Типы высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента
Физиологическая основа темперамента раскрывается в учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальное исследование, И. П. Павлов обратил внимание, что подопытные животные в любых условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя самым различным образом. Одни из них спокойны, другие агрессивны, раздражительны, у одних быстро вырабатываются условные рефлексы, у других – медленно и так далее.
Причина индивидуальных особенностей поведения животных обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности. Среди особенностей высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил как основные следующие:
а) силу процессов возбуждения и торможения;
б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
в) подвижность, то есть сменяемость, процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, не обнаруживая запредельного торможения, то есть определяет выносливость, нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители – сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают сильные процессы возбуждения. Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения.
Уравновешенность процессов возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов характеризует собой способность нервной системы быстро, в ответ на требование условий внешней среды, сменять процесс возбуждения процессом торможения, и наоборот.
Своеобразие сочетания силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения образует четыре основных типа высшей нервной деятельности. Три из них И. П. Павлов относил к сильному, один – к слабому.
1. Сильный, неуравновешенный (безудержный).
2. Сильный, уравновешенный, подвижный.
3. Сильный, уравновешенный, инертный (внешне более спокойный).
4. Слабый тип (характеризующийся слабостью процессов возбуждения и торможения).
Кроме названных в жизни встречается много смешанных и промежуточных типов.
Хотя установленные И. П. Павловым типы высшей нервной деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей.
Продолжая исследования Б. М. Теплова и его сотрудников, В.Д. Небылицын установил новый важный признак нервной деятельности – динамичность. Этот признак выступает как свойство нервной системы, определяющее ее способность к формированию реакций, адекватных условиям опыта, способность к «научению» в широком смысле этого слова.
Указанные типы нервной системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа темперамента. Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующее:
• сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент;
• сильный, неуравновешенный (безудержный) тип – холерический темперамент;
• сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент;
• слабый тип – меланхолический темперамент.
Исследуя типы высшей нервной деятельности, И. П. Павлов изучил также и типы, присущие только людям и характеризующиеся особенностями соотношения первой и второй сигнальных систем. Таких типов Павлов установил три. Тип «художника» характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы. «Мыслительный» тип характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Для «смешанного», или «среднего», типа характерна относительная уравновешенность первой и второй сигнальных систем. Следует подчеркнуть, что данное деление весьма относительно, поскольку преобладание первой или второй сигнальных систем является в значительной степени относительным. Преобладание и уравновешенность первой и второй сигнальных систем, как правило, обусловливаются спецификой конкретного вида деятельности, особенностями творческого труда.
Источник
II. Тип внд и темперамент.
Тип ВНД — физиологическая основа темперамента. Тип ВНД — врожденный, но не наследственный. В течение жизни темперамент претерпевает изменения, но в определенных пределах. Из сильного в слабый может быть переведен, изменяя условия жизни (жесткие, экстремальные). Наоборот — из слабого в сильный – практически невозможно.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ТИПА ВНД.
а) Темперамент больше, чем тип ВНД зависит от жизненных условий, от обстановки жизни. У темперамента большая вариативность, чем у типа ВНД.
б) Темперамент не жестко предопределен типом ВНД. Одни и те же свойства типа ВНД могут различно проявляется в темпераменте и наоборот. Например, сдержанность (м.б. как черта характера) у одних — показатель слабости возбуждения (нечего сдерживать), у др. — силы торможения.
в) Темперамент может маскироваться больше, чем тип ВНД.
Свойства темперамента
Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью — ригидностью, экстра версией — интроверсией, эмоциональной возбудимостью.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (чувствительность) — наименьшая сила внешнего воздействия, которое необходимо, чтобы вызвать у человека психическую реакцию.
РЕАКТИВНОСТЬ — степень непроизвольности реакции на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы.
АКТИВНОСТЬ — выражение (проявление) энергетики человека при воздействии на внешний мир и преодоление препятствий (настойчивость, сосредоточенность внимания, целенаправленность).
СООТНОШЕНИЕ РЕАКТИВНОСТИ И АКТИВНОСТИ — баланс между ними. От чего больше зависит деятельность человека — от случайных внешних или внутренних воздействий (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ — быстрота перехода побуждений в действия (связь с волей, т.е. насколько осуществляется саморегуляция).
ТЕМП РЕАКЦИЙ — скорость протекания психических реакций и процессов человека — речи, мимики, походки, скорость ума, быстрота запоминания и др.).
ПЛАСТИЧНОСТЬ (подвижность) или РЕГИДНОСТЬ (устойчивость) — насколько и быстро или с трудом и медленно человек приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам.
ЭКСТРАВЕРСИЯ ИЛИ ИНТРОВЕРСИЯ – направленность на внешнее или внутреннее (от себя, на себя).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ — сложное свойство психики, характеризуется соотношением силы воздействия, необходимой для возникновения эмоциональной реакции и скоростью ее возникновения.
ХАРАКТЕР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ — то, что сметет на своем пути — холерик, не заметит сангвиник, обойдет флегматик, станет непреодолимым препятствием для меланхолика.
Психологические особенности темпераментов
Двух одинаковых людей нет. Два сангвиника могут сильно отличаться друг от друга. Рассмотрим характеристики типов по следующим критериям: общая характеристика, положительное и отрицательное, проявление, педагогическое воздействие, представители.
САНГВИНИК — человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Его мимика богатая, подвижная, выразительная.
Сангвиник обычно отличается быстрым и эффективным мышлением, находится в хорошем расположении духа. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.
Положительное — Экстраверт. Быстрое протекание психических процессов, высокая пластичность поведения, хорошо контактирует с людьми, очень деятельный, можно воспитать хорошего организатора, податлив к перевоспитанию.
Отрицательное — неустойчивость настроения, м.б. поверхностность чувств, м.б. опрометчивость решений и суждений, готов отвечать, даже когда не знает. Воспитание волевых качеств с трудом, требуется контроль (либо самоконтроль), чтобы начатое дело довести до конца.
Проявление — вовне сильнее, чем внутренне. Делает вид, что очень сердит.
Педагогическое воздействие — в присутствии других.
Представители: Наполеон, Герцен, Чичиков, Ольга Ларина.
ХОЛЕРИК — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, большую эмоциональность, необузданность, несдержанность. Часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно — в раздражительности, аффективности.
Положительное — по выражению Стендаля — “Тип выдающихся людей”. В критические минуты жизни проявляют по сравнению с другими очень важное преимущество — способность к могучему рывку и давлению, ведет за собой других. Решительность, трудоспособность.
Отрицательное — неуживчивость, может обижаться по пустякам, может ответить грубостью на оценку, с его точки зрения неверную. Возможны нервные срывы (поставщик неврозов). Самовоспитание необходимо больше, чем другим, чтобы предотвратить вспышку (сосчитать до 100). Феномен “закрытые двери”
Вовне ярче, чем внутри (я не знаю, что сделаю, я убью тебя; я тебя ненавижу – но это только степень выражения эмоций).
Педагогическое воздействие — лучше не в присутствии других (непредсказуем..)
Полководцы: Суворов, Петр I, Жан-Поль, Марат. И.П. Павлов, Анна Каренина, Екатерина II, Мария Стюарт, Жанна Д’ Арк.
ФЛЕГМАТИК — человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычное состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Он обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Положительное — основательность, постоянство характера, “труженик жизни”. Больше всего симпатии Павлов отдавал этому типу. Предпочитает не брать на себя роли руководителя. Но — если. деятели науки, политические деятели — спокойствие, выдержка, самообладание, методичность. Надежность в паре (дружба, брак).
Отрицательное — при ответах теряется, надо дать возможность собраться. Не давить, может привести к срыву. Увеличение темпа работы должно быть постепенным. Инертность приводит к недостаточной гибкости характера.
Проявление — внешне не проявляется. Иллюзия, что все безразлично.
Педагогическое воздействие — в присутствии других.
Кутузов. Портос, Пьер Безухов, Обломов, Елизавета Английская.
МЕЛАНХОЛИК — человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», особенно сильно у него внешнее торможение — «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Интроверт. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства.
В нормальных условиях жизни меланхолик – содержательный, глубокий человек. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Положительное — в слабости сила. Высокочувствительная фотопластинка. обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности. Люди искусства.
Отрицательное — Он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем ожидает и видит только опасное, плохое. Неадекватное переживание неудач, самобичевание. М. развиться злопамятность, обидчивость.
Проявление — внешне — не проявляется, внутренне — очень сильно.
Педагогическое воздействие – только наедине и соблюдать осторожность в подходе.
Источник