Типы ситуаций межличностного взаимодействия которые вызывают стресс

Трудные (или стрессовые) ситуации

Стрессовая ситуацияэто ситуация, которая становится для человека, причиной стресса или тревоги:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отно­шений.

Восприятие— это про­цесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации.

Правила управлениявосприятием:

Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.

Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникнуть трудности в ходе межличностной коммуникации.

Правило 3. Если позволять эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.

Главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждо­го. К этому образу и будут обращены коммуникативные по­слания.

Влияние психологических особенностей участников общения на процесс коммуникации:

-Эффект ореола (тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера).

— Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа фор­мирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса.

Социальный стереотип — устойчи­вое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное предста­вителям той или иной группы.

Неудачи и провалы в межличностной коммуни­кации часто случаются потому, что:

во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга;

во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Понятие коммуникативного стиляобо­значает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному че­ловеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодей­ствии с другими людьми.

Таким образом,коммуникативный стиль – это, в первую очередь, индивидуаль­ные различия в поведении людей, которые выражаются в устойчивости дан­ного способа поведения; акцент делается на внешние формы пове­дения, на то, что можно наблюдать — видеть и слышать.

Понимание собственного коммуникативного стиля и умение распознавать стиль партнера по коммуникации — важные характеристики коммуникативной компетентности.

Известный австрийский психолог А. Адлерввел в психологию понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.

Три неизбежные жизненные проблемы:

1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое, позволило бы выжить в сложном социальном мире;

2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положение среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества;

3) проблема любви и супружества: как приспособиться к факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни.

Все эти проблемы взаимосвязаны. В зависимости от их решения, Адлер предложил типологию жизненных стилей:

•Управляющий тип — люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом.

•Берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других.

•Избегающий тип — характерно соци­ально-бесполезное поведение.

•Социально-полезный т и п — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень активности.

Коммуникативные стили получили глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога К. Хорни.

Различные коммуникативные стили исследовались американ­ским психологом В. Сатир. Она выделяет четыре достаточно устойчивых стиля:

• плакатор (угодливый тип). Он никогда не выражает несогла­сия независимо от предмета разговора.

• блеймер (обвиняющий тип). Блэймер — это диктатор, хозяин, тот, кто находит ошибки. Он ведет себя как человек, превосхо­дящий всех;

• компьютер (безэмоциональный тип). Он всегда очень коррек­тен, разумен, спокоен, хладнокровен и собран, в нем не заметна ни одна эмоция.

• дистрактор (неуместный тип). Дистрактор никогда не отвечает по существу. Его голос может быть певучим, ударения в словах часто неправильны, интонации могут повышаться и понижаться совершенно без причин, потому что он ни на чем не фокусиру­ется.

Моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое «окно Джохари». Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием как другие воспринимают нас.

Я знаю о себе Я не знаю о себе
Другие знают обо мне Открытая зона Слепая зона
Другие не знают обо мне Скрытая зона Неизвестная зона

Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изме­нения в другой.

Увеличение откры­той зоны, т.е. не только самопознание, но и в определенной степе­ни раскрытие себя перед другими, — наиболее желательная страте­гия межличностной коммуникации.

В основу отличия продуктивного или непродуктивного коммуникативного стиля может быть положена полюсная ось:

«отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству»

Большинство случаев взаимодействия людей между собой нахо­дится между полюсами.

В зависимости от определенной стратегии выделяют уровни межличностного взаимодействии:

К продуктивномустилю взаимодействиямогут быть
отнесены лишь партнерство и содружество.

Стратегия партнерского взаимодействия пред­полагает владение такими механизмами взаимопонимания, как децентрация; эмпатия; точность и ясность в выражении потребнос­тей, чувств, эмоций; искренность.

Де­центрация в коммуникации характеризуется тем, что отправитель предвидит расшифровку получателя, принимает во внимание его точку зрения и кодирует на условиях получателя.

Определить эмпатию можно как понимание другого посредством эмоционального проникновения в его внутренний мир, чувства и мысли.

Выводы

1. Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена сообщениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Коммуникативные действия — это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, установление связи, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информа­цией).

2. Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Интерпретация участника­ми взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межлич­ностных отношений.

3. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способ­ность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых извест­ны представителям данной культуры или субкультуры, и соответствую­щими действиями конструировать их. Люди, как правило, обладают не­обходимыми социальными знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться.

4. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Интерпрета­ция чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекс­том, в рамках которого эти слова или действия воспринимаются.

Читайте также:  Ребенок не чувствует что он мокрый

5. Неудачи в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вто­рых, не понимают, что их восприятия неточны. Удовлетворенность об­щением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного воспри­ятия.

6. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил пове­дения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию — необходи­мое условие совместной жизнедеятельности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Трудные ситуации

но. В результате в качестве стрессовых были определены следующие ситуации межличностного взаимодействия:

1) ситуации неодобрения или критики со стороны других;

2) ситуации публичного выступления и социальной активности;

3) ситуации конфронтации и выражения недовольства;

4) ситуации сексуального контакта;

5) ситуации интимности и теплоты в общении;

6) ситуации конфликта или отвержения со стороны родителей;

7) ситуации утраты близкого человека или значимых отношений.

Источники беспокойства и тревожности в данных ситуациях могут быть связаны как с субъективными состояниями участников коммуникации, так и с параметрами самой ситуации.

Так, стресс может вызывать трудность в ориентации в ситуации: целевая структура ситуации бывает очень сложной, человек может не осознавать свои основные цели или цели партнеров по взаимодействию, может преследовать цели, не очень уместные в данной ситуации, что приводит к внутреннему конфликту или конфликту с другими людьми. Стресс могут вызывать жесткость или, напротив, неясность, неопределенность правил, которые нужно соблюдать. Некоторые ситуации оказываются сложными, поскольку требуют знания концептов, специфических для этих ситуаций. Примерами могут служить дебаты, аукционы, похороны, драки (борьба), имеющие четкие концепты, которые нужно понять, чтобы участвовать в них успешно. Ситуации, предполагающие соблюдение определенных ритуалов, оцениваются как трудные в том случае, если люди не знакомы с последствиями, значением или целями ритуализованных актов или не знают, как представить себя или оценить свое собственное поведение.

Если в работе с субъективными состояниями существуют два основных терапевтических направления — снижение тревожности при помощи бихевиоральной терапии или совершенствование навыков и способности управлять ситуациями при помощи тренинга, то в случае трудностей, связанных с параметрами самой ситуации, совершенствование способов видения ситуации может сделать ее менее стрессовой.

Источник

Группа межличностных факторов, которые могут вызвать стресс

Изучение стрессов в организационном поведении. Определение наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации. Анализ стрессоров, связанных с организацией. Роль характера личности на развитие стресса у человека.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.10.2019
Размер файла 273,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Группа межличностных факторов которые могут вызвать стресс

1. Стрессы в организационном поведении

1.1 Сущность стресса

1.2 Динамика стресса

2. Причины и факторы стресса

2.1 Внешние стрессоры

2.2 Стрессоры, связанные с организацией

2.3 Групповые стрессоры

2.4 Роль характера личности на развитие стресса у человека

3. Методы борьбы со стрессом

Список использованной литературы

Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

Определить, что такое стресс, — трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность — перенапряжение — отрицательные эмоции».

Исследования воздействия стресса на человека связаны с медициной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что повреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс». Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вызванными стрессами.

1. Стрессы в организационном поведении

1.1 Сущность стресса

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.

Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызванное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выговора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. — «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

Заметим, что стресс:

· не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охватывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);

· не просто нервное напряжение;

· не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.

Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.

Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее популярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей личностной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего присуще сотрудникам,

работающим в сферах, связанных с коммуникациями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождается усилением стрессовых состояний человека.

Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут вывести из равновесия и физиологические, и психологические функции.

Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

Читайте также:  У меня тоскливое настроение

Таким образом, стресс личности — состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологический механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы продуцируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические элементы приводят организм в состояние повышенной активности на короткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разворачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перспективе может привести к вредным последствиям.

Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интервале времени.

Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла авария и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов приподняла машину и вытащила коляску с младенцем.

Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая физическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стресса»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Судаков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым моментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно.

В целом стресс — явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при выполнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.

Рис. 1. Виды стрессов личности

Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или существующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в результате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, постоянная спешка, выяснения отношений).

Острый стресс — состояние личности после события или явления, в результате которого у нее теряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

Физиологический стресс возникает при физической перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума).

Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть результатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и продолжительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или информационного вакуума.

1.2 Динамика стресса

Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь представление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).

Выделяют три стадии развития стресса:

1) возрастание напряжения или мобилизация (отрезок АВ);

2) адаптация (отрезок ВС);

3) истощение, спад внутренней активности до фонового уровня, а иногда и ниже, или дезорганизация (отрезок СD).

Рис. 2. Динамика стресса

Стадия мобилизации (тревоги) характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их, готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. На этой стадии организм функционирует с большим напряжением, однако он справляется с нагрузкой с помощью поверхностной или функциональной мобилизации, без глубинных структурных перестроек. Например, подготовка срочной работы к заданному сроку, подготовка студентов к сессии.

Стадия адаптации (отрезок ВС) проявляется за стадией мобилизации при условии, что стресс продолжается длительный период времени. Оптимальный уровень — переносимый стресс воспринимается как позитивное явление, как вызов со стороны ситуации, но при этом контроль за ситуацией остается за индивидом. Данное положение позволяет добиваться высокого уровня производительности. На этой стадии отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Но если данная стадия стресса затягивается, то наступает переход к третьей стадии. Стадия дезорганизации (отрезок СВ) возникает при устойчивом сохранении стрессовой нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения личности, происходит потеря контроля над ситуацией.

Длительный стресс даже при сохранении внешнего состояния индивида без изменения может привести к серьезным внутренним заболеваниям. Водораздел между оптимальным и чрезмерным уровнями стресса, за пределами которого наступает третья стадия, очень невелик и является индивидуальным для каждого человека. Он зависит от личностных характеристик, способностей индивида справляться с давлением ситуации.

Некоторые исследования показали наличие взаимосвязи между типом темперамента руководителей, занимаемой должностью и стрессовыми состояниями этих руководителей (табл. 1). Исследования проводились на крупных предприятиях РФ в 1997 г. В табл.1 сумма ответов не равна 100 %, поскольку при проведении анкетирования остальные опрошенные не признали факта стрессовых нагрузок.

Таблица 1. Влияние темперамента на состояния стресса у руководителей

Ежедневно испытывают стресс

2. Причины и факторы стресса

Термин стрессор означает стимул, возникающий на работе и имеющий негативные физические и психические последствия у большинства людей, подвергающихся его воздействию.

К стрессорам, воздействующим на работников организации, относится множество факторов, находящихся как за пределами, так и внутри организаций, во-первых, и исходящие как от самих работников, так и от некоторых их групп, оказывающих обычно негативное воздействие, во-вторых.

Существует ряд причин, вызывающих стрессы личности в организациях (рис. 3). К ним относятся организационные, внеорганизационные, личностные факторы.

Рис. 3. Факторы, вызывающие стрессы личности в организации

Если исходить из того, что организация представляет собой открытую систему, испытывающую сильное воздействие внешнего окружения (рис. 4), то становится ясно, что стресс на рабочем месте не ограничен теми событиями, которые происходят внутри организации в течение рабочего дня.

Рис.4. Структура взаимосвязей организации и различных групп интересов окружения

Рассмотрим основные группы стрессоров.

2.1 Внешние стрессоры

Включают в себя изменения в обществе, вызванные научно-техническим прогрессом, международными и внутриполитическими событиями, ситуацией и отношением в семье, экономическими, финансовыми и социальными условиями жизни, расовой и классовой принадлежностью, окружением, в котором находится и живет работник. Например, стремительный темп социальных и технических изменений оказал сильное воздействие на образ жизни современного работника. Хотя достижения медицины способствуют увеличению продолжительности жизни, сведению к минимуму угроз многих заболеваний, однако современный темп жизни усилил стрессы и внутреннее напряжение, внутренний душевный дискомфорт. Вовлечение индивида в суету высокодинамичной урбанизированной жизни, ее постоянное движение и изменения, толпы людей на улицах, в транспорте — существенно нарушило душевное благополучие, гармонию и продуктивность физического, умственного и социального компонентов человека, привело к резкому росту потенциальных возможностей возникновения стресса на рабочем месте.

Читайте также:  Сопровождение развития эмоционально волевой сферы

Общеизвестно влияние семьи на развитие и культуру личности человека. Ситуация в семье, кратковременный кризис, ссора или болезнь родных, затяжные напряженные отношения между супругами или детьми, финансовая, социальная и бытовая неустроенность являются серьезными стрессорами для работника. В семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях человек может передать свой стресс другому. Неудовлетворенность трудом, низкая заработная плата, семейные проблемы россиян в условиях все дорожающей жизни и новых затратоемких «реформ» заставляют людей искать любую дополнительную работу, сокращать время отдыха и время, которое семьи проводят друг с другом, вынуждают жену бросать воспитание ребенка и выходить на работу, чтобы свести концы с концами. Обнаружена непосредственная связь между серьезностью и внезапностью жизненных изменений и последующим состоянием здоровья: чем более серьезным оказывается изменение, тем хуже становится здоровье и самочувствие человека.

Жизненные условия оказывают также непосредственное влияние на успех профессиональной деятельности. Например, психолог Ф. Кросби (США) показала, что развод более, чем какая-либо другая травмирующая ситуация, негативно влияет на качество работы: в течение первых трех месяцев оставленный супруг или супруга обычно не могут сосредоточиться на работе. Переменные социального характера (расовая, половая и классовая принадлежность) также могут стать стрессорами.

Исследованиями доказано, что женщины более подвержены психологическому дискомфорту, а мужчины более склонны к серьезным физическим заболеваниям. К специфическим стрессорам для работающих женщин относятся: дискриминация, наличие стереотипов, сложность совмещения карьеры с семейной жизнью и социальная изоляция, двойственные роли члена семьи и работника, личные и семейные стрессы, жилищные условия, отсутствие инфраструктуры в районе проживания, соседи, уровень шума или загрязненности воздуха и т.п. Даже люди, принадлежащие к среднему или высшему классам, подвержены и общим, и специфическим стрессам.

Внеорганизационные (внешние) факторы вызывают стрессы в результате действия следующих обстоятельств:

· отсутствия работы или длительного ее поиска;

· конкуренции на рынке труда;

· кризисного состояния экономики страны и, в частности, региона.

Личностные факторы, вызывающие стрессовые состояния, формируются под воздействием состояния здоровья, семейных проблем, эмоциональной неустойчивости, заниженной или завышенной самооценки.

В результате действия перечисленных причин возможны следующие последствия стресса: субъективные, поведенческие, физиологические.

Субъективные последствия предполагают возникновение у человека чувства беспокойства, тревоги, повышенную утомляемость. При проявлениях стресса у индивида усиливаются негативные поведенческие последствия в организации в виде прогулов, неудовлетворенности работой, распространении слухов, сплетен. Физиологические последствия проявляются как повышение артериального давления, сердечно-сосудистые заболевания, нарушение сна, апатия.

2.2 Стрессоры, связанные с организацией

Кроме потенциальных факторов стресса вне организации, на работника воздействуют внутриорганизационные факторы (рис.5):

а) политика и стратегия высшей администрации;

б) организационная структура;

в) организационный процесс;

г) рабочие условия.

Так как сегодня в организациях происходят большие изменения, направленные на адаптацию к явлениям в окружающей деловой среде (глобализация экономики и образования, развитие информационно-компьютерных технологий, стремление к всеобщему управлению качеством, диверсификация рабочей силы), то нарастают и стрессоры для персонала на его конкретных рабочих местах.

Рис. 5. Факторы стресса, связанные с организацией

Постоянное сокращение работающего персонала ведет к уменьшению численности работников и перекладыванию на них обязанностей уволенных или ушедших сотрудников.

В результате резко возросли загруженность работающих, число пропусков рабочих дней из-за болезней, вызванных перегрузкой. Опрос менеджеров ведущих компаний США (из списка Fortune 500) показал, что свыше 75% респондентов согласны с тем, что требования, предъявляемые к менеджерам, будут возрастать, если эти фирмы хотят выдержать рыночную конкуренцию с Японией и другими соперниками, что непременно приведет к большей продолжительности рабочего дня и усилению стресса. Опрос рядового персонала этих фирм также показал, что практически все работают больше, чем требуют стандартные нормы 40-часовой рабочей недели, а половина опрошенных вырабатывают от 6 до 20 дополнительных часов в неделю, реально работают в среднем по 10 ч в день, а иногда и до 15 ч. При этом женщины, получающие меньше мужчин и перегруженные работой, испытывают еще больший стресс.

Организационные факторы, вызывающие стресс, определяются позицией индивида в организации. Рассмотрим примеры.

· Трудовая деятельность индивида — ограничения, вызываемые режимом, сменностью работы в организации, внедряемые организационные изменения, новые технологии, которые индивиду приходится постоянно осваивать.

· Взаимоотношения в организации — построение и поддержание хороших отношений с начальником, коллегами, подчиненными. Эта причина является одной из наиболее стрессовых для работников.

· Недостаточно ясное понимание работником своих роли и места в производственном процессе, коллективе. Такая ситуация бывает вызвана отсутствием четко установленных прав и обязанностей специалиста, неясностью задания, отсутствием перспектив роста.

· Недостаточная нагрузка сотрудника, при которой работнику не представляется возможности продемонстрировать свою квалификацию в полной мере.

· Необходимость одновременного выполнения разнородных заданий, не связанных между собой и одинаково срочных. Данная причина характерна для руководителей среднего звена в организации при отсутствии разграничения функций между подразделениями и уровнями управления.

· Неучастие работников в управлении организацией, принятии решений по дальнейшему развитию ее деятельности, особенно в период резкого изменения направлений работы. Такое положение характерно для крупных отечественных предприятий, где не налажена система управления персоналом и рядовые сотрудники оторваны от процесса выработки решений. На многих западных фирмах существуют программы вовлечения персонала в дела фирмы и разработки стратегических решений, особенно при необходимости увеличения объема производства или улучшения качества выпускаемых изделий.

· Карьерное продвижение — достижение индивидом карьерного потолка или же чрезмерно быстрое карьерное продвижение.

· Физические условия труда — слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, повышенный уровень шума.

Последние исследования показали, что наличие легкого стресса может оказывать позитивное воздействие на людей, вносить оживление в их работу, улучшать кровообращение, усиливать активность в достижении новых производственных успехов. Люди, работа которых связана с постоянной инициативой (руководители, дикторы, репортеры, предприниматели и др.), только выигрывают от небольших стрессов, однако другие люди (педагоги, врачи, полицейские) от них лишь страдают. В целом есть данные о том, что выполнение многих производственных задач существенно зависит от стресса, и повышение его уровня обычно резко снижает уровень качества работы.

Вредное воздействие высоких уровней стресса затрагивает физическую, физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности людей. Оно должно внимательно изучаться специалистами, учитываться менеджерами и руководством организаций, для повышения эффективной деятельности людей. Статистика показывает большие расходы зарубежных фирм на физическую замену работников, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Непроизводительные расходы для компаний США с численностью работающих до 4 тыс. чел. (табл.3), показывают важность решения проблемы сохранения здоровья персонала, а также любой нации, ее подрастающего и трудоспособного населения. стресс организационный поведение

Таблица 3. Расходы фирм США на персонал из-за сердечно-сосудистых заболеваний работников

Источник

Оцените статью