Психологические причины, из-за которых люди постоянно тратят деньги
Не секрет, что деньги (а точнее, их отсутствие) являются основной причиной стресса у многих людей. Финансовые решения – когда совершать покупки, выплачивать долги или копить – требуют силы воли, разумного суждения и дисциплинированности. Но почему для людей, который не оказались жертвами экономического кризиса и не застряли в долговых обязательствах, задача свести концы с концами является подчас такой непосильной?
Одна из причин в том, что люди склонны тратить деньги, которых у них нет. Согласно недавним исследованиям, около трети людей в возрасте 30-49 лет имеют больше долгов на дебетовых картах, чем накоплений.
Почему же они тратят слишком много и почему эти импульсы так сложно подавить? Простой, казалось бы, вопрос, но ответ на него требует аналитических размышлений. Многие исследователи рассматривают эту проблему, и ниже можно узнать ряд причин, заставляющих много тратить.
Эмоциональный порыв
Будучи социальными существами, люди нуждаются во многих вещах: быть здоровыми, счастливыми, любимыми и признанными – иногда больше, чем все остальные. Рекламодатели пользуются этим последним стремлением людей – желанием вызывать восхищение в других, например обустроив самый красивый дом.
Иногда они взывают и к чувству страха, поставляя товары и услуги, которые могут обезопасить жилище или автомобиль от неприятного происшествия. Маркетологи исследуют образ жизни покупателей и общественное мнение, чтобы нажимать на психологические рычаги. Устоять перед таким тонким давлением бывает крайне сложно.
Людям нравится выгода
Найдя в магазине товар со скидкой, человек может почувствовать себя бережливым покупателем. Однако возможно и то, что эта покупка вовсе не была запланирована и заложена заранее в бюджет. В результате человек тратит на нее деньги, которые мог бы сэкономить, не подвернись ему этот уцененный продукт.
Слишком большой выбор
Чем больше решений вам приходится принимать, тем меньше шансов устоять перед искушением. Исследования показывают, что, когда сила воли людей ослабевает, они тратят больше денег и покупают больше товаров, чем те, кому не приходилось до этого бороться с искушением.
Социальный психолог Рой Баумейстер ссылается в качестве примера на одно исследование. Дилеры Audi обнаружили, что, приобретая машину, покупатели поначалу бывали очень придирчивы и взыскательны. Но чем больше решений им приходилось принимать по ходу выбора товара, тем менее требовательными и разборчивыми они становились. В результате, когда дело дошло до выбора обивки салона, покупатели уже израсходовали всю энергию и брали даже те вещи, которые им не нужны, тратя лишние деньги.
Сила воли, объясняют психологи, подобна мышце в теле: чем больше ее напрягать в течение одной тренировки, тем сильнее она устанет. Не слишком обеспеченные финансово люди постоянно принимают сложные денежные решения. Они рискуют тем, что их сила воли попросту истощится в определенный момент.
Еще одно исследование показало, что небогатые люди чаще покупают еду и напитки во время шопинга, чем финансово обеспеченные. Кроме того, покупатели в торговых центрах чаще совершают приобретения в третий час своего нахождения в них, потому что за это время успевают подвергнуться большому количеству соблазнов. В результате их сила воли приходит в упадок, и они уже не могут устоять. Но нередко о таких покупках они впоследствии жалеют.
Потребности VS желания
Одним из результатов глобализации торговли является то, что люди могут приобретать вещи, считавшиеся когда-то предметами роскоши: дорогие игрушки, электронику. Но главное, эти продукты стали производиться массово. Разрастание числа товаров для потребителей делает их более доступными, чем когда-либо.
Изобилие доступных вещей – это не так уж плохо. Но из-за этого очень сложно бывает решить, какие из них по-настоящему нам необходимы, а какие являются лишь прихотью, навязанной со стороны.
Покупка любви
Праздники, дни рождения и другие радостные события – это повод дарить подарки. Однако они неожиданно могут стать слишком внушительной статьей расходов. Достаточно подумать о Дне Святого Валентина, Дне матери, Дне отца, профессиональных праздниках, не говоря уж о государственных… Сколько же люди в сумме тратят в год по этим поводам? Кроме того, они склонны в этих случаях переплачивать: им кажется, что только так они в полной мере выразят свою любовь к близким.
Но даже в нашем материальном мире следует помнить, что лучше, чем подарки, люди запоминают впечатления, счастливые события. Так что есть смысл дарить близким эмоции, а не вещи.
Заполнение пустоты
В 2014 году американские исследователи опубликовали результаты своих наблюдений. Оказалось, что покупки поднимают людям настроение. Если человек чувствует себя грустным или сталкивается с проблемами, то такая шопинг-терапия помогает им воспрянуть духом.
Причина в том, что процесс выбора товаров активизирует в них чувство личного контроля. Шопинг, подобно употреблению алкоголя, — возможность сбросить стресс.
Однако исследователи предупреждают: это ощущение контроля ситуации может быстро обернуться противоположным чувством: беспомощностью, когда человек оказывается в долгах. Поэтому преимущества такой «терапии» явно находятся под вопросом.
Источник
Почему у одних людей много денег, а другие «бьются как рыба о лёд»?
Замечали ли вы, что есть люди, которые открыты для денег, к ним деньги приходят легко, и есть люди совсем другие, у которых это не получается? Нет, речь не о лентяях. Часто вторые много работают и много делают, много «бегают», однако то ли везения не хватает, то ли удачи, но у них не получается так легко и свободно зарабатывать на достойную жизнь, как получается у первых.
Есть различие, насколько легко приходят деньги к разным людям. Как вы думаете, с чем связана такая разница, что к одним людям деньги приходят совсем легко, никаких проблем нет – ни на хорошую работу устроиться, ни организовать бизнес – а другим деньги достаются только тяжелым трудом?
Обычно в ответ на этот вопрос говорят, что у первых людей есть «знакомства». Якобы одни люди знают кого-то, и поэтому могут устроиться на хорошую работу и заработать деньги, а другие люди таких знакомых не имеют. Это частое мнение, что только «нужные знакомства» помогают «хорошо устроиться в жизни».
Иногда говорят, что «повезло» с родственниками или родителями – если родился в «правильной» семье, будет с деньгами всё хорошо, а кому не повезло, никогда ничего хорошего не будет, и нет смысла даже стараться. Есть ли у вас такие мысли?
Или говорят, что просто нужно правильно выйти замуж или жениться – особенно про женщин, якобы деньги у женщины будут, только если она найдет богатого мужа. Мол, единственный способ женщине получать столько денег, сколько ей нужно на её траты, – это богатый муж.
Разница на самом деле вовсе не в этом. Разница в том, что у людей в голове существуют различные убеждения, страхи, заблуждения, которые их ограничивают и не дают увидеть возможности, заставляют делать выбор в пользу более тяжелой работы, потому что они побоялись заняться легкой и денежной. Сейчас задумайтесь и вспомните, может, в вашем опыте или в опыте ваших знакомых и родственников есть случаи, когда вам предлагали заняться бизнесом, но вы по какой-то причине решили, что это не для вас, а у человека, который этим занялся, всё получилось, он отлично заработал. И у вас осталось ощущение: «Надо было соглашаться». Вспомнили?
У людей каждый час каждого дня есть какой-нибудь выбор. Они решают утром пойти на работу или, если это выходной, заняться чем-то привычным, либо они решают, что им нужно достичь новую цель.
Мы ставим наши цели в соответствии с нашими внутренними убеждениями и нашим прошлым опытом. Если мы с детства привыкли, что мы ничего особенного не добиваемся, то каждое утро мы просыпаемся и организовываем свою жизнь так, чтобы подтвердить это убеждение, чтобы подтвердить, что мы ничего особого не добиваемся и вряд ли добьемся.
Вспомните людей, у кого жизнь каждое утро похожа на то, что было неделю назад, у кого жизнь почти не меняется? А вспомните тех, у кого постоянно новые цели, новые достижения, новые вещи?
А вас устраивает то, что и через год вас ждет такая же жизнь, такой же день, как всегда, и через два-три года, и до пенсии?
И ещё один вопрос: если вы хотите изменений, то почему вы ещё не там, где будут эти изменения? Что вам мешает, что вам не дает оказаться там, где происходят изменения? Почему завтра утром вы планируете заниматься тем же, чем занимались неделю назад, вместо того, чтобы реализовать свою мечту?
Помните фильм «День сурка», где герою удалось превратить свой день в идеальный? Когда он действительно был полезен людям, занимался любимыми делами, ни в чем себе не отказывал, общался с любимой женщиной, помог множеству людей, был популярен, востребован, профессионально занимался своим любимым делом?
Инфантильный и агрессивный мужчина из начала фильма превращается в человека счастливого и полезного, любимого людьми и довольного жизнью, живущего с удовольствием – к концу фильма. А вы обратили внимание, что он для этого сделал, как он жил для того, чтобы из инфантильного мужчины в начале фильма превратиться в ответственного, приятного и привлекательного мужчину в конце фильма?
Он половину времени учился новому.
И он наполнил свою жизнь реальными действиями и значимыми событиями.
А заметили, как он в последний день обращался с деньгами в самом конце фильма? Обратили внимание на денежный аспект фильма? Если не заметили, задумайтесь, как вы относитесь к деньгам, если не замечаете в фильме взаимодействия с деньгами? Как вам удается не заметить взаимодействие с деньгами?
Если вы сейчас вспоминаете, то он очень легко относился к тому, чтобы деньги отдавать и получать. И страховку купил на крупную сумму, и нищему помог, и подарил билеты на матч новобрачным… Он очень щедро и легко отдавал в мир время, деньги, энергию, хорошее настроение, добрые слова. Точно так же он оказался самым дорогим холостяком. Помните, какой был торг? Насколько он был щедр к людям в этот день – настолько же мир оказался щедрым к нему. Все женщины были готовы отдать за него любые деньги.
В фильме показана метафора, как нам хорошо было бы относиться к деньгам, если мы хотим их получать так же легко. Разница между людьми, живущими однотипным рутинным днем, и человеком, который легко получает деньги, заключается в том, что второй способен так же легко вкладывать деньги в нужные ему знания, навыки и умения.
Так что мешает вам иметь много денег? Ваше подсознание заботится, чтобы вам было комфортно. Идеальный вариант для подсознания – чтобы мы тихо и спокойно лежали на диване и кушали печенье. Хищников нет, сытый, довольный.
Но нас не устраивает уровень, устраивающий крестьян или работяг: заработали на еду, покушали, всё нормально. Нас интересует самореализация – ставить цели больше, чем мы сами, и достигать эти цели, при этом приносить людям пользу и добро, и самим себе ни в чем не отказывать.
Разница между теми людьми, кто всегда заработает столько денег, сколько ему нужно, и людьми, которые боятся будущего, заключается только в том, что у первого человека нет этих ограничивающих убеждений. Когда человек живет из убеждения: «А вдруг кризис? А вдруг уволят?»– у него очень высокий уровень тревоги, он сам себя пугает такими мыслями.
Как вы думаете, какие мысли у человека, который уверен в своем будущем? Почему он не боится? Какие убеждения помогают ему не бояться?
В первую очередь этот человек либо сознательно, либо по ходу своей жизни убрал страхи. И у первого, и у второго человека может быть одинаковый объем знаний и одинаковые умения. Разница в том, что у них в голове.
Уверенный в себе человек знает, что он всегда заработает столько, сколько ему нужно, и он либо сознательно (занимаясь на тренингах, работая с психологами, читая правильные книги и выполняя упражнения), либо бессознательно, имея опыт бизнеса или успешной карьеры, работы, заработка, проработал свои детско-подростковые страхи.
Наше подсознание о нас заботится, оставляя нас в зоне комфорта. Нужно расширять эту зону комфорта, и для этого есть 2 способа.
Первый способ расширить зону комфорта: когда вы начинаете реально «бегать» в своем бизнесе ещё в юные годы: создаете бизнес, ошибаетесь, разоряетесь, снова создаете бизнес, снова разоряетесь. Таким образом вы каждый из своих страхов проживаете в реальном мире, в реальном бизнесе.
Когда учат ораторскому мастерству, говорят, что просто нужен «налет часов» – делай то, что боишься делать. Боишься выступать? Иди и выступай. Выступи 10, 100, 1000 раз, на 1001 раз тебе будет всё равно, легко, как опытному водителю легко проехать от работы до дома.
Если вы не готовы потратить несколько лет своей жизни на то, чтобы ошибаться и разоряться, создавать бизнес и оказываться в долгах, то лучше выбрать второй вариант: сознательно избавиться от страхов и ограничивающих убеждений.
Тогда лучше выполнять специальные упражнения, которые позволяют все эти страхи прожить, безопасно вытащить из подсознания – без негативных последствий в реальном мире. Когда вы выполняете упражнения, вы фактически избавляетесь от такого же количества страхов и ограничивающих убеждений, как если бы вы полгода занимались бизнесом, а он бы у вас не получился и вы разорились.
Каждое такое задание, каждое такое упражнение надо прожить в реальной жизни. Это будут задания на реальное взаимодействие с деньгами, с реальными купюрами. Это могут быть упражнения на написание убеждений и их переработку, упражнения на новый опыт в жизни и новые действия.
Например, в процессе одного упражнения на живой группе к одним и тем же людям подходят разные участники с разными словами и получают совершенно разные реакции: кто-то получает деньги, а кто-то слышит оскорбления. Всё это эффект убеждений – вы сами выбираете тех людей, с которыми будете общаться, выбираете вашу профессиональную жизнь. С одними людьми вам будет легко, приятно и денежно взаимодействовать, если у вас нет страхов и ограничивающих убеждений, а с другими людьми вы заведомо получите проблемы.
Но сколько бы вы ни твердили аффирмации или занимались визуализациями, сколько бы вы ни переписывали свои убеждения, ваше подсознание в это не поверит, если у вас нет успехов в реальной жизни. Очистить подсознание не так просто. Нужно каждый день работать над собой, над тем, что не вернулось старое убеждение. Мы живем в реальном мире, и привычные мысли так просто не убираются.
Чтобы убрать страхи и ограничивающие убеждения, надо комплексно работать над всеми аспектами. Многих с детства приучали к тому, что «деньги зло, деньги плохо, богатые – плохие люди, жулики, украли, обманули». А мы же не хотим быть плохими! В нашем обществе деньги действительно табуированная, запретная, стыдная тема, которую стараются избегать. На Западе вопрос о том, чем и сколько ты зарабатываешь на жизнь, совершенно естественный вопрос. А у нас спросишь у постороннего человека: «Сколько ты зарабатываешь?»– и сразу выглядишь как шпион из налоговой. От таких мыслей надо избавляться.
Хотите убрать ограничивающие вас убеждения?
Источник