- Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
- Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
- Традиционные методы проверки чувства ритма
- Новые методы проверки чувства ритма
- Чувство ритма: для чего и как развивать
- Откуда у человека чувство ритма
- Ритм сегодня
- Как развить чувство ритма
- Как развивать чувство ритма
- Тренировка 1. Дома, пока никто не видит.
- То самое чувство когда ритма
- Чувство ритма
- Чувство ритма и чувство музыкального ритма
- Ритм — это движение
- Ритм — это речь
- Ритм — это основа физиологии и физики
- Ритм — это основа любого общества
- Ритм — это ответственность
Чувство ритма: что это такое и как его проверить?
У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.
Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.
ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».
ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ
Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.
Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?
Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.
Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.
Традиционные методы проверки чувства ритма
Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.
МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».
Примеры ритмических рисунков для прослушивания:
Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?
Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.
МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?
Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.
Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.
Новые методы проверки чувства ритма
Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.
МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.
Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.
После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.
Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.
МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.
После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.
МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.
Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!
Источник
Чувство ритма: для чего и как развивать
Больше информации на сайте brightmagazine.ru
Что такое чувство ритма? Как его развить? И вообще, зачем это нужно человеку?
У каждого музыкального произведения есть свой ритм. Ритм делит что-либо имеющее длительность на отрезки. Отрезки эти, в свою очередь, могут быть простыми (как в большинстве популярных композиций) и сложными (как в большинстве классических произведений). Скорее всего, он ещё и изменяется на протяжении композиции: акценты и сильные доли могут спокойно куда-нибудь переехать, создавая совершенно новое настроение. Но не нужно путать ритм с темпом: темп – это скорость, а ритм – это рисунок, композиция, ударения и акценты.
И, вопреки всем имеющимся представлениям, чувство ритма есть у каждого человека! Другое дело – это не так заметно при поверхностном рассмотрении.
Откуда у человека чувство ритма
Основа этого чувства – способность двигаться. Наш мозг устроен невероятным образом и, конечно же, содержит много разных областей, которые отвечают за движения. Эти области запоминают варианты движений нашего тела и помогают придумывать новые. В жизни мы сталкиваемся с различными задачами, требующими физической нагрузки. Чем чаще мы решаем одну задачу, тем проще и быстрее она нам даётся. Всё потому, что мозг привыкает. Привыкает к весу передвигаемых и используемых предметов, скорость их перемещения, интенсивности сокращения мышц. Так, однажды, количество повторений становится качеством исполнения. Именно этот путь проходит ребёнок при освоении своего тела и физического мира.
Понимая смысл задачи, и научившись управлять телом и объектами, мозг становится способен «успевать», усложнять задачу за счёт уменьшения времени выделенного на выполнение, а то и добавляет несколько действий в привычный уклад. Другими словами, к контролю качества и скорости движения, мозг смог прибавить контроль временных рамок (насколько сам их чувствовал, конечно). А чтобы это стало возможным, нужно различать длительности, то есть научиться их сравнивать и получать простые результаты, типа больше, меньше, или равно. Во времена «выживания», когда человек ещё был добычей и не начал строить цивилизацию, такие возможности обеспечивали биологический успех, ведь это позволяло вести охоту более успешно, выживать эффективнее, за один отрезок времени создавать больше предметов и обустраивать больше пространства. Чувствовать ритм – означает «понимать, как эффективно двигаться». А эффективно двигаться – это танцевать.
Ритм сегодня
Цивилизация взрастила потребность в ритмичности, ведь в жизнь стали приходить всё более сложные идеи, требующие всё более сложного технического оснащения и командной работы. Так и происходит, ручной труд усложнился и теперь огромная куча нюансов учитывается подсознательно, автоматически. Понаблюдайте за собой во время уборки или мытья посуды: ваше тело само знает, на какое действие сколько тратить времени и усилий. Рука даже представляет, как и куда нужно взмахнуть, чтобы с тарелки слетели последние капли воды. Всё ещё считаете, что ритм – не ваше? Хорошо. Тогда просто спросите своих друзей или родственников, что происходит с вами, когда вы слышите любимую(-ые) песню(-и)? Всё ваше тело автоматически подстраивается под ритм композиции: сердцебиение замедляется или ускоряется соответственно, меняется мимика, поза, характер и направление движений конечностей. А если вы ещё и подпеваете… Тело подпевает с вами. Буквально, ваши суставы начинают работать синхронно с ритмом мелодии. А пробовали убираться под музыку? Да, здесь, и подавно, начинается настоящее представление.
Как развить чувство ритма
Заинтересовались в приобретении способностей, могущих сильно скрасить досуг и жизнь? Отлично! Это на пользу вашему физическому и психологическому здоровью. Есть множество интуитивно понятных упражнений, выполняйте их как можно регулярнее – и удивитесь тому, как быстро нарабатывается навык.
Подыгрывайте любой звучащей сейчас композиции. Не обязательно громко, главное – уловить характер, рисунок, ритм. Конечно, в идеале – начать танцевать всем корпусом и пристукивать ногами в тот момент, когда стучите руками.
Ритм – не только скорость и рисунок движений, это ещё и эмоциональное переживание. Найдите несколько пар композиций, которые, на ваш слух, отличаются противоположными настроениями. В паре, конечно же. Например: грустно — весело, легко — тяжело, агрессивно — меланхолично и т.п. Играйте (стучите, танцуйте, хлопайте) вместе с этими композициями и позаботьтесь о том, чтоб ваше звучание было таким же по настроению. Как? Вот сами и выясняйте.
Уборка/мытьё посуды/стирка/бег/что-либо ещё – под музыку. Нужно делать привычные дела в ритм. Ничего ведь сложного, да? Поделайте так сколько-то раз, прочувствуйте процесс. А вот потом (регулярность может сильно варьироваться, ничего страшного, если вы решитесь на это через несколько дней, или неделю) выберете композицию, которая не совпадает по характеру с вашей деятельностью. Например, рубите дрова под вальс. Но, будьте добры, рубите так, чтоб чувствовалась лёгкость, чтобы всё как положено.
Задачка со звёздочкой. Советую выполнять не сразу, а немного поднаторев. Запоминайте ритм. Выключайте музыку. Играйте ритм. Ну и, конечно же, играйте его танцуя, дайте телу почувствовать, что такое грустный и весёлый ритм. А потом включайте трек-образец и проверяйте себя. Диктофон может вам сильно помочь в этом деле.
Есть друзья-музыканты? Тогда настало время экспериментировать! Возьмите любую песню, которую вы можете исполнить вместе (неважно, на каком инструменте вы будете играть, хотите – гитара, хотите – пойте, хотите – хлопайте ладонями по коленям) и выверните её наизнанку. Превратите колыбельную в марш, чтоб колени от ужаса дрожали, сделайте из романса клоунаду. Чем больше вариаций – тем лучше.
Для того, чтоб всё это осуществить, вам не понадобится много устройств, достаточно свободного времени (это по началу, потом сможете делать это между делом), желания и правильно направленного внимания. Удачи на пути!
Источник
Как развивать чувство ритма
Пожалуйста, перед прочтением статьи, подпишитесь на наше танцевальное сообщество https://vk.com/broadwaydance
Для начала давайте разберемся с понятиями темпа, ритма и слуха.
#Темп – это скорость движения музыки. Измеряется ударами в минуту. За редчайшим исключением, в 99,9% музыки, темп не меняется от начала до конца мелодии.
#Ритм (он же ритмический рисунок) — совокупность долей разной длины. Ритмический рисунок, в отличие от темпа, может меняться в течение трека, и не один раз. Задается ритм инструментами, голосом, а может и вашей фантазией))
Если говорить о ритме танца, то в каждом направлении есть свой базовый ритм. Например, привычные многим Тум-Чик-Чик — для Бразильского Зука, Степ-Степ-Трипл-Степ-Трипл-Степ для West Coast Swing и т.д.
#Ритмический слух — способность определять ритмические рисунки и воспроизводить их физически. Например, стучать или топать ритмы, или определять по ритму ног танцоров — что за направление они танцуют.
#Ладовый слух — способность различать звуки по тембру, высоте, грустная или веселая играет мелодия, и т.д.
Самое важное для начинающего танцора — развитие ритмического слуха!
Однако, первое, что нужно научиться делать — это держать темп в ногах: ходить с одинаковой скоростью ровными шагами, как часы! И тогда вы можете с уверенностью переходить к ритмическим рисункам!
Как это сделать? Вот несколько тренировок для развития чувства ритма с нуля.
Тренировка 1. Дома, пока никто не видит.
— Для тех, у кого все плохо 🙂
Задание. Включите этот трек.
Источник
То самое чувство когда ритма
Школа Ритма Льва Слепнера — уроки на развитие чувства ритма в Москве
Программа развития чувства ритма.
Чувство ритма
Знаете ли вы какое чувство почти невозможно развить?
Это чувство юмора.
Мы же будем говорить о чувстве ритма, которое прекрасно поддается развитию во всех областях. Даже если вам кажется, что попасть в такт или в музыку в танце для вас никогда не станет возможно, это не так. Чувство ритма поддается развитию в любой стадии, в любом возрасте и даже тогда, когда оно совершенно отсутствует. Исходя из педагогической практики можно даже выделить несколько типичных стадий, характерных для большинства людей, специально занятых развитием своего чувства ритма.
На первой стадии ученик начинает слышать свои собственные отклонения от темпа во время исполнения ритмических упражнений. На второй стадии ученик способен вернуться в точное попадание при отклонении от темпа. На третьей стадии ученик уже может управлять временем и попаданием в темп и метроном на небольших промежутках времени (примерно до четырех тактов). На четвертой стадии ученик свободен играть с метрономом и без, точно работает с ритмическими фигурами, умеет слышать мелкую пульсацию как в собственной игре, так и в игре партнеров в ансамбле.
Примерно в такой последовательности происходят улучшения. Раз за разом налаживаются нейронные связи, улучшается координация и реакция, наконец, улучшается чувство ритма. Развитие чувства ритма — это буквально развитие соответствующих нейронных связей слуха, реакции и координации, что доступно абсолютно всем людям.
К примеру, очень часто человеку кажется, что у него проблема со слухом, потому что он не способен повторить услышанное хлопками или стуком. Но в то же время он оказывается способен повторить услышанное голосом, так что проблема, очевидно, сводится к неразвитости нейронных связей, координирующих слух и руки. А это уже вполне понятная и решаемая задача, с которой за время базового курса справляются все.
Чувство ритма и чувство музыкального ритма
Даже музыканты очень часто путают чувство ритма и чувство музыкального ритма. Если вы музыкант и придерживаетесь мнения, что это одно и то же, вам стоит провести на себе небольшой эксперимент. Попробуйте разделить небольшой отрезок пустого времени стуком на 5 частей, полагаясь на свое чувство ритма. Практика показывает, что музыкант справляется с этой задачей немногим лучше, чем обычный человек с обычным чувством музыкального ритма. В то же время музыкант намного лучше справится с этой задачей, если ритм потребуется не простучать, а проиграть или пропеть. Разгадка кроется в том, что для чувства музыкального ритма важна также музыкальная интонация.
Все это и порождает ошибочное мнение: «чувство ритма нельзя развить». В этом ошибочном мнении есть доля правды. Нельзя развить музыкальное чувство ритма отдельно от музыки, мелодии и гармонии. Ритм связывает и регулирует темп, акцент и продолжительность звуков, то есть определяет мелодию. Проще говоря, музыкальный ритм и чувство музыкального ритма являются основой именно музыкального образа.
Возьмём для примера метроном. Метроном не является прибором, чувствующим музыкальный ритм, и пригоден лишь для того, чтобы развивать это чувство на самой начальной стадии подобно тому, как часы, которые не являются прибором, чувствующим время, пригодны лишь для того, чтобы измерять искусственно выдуманные человеком периоды во времени (секунды, минуты, часы), что, очевидно, не составляет развитого чувства времени, а является очень небольшой его частью. При помощи метронома можно научиться безошибочно разбивать время на два равных промежутка, но в музыке сплошь и рядом две восьмые не равны четверти. Живой музыкальный ритм намного сложнее одинакового ритмичного чередования. Именно поэтому музыкальный ритм намного интереснее немузыкального, а чувство музыкального ритма интересует людей куда больше, чем умение безошибочно поделить минуту надвое.
Ритм — это движение
Физиологической основой как чувства музыкального ритма, так и чувства ритма вообще является наша способность двигаться, а точнее двигаться так, чтобы повторение и скорость действий были одинаковыми. В тот момент, когда качество действий начинает зависеть от одинаковости действий, например, при освоении ходьбы малышом, и возникает чувство ритма.
Развитие музыкального чувства ритма невозможно без освоения способности делать ритмичные движения под музыку: дирижировать, хлопать (двигаться) или проговаривать ритм. Музыкальное чувство ритма — умение переживать музыку телесно-двигательно, это умение чувствовать телом эмоциональную выразительность ритма. Неслучайно в латинском языке слово «motio» (от которого и происходит слово «эмоция»), обозначает как движение, так и душевное «движение», т. е. побуждение к действию.
Восприятие музыки всегда сопровождается активностью нейронных связей между слухом и движениями тела, причем эти движения не сопутствуют восприятию музыкального ритма, а являются его частью. Именно поэтому люди с развитым чувством ритма легче осваивают любые виды спорта, но в особенности — единоборства. Чувство ритма — это прежде всего координация и сосредоточенность «здесь и сейчас».
Ритм — это речь
Чувство ритма это всегда способность чутко переживать ритм внутри себя, и потому он напрямую связан с умением видеть, слышать и говорить, а точнее вообще воспринимать информацию извне и адекватно выражать ее вовне. Музыканты совсем неслучайно слышат лучше других людей даже то, что не имеет прямого отношения к музыке. Более тонкие различия слуха, доступные музыкантам, имеют прямое отношение к нейронам речи. Эта связь ритма и речи, ритма и тонких различий слуха, закладываются уже тогда, когда ребенок начинает изучать связь слов в предложениях своих родителей. Развитие чувства ритма — это одна из основ развития слуха у детей. Именно «правильное» чувство ритма позволяет нам находить нарушения в речи другого человека. Уже поэтому существует прямая связь между изучением иностранного языка и развитием чувства музыкального ритма.
Ритм — это основа физиологии и физики
Нетрудно заметить, что мир вокруг нас ритмичен. Самые очевидные ритмы это ритм сердцебиения и ритм дыхания. Ритму подчиняются смена дня и ночи, ежегодные сезоны, движение планет Солнечной системы и самого Солнца вокруг центра Галактики. Очевидно, что все биологические циклы: сна, пищеварения, да и вообще всего, из чего состоит любое живое существо — это не более, чем приспособление к ритмам окружающего мира и их отражение в нас, что было понятно уже в глубокой древности.
Например, именно поэтому древний индийский бог Шива держит в одной из своих рук барабан. Его поклонники-шиваиты верят в то, что первый ритм этого волшебного барабана создает очередную по счёту Вселенную, а последний ее разрушает. Иными словами, они верят, что материальная Вселенная и все бесконечное многообразие Вселенных это ничто иное как священный Ритм.
Ритм — это основа любого общества
Слово «ритм» совсем неслучайно похоже на слово «ритуал». Цикличность природы заставляла людей точно соответствовать ритмам окружающего их мира. Отражением этому стало одинаковое для всех народов религиозное требование строжайше точно исполнять ритуал. Наши предки понимали, что социальная аритмия в ритмичном мире так же страшна, как аритмия сердечная. Именно поэтому ритуал являлся основой культуры (и меры культурности) в любом обществе.
В современном мире ритмы природы отступили на второе место по сравнению с ритмами социальными. Самыми большими и заметными из них являются, несомненно, циклы экономических кризисов. Но и в быту современный человек ложится спать не с заходом Солнца. Наоборот, он работает в строгом соответствии с экономическим ритмом своего общества вне зависимости от времени суток или сезона. Можно даже сказать, что он сознательно выучивается не слышать свои природные «часы», к которым, несомненно, относится и чувство ритма.
Ритм — это ответственность
Когда кто-то вываливается из ритма, распадается весь ансамбль. Поэтому мы воспитываем не только чувство ритма, но и чувство ансамбля, взаимодействие, а не просто умение попадать в пульсацию и ноты, или играть ритмические рисунки, или попадать в метроном, или делать ритмические упражнения, смещения и синкопированные рисунки. Развитие чувства ритма — это развитие скорости счета, разнообразия в мышлении, изучение более интересных музыкальных фраз. Для всего этого чувство ритма является основой, на которой надстраиваются мелодия, гармония, ритм.
Источник