Психологические типы водителей и их поведение на дороге
Ни для кого не секрет, что все люди делятся на определённые психологические типы, в зависимости от их темперамента и манеры поведения. Не исключение здесь и водители. Их психологические типы во многом соответствуют обычным психотипам людей. Но при этом каждый из них ведёт себя на дороге по-своему. И далеко не все из них порой отличаются спокойным и безопасным поведением.
Зная психотипы водителей, порой можно избежать различных неприятностей в пути.
Например, эпилептоид может показаться весьма аккуратным водителем. Он редко превышает скорость и нарушает правила дорожного движения. Такие автомобилисты избегают резких манёвров и предпочитают двигаться в правой полосе. Эта излишняя аккуратность и медлительность порой может сыграть с ними злую шутку. Кроме того, такой тип автолюбителей отличается неподатливостью. Они редко уступают дорогу и пропускают более быстрых водителей, если того не требуют правила. А это зачастую очень опасно.
Холерик же считается одним из самых безопасных и приятных психотипов автомобилистов. Он, конечно, не любит медленной езды и обожает резкие манёвры. Но его вождение никогда не станет помехой для других водителей. Кроме того, такой автолюбитель, несмотря на свою вспыльчивость, очень быстро успокаивается, а потому редко становится участником дорожных конфликтов.
В отличие от холерика, шизоид — самый опасный тип водителей. Они — основные участники дорожных конфликтов и главные создатели аварийных ситуаций на дорогах. Такие автомобилисты не привыкли уважать других участников дорожного движения и ведут себя очень нагло, порой игнорируя ПДД и общечеловеческие нормы. Такие люди считают себя главными на дороге. Они уверенны, что все остальные должны уступить им и пропустить, даже если правила говорят обратное. Водители шизоидного типа очень часто встречаются среди тех, кто управляет дорогими иномарками премиальных моделей. Но дорогое авто — вовсе необязательный атрибут. Иногда подобных автомобилистов можно встретить даже на раздолбанной «девятке» или ржавой «Дэу Нэксиа».
Не менее опасны зачастую и истероиды. Их можно заметить в общем потоке по тщательно намытому и отполированному автомобилю, который сверкает так, как будто только вчера выехал из дверей автосалона. К слову, также аккуратно, а порой — и несколько экстравагантно, выглядит и сам водитель. Ездят истероиды обычно достаточно осторожно, но при этом привыкли активно любоваться собой и своими удачными действиями на дороге. Именно такое самолюбование зачастую и становится причиной их аварий.
Весьма приятным типом водителей, но, к сожалению, в последнее время очень редким является сангвиник. Он всегда в отличном настроении, радуется жизни, хорошей погоде и всему на свете. Такой человек буквально излучает позитив и дарит его другим автомобилистам. Он способен поднять настроение в пробке или на стоянке удачной шуткой и помочь другому водителю в беде. Жаль, что такие автолюбители встречаются очень редко.
Конечно, неуверенное поведение простительно начинающим автомобилистам, которые совсем недавно получили права. Но меланхолик может ездить так, даже если имеет водительское удостоверение уже не один год. И, вряд ли, его излишняя осторожность и медлительность вообще исправимы. Именно таким поведением он и раздражает других автомобилистов, провоцирует дорожно-транспортные происшествия, сам того не желая.
Все люди разные. А потому, требовать ото всех одинакового поведения на дороге не нужно. Необходимо лишь быть терпимее друг к другу и к ошибкам других водителей. Тогда аварий и конфликтов на дорогах станет намного меньше.
Источник
Типы темперамента за рулем
Личные особенности характера подкорректировать невозможно, но вы можете их учесть при вождении. Темперамент и характер имеют огромное значение для водителя. В США был проведен эксперимент. Водителям, которые часто попадали в аварии, сообщили о свойственных их типу характера недостатках. Аварийность этих людей снизилась на две трети! Надеемся, что эта статья окажется полезной и для Вас.
Психологи считают, что темперамент важно учитывать при выборе профессии. Не менее важно знать, как он влияет на вождение автомобилем. Типов темперамента четыре: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Холерики прекрасно справляются с вождением на высокой скорости и в целом управлять движением автомобиля. Проблемы возникают при торможении и оценке дистанции. Холерик не всегда может вовремя остановиться и держаться на безопасном расстоянии.
Флегматики с трудом могут управляться с автомобилем на высокой скорости, но осторожны и не станут подвергать риску себя и автомобиль.
Сангвиники очень работоспособны и энергичны. Они любят разнообразие в вождении, разучивают хитрые повороты и финты. Между тем именно они совершают больше всех ошибок за рулем, их эксперименты и склонность к риску могут привести к ДТП.
Меланхолики очень чувствительны к раздражителям, они наиболее педантичны в отношении правил дорожного движения. Но им трудно сосредотачивать внимание и ехать в плотном городском потоке и условиях стресса.
Ваша безопасность за рулем не в последнюю очередь зависит от вашего настроения. Возьмите за привычку объективно, и желательно вслух проговаривать свое текущее настроение, внутреннее состояние и, если вам это помогает, назначьте виновных. Осознание своего самочувствия поможет вам с ним справиться и оно не помешает вам на дороге.
Агрессия на дорогах — привычное дело. Даже люди, которые умеют контролировать себя, срываются на других водителей если опаздывают. Контролировать свое поведение становится достаточно трудно. В подобных случаях психологи рекомендуют говорить вместо оскорблений фразы типа: «Ты хороший человек!», «Какой солнечный денек!». Сама абсурдность ситуации поможет вам снять напряжение. Вежливость распространяется не хуже, чем агрессия, проверьте сами!
Основной источник информации о внешнем мире — зрение. Но слух и обоняние могут быть не менее важны на дороге. Попробуйте отказаться от музыки, вместо этого приоткройте окно, чтобы слышать, что происходит вне вашего поля зрения.
Станьте наблюдательным. Обращайте внимание на водителей и их автомобили — наклейки, царапины, номера очень многое говорят об участнике автодвижения. Со временем вы научитесь на глаз определять потенциально опасное авто.
И в завершение о количестве аварий у знаков Зодиака. Вопреки стереотипам — Скорпионы и Львы, известные тяжелым характером и эмоциональностью, попадают в аварии гораздо реже, чем Близнецы и Тельцы. Знаки Зодиака — не слишком авторитетный источник информации, но статистика говорит сама за себя.
Источник
Психотипы автомобилистов
Такое разделение, конечно, достаточно поверхностно и приблизительно, однако позволит нам более или менее точно прогнозировать поведение человека на дороге, избежать исходящих от него опасностей, оптимизировать свою тактику вождения, контролировать возможный конфликт после ДТП. По психотипам водители делятся на потенциально опасных и потенциально менее опасных, так как безопасных водителей не существует!
Перейдем непосредственно к разбору и определению водительских психотипов в порядке убывания встречаемости, опираясь, в качестве иллюстрации, на роман А.Дюма “Три мушкетера”.
Обыватель-меланхолик (Арамис)
Частота встречаемости — 70-75% от общего числа людей всех возрастов. Классический представитель основной массы автомобилистов. Уместна аналогия с Арамисом. Именно он терял платки любимых женщин, был довольно скрытным, часто впадал в депрессию и мысленно уносился в лучшие времена, собираясь стать священником и отрешиться от мирской суеты и проблем.
Основной принцип существования : “Завтра, завтра — не сегодня!”. Особенности — консерватизм, нежелание перемен, склонность к устоявшимся шаблонам и стереотипам поведения, нежелание и неумение принимать решения, боязнь всякого рода ответственности, стремление избегать действий и поступков, в большинстве которых усматривает проблемы, неприятности и опасность. Озабочен, полон сомнений, недоверчив, легко поддается влиянию “авторитетных” людей и СМИ. За рулем внимание распылено, сознание находится либо в прошлом, либо в будущем, контроль за ситуацией недостаточный и непродолжительный. Характерные водительские стереотипы: “Если ехать 60 км/ч в среднем ряду и не нарушать правил — все будет хорошо”, “Повышать водительское мастерство?! Я, слава богу, 15 лет за рулем, и все нормально!”.
Отношение к автомобилю: склонность к “очеловечиванию” его в первое время после приобретения. Проявляется в наличии на автомобиле единичных дорогих аксессуаров или игрушек, часто не вписывающихся в целостный внешний вид машины. Приобретая подобные игрушки или аксессуары, он делает автомобилю подарок, подсознательно пытаясь “быть как все”, “задобрить дух машины, приобрести ее расположение”, надеясь тем самым переложить на машину часть ответственности за безопасность, типа: “я тебе подарил — вози меня хорошо!”.
После того как автомобиль приобретает первые косметические дефекты (небольшие царапины или вмятины) или приносит своему хозяину мелкие неприятности, например ТО, выход из строя датчиков, необходимость замены лампочки, отношение к автомобилю становится чисто потребительским с примесью ожидания дальнейших проблем от машины, желания от нее избавиться.
Как правило, не знает элементарных технических и эксплуатационных особенностей своего автомобиля, например: давление в шинах, местонахождение блока предохранителей, оптимальное соотношение оборотов двигателя и крутящего момента и т.д., так как не изучил руководство по эксплуатации. Имеет поверхностные представления о ПДД, опирается на свой опыт и на поведение других участников движения.
Управляет наиболее часто встречающейся в данном регионе моделью автомашины — “как у всех”. Машина обычно чистая, но не всегда полностью технически исправная: просрочено очередное ТО, не работает указатель поворота или стоп-сигнал. Характерный индикатор этого психотипа — отсутствие воды в бачке стеклоомывателя, что хорошо видно по следам бесплодного движения дворника заднего стекла (у кого они есть). Нередки косметические дефекты — разбитый подфарник, вмятины на бамперах от неудачной парковки, поцарапанные колесные диски…
Манера управления непритязательная и недостаточно квалифицированная. Причина — в низкой концентрации внимания за рулем и в завышенной самооценке. Не всегда в состоянии наметить оптимальный маршрут для движения и оценить время в пути, т.к. не планирует форс-мажор, например: пробки или пробитое колесо. Интересно, что поставив “запаску”, обычно забывает заехать в шиномонтаж, о чем потом горько жалеет. Не всегда помнит о приближающемся нужном перекрестке, поэтому на светофоре от него можно ждать сюрпризов, типа внезапных поворотов из среднего ряда направо или налево, не включая поворотники. Часто встречающаяся фраза после ДТП: “Откуда ты здесь взялся?! Я тебя не видел. ” Самая большая проблема для него на дороге — движение в пробках, обилие “козлов”, отсутствие мест для парковки.
Неуверенные маневры, неправильное использование указателей поворота, скорость движения, не согласующаяся со скоростью потока, скованная водительская посадка, частое торможение без видимых причин, несоблюдение рядности при проезде перекрестка, отсутствие кооперации своих действий с другими водителями, неверно выбранная дистанция за идущим впереди автомобилем – все это особенности данного типа. Часто беседует с пассажирами на отвлеченные темы, рассказывает анекдоты, еще более отвлекаясь от управления, или же, наоборот хранит напряженное молчание, зафиксировав взгляд на корме предыдущего автомобиля. И в том, и в другом случае — недостаточно осмотрителен и “не злоупотребляет” зеркалами заднего вида.
Если машина новая, то, как правило, застрахована в компании, предложенной в автосалоне или широко рекламируемой. Очередной взнос может быть по рассеянности пропущен. При ДТП не уверен в собственной правоте, поэтому начинает разговор с печальной улыбкой на лице, однако, если чувствует, что теряет контроль над ситуацией, становится агрессивным, особенно по отношению к женщинам (способен на брань и хамство). Разговор с ним часто неконструктивен, т.к. он не может однозначно определить, чего хочет и кто виноват. Договориться вряд ли удастся, он может менять свою позицию на строго противоположную — надо вызывать ГАИ. Потенциально опасный водитель!
Эксклюзив-сангвиник (Портос)
Уместна аналогия с Портосом: тот летом ходил в шерстяном плаще, сказываясь больным и щеголяя золотой перевязью для шпаги. На спине, под плащом он скрывал часть перевязи из сыромятной кожи, т.к. на полностью золотую ему денег не хватило, а пофорсить хотелось. Основной принцип существования : “Понты дороже денег. ”
Основные особенности — стремление к эпатажу окружающих любыми средствами. Выраженная экстраверсия и артистизм. Неважно, какое впечатления он произведет на окружающих, плохое или хорошее (все-таки больше любит производить хорошее впечатление, но так, как он его понимает), важно, чтобы оно было максимально сильным. Эгоцентричен, не склонен долго концентрировать свое внимание ни на чем, кроме себя, любимого. В целом — доброжелателен, хотя иногда склонен к самоутверждению за счет психологически более слабого человека. Наиболее часто встречается среди людей в возрасте до 35 лет. Частота встречаемости — 10-12%.
На дороге распознается элементарно, прежде всего — по виду автомобиля. Манера езды предельно агрессивная и, в то же время, беззаботная. Поворотники не включаются принципиально, т.к. считаются ненужными, ведь все и так должны видеть, что на дороге “эксклюзив”. Дорога — прекрасная арена для самоутверждения, следовательно, едет быстро, часто резко перестраивается, подрезая окружающих, не соблюдает безопасную дистанцию ни с боков, ни спереди, поэтому часто и резко тормозит. Склонен к соперничеству — если решил перестроиться именно перед вами, то будет этого добиваться, несмотря на то, что вокруг полно свободного места. Дорожная обстановка его не интересует, оптимальную линию движения он не выбирает, поэтому едет со скоростью потока. Часто без всякого повода пользуется звуковым сигналом, мигает дальним светом, требуя уступить ему скоростной ряд, сам же не уступает никогда. Проявления такого поведения за рулем заметно усиливаются при наличии пассажиров, особенно противоположного пола. Демонстрируется бравада типа: “Мне все нипочем. ” При этом внимание и наблюдение за дорогой еще больше ослабевают, т.к. переключаются на пассажира.
Если вам на дороге попался такой автомобиль — любым способом избавьтесь от него, т.е. пропустите его вперед, даже если для этого надо будет включить аварийку и остановиться! Его машина не застрахована. При ДТП сразу ведет себя агрессивно, пытаясь сломить “противника” психологически. Козыряет связями (в большинстве случаев — несуществующими), запугивает, способен на рукоприкладство, может скрыться с места ДТП. Изворотлив, хитер, но не настойчив, и сравнительно быстро отступает. Ни в какие переговоры с таким человеком вступать нельзя, лучше вообще не выходить из автомобиля, вызвать ГАИ, запереться и ждать ее приезда, записав номер машины “эксклюзива”. Кстати, именно такие люди чаще всего промышляют “подставами”…
Самурай-холерик (д’Артаньян)
Довольно редко встречающийся тип человека-действия. Потенциально — менее опасный водитель! Частота встречаемости — 8-10%, примерно одинаковая во всех возрастных группах.
Уместна аналогия с Д Артаньяном. Это человек решительный, упорный, битый жизнью в прямом и переносном смысле, ответственный, обуреваемый жаждой действий. Именно ему принадлежит основная сюжетная линия в книге. Не сломленный неудачами, он продолжал гнуть свою линию и, в конце концов, стал маршалом Франции. Основной принцип существования: “В ситуации “или — или” без колебаний выбирайте смерть!” (девиз самураев клана Набесима).
Основные особенности: жажда кипучей деятельности, в которой он черпает чувство собственной значительности; желание и умение принимать решения; натура порывистая, непоседливая, в то же время спокойная, уравновешенная, уверенная в себе, самолюбивая. Плохо распоряжается собственным временем, т.к. всегда планирует больше дел, чем реально может сделать, не предполагая форс-мажор. Движения стремительные, речь лаконичная, манера выражаться “конкретная”. Не чужд благородных порывов.
Автомобиль рассматривает прежде всего как средство экстренного передвижения, т.е. возможность быстро попасть из точки А в точку Б. Поэтому приобретает мощный автомобиль со спортивными ходовыми качествами. Комфорт вторичен, но не второстепенен. Может управлять подержанным автомобилем, имеющем косметические дефекты, но в хорошем состоянии. ТО пройдено вовремя, колодки заменены, “бортовые системы функционируют нормально”. Машина может быть давно немыта, т.к. не хватает времени. Как правило, с сезонным переходом на зимнюю резину тянет до последнего, пока “гром не грянет”, т.к. уверен в своем водительском мастерстве, да и нет времени заехать в шиномонтаж. По этой же причине может все лето проездить на зимней резине. Внешне автомобиль ни чем не выделяется, кроме манеры езды. Как правило, стоит на качественных колесах. В багажнике беспорядок, много лишних вещей, но все необходимое есть. Может самостоятельно устранять мелкие неисправности, особенности своего автомобиля хорошо знает, способен проконтролировать работу СТО. Машину поддерживает в состоянии “боеготовности” и продает ее по приемлемой цене, сразу же покупая новую. Страхует только гражданскую ответственность.
Манера управление: ездит быстро, т.к. постоянно куда-то опаздывает, и, в тоже время, безопасно, поскольку знает цену собственной жизни. Полагается на скорость реакции, которая у него от природы высокая. Движется быстрее общего потока, выбирая траекторию, близкую к оптимальной, поэтому относительно безопасен. Часто перестраивается, показывая поворотники и выбирая безопасную дистанцию для маневра, не пугает других водителей. Участников движения воспринимает как равноправных хозяев дороги, но не готов к неадекватным действиям с их стороны. В пробках пытается найти “быстрый ряд”, может ехать по разделительной и по встречной, если уверен в безопасности подобных авантюр. Много разговаривает за рулем по мобильнику, разговоры короткие, но звонков много. Редко пользуется комплектом громкой связи, т.к. считает, что телефон его не отвлекает. Управляет автомобилем неплохо, уверенней среднестатистического водителя. Имеет некоторое представление о контраварийных приемах, но не тренирует их систематически, поэтому не всегда может выполнить. Самооценка завышена, скорость реакции не всегда выручает, т.к. концентрации внимания не хватает для предвидения неадекватных действий других водителей.
Часто попадает в “мелкие” ДТП, не требующие серьезного ремонта. После ДТП ведет себя спокойно, контактен, вменяем, пытается договориться на месте. Ему легче отдать деньги, чем терять время на “разборки” с ГАИ. Слово свое он держит, можно вступать с ним в переговоры, однако навязать ему свою точку зрения не удастся. Может вести себя великодушно, особенно по отношению к женщине. Если повреждения незначительны — может отпустить виновника “с миром”. Способен оказать помощь на дороге автомобилю с “аварийкой”, если никуда не торопится.
Педант-флегматик (Атос)
Тоже встречается не часто, в 7-10% случаев, преимущественно среди людей старше 35 лет. Ярчайший представитель потенциально менее опасного водителя!
Типичный Атос: хладнокровен, обстоятелен, немногословен, предусмотрителен, рассудителен, дальновиден. Основной принцип существования: “На Бога надейся, а сам не плошай. ” В хорошем смысле слова — зануда.
Основные особенности: сбор и анализ информации — самое любимое занятие в жизни. Скрупулезность, педантичность, пунктуальность и аккуратность во всем — качества, которые он развивает в себе и уважает в других. Проявляется это во всем: в манере одеваться, в осанке, особенностях речи. К приобретению автомобиля относится обстоятельно: тщательно изучает все привлекающие его модели, предложения продавцов и СТО, мнения экспертов. Время, место покупки и модель выбираются не случайно, а исходя из финансового состояния, стоимости обслуживания, перспектив владельца, экономичности, потребительских качеств будущего автомобиля. Педант начинает разбираться в автомобиле еще до его приобретения, а после покупки внимательно изучает руководство по эксплуатации и сопутствующие документы. Не последнее место в выборе имеет принципиальное желание “не выделяться”. Очень серьезно относится к обслуживанию автомобиля, никогда не пропускает ТО, контролирует работу СТО. Становится постоянным клиентом только такой СТО, которая полностью удовлетворяет его требованиям. Также обстоятельно подходит к вопросу автострахования — страхует все риски в проверенной компании. Его автомобиль не только технически исправен, но и всегда чист.
Если является владельцем подержанного автомобиля, то содержит его в хорошем техническом и косметическом состоянии. От такого автомобиля исходит ощущение “бодрости”, даже если он далеко не “первой свежести”. Эксплуатирует автомобиль долго, на 100% его ресурса, каким он его представляет. Продает машину либо после серьезной аварии, либо когда она ему надоедает, а это наступает не скоро.
Манера езды специфическая: неторопливая, размеренная. Соблюдает правила, но соотносит их требования с дорожной обстановкой. Всегда правильно рассчитывает время в пути и маршрут, с учетом пробок и т.д. Не создает проблем другим участникам движения, но рассматривает их как потенциальный источник опасности. Едет аккуратно, осмотрительно, соблюдает дистанцию, правильно пользуется поворотниками. Лучше воздержится от маневра, чем совершит его, не будучи до конца уверенным в его безопасности. За рулем предельно собран, постоянно анализирует дорожную обстановку, вследствие чего сравнительно быстро устает, однако это корректируется тренировкой.
В салоне чистота, в багажнике порядок и наличие всех необходимых вещей, включая комплект теплой одежды, фонарь, лопату и т.п., что может пригодиться в дороге. В бардачке всегда лежит справочник по ПДД.
В ДТП попадает редко, т.к. хорошо умеет прогнозировать обстановку и избегать опасных ситуаций. Контраварийными приемами не владеет, хотя теоретически с ними знаком. После ДТП ведет себя спокойно, контролирует ситуацию, как правило, сам вызывает ГАИ; договариваться с ним бесполезно, он будет следовать букве закона. До приезда ГАИ изучает ПДД и четко аргументирует инспектору свою позицию. Доказать его виновность очень сложно.
Вывод: в быту вы можете быть каким угодно, но на дороге лучше всего быть именно педантом!
Источник