Толегенова алия амангалиевна психофизиологическое исследование эмоционального интеллекта
Представлены результаты исследований эмоционального интеллекта в целом и его отдельных компонент у подростков и юношей различными инструментальными средствами, включая аппаратные. Было показано, что составляющие (шкалы) эмоционального интеллекта имеют разный удельный вес в его общей структуре (N = 156), что значения интегрированного эмоционального интеллекта отдельных социальных групп чувствительны к современной ситуации развития общества, в частности его подростковая страта (n = 80). Определены две шкалы эмоционального интеллекта, демонстрирующие подвижность в различных возрастных подвыборках – способность управления эмоциями и самомотивация (n = 60), а также проиллюстрированы результаты пилотажного исследования внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта на подростковой выборке с использованием аппаратной диагностики изменения функционального состояния под влиянием эмоциогенного стимула (n = 16).
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, эмоциональная осведомленность, управление эмоциями и самомотивация, восприятие и понимание эмоций, функциональные состояния, вегетативные типы индивидуального реагирования
Исследовательский потенциал моделей эмоционального интеллекта
Общую позицию к пониманию проблемы эмоционального интеллекта, независимо от концептуального наполнения, выразил А.А.Бодалев, который наделял определенных людей некой социальной одаренностью. С его точки зрения, она являет собой некое объединение эмоциональных, интеллектуальных и коммуникативных способностей, определяющее психологическую основу успешности коммуникации с окружающими [Бодалев, 2012].
В ходе эволюции психологического знания идеи о продуктивном взаимодействии когнитивных и эмоциональных процессов, связи когниций и эмоций находит свое отражение в ряде отечественных и зарубежных исследований. Были высказаны предположения о существовании «когнитивного кольца», которое объединяет суждения и настроения. Имеется в виду, что негативные или позитивные эмоции приводят к активизации отрицательных и положительных мыслей и наоборот, то есть мысли и эмоции закольцовываются [Андреева, 2008].
Наш эмпирический интерес к физиологическим, а конкретно вегетативным индикаторам эмоциональной реактивности пересекается с когнитивной концепцией Р.Лазаруса, основной идеей которой является познавательная детерминация эмоций. В данной концепции особо интересными для нас являются следующие два положения, раскрывающие сущность когнитивного опосредствования.
1. Любая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, – это функция некого рода оценки либо познания.
2. Эмоциональный ответ – это некий синдром, каждый из компонентов которого отражает значимый момент в общей реакции.
Согласно позиции автора, схема появления эмоции пошагово выстраивается в следующей последовательности: восприятие – первичная оценка – исследовательская активность – (личное значение действий в оцениваемой ситуации) – вторичная оценка – тенденция к действию – возникновение эмоции как проявление тенденции в переживании, а также физиологических изменениях и моторных реакциях [Лазарус, 1970].
Следовательно, изменение функционального состояния человека (времени и амплитуды реакций) в процессе решения интеллектуальной задачи, имеющей эмоциональное содержание, может являться критерием индивидуального эмоционального реагирования. Можно предположить при этом, что отдельные задачи будут сопровождаться различными вегетативными изменениями, в зависимости от интеллектуального потенциала человека (ЕИ). Так мы выходим на принцип неравномерного распределения значений шкал эмоционального интеллекта.
То есть интегральное значение эмоционального интеллекта предполагает множество вариантов и комбинаций соотношения способностей к обработке, интерпретации и применению эмоциональной информации, что инициирует расширение инструментария для изучения парциальных компонент ЭИ и их иерархизации.
В качестве научно-теоретического обоснования поставленной нами проблемы мы обратились к актуальным в современном психологическом пространстве моделям эмоционального интеллекта: смешанная модель Д.Гоулмана, концепция Д.В.Люсина, а также модель, основанная на совокупности способностей П.Сэловея и Дж.Мэйера. Модель способностей делает акцент на взаимодействие эмоций с мышлением, а смешанные модели рассматривают различные способности (когнитивные, коммуникативные, личностные) как единое целое, направляющее социальную деятельность субъекта.
Причиной нашего обращения к этим трем принципиально разным моделям ЭИ являлось наличие в их структуре составляющих компонент, в некоторых случаях совершенно неконгруэнтных, но при этом отражающих способности человека получать, перерабатывать и использовать во взаимодействии эмоциональную информацию. При этом некоторые компоненты характеризуют еще и регуляцию собственных эмоциональных состояний как произвольный эмоциональный ответ на социальное воздействие.
Cмешанная модель эмоционального интеллекта Д.Гоулмана существенно отличается от моделей, основанных на совокупности ментальных способностей. Он был убежден, что в ряд способностей, составляющих эмоциональный интеллект, должны быть включены также персональные категории (самообладание, рвение, постоянство и пр.) [Гоулман, 2005, 2008].
По этой причине Д.Гоулман создал смешанную модель эмоционального интеллекта, дифференцированную на пять областей: знание эмоций, руководство эмоциями, самомотивация, распознавание эмоций Других, управление отношениями с Другими. В свою очередь, каждая из данных областей подразумевает развитие определенных навыков. Так, знание эмоций включает распознавание и мониторинг чувств; управление эмоциями, чувствами – как способность успокоиться, нивелировать беспричинное беспокойство или раздражительность; самомотивация подразумевает использование эмоции для достижения цели, отсроченное проявление радости, подавление импульсивности, способность быть в «общем потоке»; распознавание эмоций других требует эмпатического понимания, полноценного взаимодействия с другими; управление отношениями с Другими – навыка управления эмоциями других [Сергиенко, Ветрова, 2010].
С его точки зрения, базовым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия, определяющая восприятие людьми друг друга, а также успешность межличностного общения. Выделенные Д.Гоулманом качества, необходимые для социальной успешности (доброжелательность, тактичность, умение быстро оценить ситуацию), требуют эмпатийного понимания, которое он рассматривает как врожденное качество. Отсюда, в качестве доминирующей компоненты ЭИ он видит выраженную эмпатийную способность, в отличие от перцептивных доминант других концепций и моделей.
Авторство следующей рассматриваемой нами модели ЭИ принадлежит отечественному исследователю Д.В.Люсину, который определяет эмоциональный интеллект как способность к пониманию эмоций и управлению ими [Люсин, 2004]. При этом способность к пониманию и управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей.
В русле данной модели способность к пониманию эмоций означает умение идентифицировать (распознавать) эмоции у себя или другого человека, то есть устанавливать, какую эмоцию испытывает другой человек или он сам, и, как результат, найти для нее словесное выражение. Помимо этого, способность идентификации эмоций включает и понимание причины, вызвавшей данную эмоцию, и последствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек способен контролировать внешнее выражение эмоций, интенсивность эмоций и при необходимости может вызвать определенную эмоцию [Люсин, 2004].
В более поздних исследованиях Д.В.Люсина совместно с А.С.Степановой и О.О.Марютиной концепция эмоционального интеллекта была расширена и дополнена следующими компонентами: когнитивные способности как точность и скорость обработки эмоциональной информации, представление об эмоциях как об источнике информации о себе и о других людях, включение характеристики эмоциональной устойчивости, эмоциональной чувствительности, которая понимается под термином «эмоциональность» [Люсин, Ушаков, 2009].
Исходя из разной направленности интеллектуальных действий, Д.В.Люсин дифференцирует эмоциональный интеллект на внутриличностный и межличностный как ориентированный на себя и на другого человека. В этом случае становится очевидна связь модели Д.В.Люсина с моделью социального интеллекта Г.Гарднера, который рассматривал эмоциональный интеллект как личностную компоненту социального интеллекта с теми же позициями деления, основанными на знаниях о себе и о других (интраперсональный интеллект в первом случае и интерперсональный – во втором).
Подтверждая тенденцию интеграции эмоционального интеллекта в структуру социального, авторы одной из самых популярных моделей эмоционального интеллекта американские психологи П.Сэловей и Дж.Мэйер рассматривают его как «часть социального интеллекта, которая включает способность контролировать собственные чувства, эмоции и чувства и эмоции других, различать их и использовать эту информацию, чтобы контролировать мышление и действия» [Сергиенко, Ветрова, 2010, с. 12].
Согласно обновленной версии концепции Д.Мэйера и П.Сэловея эмоциональный интеллект включает в себя ряд способностей:
– оценка, восприятие и выражение эмоций (процесс идентификации эмоций);
– анализ и понимание эмоций;
– использование эмоций с целью повышения эффективности деятельности и мышления;
– сознательное управление эмоциями с целью личностного роста, а также улучшения межличностных отношений.
Как мы можем заметить, в новой модели появился компонент, связанный с личностным ростом и межличностными отношениями. В связи с этим авторское определение ЭИ было обновлено за счет введения новых способностей – определение значения эмоций, их связей друг с другом, а также использование информации, которая содержится в эмоциях, как основы мышления и принятия решений [Сергиенко, Ветрова, 2010, с. 32].
Эмпирическое исследование
Цель исследования: определить наиболее активные шкалы эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах в соответствии с различными моделями ЭИ, выявить акценты оперирования эмоциональной информацией представителями различных социальных групп, включая субкультурные объединения, а также проиллюстрировать возможности психофизиологического исследовательского инструментария на примере аппаратно-программного комплекса «Дианел 11 S-iON».
Методы
Выборка
В исследовании особенностей эмоционального интеллекта у представителей субкультурного объединения «хипстеры» принимали участие подростки в количестве 40 человек в возрасте от 13 до 17 лет, из них 22 девочки и 18 мальчиков (http://vk.com/clubhipsters) (n = 40).
Подростки в количестве 40 человек, не входящие в молодежные субкультуры, учащиеся 6– 10-х классов ГОУ СОШ No. 518 ЦАО г. Москвы (7 девочек и 5 мальчиков) и МАОУ СОШ No. 19 г. Мытищи (13 девочек и 15 мальчиков) (n = 40).
В исследовании особенностей эмоционального интеллекта юношей и девушек, активных пользователей социальной сети «ВКонтакте», принимали участие 60 человек от 18 до 23 лет (n = 60).
Выборку пилотажного исследования эмоционального интеллекта с использованием аппаратного метода составили 16 человек (9 мальчиков, 7 девочек) в возрасте 13–14 лет, учащиеся 8-го класса ГБОУ Школы No. 1236 г. Москвы (n = 16).
Методики
1. Методика компьютерного тестирования организма человека с помощью программного обеспечения «Дианел-ИОН» и аппаратно-программного комплекса «Дианел 11 S-iON» производства ООО «Центр информационных технологий «Нелиан»», основанная на измерении электрокожной проводимости (ЭКП) или электросопротивления кожи (ЭКС). Считается, что при активации человека под воздействием усиления импульсации в нервных окончаниях верхних слоев кожи происходит усиление интенсивности потовыделения в потовых железах. Данный процесс регистрируется в виде изменений сигнала кожно-гальванической реакции (КГР). Регистрируемая прибором кожно-гальваническая реакция при проведении психологических тестов используется в качестве дополнительного диагностического критерия, отображающего взаимосвязь психоэмоционального и нейрофизиологического статуса.
2. Опросник Д.В.Люсина «Эмоциональный интеллект» («ЭмИн»), направленный на изучение внутриличностного и межличностного, а также интегрального эмоционального интеллекта. Субшкала Межличностного ЭИ (МЭИ) включает понимание эмоций других людей и управление ими, субшкала внутриличностного ЭИ (ВЭИ) – понимание собственных эмоций и управление ими, а также дополнительно способность контролировать внешние проявления своих эмоций (контроль эмоций).
3. Тест эмоционального интеллекта Н.Холла, направленный на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Включает пять шкал, таких как «эмоциональная осведомленность», «управление эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей».
4. Методика исследования эмоционального интеллекта (EQ) в модификации Т.Д.Марцинковской, направленная на исследование компонентов эмоционального интеллекта: восприятие выражения эмоций, понимание своих эмоций (самосознание), управление эмоциями (самоконтроль), эмпатия (понимание чужих эмоций).
Результаты и их обсуждение
Поскольку мы предположили, что отдельные социальные группы, в частности неформальные объединения молодежи, чувствительны к современной ситуации развития общества, то решили обратиться к одному из самых актуальных для подростков и юношества субкультурных объединений – хипстерам.
Термином «хипстер» обозначается современное субкультурное сообщество, членами которого являются преимущественно подростки и юноши. Сам термин образован от английского жаргонного «to be hip», в переводе означающего «быть в теме» (параллель с «хиппи»). Первоначально свое значение данный термин получил в среде ценителей джаза и достаточно долго хипстерами называли представителей особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. В современном понимании хипстерами являются представители «обеспеченной городской молодежи, интересующейся элитарной зарубежной современной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и индироком, артхаусным кино, современной литературой и т.п.» [Гофман, 2010].
Специфика данной социальной группы позволяет предполагать, что именно эмоциональный интеллект задает социальную чувствительность и коммуникативную компетентность ее представителям. Для обоснования данного предположения мы сравнили эмоциональный интеллект членов субкультурного сообщества «хипстеры» и подростков, не входящих в субкультурные группы (см. рис. 1).
Рис. 1. Сравнение средних значений по шкалам эмоционального интеллекта в подвыборках респондентов (тест эмоционального интеллекта Н.Холла).
На рис. 1 наглядно представлены различия в значениях шкал самомотивации и управления эмоциями в двух подвыборках. Подростки, принадлежащие к группе хипстеров, демонстрируют более высокие значения по данным шкалам, что и определяет расхождения в уровне эмоционального интеллекта между ними и подростками вне субкультуры. Эмоциональная осведомленность и эмпатия в обеих подвыборках находятся в достаточно выгодной позиции и превышают средний уровень по отношению к другим шкалам, при этом уровень распознавания эмоций для всех подростков остается невысоким, хотя в группе хипстеров он несколько выше. В совокупности хипстеры демонстрируют более высокий уровень интегративного эмоционального интеллекта.
Для проверки достоверности наблюдаемых нами различий мы воспользовались t-критерием Стьюдента, поскольку распределение данных в выборках испытуемых подчиняется закону нормальности. В ходе статистического анализа нами были выявлены статистически значимые различия в группах испытуемых по таким шкалам, как «управление эмоциями» и «самомотивация». В то же время статистически значимых различий по шкалам «эмоциональная осведомленность», «эмпатия», «распознавание эмоций» выявлено не было. Результаты статистического анализа различий в шкальных значениях эмоционального интеллекта представлены в таблице 1.
Таблица 1
Значение t-критерия Стьюдента при выявлении различий в шкальных значениях эмоционального интеллекта в двух подвыборках (хипстеры и подростки вне субкультурной группы)
Наименование шкалы ЭИ | Средний показатель (в баллах) | Значение t-критерия Стьюдента | |
Подростки вне субкультуры | Хипстеры | ||
Эмоциональная осведомленность | 11, 2 | 10,9 | 1,63 |
Управление эмоциями | 9,1 | 15,7 | 2,91* |
Самомотивация | 6,3 | 17 | 2,2** |
Эмпатия | 11,4 | 11,2 | 1,97 |
Распознавание эмоций | 5,13 | 6,4 | 0,89 |
Примечания. * – различия на уровне статистической тенденции при p Изотова Елена Ивановна . Кандидат психологических наук, доцент, ассоциированный член лаборатории психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Максимова Елена Борисовна. Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт РАО, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источник