- 4 типа темперамента у детей: игры и советы психолога
- 1. Ребёнок-холерик
- Как общаться с ребёнком-холериком
- 2. Ребёнок-меланхолик
- Как общаться с ребёнком-холериком
- 3. Ребёнок-флегматик
- Как общаться с ребёнком-флегматиком
- 4. Ребёнок-сангвиник
- Как общаться с ребёнком-сангвиником
- Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?
4 типа темперамента у детей: игры и советы психолога
До рождения ребёнка многим родителям кажется, что все младенцы одинаковы: спят, едят, играют, смеются. Но у каждого от природы один из четырёх типов темперамента. Психолог Нелли Рушинцева даёт советы, во что играть и как общаться с каждым из них.
П рирода человека такова, что каждый имеет свой темперамент с самого рождения. Молодые мамы признаются, что до беременности считали, что все младенцы ведут себя одинаково. Однако уже с первых месяцев жизни малыша женщины при наблюдении за поведением замечали индивидуальные особенности нервной системы. Это и сила эмоций (требовательно кричит или негромко мурлычет «уаа-уаа»), и то, как быстро ребёнок переходит от сна к бодрствованию, как он реагирует на общение с близкими взрослыми, постоянен ли в играх (часто ли меняет игрушки). Так, внимательная мама с первых месяцев жизни малыша старается регулировать жизнедеятельность малыша в соответствии с его поведением. Например, может попросить гостей приходить исключительно после сна впечатлительного ребёнка, чтобы он не перевозбудился из-за обилия впечатлений.
Первым, кто заговорил о темпераменте человека, был Гиппократ. Он выделил четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В своём трактате «О природе человека» он описал каждый из типов, обозначив, что каждый тип имеет как положительные, так и отрицательные свойства. Однако под действием воспитания, контроля и самоконтроля у ребёнка могут преимущественно проявляться сильные стороны темперамента. Зная доминирующий тип темперамента у ребёнка, вы поможете ему стать сильной личностью, адаптироваться к любой ситуации.
Чем младше дети, тем ярче проявляются их индивидуальные особенности нервной системы. Это связано с тем, что зоны мозга, отвечающие за самоконтроль в поведении, ещё не созрели, и мы видим темперамент «в чистом виде», без прикрас. Так просьба взрослого убрать игрушки у некоторых малышей вызовет бурную истерику, а другие без слов уберут на полу «ковёр» из Lego.
1. Ребёнок-холерик
Детей-холериков можно в целом охарактеризовать как нервные, чувствительные. В младенчестве у таких деток телесные реакции выражены очень сильно: они бледнеют от испуга и громко кричат даже при воздействии слабых раздражителей. Засыпает беспокойно, ворочается, «сони» — это не про них. По мере взросления холерик становится двигательно активен, не терпит долгого ожидания. Таким детям присуща эмоциональная лабильность – склонность к быстрым переменам настроения от ярости до восторга. Ребёнок-холерик решителен, но может изменить решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит приключения.
У детей-холериков возбуждение выражено сильнее торможения, поэтому важно ограничивать «возбудители»: гаджеты, громкую музыку, игры с шумными детьми, походы в большие компании, когда родителям сложно контролировать игры. Очень полезен режим: дневной сон для дошкольников, привычные ритуалы для вечернего сна.
Полезные игры для детей-холериков:
- игры с внезапной остановкой «стоп» («Море волнуется раз…», «Коршун»). Игра «Коршун». Герои: мама-курочка и цыплята, которые живут с мамой в курятнике. Затем курочка и цыплята гуляют, и, как только ведущий говорит слово «Коршун» (аналог слову «стоп»), все дети бегут обратно в домик-курятник.
- конструктор с крупными и мелкими элементами (учимся концентрации внимания)
- рисование, лепка, аппликация (как способ отреагирования эмоций, полезно лепить и рисовать то, что хочет ребёнок, без образца)
Как общаться с ребёнком-холериком
Душевная структура малыша с доминированием холерического темперамента желает спокойного общения с мамой и папой. Если холерик ощущает от близких спокойное и бережное обращение, то и сам станет более спокойным. Родителям важно всегда помнить про врождённость возбудимой нервной системы и не винить в этом ребёнка.
2. Ребёнок-меланхолик
Детей-меланхоликов можно описать одним словом – впечатлительные. Чем они отличаются от легко возбудимых? У меланхоликов слабыми являются не только тормозные, но и возбудимые процессы нервной системы. Младенец меланхолического склада часто напряжен и не может уснуть, в лучшем случае он дремлет. Ребёнок мало активен, скорее даже пассивен, чем вызывает беспокойство у родителей: «Почему он не идёт с нами на контакт?».
Полезные игры для детей-меланхоликов:
- игры вдвоем-втроём (с приглашением спокойных детей, близких по темпераменту и тем безопасных психологически)
- пантомима и игры в театр (изобразить льва, тигра и рычать, шуметь, чтобы помочь выразить эмоции, которые ребёнок носит в себе)
Как общаться с ребёнком-холериком
Успокоенные тихим видом меланхолика, родители могут не принять во внимание его переживания. Показывайте всегда ребёнку свою любовь, не обращая при этом внимания, откликается он на это или нет. Меланхолики очень внушаемы, и вы сможете вселить в него уверенность, что он успешен. Постепенно малыш раскроется и станет более контактным.
3. Ребёнок-флегматик
Детей-флегматиков дома часто называют сонями. Начиная с младенчества, они способны спать сутки напролёт. Но так происходит не от расслабления: вместо того, чтобы громко плакать (как холерики) или не реагировать на родителей (как меланхолики), флегматичные младенцы уходят контактов с окружающим миром, погружаясь в сон.
Взрослея, эти ребята остаются спокойными, не любят шумные игры, любит вкусно поесть и поспать. Но ребёнок-флегматик не так прост, как кажется: он способен часами отдирать кусочки обои на стене, не мешая родителям заниматься делами. Но и в его власти учинить скандал, если что-то нарушило привычный распорядок дня.
Дорогие родители, если у вас дома растёт маленький флегматик, не пытайтесь ускорить процесс сборов криками – это не работает. Лучше просто встать пораньше (и лечь тоже!) и оставить ребёнку чуть больше времени.
Если вы часто раздражаетесь и ругаете малыша за медлительность, у него может развиться ощущение своей неуверенности («Меня мама ругает и не любит, значит, я плохой»).
Полезные игры для детей-флегматиков:
- сюжетно-ролевые игры (ребёнок-флегматик охотно подчиняется другим детям, поэтому ваша цель – давать ему главные роли, где нужно командовать другими)
- игры с эмоциональной составляющей
- игры-эксперименты
- большие кубики и блоки (спокойная игра, но требует движения)
Как общаться с ребёнком-флегматиком
Воспитание флегматичного ребёнка требует терпеливости. Если малыш недостаточно активен, то побуждайте его к движениям: утренняя зарядка вместе с родителями, прогулка на улице с собакой. Заметили проявление инициативы – похвалите ребёнка за это, что станет большим шагом в укреплении ваших отношений.
4. Ребёнок-сангвиник
Детки с доминированием сангвинического темперамента эмоционально живые, но при этом уравновешенные. Младенцы-сангвиники предпочитают сну бодрствование, их сон не больше 12 часов в сутки (при норме 16 часов). Эти детки могут развиваться немного быстрее сверстников, так как уделяют много времени рассматриванию и изучению окружающего мира.
В детстве сангвиники преимущественно в хорошем настроении, любознательны. Легко сходятся с людьми, адаптируются к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряются. Дети-сангвиники не стремятся быть лидерами, но в итоге ими являются.
Полезные игры для детей-сангвиников:
- игры в паре
- хороводы
- игры с водой, песком, тестом
- пазлы, конструкторы, настольные игры
Как общаться с ребёнком-сангвиником
Привычный «позитивный» тон ребёнка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Наладьте с ним контакт, чтобы сын или дочка делились с вами своими беспокойствами, проговаривайте чувства, которые возникают у человека в разных ситуациях. Пояснять, что человек не должен всем нравиться, он имеет права испытывать различные эмоции, не прячась за маской позитивности.
Источник
Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?
Помните анекдот?
– Чем отличается холерик от флегматика?
– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.
Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.
А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?
Такие разные темпераменты
Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.
“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?
Холерик
Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.
Сангвиник
Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.
Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
Флегматик
Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.
Меланхолик
Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.
Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента
Холерики
Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.
Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.
Сангвиники
Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.
Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.
Флегматики
Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.
Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.
Меланхолики
Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.
Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.
Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?
Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.
Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.
Как помочь холерику
- Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
- Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
- Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
- Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
- Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.
Мотивируем сангвиника
- Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
- Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
- Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
- Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.
Повышаем мотивацию флегматика
- Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
- Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
- Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.
Помогаем меланхолику
- Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
- Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
- Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
- Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.
Буклеты школьного психолога для родителей
Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.
Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
Источник