Типы личности сформированные эмоциональной системой семьи

Типы личности сформированные эмоциональной системой семьи

§ Боуэн Мюррей (Bowen Murrey).

§ Бошормени-Надь Иван (Boszormenyi-Nagy L).

§ Николе М. (Nichols M. Р.).

§ Ульрих Д. (Ulrich D.).

Литература на русском языке

§ НавайтисГ. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-воНПО «Модэк», 1999.

§ Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб., Акцидент, 1994.

§ Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. М.: Класс, 1997. (Социометрические техники работы с семьей) 194

§ Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: Алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений// Семейная психотерапия. Хрестоматия/ Сост.: Эйдемил-лер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. СПб.: Питер, 2000.

Основные теоретические положения

Эмоциональная система семьи может формировать два основных типа личности:

§ обособленную, независимую, дифференцированную от семьи;

§ подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.

Черты хорошо дифференцированной личности

1. Личность ориентирована на цели. Человек может сформулировать свою систему ценностей, отличную от мнений семьи и окружающих. Ориентируясь на эту систему ценностей, он выдвигает цели, сообразуясь с доводами своего интеллекта и ориентируясь на свои потребности. Его поведение определяется этими выдвинутыми им самим целями.

2. Разделение между мышлением, чувствами и потребностями. Имеется в виду то, что внутри себя человек способен очень четко отделять друг от друга следующие блоки:

§ Что я думаю, что в моем внутреннем опыте является результатом анализа с помощью разума.

Источник

Электронная библиотека

Эмоциональная система семьи может формировать два ос­новных типа личности:

— обособленную, независимую, дифференцированную от се­мьи;

— подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.

Боуэн выделил основные черты хорошо дифференцированной личности:

1) Личность ориентирована на цели. Человек может сформулировать свою систему ценностей, отличную от мнений семьи и окружающих. Ориентируясь на эту систему ценностей, он выдвигает цели, сообразуясь с доводами своего интеллекта и ориентируясь на свои потребности. Его поведение определя­ется этими выдвинутыми им самим целями.

2) Разделение между мышлением, чувствами и потребностями. Имеется в виду то, что внутри себя человек способен очень четко отделять друг от друга следующие блоки:

Ø Что я думаю, что в моем внутреннем опыте является ре­зультатом анализа с помощью разума?

Ø Что я чувствую, т. е. чувственно воспринимаю (например, вижу); какая часть моего внутреннего опыта автома­тически складывается в процессе восприятия, насколько она подчиняется тем или иным моим желаниям?

Ø Чего я хочу, каковы мои истинные мотивы в данной си­туации?

Черты недифференцированной личности следующие:

1) Личность ориентирована на отношения, а не на це­ли, т. е. эмоционально менее зрелая. Эти люди в значительной степени зависят от того, поддержат ли окружающие их само­уважение. Их время и энергия тратятся на поиски поддержки во взаимоотношениях, а не на постановку и достижение собст­венных целей.

2) Отсутствует разделение между мышлением, чувства­ми и потребностями, что объясняет их ригидность (негибкость) в общении. В поведении они более склонны руководствоваться эмоциями, чем результатами осмысления ситуации. Они часто склонны упускать из виду ту роль, которую играют их собст­венные интерпретации в возникновении того или иного чувст­ва (например: «Джон заставил меня рассердиться», т. е., вино­ват Джон). Им зачастую кажется, что их субъективные пере­живания связаны с анализом действительного положения вещей (не разделяют между своим чувственным восприятием и мышлением). Выражением этого могут служить следующие фразы: «Я чувствую, что вы отвергаете меня», «Когда вы не со­глашаетесь со мной, я чувствую себя отвергнутым».

По мнению М. Боуэна, процесс дифференциации как бы совпадает с процессом становления, созревания личности. На начальных этапах осознается отделение себя от других, на по­следующих — более четкое отделение друг от друга своих по­требностей, чувств и мыслей, результатом чего становится способность осмысливать свои чувственные (сенсорные) про­цессы абстрагировано от интеллектуальных, интеллектуаль­ные — абстрагировано от потребностей и т. д.

В некоторых семьях, однако, этот естественный процесс тормозится особенностями, правилами внутрисемейной жизни, типичными способами реагирования, которые удер­живают личности в недифференцированном состоянии. Эти семьи называются слитными или недифференцированными семьями.

Одним из правил жизни в такой семье является чувствитель­ность к нюансам эмоциональных отношений, повышенная ре­активность по отношению к ним. Каждый член такой семьи по­стоянно следит за настроением других членов семьи и отмечает про себя, какие чувства испытывают другие по отношению к нему.

Другим правилом жизни в такой семье является частое тре­бование одинаковости. Различия между людьми отрицаются.

Члены таких семей не умеют быть близкими с другими людь­ми и в то же время обладать достаточной автономией от их мнений, желаний, оценок. Иное мнение рассматривается как оскорбление другого, вызов сложившимся внутрисемейным отношениям, ценностям семьи. Отсюда неспособность членов подобных семей искренно обсуждать друг с другом те или иные вопросы, касающиеся взаимных отношений, большое количество правил, затрудняющих коммуникацию. Это при­водит к тому, что зачастую информация, адресованная одному члену семьи, передается другому — двое обсуждают третьего. Это действие выполняет компенсаторную функцию, но тормо­зит развитие семьи и отдельных ее членов, так как никто не получает обратной связи и не знает своих ошибок. Вместо того чтобы жить своей жизнью, люди тратят время на бесплодное обсуждение чужих жизней. В таких семьях существует мно­жество семейных треугольников — все обсуждают друг друга, но за глаза. Компенсаторная роль третьего в таких треуголь­никах заключается в том, что ему передают информацию, ад­ресованную другому лицу.

Следующей особенностью жизни в такой семье является ригидность, самоценность, сакральность, несменяемость правил. Семейные правила должны носить прагматичный характер. Если они уже не помогают семье решать какие-либо проблемы, препятствуют росту личности членов семьи, то их необходимо менять. Люди из слитных семей склонны абсолютизировать правила. Выполнение их становится своего рода признаком лояльности по отношению к другим, а невыполнение рассматривается как вызов межличностным отношениям, негативная реакция на другого, оскорбление другого. Это связано с тем, что семьи подобного рода рассматривают правила (как и вообще все аспекты жизни) через призму межличностных отношений, а не через призму полезности.

Перечисленные выше правила и особенности внутрисе­мейной жизни внутри слитных семей создают игровой, ис­кусственный, натянутый характер взаимоотношений в се­мье. Они препятствуют подлинной открытости, интимности. В этих семьях возможна лишь иллюзия открытости, ибо чле­ны семьи неспособны принять тех, кто совершенно отличен от них.

Люди, выросшие в слитных семьях и не отделившиеся от них, имеют склонность создавать такие же семьи. Для недиф­ференцированного — человек, ориентированный на цели, кажет­ся нечутким, непонятным, порой бросающим вызов отношени­ям: ведь он говорит, ориентируясь на свои взгляды, а не на отношения. Для человека, ориентированного на цели, недиф­ференцированный партнер по общению кажется скучным, наи­гранным, порой неискренним. Таким образом, два недиффе­ренцированных как бы ищут друг друга.

Читайте также:  Как лучше всего бороться со стрессом

Недифференцированные очень привязаны к неписаным пра­вилам тех семей, из которых они происходят. Вот примеры этих правил:

Ø Когда события складываются не по-твоему, ты не должен сердиться, но можешь расстраиваться.

Ø Если мужчина чувствует себя побежденным, он не должен плакать, но должен рассердиться.

Ø Неприлично чувство печали — всегда сохраняй улыбку. Если твое настроение не соответствует этому правилу, то «посмотри на солнечную сторону», «не будь малышом».

Ø Неприемлемы споры: если ты сердишься, то уйди, остынь и возвращайся с улыбкой.

Ø Конфликт является единственным способом взаимоотношений: лучше спорить, чем быть холодным и безразлич­ным; выказывая свое недовольство, ты этим выказываешь свое внимание.

Как видно, эти правила порой конфликтуют между собой, что является причиной супружеских конфликтов. Каждому кажется, что другой ведет себя «ненормально».

Для слитных людей характерны следующие формы поведе­ния, выражающие их стремление к зависимости, слитности, мешающие им ориентироваться на цели, заставляющие их «увязать» в реакциях на чужие действия:

• уступчивое — готовность пойти на все, лишь бы сохранить иллюзию близости;

• хронически бунтующее — сохраняют близость, так как бо­ятся независимости, но бунтуют против нее;

• нападающее — все кругом должны измениться прежде меня, все кругом виноваты;

• разрывающее — недифференцированность толкает к поиску близости, через некоторое время отличия другого от себя толкают к разрыву.

Ригидные формы ролей. Примером таких ролей являются роли надфункционера и подфункционера. Имеется в виду си­туация, когда один человек (надфункционер) более ответстве­нен, способен и здоров, чем другой (подфункционер). Надфунк­ционер может заботиться о подфункционере, покровительство­вать ему. Но если подфункционер совершенствуется, то над­функционер теряет свои способности, может испытывать де­прессию. Подфункционер может манипулировать надфункционером. В здоровых семьях эти две роли постоянно меняют­ся. В слитных отношениях они ригидны, находятся в застыв­шем состоянии, поскольку самоценны.

Цель психологического консультирования семьи в рамках данной модели заключается в том, чтобы члены семьи стали бо­лее дифференцированными.

Во-первых, они должны стать гораздо менее ориентированы на отношения и более ориентированы на цели.

Во-вторых, у них должна повыситься способность к рефлек­сивному анализу своего видения ситуации и поведения. Им надо помочь научиться сопоставлять свое видение ситуации с доводами разума, различать свои желания и реальность, осоз­навать реальные ограничения собственных желаний.

Применительно к ситуации внутрисемейного общения их следует научить общаться друг с другом напрямую, без образо­вания семейных треугольников. Члены семьи должны нау­читься открывать друг другу свои потребности и взгляды, стре­миться к большей искренности.

Они должны осознать относительность и прагматический, функциональный характер любых правил.

В психологическом консультировании решается частная за­дача: задержать членов недифференцированных семей на наблюдении и рациональном анализе эмоциональных процес­сов в семье, осмыслении причин конфликтов, осознании эмо­циональной подоплеки своего и чужого поведения. Считается, что это важнее, чем рекомендации.

Для развертывания процессов наблюдения и рационального анализа различных аспектов семейной жизни широко использу­ются социометрические техники работы с семьей: «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Генограмма», «Роле­вая карточная игра», «Экокарта», «Соломенная башня», «Се­мейное пространство», «Семейная социограмма». Мы их рас­смотрим далее.

Психолог должен быть дифференцированной личностью; нельзя позволять вовлекать себя в зависимость от отношений в семье: нельзя ни поддерживать одного из членов семьи, ни становиться на чью-либо супружескую позицию. Иначе будет триангуляция.

Для того чтобы побудить супругов начать общаться друг с другом напрямую (без вовлечения окружающих в много­численные семейные треугольники), для того чтобы нау­чить их терпимо относиться к личностным отличиям друго­го, используется методика «Тет-а-тет» /Ричардсон, 1994, с. 69-70/. Супругам предлагают выполнить следующую про­цедуру.

Сядьте близко, касаясь коленей и сохраняя контакт глаз. Посмотрите, как долго вы сможете говорить о себе, своих взаи­моотношениях, а не о третьих лицах или о дополнительных темах.

Теперь, чтобы сделать это задание еще труднее, повторите его, оставаясь только в настоящем времени, не говорите о про­шлом или будущем, а только о своих переживаниях «здесь и теперь».

После выполнения супругами этого задания в беседе с ними исследуется степень их тревоги из-за близости с помощью сле­дующих вопросов:

1) Насколько близок я могу быть с другим человеком, ос­таваясь в то же время самим собой и не делая того, что меня хо­тят заставить сделать другие?

2) Насколько близок я могу быть с другим человеком, допуская, что другой человек отличается от меня? /3/

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Теория семейных систем Мюррея Боуэна

Основные идеи

М. Боуэн разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт. В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья — это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему.

Однако если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой.

В широком смысле слова, термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют поведением живого существа в его окружении. Эмоциональная регуляция поведения включает в себя генетические факторы, механизмы приспособления к среде, закрепленные в индивидуальном опыте и функциональное состояние живого существа, свойственное ему в каждый данный момент.

Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин «поле» указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого.

Это — аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают самое поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может «увидеть» гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят свое поведение в зависимости от реакций друг на друга».

Эмоциональная система регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе — к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе — к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.

Читайте также:  Чем умерить чувство голода

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра — уровень тревоги и дифференциация «Я». Тревога — базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов.

Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая — снижение тревоги. Уровень тревоги — своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей.

Дифференциация, следующая характеристика семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин «Дифференциация» Я». Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями.

Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум».

Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью дифференцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.

На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн всегда подчеркивал относительность, с которой эмоции и интеллект могут быть разделены друг с другом, тем не менее индивиды, которых можно отнести к противоположному концу континуума, более гибки и способны к адаптации, более независимы в эмоциональном плане и в большой степени свободны от проблем любого рода. В периоды стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным.

Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, но которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. И все же, они плохо адаптируются к жизни, а если у них возникают дисфункции, то это состояние может стать хроническим (в отличие от хорошо дифференцированных людей, которые в случае дисфункции быстро восстанавливаются).

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители, чьи дети страдают шизофренией, с трудом различали чувства и мысли, субъективную истину и объективный факт. Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу, что в семьях всех видов (от самых дисфункциональных, характеризующихся глубокими нарушениями, до великолепно функционирующих) существует слияние чувств и интеллекта.. Различия отмечаются лишь в способах и степени, с которой эти стороны психической жизни спаяны или отделены, дифференцированы друг от друга. Данный вывод лег в основу концепции дифференциации Я.

Таким образом, ученый обнаружил, что жизнь индивидума значительно в большей степени регулируется эмоциональной системой, чем мы склонны признавать. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому, в какой степени он в состоянии различать процессы, связанные с чувствами, и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я, тем менее он способен делать такие различения.

Далее Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства — часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого (то же с семьями: нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы — части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная, чем качественная».

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование, как уже отмечалось выше, относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением.

С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить способность к нормальному интеллектуальному функционированию даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

Восемь концепций теории

В теорию Мюррея Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я

Как уже говорилось выше, здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: «псевдо Я» (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

2. Триангуляция

Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, — снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) В схематичном виде процесс выглядит так: жена, поссорившись с мужем, эмоционально обьединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получая от нее эмоциональную поддержку.

Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним «против» матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребенка при возрастании напряжения в родительской диаде.

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи

Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, в ответ на отвержение автоматически следует реакция увеличения дистанции — от перехода на формальное общение вплоть до физического ухода.

Эмоциональная реактивность является медиатором в отношениях. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяются уровнем дифференциации Я. Стрессовые ситуации могут вызывать появление симптомов в трех областях, а именно:

Какая-либо одна из этих трех областей или их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности, свойственной супругам.

Читайте также:  Собака той терьер подволакивает переднюю левую лапу как будто не чувствует ее

4. Проективные процессы в семье

Рассматриваются механизмы «триангулирования», посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. «Триангулированный» ребенок — тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи — построения собственной идентичности. В результате, они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

Пример. Деловые отношения между мужем и его братом постоянно «подпитывают» атмосферу тревоги в семье. По мнению жены, ее шурин имеет в бизнесе ряд преимуществ перед мужем. И она все чаще начинает «давить» на мужа, требуя, чтобы тот «взял верх» над своим братом. Подобные «разговоры» приводят к периодам напряженного молчания и взаимного дистанцирования супругов. Напряженность отражается на состоянии ребенка: он страдает энурезом.

5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений

Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.

Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов в предшествующей истории семьи, можно предугадать воспроизводство тех же самых процессов в жизни и отношениях будущих поколений.

В свою очередь, учитывая детали жизни текущего поколения и тщательно изучая историю семьи, можно с большой точностью восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов дает возможность семье понять, какие способы адаптации она использует, и тем самым избежать повторения пагубных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие, плодотворные способы совладания с ситуацией.

6. Эмоциональный разрыв

Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах. Одни из них связаны с социальной ситуацией, когда, например, жена репрессированного разрывает со своим мужем все отношения, не поддерживая с ним никаких контактов ни в то время, когда он находился в тюрьме и лагере, ни даже, когда он уже вышел на свободу. Дети считают отца умершим или без вести пропавшим.

Он становится фигурой умолчания, а вся связанная с ним история — семейным секретом. В других случаях это — «унаследованный» эмоциональный разрыв, когда, скажем, между бабушкой и ее сестрой (обе уже покойницы) давным-давно произошла ссора, и они прервали всякие отношения, и теперь их потомки тоже не общаются друг с другом, испытывают взаимные негативные эмоции, не понимая, почему.

Выразительная иллюстрация эмоционального разрыва в социальной группе — отсутствие контактов между студентами Анны Фрейд и Мелани Кляйн, длящееся в течение более двадцати лет уже после того, как оба их профессора умерли. Наиболее часто причиной эмоционального разрыва становится невозможность соответствовать ожиданиям другого. Так случается с детьми, которые, имея идеализированные представления о своих родителях, испытывают чувство вины, что не оказались «достойными» сыном/дочерью.

При встрече с ними, он/она изо всех сил стремится соответствовать тому фантазийному образу, который, якобы, соответствует их представлениям и более всего успокоит и поддержит их, и тогда, может, он и сам начнет чувствовать себя спокойнее. Но стремление быть тем, кем на самом деле не являешься, которому человек следует, чтобы избежать разочарований и напряжения во взаимоотношениях, все-таки не спасает эти отношения и неизбежно приводит к печальному финалу.

7. Позиция сиблингов

Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять.

Появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, в то же время личность — по мере своего развития — оказывает обратное влияние на смысл и содержание его функционирования.

Например, отнюдь не все старшие братья (своих сестер и братьев) похожи друг на друга по своим личностным качествам. По настоящему зрелый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность и вместе с тем не пытается контролировать дела других детей, подавлять их, позволяя им в чем-то брать ответственность на себя. В отличие от этого, незрелый старший брат может оказаться догматичным и властным лидером, не способным уважать права других.

В подобных случаях рядом с ним может оказаться младший брат, который в реальности становится «функциональным» старшим братом. Этот «функциональный» старший ребенок имеет больше характеристик именно старшего, сравнительно с тем, кто является старшим по времени рождения. Степень, в которой профиль личности соответствует «нормальному», выявляет уровень дифференциации данной семьи и, кроме того, позволяет предсказать, какая степень слияния будет у будущих супругов в браке и какие эмоциональные процессы в их ядерных семьях будут преобладать.

8. Социальная регрессия

Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем — тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс — аналог низкого уровня дифференциации в семье.

Популизм во внутренней политике, агрессивность во внешней, варварское отношение к экологии, рост числа экстремистских группировок — все это признаки социального регресса. Россия на рубеже XIX-XX веков, Гитлеровская Германия, Америка времен Вьетнамской войны — примеры регрессивных социумов.

Теория М.Боуэна развивается.

Существуют профессиональные объединения его последователей и обучающие центры . Одни из крупнейших, осуществляющих обучающие тренинговые программы — Западно-Пенсильванский Семейный Центр, находящийся в Питтсбурге, и Массачусеттский Теоретический Боуэновский Центр. В Москве в течение двух лет работал практический семинар по изучению теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семинар был организован Обществом семейных консультантов и психотерапевтов. Преподаватели — Кэтрин Бэйкер и Питер Тайтельман, ученики Мюррея Боуэна.

Источник

Оцените статью