем требуются еще усилия, чтобы просить прощения, верить и надеяться, и бороться за радость.
Таков секрет радости. Осознать свой грех, укорить себя, понудить себя к покаянию, к молитве.
И мне хочется, чтобы вы запомнили одно правило: какие бы ни были у нас грехи, как бы ни действовали страсти – главное, никогда не унывать.
Один брат постоянно впадал в грех блуда, но каждый раз после падения приносил покаяние. Однажды ему явился дьявол и стал говорить: «Да как тебе не стыдно предстоять пред Богом или вообще призывать Его имя! Да у тебя еще хватает наглости псалмы петь!». На что инок ответил: «Клянусь, что никогда не прекращу ходатайствовать против тебя пред Богом и буду бороться с тобой до самой смерти!». Тогда дьявол сказал: «А я не буду больше с тобой бороться, не то с твоим терпением ты еще и венец получишь из-за меня», – и оставил этого брата.
Поэтому, даже если страсть постоянно превозмогает нас, несмотря на все наши усилия, – даже в таком случае мы не можем отчаиваться! Нет таких грехов, нет таких страстей, которые могли бы лишить нас права с дерзновением обращаться ко Господу: «Воздаждь ми радость спасения Твоего».
Мы иногда думаем: «Я буду радоваться, когда окончательно изгоню из своей души страсть гнева (или страсть тщеславия, или какую-либо другую мучительную страсть)». Но это одно из самых опасных заблуждений. Для того чтобы искоренить страсть, могут понадобиться многие годы, целая жизнь! И что же, всё это время нам не исполнять заповеди апостола: «Всегда радуйтесь»? Для кого же тогда он это сказал? Для бесстрастных ангелов? Нет, он повелел радоваться нам, грешным людям – таким, какие мы есть теперь!
Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям, не усмотрел же полезным поставить ее выше страстей прежде второго пакибытия».
Возможно, Господь для нашей же пользы не отнимает от нас страсть, чтобы в борьбе с ней мы приобрели терпение и смирение. Были такие подвижники, которые даже просили Господа не избавлять их от страсти, потому что чувствовали пользу от борьбы.
Суть в том, что не нужно ждать скорого избавления от страстей, а нужно «терпеливо возделывать добродетель», как говорит один древний подвижник, «не малодушествовать при неудачах, не отчаиваться и не падать духом, но сколько бы раз не пришлось упасть, снова вставать, воодушевив себя надеждой и ожидая милости Божией».
А преподобный Исайя предлагает нам еще такое краткое поучение: «Есть страсти, есть и добродетели». То есть он предлагает каждой из нас задуматься: хорошо, у тебя есть страсти, но есть у тебя и добродетели. Есть у тебя неверие, но есть и вера. Почему же ты не берешь это во внимание? Смотри только за тем, чтобы не быть ленивой – борись с собой, кайся, молись, и пребывай в радости.
А теперь мне хочется взглянуть на еще один источник радости в нашем райском саду – самый главный источник, из которого проистекают все прочие. Радость – это Сам Христос. Нет полнее и глубже этой радости, нет ничего более достойного носить имя радости! В Евангелии множество раз употребляется слово «радость», и во многих случаях речь идет о радости встречи со Христом. Радовались «радостью весьма великой» волхвы, когда подошли к дому, где был Богомладенец Христос. «Взыграл младенец Иоанн радостно» во чреве Елизаветы, когда почувствовал приближение Господа. С радостью мытарь Закхей спустился с дерева к Спасителю и принял Его в доме своем. Обрадовались ученики, увидев Воскресшего Господа.
И эта радость – радость о Христе – не поверхностная, не такая, которая слегка задевает душу. Эта радость проникает глубоко в сердце, очищает и оживляет его, изменяет все устроение человека. Такая радость может не выражаться внешне, не обязательно, чтобы человек смеялся и резвился. Человек может быть внешне серьезным и сосредоточенным, но иметь сердце исполненным сокровенной радости о Христе.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Источник всякой истинной радости течет в храме», имея в виду, что радость проистекает от молитвы.
Задумаемся: апостол, заповедуя нам «всегда радуйтесь», следом прибавляет: «непрестанно молитесь». Непрестанно молитесь – собственно только так и можно исполнить заповедь о постоянной радости. Молитва и радость связаны между собой неразрывно.
Молитва делает нас радостными, счастливыми даже среди тяжких скорбей.
И мы, когда молимся, обретаем способность радоваться в любых обстоятельствах и в каждый миг своей жизни. Может быть, кто-то из вас скажет: «И все-таки невозможно радоваться всегда! Можно радоваться от случая к случаю – но как радоваться непрестанно?».
Надеюсь, что вас окончательно убедит святитель Иоанн Златоуст: «Знаю, что исполнение этих слов для многих кажется невозможным. Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться? Радоваться не трудно, скажет, быть может, кто-нибудь, но радоваться непрестанно – это мне кажется уже невозможным, потому что нас постигают со всех сторон многие неизбежные скорби. Иной потерял искреннего друга, который роднее всякого родственника, или понес ущерб в имуществе, или впал в болезнь, или претерпел другое какое-либо несчастие, или огорчен незаслуженной обидой – и не перечтешь всего, что обыкновенно огорчает нас. Как же, говорят, возможно всегда радоваться? Конечно, возможно, человек! А если бы было невозможно, то Павел не стал бы убеждать, не стал бы советовать он, обладающий духовною мудростью… Не нужно много слов, ни продолжительного разглагольствия: размыслим только об одном его изречении – и найдем путь, ведущий к истинной радости. Павел не просто сказал: “Радуйтесь всегда”, но присовокупил и причину непрерывной радости, сказав: “Радуйтесь всегда о Господе”. Радующийся о Господе ни в каком случае не может быть лишен этой радости».
Источник
Книга пророка Исаии 61:10
Толкования:
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 10-11 Радостию буду радоваться о Господе, и возвеселилась (вульг. возвеселится) душа моя о Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения и одеждами правды одел меня, как жениха, украшенного венцом, и как невесту, украшенную ожерельем своим. Ибо как земля производит зелень свою и сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог возрастит правду и хвалу пред всеми народами
Начало отдела по Семидесяти, которые сказали: радостию возрадуются о Господе, связано с концом предшествующего отдела. По еврейскому это—начало другого отдела, в котором выводится Церковь, отвечающая на слова Христа: радостию возрадуюсь о Господе и возвеселится душа моя о Боге моем,—не об отцах, как хвалились иудеи, говоря: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже ( Ин. 8:33 ) , но о Боге, согласно с словами Писания: народу же веровавшему бе сердце едино и душа едина ( Деян. 4:32 ) .
Далее указывает причины радости: Ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою или хитоном правды и веселия, которая по еврейски называется таит, украсил и одел. Ибо все мы, крестившиеся во Христа, во Христа облекаемся ( Гал. 3 ) и имеем Его одеждою правды, который сделался для нас святостию, правдою и искуплением ( 1Кор. 1 ) . Он представляет также сравнение двух стад в Церкви: совершенных и начинающих. Совершенных он сравнивает с красотою жениха, начинающих уподобляет украшению невесты. Совершенным был Павел, который, как жених, украшенный венцом и долженствовший быть увенчанным, или, как перевел Акила: ίερατευμένοζ οτεφράφ; Что на нашем языке называется носящий священнический венец, говорил по авторитету вещавшего в нем Христа подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды ( 2Тим. 4:7-8 ) , и в другом месте: елицы убо совершенни, сие да мудрствуем ( Флп. 3:15 ) . Начинающим же он был сравнительно с исполнением, когда от лица начинающих говорил: егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях ( 1Кор. 13:11 ) , и еще: отчасти видим и от части уразумеваем, пока не приидет совершенное ( 1Кор. 13:8-10 ) . Поэтому уподобляется украшению невесты, украшаемой женским нарядом или, как прочие перевели, убранствами (vasis) или ожерельями своими. И представляет примеры другого сравнения, из которых первый относится к жениху, второй к невесте. Как земля производит зелень свою и орошается небесными дождями, и подобно тому как сад, нуждающийся в водах источников и рек, произращает семя свое: так, говорит он, Господь возрастит правду и радость пред всеми народами,—не пред Израилем,чтобы поразить высокомерие иудеев, а пред всеми народами, которые собираются в Церкви.
Лопухин А.П.
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством
Созерцание такого полного торжества и высокой славы новозаветной Христовой церкви наполняет душу пророка священным восторгом, и он из глубины переполненного сердца поет победный гимн Богу, влагая его в уста самой церкви. Примеры подобного рода бывали и раньше ( Ис. 42:10 ; 44:23; 49:13) .
Радостью буду радоваться… Указывает на самую высшую степень радости, новозаветной церкви, при виде такого множества членов и такого всеобщего почета и такого ясного благоволения Божия (см. 8 ст.).
Возвеселится душа моя о Боге Моем... потому что именно Он — причина и источник духовного веселья церкви. Невольно напрашивается сравнение этих слов с аналогичными словами другой радостной, новозаветной песни: «величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк. 1:46-47 ).
Ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня… Образ взят, по-видимому, от воина, одетого в бранные доспехи; хотя евр. термин ליךמ — «одежда спасения» указывает на одежду первосвященника. В переносном смысле все это знаменует благодатные дары Святого Духа, подаваемые в таинствах церкви и сообщающие с верою приемлюшим их оправдание и спасение.
Как на жениха возложил венец, как невесту, украсил убранством. Сравнение церкви с женихом и невестой следует признать особенно выразительным и сильным, так как на свое брачное торжество все, даже самые бедные люди, обычно стараются предстать в самом лучшем и нарядном уборе. В частности, сравнение церкви Христовой с невестой служит предметом целого псалма ( Пс. 44 ). Можно, наконец, отметить, что текст этого стиха дал содержание одной из наших богослужебных молитв, при архиерейском облачении.
Свт. Иоанн Златоуст
Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством
«Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня». Не видишь ли ты, что здесь пророк сказал только о радости духовной? Здесь нет ничего вещественного, но все духовное, потому что он говорит: «возвеселится душа моя о Боге моем». Когда мы получаем какую-либо духовную благость, то мы радуемся о Господе. Всякий, кто радуется о своих благах и детях, хотя бы потом подвергался печали, однако, видя приятную жену или любимых сынов, затем не считает бедствий более бедствиями. Равным образом это случается и с тем, кто радуется о Господе, – особенно, когда он наверное знает, что Бог не прогневался на него; тогда он более не скорбит и не печалится, подобно тому, как апостолы всегда радовались о Боге и других увещевали к тому же, говоря: «Радуйтесь всегда в Господе» ( Флп.4:4 ) . Эта радость непреходяща и бессмертна. Если кто радуется о благах, то радость его бывает временна: когда богатство его истощится, то вместе с ним исчезнет и радость. Подобно тому, как свежие весенние цветы бывают приятны для глаз, а поблекшие неприятны, таким же образом и богатство отнимает радость от ума и, может быть, само первое отойдет от нас, или мы от него. Иной, может быть, будет радоваться из-за прекрасной жены, но и она – владение непрочное, радость временная, веселие преходящее, соединенное со многими огорчениями и подозрениями: потому-то эта радость временна. Но если ты полюбишь Господа, то милосердие Его будет вечным; любовь постоянно обновляется, желание возжигается, никогда не дряхлеет и не стареет. Тот, кто любим тобою, всегда нов, желателен и достоин любви. Если же ты скажешь, что ты не видишь Его, то посмотри на небеса: как они прекрасны, как величественны! Как небо приятно, усладительно для зрения и полезно для всего! А это небо есть дело Того, Которого ты любишь, тонкое и нежное дело перст Его. Отсюда ты уразумеешь красоту Его Самого, насколько это возможно. Разве ты не видишь Его? Если желаешь, то ты Его узришь, – очисти только ум, очисти сердце, потому что говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ) .
«Облек меня в ризы спасения». О какой ризе говорит пророк? Та риза, в которую мы облекаемся, не есть риза спасения. Но я знаю, что вам, ведящим таинство, это известно. Однако, пусть говорит Павел: «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ) . Христос есть одежда спасения. Ты облекся в ризу не затем, чтобы покрыть наготу телесную, но затем, чтобы быть неприкосновенным для насилия смерти. Справедливо пророк говорит: «ризу», – потому что мы были нагими, бесславными, непослушными, глупыми, блуждающими, служащими многим страстям; грехи сделали нас нагими, и сатана, которому мы дали у себя место, сделал нас бесславными. Потому пришел Христос, облачил нас, и показал нам разум, которым мы можем легко совлечь с себя ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу. И так как в нашей власти – совлечь его, то потому Он и повелевает, говоря: «облек», так чтобы одежда всегда пребывала с нами. «Одеждою правды одел меня». Есть здоровье, которого мы можем достигнуть после болезней, благодаря врачам и наставлениям советников; это же здоровье приобретается вместе с радостью и величайшими благами и никогда не подвергает нас бесчестию. «Как на жениха возложил венец». Акила говорит: «как жениху, украшенному венцом». «И, как невесту, украсил убранством». Митра – это венец, украшенный ожерельями и драгоценными камнями, который женихи надевают себе на голову во время бракосочетания. «И, как невесту, – говорит, – украсил убранством». Поистине, было брачное торжество, но только духовное, в котором души сделались причастницами Бога. Смотри на бедность невесты, которая получает от жениха одежду и украшение; никто другой не мог украсить ее этими одеждами. Подобно тому, как какой-либо муж – царь, когда желает взять себе в жены понравившуюся служанку, не имеющую одежды, достойной брачного торжества, и не имеющую средств самой от себя приготовить таковые одежды, дарит ей все это и украшает, – таким же образом и Христос даровал все украшения Церкви и украсил ее.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 10-11 Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки
Распростерши к ним щедрую руку и возвестив, что увенчает их многочисленными и драгоценными дарованиями (ибо говорит: всяк видяй я, познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога) и потом присовокупив, что возрадуются о Господе, Он прямо сообщает им радость. Посему-то, и притом весьма уместно, вводится здесь лицо церкви, от восторга восклицающей: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия. Одеждою вeceлия называет Господа нашего Иисуса Христа, как и премудрый Павел пишет уверовавшим в Него: облецытеся Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похотех ( Рим. 13:14 ) . Те, которые имеют в Нем как бы одеяние, сверх спасения приобретают счастье и пребывают в нескончаемой радости. Посему Сам Спаситель сказал: тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут ( Ин. 10:10 ) ; ибо Он, как я сказал, не только спасает, но и доставляет нескончаемую радость; это и есть то лишшее, что должно прибавиться — жизнь святым. Итак, Христос есть небесная и превышняя риза и одежда нетления; кто получит ее, тот будет увенчан всякою красотою, очевидно, духовною, и отличиями добродетели. Он будет как жених, украшенный венцом, и как невеста, блистающая всеми украшениями; ибо сyщие во Христе — сильны и весьма мужественны в духовных подвигах и в изобилии обладают украшениями добродетели во всех видах. Они подобны и невестам по плодородию и по разнообразной красоте блестящих добродетелей. Посему некто из святых пророков, называя плодоносными проводящих святую жизнь, сказал: страха ради твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом на земли ( Ис. 26:18 ) . Итак, святых надобно уподобить жениху и невесте по причине их мужества и, сверх того, плодородия. Но обрати внимание на то, что им всегда присуще как бы сияние красотою; и это сохраняется у них как при совершении великих подвигов добра, так и в мужественной борьбе со страстями. А что радость, как бы некое цветущее растение, увенчавает вселенную, после того как Христос воссиял народам правду, на это указал в словах: яко землю растящую цвет свой и яко вертоград семена своя: тако возрастит Господь правду и веселие пред всеми языки. Кажется, вырастающим и восходящим пред народами семенем и цветом называет здесь самого Господа нашего Иисуса Христа, как сказал в Песни Песней: Аз цвет польный, и крин удольный ( Песн. 2:1 ) ; или же евангельскую и спасительную проповедь и оправдание через нее, которое превосходнее правды законной и всегда сопровождается радостно, то есть веселием. Тем, которые вполне достигли его (оправдания), даровано будет Богом пребывание в постоянной радости; ибо они услышат от Спасителя всех нас Христа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего ( Мф. 25:21 ) . Как радость спасительная проповедь может быть понимаема и другим способом: между тем как закон был карателем и возбуждал (в душах) великий страх, ибо отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает ( Евр. 10:28 ) , напротив, евангельское откровение приносит нам жизнь и oбетованиe наград и истинную надежду на непостижимые блага.
Источник