- История развития учения о темпераменте
- Типы темперамента по аристотелю
- Четыре типа темперамента человека по Гиппократу: общая характеристика
- Типы темперамента – история изучения
- Понятие темперамента личности по Гиппократу
- 4 типа темперамента: описание и основные черты флегматиков, холериков, сангвиников и меланхоликов
- Темперамент и характер человека
- Типы характеров по Аристотелю
История развития учения о темпераменте
Учение о темпераменте имеет свою историю. Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между людьми. Так, греческий Пикара Гиппократ (ок. 460 — ок. 377 до н.э.) сделал первую попытку выяснить, чем предопределяются индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален пришли к выводу, что эти различия определяет разное соотношение основных видов жидкости в организме человека. Если преобладает кровь (лат. sanguis) — человек ведет себя как сангвиник, если слизь (гр. phlegma) — флегматик, если желтая желчь (гр. choie) — холерик, черная желчь (гр. melania choie) — меланхолики. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорционально является источником различных заболеваний.
Эта теория получила название гуморальной (лат. humor — жидкость) теории темперамента Гиппократа — Галена и долгое время была ведущей. Следует сказать, что концепция зависимости темперамента от соотношения «жидкостей в организме частично подтвердили современные эндокринологическое и психофармакологические исследования. Например, такие черты темперамента, как реактивность, эмоциональная уравновешенность, чувствительность, в значительной мере предопределяются индивидуальными особенностями функционирования гормональной системы.
Аристотель, объясняя эту теорию, утверждал, что разные темперамент порождаются качествами крови человека. Так, от качества крови зависит общая двигательная активность человека. Аристотель выделял такие качества крови, как скорость оседания и степень плотности и теплоты. Например, легкая кровь присуща сангвиникам, тяжелая — меланхоликам, тепла — холерики, жидкая — флегматикам.
О влиянии этого учения на дальнейшее развитие типологии темпераментов можно судить по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что определенные им четыре основные черты темперамента (чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика) обусловлены химическим составом крови. Японский психолог T. Фуракава также утверждал, что ведущим методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.
Параллельно с этими взглядами с середины XVIII в. начала развиваться теория, базирующаяся на качествах нервной системы. Так, А. Галлер, основатель экспериментальной физиологии, который ввел такие важные для психологии понятия, как возбудимость и чувствительность, утверждал, что различия темпераментов определяют сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, которыми проходит кровь. Эту идею воспринял его ученик Г. Врисберг, который связывал типы поведения с особенностями нервной системы. Так, он считал, что холерики и сангвиников большой мозг, «сильные и толстые нервы», высокая возбудимость органов чувств. А для флегматиков и меланхоликов характерны небольшой мозг, «тонкие нервы и невысокая возбудимость органов чувств.
Под влиянием антропологических и психиатрических исследований конституционных различий между людьми и склонности к психических заболеваний определилась концепция, которая пытается связать строение тела и качества темперамента. Так, французский врач К. Сиго в 20-х годах XX ст. создал типологию, согласно которой каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, которая влияет на эту систему: воздух — источник дыхательных реакций, пища — источник реакций пищеварения, моторные реакции возникают в физической среде, социальную среду обусловливает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиро выделил четыре основные типы строения тела: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой. Каждому из этих типов соответствуют определенные особенности темперамента.
Взгляды К. Сиро повлияли на так называемые конституционные теории темперамента. Главным пропагандистом конституционной типологии считают Э. Кречмера, который в 1921 г. издал труд «Строение тела и характер». Основной мыслью этого исследования является то, что люди с определенным типом строения тела имеют определенные психические особенности и склонность к психических заболеваний. Э. Кречмер выделил четыре конституционные типы:
- Лептосоматик (греч. leptos — слабый, Soma — тело) — хрупкая телосложение, высокий рост, удлиненные лицо, длинный нос. Плечи узкие, нижние конечности длинные и худые. Э. Кречмер назвал их астеникамы (гр. astenos — кволий);
- Пикник (греч. pyknos — толстый, полный) — большое количество жировой ткани, чрезмерная полнота, малый или средний рост, большой живот, круглая голова на короткой шее;
- Атлетика (греч. Athlon — борьба, схватка) — хорошо развитая мускулатура, крепкий телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра, выпуклые кости лица;
- Диспластик (греч. dys — плохо, plastos — сформированный) — строение бесформенное, неправильная. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями строения тела (например, слишком высокий рост).
Э. Кречмер утверждал, что у здоровых людей существует зависимость между строением тела и психическими качествами, характерными для определенных психических заболеваний, но неярко выраженными. Поэтому он в зависимости от определенных типов строения тела виризнив три типа темперамента: 1) шизотимик — лептосоматическое или астеническое строение тела, 2) циклотимик — пикничое телосложение; 3) иксотимик — атлетическая телосложение. Типология Кречмера была и является достаточно популярной в странах Западной Европы.
Подобно тому, как в Европе распространялась конституционная типология Э. Кречмера, в Америке приобретала популярность концепция У. Шелдон, сформулированная в 40-е годы XX ст. Его взгляды на типологию близки к концепции Кречмера. Качества темперамента У. Шелдон назвал зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera — внутренности), соматотония (гр. Soma — тело) и церебротония (лат. cerebrum — мозг). Людей, у которых преобладает висцеротония, он назвал сцеротониками, второй тип соответственно — сомагогониками, и третий — церебротониками. Если отдельные параметры имеют одинаковую интенсивность, то это смешанный тип.
Источник
Типы темперамента по аристотелю
История развития представлений о темпераменте.
Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий.
Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа ( V в. до н. э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков», или жидкостей, имеющихся в организме (кровь, лимфа, желчь). Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, обозначили пропорцию в смешении этих соков латинским словом temperamentun , что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила распространение мысль о том, что психические особенности людей зависят от темперамента, т. е. от пропорции, в которой смешаны в организме человека основные «соки». Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо жидкости.
Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от лат. слова «сангвис» — кровь); смешение, при котором преобладает лимфа, — флегматическим темпераментом (от греч. слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греч. слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греч. слова «мелайна холэ» — черная желчь).
Учение об органической основе темперамента, созданное античной наукой, представляет сейчас лишь исторический интерес. Однако в науку прочно вошел термин «темперамент», и до наших дней сохранило значение деление людей, в зависимости от их темперамента, на четыре типа.
До наших дней сохранило значение деление людей, в зависимости от их темперамента, на четыре типа.
Ещё в древности Аристотель, руководствуясь ложной теорией сочетания в теле человека «четырёх соков: крови, чёрной и светлой желчи и флегмы», выделил четыре типа темпераментов у людей.
Источник
Четыре типа темперамента человека по Гиппократу: общая характеристика
Типы темперамента – история изучения
Типы темперамента по Гиппократу — древнейшая из психологических типологий. Флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик – эти слова знакомы даже тем, кто весьма далек от психологии. Между тем, в разные времена оценочную систему особенностей человека пытались составить многие психологи, психиатры и физиологи. При этом каждый выделял свои свойства и особенности темпераментов личности и в соответствии с этим делал акцент на разных чертах характера.
Например, Карл Юнг и Ганс Айзенек рассматривали личность с точки зрения психологической установки и разделяли людей на интровертов и экстравертов, Эрнст Кречмер полагал, что характер зависит от телосложения и выделял астеников, атлетиков и пикников, а Аристотель рассматривал 6 типажей, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Когда?», «Как?» и «Где?». Однако именно гиппократовское учение о типах темперамента уже более двух тысячелетий остается основной типологией человека. Как известно, древнегреческий врач и целитель выделял 4 типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Рассмотрим особенности и черты личностей, принадлежащих к разным типам, и то, как вообще Гиппократ пришел к такому разделению темпераментов.
Понятие темперамента личности по Гиппократу
Согласно теории Гиппократа, темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием в его организме той или иной основной жидкостью (жизненного сока). В зависимости от этого, по мнению ученого, для личности были характерны те или иные особенности. Ученый полагал, что высокая концентрация лимфы делает личность спокойной и уравновешенной, желтой желчи — несдержанной и импульсивной, крови — веселой и подвижной, черной желчи — меланхоличной и печальной. Исходя из этой концепции, были выделены 4 типа темперамента, которые пользуются широкой известностью и по сей день, — флегматик, холерик, сангвиник и меланхолик.
В начале XX века русский ученый Иван Павлов связал типы темперамента по Гиппократу с общими свойствами нервных процессов и доказал, что каждый человек имеет врожденный тип нервной системы, слабо зависящий от воспитания и воздействия окружающих. Под физиологической основой каждого из темпераментов он понимал тип высшей нервной деятельности, который определяется соотношением уравновешенности, силы и подвижности тормозных и возбудительных процессов. Так, сангвиники, по его мнению, относятся к сильному, подвижному и уравновешенному типу, а меланхолики — к слабому, со слабой силой процессов возбуждения и торможения.
4 типа темперамента: описание и основные черты флегматиков, холериков, сангвиников и меланхоликов
Приведем краткое описание типов темперамента человека по Гиппократу (с полным вы можете познакомиться в соответствующих статьях).
- Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.
Холерик — горячий, несдержанный, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу (кроме рутинной) и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы, вспыльчивы и подвержены эмоциональным срывам.
- Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях.
- Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к унынию. Люди с меланхолическим темпераментом подвержены пессимизму, излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения.
Встретить человека с «чистым» типом темперамента по Гиппократу практически невозможно — каждый из нас представляет определенный микс сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Как правило, один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко, вплоть до минимальных значений. Если же человек взял примерно по 25% от каждого из четырех типов темперамента, то такую личность называют тетравертом (от греч. tetra — четыре).
Темперамент и характер человека
Часто понятие «темперамент» отождествляют с характером. Но классификацию какого психолога вы бы ни рассматривали, это неверная точка зрения. Конечно, взаимосвязь характера и темперамента присутствует, но и эти понятия означают далеко не одно и о же. Так, темперамент дается человеку природой и на протяжении жизни если и изменяется, то незначительно, а характер формируется и трансформируется все время. У людей с одинаковым темпераментом может быть совершенно разный характер, что связано с воздействием социума, воспитанием, профессией, интересами, хобби. Да и представьте, как были бы похожи все люди, если у всех нас было только 4 типа характера с небольшими различиями.
Источник
Типы характеров по Аристотелю
Аристотель классифицировал характеры, логически разделив их на четыре типа[4]. Если не вдаваться в подробности и отбросить два крайних типа (сверхчеловеческий и зверский), то следует назвать добродетельный, воздержный, невоздержный и порочный характеры. Для лучшего понимания того, что они собой представляют, сравним их друг с другом на основании их проявлений в поступках, решениях и желаниях. Возьмем в качестве примера одну ситуацию и рассмотрим, как отреагировал бы на нее обладатель каждого характера.
Предположим, что кто‑то (допустим, Лиза) идет по улице и находит бумажник со значительной суммой денег. Если Лиза добродетельна, она не только решит вернуть бумажник владельцу, но сделает это охотно. Желания Лизы окажутся в согласии с правильным решением и поступком. Теперь обратимся к Ленни, который представляет воздержный характер. Если Ленни найдет бумажник, он способен будет принять правильное решение (вернуть бумажник в целости и сохранности) и исполнить его, однако ему придется пойти против своего желания поступить иначе. Такова особенность воздержного человека – ему приходится бороться со своими желаниями, чтобы поступить правильно.
С невоздержным и порочным типами все обстоит хуже. Невоздержный человек способен принять правильное решение о том, что нужно сделать, но страдает от слабости воли. Если предположить, что Барт обладает невоздержным характером, то в ситуации с бумажником он уступит желанию оставить бумажник себе, хотя и знает, что поступает неправильно. Порочный человек не борется со своими желаниями и не страдает слабостью воли. Дело в том, что его решение является аморальным и находится в полном согласии с его желаниями. Если Нельсон порочен, то он решит оставить деньги себе (выбросив бумажник или вернув его, солгав о том, что было внутри), действительно будет желать этого и фактически сделает это.
Давайте более пристально взглянем на то, что составляет добродетельный характер. Добродетельный человек – это тот, кто имеет и проявляет добродетели. Добродетели – это склад (или черты) характера, которые склоняют своего обладателя правильно действовать и реагировать с помощью положительных эмоций. Учитывая это, можно понять, почему Аристотель настаивал на том, что добродетели – это состояния характера, связанные как с действием, так и с чувством[5]. Так, если человек обладает добродетелью щедрости, то он склонен проявлять щедрость в отношении достойных людей и при надлежащих обстоятельствах. Он не даст деньги любому просящему. Добродетельный человек должен знать, что получатель нуждается в деньгах и потратит их правильно. Более того, эмоциональная реакция добродетельного человека соответствует ситуации. Это означает, что щедрый человек в нашем примере отдаст деньги охотно, не сожалея о них, причем побудит его к данному поступку истинное положение получателя. В отличие от него сдержанному человеку нелегко будет расстаться с деньгами, и не потому, что он нуждается в них и не может позволить себе трату, а потому, что он скуповат или склонен к переоценке того, насколько сильна будет его нужда в средствах в будущем.
Но обратите внимание, что в свете сказанного важную роль играет разум, ведь если человек, чтобы поступать добродетельно, должен проявлять проницательность и верно оценивать ситуацию, то добродетельный человек не может быть глупым или наивным. Он должен обладать способностью к критическому мышлению, что позволит ему видеть различие в положении дел и соответственно реагировать. Это одна из причин, по которым Аристотель акцентировал идею о том, что предмет этики не допускает строгой точности[6]. Аристотель настаивал на важности практической мудрости (phronesis ). Если бы человек был добродетелен, так сказать, импульсивно, то он не обладал бы добродетелью в собственном смысле слова, а только, в лучшем случае, «природной»[7]. Обладать природной добродетелью, так сказать, значит случайно получить возможность поступать правильно[8].
Если мы обобщим все условия, которые, по мнению Аристотеля, делают поступок правильным, то сможем сделать некоторые выводы. Философ утверждает, что совершение добродетельных поступков должно иметь «известное качество: во‑первых, оно сознательно, во‑вторых, избрано преднамеренно и ради самого [поступка] и, в‑третьих, оно уверенно и устойчиво»[9]. Аристотель подразумевает следующее. Во‑первых, проявляя добродетель, человек должен знать, что его поступок добродетелен; он может описать свой поступок как «справедливый» (или «щедрый», «честный»). Второе условие, кажется, заключает в себе сразу два. Деятель должен совершать поступок добровольно, причем именно потому, что этот поступок благой. Таким образом, пусть даже поступок описывается как «справедливый», он будет добродетельным лишь в том случае, если человек совершил его потому, что поступок справедлив. Очень важное третье условие возвращает нас к началу дискуссии: добродетельный человек поступает добродетельно не только тогда, когда поступок справедлив, и не только потому, что это так; он поступает добродетельно еще и потому, что он справедливый человек. Он такой человек, который склонен поступать морально правильно, когда этого требует ситуация. Это (отчасти) вложено в словосочетание «уверенно и устойчиво».
Характер Гомера: Dʼoh! Dʼoh! И дважды dʼoh!
Если учесть сказанное Аристотелем о добродетели, прогноз для Гомера Симпсона выглядит довольно мрачно (я не возьму обратно свои слова, так что не ждите какого‑либо оригинального поворота, опровергающего сделанное утверждение). Для начала возьмем добродетель воздержанности (умеренности), по существу (хотя с этим можно поспорить) заключающуюся в способности ограничивать свои аппетиты. С первого взгляда понятно, что Гомер – далеко не умеренный человек. Он не только далек от добродетели в том, что касается телесных желаний, его вполне можно признать порочным. Это особенно справедливо в отношении потребления Гомером еды и выпивки и в меньшей степени касается сексуальной активности. Желания постоянно побуждают его объедаться, и он охотно уступает им. Так, в эпизоде Homerʼs Enemy [176] он без зазрения совести съел половину бутерброда своего временного коллеги Фрэнка Граймса (или Грайми[10]), хотя на пакете с бутербродом была надпись, не оставлявшая сомнений в личности владельца. И того хуже: когда Граймс указал ему на это, Гомер ухитрился откусить еще два раза, прежде чем положил бутерброд обратно в пакет. Гомерова жадность к еде также заставляет его изобретать некоторые интересные рецепты. Вспомните, например, как он обернул недопеченную вафлю вокруг целой пачки масла и, разумеется, съел ее (Homer the Heretic [176]). Неправильное питание угрожает здоровью Гомера. Однажды ему даже пришлось делать шунтирование (Homerʼs Triple Bypass [70]), но он не отступает. В самом деле, даже испытывая острое физическое недомогание, Гомер упорствует. Вспомните, как он съел испорченное мясо в магазине Kwik‑E‑Mart , после чего ему стало плохо и его пришлось отвезти в больницу. Вместо того чтобы подать на хозяина магазина Апу жалобу, он приходит в восторг («Ух ты!»), когда тот предлагает ему бесплатно десять фунтов протухших креветок. Гомер знает, что креветки пахнут «странно», но все равно ест их и вновь попадает в больницу (Homer and Apu [94]). Ненасытность Гомера является столь неотъемлемой частью его характера, что он потребляет пищу даже в полусонном состоянии. В эпизоде Rosebud [85] не вполне проснувшийся Гомер идет на кухню, открывает холодильник и бормочет: «М‑м‑м… 64 ломтика американского сыра» (и жует их всю ночь). Невоздержанность Гомера не требует дальнейшего объяснения; его имя стало синонимом любви к еде и пиву (Duff ).
Кроме того, Гомер – откровенный лжец. Ему недостает честности. В эпизоде Duffless [75] он солгал своей семье о планах на день, сказав, что идет на работу, хотя на самом деле планировал отправиться на пивоварню Duff. Вот еще примеры: солгал Мардж о том факте, что не окончил среднюю школу (The Front [78]), о своих финансовых потерях в инвестициях (Homer vs. Patty & Selma [120]), много раз лгал ей о том, что якобы избавился от купленного им пистолета (The Cartridge Family [183]). Гомер однажды завлек в паутину своей лжи Апу, который сказал матери, что уже женат на Мардж, так что последней также пришлось участвовать в заговоре (The Two Mrs. Nahasapeemapetilons [185]).
Гомеру также не хватает восприимчивости к нуждам и чаяниям других. Похоже, ему недостает как щедрости, так и справедливости. В эпизоде When Flanders Failed [38] он вынуждает соседа продать ему мебель за бесценок, хотя знает, что тот разорен и отчаянно нуждается в деньгах. В эпизоде Bart the Lover [51] Гомер советует Барту порвать с миссис Крабаппл (он ведет с ней романтическую переписку от лица некоего вымышленного Вудро), отправив ей записку со словами: «Дорогая крошка, добро пожаловать в Дампсвилль[11]. Ты его единственный житель». (Перед этим он сообщает Барту, что любовные письма – его конек.) К щедрости Гомер также не склонен. Однажды он сказал Барту: «Ты отдал обеих собак? Ты же знаешь, как я отношусь к пожертвованиям!» (The Canine Mutiny [173]). Гомер не поддержал обвинение Фредди Куимби в вооруженном нападении не потому, что считал его жертвой оговора, а потому, что сообразил: если он поступит так, то присяжные окажутся в тупиковой ситуации и он сможет продолжать на дармовщинку жить в Springfield Palace Hotel (The Boy Who Knew Too Much [101]).
У Гомера есть несколько приятелей, но нет друзей. Аристотель подчеркивает важность дружбы в силу своей убежденности, что без друзей мы не можем проявлять добродетель и вести полноценную жизнь. У Гомера нет ни одного настоящего друга. В лучшем случае у него находятся собутыльники (Барни, Ленни и Карл), но нет никого, с кем бы он мог обсудить свои устремления, дела, радости и печали[12]. Вообще нельзя с уверенностью сказать, что у Гомера есть какие‑то устремления и дела, кроме выпивки.
Супружеские и отцовские способности Гомера также оставляют желать лучшего. (Аристотель, похоже, включал супругу и детей в круг друзей[13].) Давайте рассмотрим некоторые из ошибок Гомера. Он пытался завоевать любовь дочери, купив ей пони (Lisaʼs Pony [43]). Ему не нравилось, что у Брата появился «старший брат», и он сам стал старшим братом для Пепи (которого он называл Пепси) (Brother from the Same Planet [73]). Он в качестве наказания отправил Барта работать в стриптиз‑бар (Bart After Dark [158]). Гомер подливал масла в огонь соперничества между детьми, когда Лиза обнаружила у себя способности к игре в хоккей: «В эту пятницу команда Лизы встречается с командой Барта. Вы соперники, так что забудьте, что вы – брат и сестра. Я хочу видеть, как вы бьетесь за родительскую любовь» (Lisa on Ice [111]). И давайте не будем забывать, что он многократно пытался задушить Барта со словами: «Ах ты маленький. » (Хотя однажды, в эпизоде Mother Simpson [136], он восклицает: «Я тебе покажу кванзу[14]!») Наконец, что также немаловажно, Гомер постоянно забывает о существовании Мэгги[15].
Способности Гомера к жизни в супружестве ничуть не лучше. Он либо не оказывает Мардж никакой поддержки, либо безразличен к ее проектам, что откровенно выказывает в эпизоде A Streetcar Named Marge . Его нежелание посещать галереи и выставки однажды вынудило Мардж отправиться в компании Рут Пауэрс, дружба с которой стала причиной полицейской погони а‑ля Тельма и Луиза[16]. Гомер извинился перед Мардж, но сама форма извинения разоблачительна: «Слушай, Мардж, прости, что я оказался не лучшим мужем, прости, что я пытался готовить соус в ванне, прости, что я полировал машину твоим свадебным платьем, и прости… ох, да что там, – прости меня за весь наш брак с самого начала и до этого момента» (Marge on the Lam [87]). В серии Secrets of a Successful Marriage [103] Гомер покорил новую вершину, когда осознал, что он и только он может предложить Мардж свою «полную и безоговорочную зависимость». В самом деле, даже когда он пытается помочь, то лишь все портит. Однажды Гомер, стараясь поддержать бизнес жены по продаже кренделей, обратился за помощью к спрингфилдской мафии, в результате чего Мардж пришлось разбираться с Жирным Тони и его громилами (The Twisted World of Marge Simpson [164]).
Более того, любые надежды на обретение Гомером нравственных добродетелей разбиваются о признание, что ему недостает одной интеллектуальной добродетели, которая необходима для нравственного характера, а именно рассудительности (phronesis ). Phronesis – это не теоретические знания, которых Гомеру, конечно, тоже не хватает. Не является это и знанием фактов, хотя и здесь Гомер не на высоте. Рассудительность – это способность искать путь в жизни с умом и порядочностью, ориентируясь на некую цель. Приведем несколько примеров. Во‑первых, Гомер исповедует весьма сомнительные перлы мудрости. В эпизоде Thereʼs No Disgrace Like Home [4] он заявляет: «Когда мне учиться? Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, не найдешь на дне бутылки. Они в телевизоре!» А впрочем (раз уж мы затронули тему бутылки), он как‑то произнес знаменитый тост: «За алкоголь – причину и решение всех проблем!» (Homer vs. the Eighteenth Amendment [171]). В Otto Show [57] он говорит Барту, что «если что‑то сделать трудно, то оно того не стоит». А в эпизоде Realty Bites [187] он сказал Мардж, что «попытка – первый шаг к ошибке».
Во‑вторых, Гомер, похоже, вообще не способен делать верные умозаключения. Однажды он провозгласил, что Тимми ОʼТул (вымышленный мальчик, который, как все думают, упал в колодец) настоящий герой, на основании одного лишь «факта», что тот упал в колодец и не мог выбраться (Radio Bart [48]). Как‑то раз он заключил, что организованный мэром Куимби медвежий патруль принес пользу, ведь по улицам не бродят медведи! Когда Лиза заметила, что его доводы поверхностны, он принял это за комплимент (Much Apu About Nothing [151]). В другом случае Гомер парировал заявление Лизы о том, что воровать программы кабельного телевидения нехорошо, назвав воровкой ее саму, поскольку, дескать, она не платит за еду, которую получает дома, и за одежду, которую носит (Homer vs. Lisa and the 8th Commandment [26]).
В‑третьих, у Гомера отсутствует самая важная составляющая практической мудрости – способность организовывать свою жизнь вокруг важных и достойных целей, достигая их с ответственностью и порядочностью. У него есть заветные мечты. Например, он мечтает стать кондуктором монорельсового поезда (Marge vs. the Monorail [171]) и владеть командой «Ковбои Далласа» (You Only Move Twice [155]). Но мечты – это не цели, последних у Гомера вовсе нет. По крайней мере, нет достойных. Похоже, его вполне устраивает роль малокомпетентного инспектора по безопасности в секторе 7G на электростанции Бернса, и он спокойно может наблюдать, как некоторые его подчиненные выбиваются в начальники. Он даже задумал пополнеть настолько, чтобы получить право работать дома в силу частичной потери работоспособности (King‑Size Homer [135]). Если у Гомера и есть цель в жизни, то это продолжение никчемного существования, состоящего из жратвы, выпивки и ничегонеделания. Добавьте к этому его исключительную доверчивость (вспомните, сколько раз Барту удавалось обмануть отца), и вы получите портрет человека с минимальными мыслительными способностями.
Характер Гомера: редкий блеск его «ух ты!»
Нам, впрочем, не следует быть слишком суровыми к Гомеру, поскольку иногда его поведение восхищает. Например, как это ни парадоксально, он порой забывает о существовании Мэгги, хотя на его рабочем месте полно ее фотографий – тех, что он сам приклеил на стену из любви к ней (And Maggie Makes Three [116]). Кроме того, Гомер никогда сознательно не изменяет жене, хотя у него были возможности сделать это (Colonel Homer [55] и The Last Temptation of Homer [90])[17]. Кроме того, он часто нежен и ласков с Мардж. Он повторно (после развода) женился на ней, чтобы компенсировать неприятные воспоминания от их первой, «убогой» свадьбы (A Milhouse Divided [159]). Иногда Гомер делает удачные шаги для укрепления отношений с Лизой. Например, он поддержал ее план развенчать мифы, связанные с происхождением Джебедии Спрингфилда (Lisa the Iconoclast [144]), добавил ей уверенности в себе, записав в участники конкурса «Маленькая мисс Спрингфилд» (Lisa the Beauty Queen [63]), дважды отказался от покупки кондиционера, чтобы подарить ей саксофон (Lisaʼs Sax [181]), и тайно провел ее в Спрингфилдский музей, чтобы она наконец увидела выставку «Сокровища Изис» (Lost Our Lisa [202]).
Временами Гомер демонстрирует мужество. Так, он не дает спуску мистеру Бернсу, когда тот требует от него слишком многого (Homer the Smithers [145]) или не может запомнить имя своего работника (Who Shot Mr. Burns? [128–129]), тузит Джорджа Буша (причины туманны, дело тут не в партийных симпатиях, поскольку Гомер поддерживал Джеральда Форда – другого республиканца) (Two Bad Neighbors [141]). Порой Гомер добр даже по отношению к людям, которых обычно не выносит. В серии When Flanders Failed [38] он помог Неду, рекламируя товары, продававшиеся в его магазине для левшей, в Homer Loves Flanders [97] поддержал Неда в церкви («…этот человек подставил все щеки на своем теле»), а в эпизоде Homer vs. Patty & Selma [120] притворился курящим, чтобы Пэтти и Сельму не уволили за курение на рабочем месте.
Иногда Гомер даже проявляет ум и способность к теоретизированию. Первый можно наблюдать в эпизодах, когда он разработал изощренную схему для продажи контрабандного алкоголя в Спрингфилде и стал знаменитым «пивным бароном» (Homer vs. the Eighteenth Amendment [171]), а также придумал план, как заработать на скелете «ангела» (Lisa the Skeptic [186]). Что касается второй, то Гомер продемонстрировал редкое понимание существа религии, когда решил прекратить посещать церковь, рассудив, что Бог повсюду. Он даже привел в пример (правда, не вспомнив имени) Иисуса как человека, который восстал против общепринятого порядка и все же оказался прав (Homer the Heretic [62]). У Гомера даже случаются редкие моменты, когда он, кажется, сознает свою ущербность. Он спросил у приехавшей на электростанцию Мардж: «Ты меня хотела повидать, да?» Ему необходимо было убедиться в том, что Мардж намеревалась повидать именно его, его, ничего особенного собой не представляющего (Life on the Fast Lane [9]). И он не раз и не два интересуется, зачем Лурлин Лампкин флиртует с ним, дабы увериться, что действительно кажется ей сексуально привлекательным (Colonel Homer [55]).
Источник