Типы эмоциональных переживаний свойства эмоций

Понятия «эмоции» и «чувства». Типы эмоциональных переживаний.

Эмоции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции характеризуются субъективностью; эмоции связаны с регуляцией деятельности человека: положительная эмоция всегда свя­зана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели.

Чувства – более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и яркость нашему восприятию, поэтому эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. Эмоции и чувства неразрывно связаны с физиологическим состоянием организма человека: при одних человек чувствует прилив сил, подъем энергии, а при других – упадок, скованность. Эмоции и чувства всегда сугубо индивидуальны.

Типы эмоциональных переживаний:

Аффекты – интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки.

Навязывают человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Чело­век совершает беспорядочные движения, а бывает, что его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Примеры аффекта: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.

2) Эмоции более длительные состояния, по сравнению с аффектами. Эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Принято выделять следующие эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

3) Чувства еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство нена­висти, если у него нет того, что он ненавидит. Чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызы­вать негативные чувства у другого. Высшие чувства: нравственные, или моральные, интеллектуальные чувства, эстетические чувства.

4) Настроениесамое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Настроения могут различаться по продолжительности: дни, недели.

5) Эмоциональный стресссостояние напряженности, для ко­торого характерно снижение работоспособности и эффективности функциониро­вания систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Источник

Типы эмоциональных переживаний:

Аффект один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию.

Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение каких-либо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.

Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию.

* Изард выделяет фундаментальные эмоции:

Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.

Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации.

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция

— на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чем-то, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.

Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чем-то, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Он может возникнуть, если есть знание.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).

Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к каким-то предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Возникают и формируются в процессе онтогенеза через культурно-исторический опыт. В определенной степени чувства определяют референтных личностей. Чувства индивидуальны и зависят от системы ценностей. Страсть – это максимальная выраженность чувств, сложное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, мотивации, чувства. Направлена на человека или предмет.

Отличие от эмоций: 1) эмоция – это реакция на ситуацию, до конца не определена и не осознанна; чувства – конкретны, предметны и осознаваемы; 2) эмоции чаще связаны с биологическими процессами; чувства – с социальной сферой.

Группы чувств по направленности:

Нравственные (моральные) чувства, которые переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравниваются эти явления с нормой. Это говорит о том, что у человека слоилась система норм и ценностей.

Читайте также:  Психологический стресс по бодрову

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности, а познавательная деятельность связана с проблемными ситуациями, от этого зависит успешность или безуспешность деятельности.

Эмоциональный тон ощущений – это отношение человека к качеству ощущений, т.е. различные ощущения являются для человека приятным, неприятным или нейтральным (запах розы – приятным, запах помойки – неприятным). Эмоциональный тон различных воздействий закрепляется в памяти, выступает составной частью в представлении памяти, участвует в формировании эмоциональной памяти. Эмоциональный отклик – это оперативная реакция человека на изменение в окружающей среде (багровое солнце). Одной из разновидностью эмоционального отклика является эмпатия (синтония) – умение сопереживать эмоциональное состояние других людей.

Стресс – это нервное психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция, на которое ранее не была сформирована, но должна была найдена в сложившихся условиях. Стресс всегда связан с тотальной организацией сил организма, на поиск выхода из сложившейся ситуации. Воздействие стрессоров вначале вызывают вегетативное изменение (снижение сахара в крови) и при этом резко понижается способность к адекватному поведению, происходит понижение всех психических функций. Могут возникать ошибки в отражении действительности, т.е. неправильно оценивается количество и качество объектов, их пространственно-временные характеристики, сужается объем внимания, затрудняется его переключение. Затем к человеку постепенно возвращается способность адекватно действовать. Понятие стресса ввел Г.Селье, он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействие, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стресса Селье выделил 3 этапа:

1. Тревога, состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока.

2. Резистентность – повышенная устойчивость к действиям стрессоров.

3. Истощение, возникают патологические, дистофические процессы (приводит к гибели).

Считается, что стресс – это неспецифическая адаптационная реакция организма, стресс опасен для жизни, но необходим для нее, т.к. при стрессе проявляются максимально адаптационные возможности.

Развитие эмоций в онтогенезе:

Эмоции развиваются также как и все остальные психические функции с помощью интериоризации.

Самые первые эмоциональные проявления возникают на базе врожденных реакций, постепенно осваивает. Осуществляется восприятие, состояние другого человека.

Рано начинают проявляется страх и гнев и носят бессознательный характер (резко поднять и опустить ребенка – реакция страха).

С 2-х мес. Ребенок может строить гримасы.

Сочувствие, сострадание – 2-3- года, все эмоциональные состояния близки к аффекту.

К концу дошкольного возраста появляются сложные эмоциональные проявления, которые могут контролироваться за счет овладения собственным эмоциональным поведением, осознание норм поведения; проявляется феномен «горькой конфеты», закладываются эстетические чувства.

Отрицательные эмоции связаны с явлением фрустрации.

Фрустрация – это стойкое, глубокое негативное эмоциональное состояние, которое вызывается крушением значимых целей для человека, срыва его жизненных планов. Состояние фрустрации со значительной дезорганизацией психических процессов (депрессивное состояние, ослабление памяти). Труднопреодолимость фрустрации связано с тем, что человек не может преодолеть причины, связанные с этим.

Фрустрационная толерантность – готовность человека к фрустрационным воздействиям, готовность их преодолеть.

Интеллектуальные чувства не только сопровождают, но и стимулируют деятельность, это является доказательством связи эмоциональных и интеллектуальных процессов (единство аффекта и интеллекта).

Эстетические чувства – эмоциональные отношения человека к прекрасному в рамках природы, общества и искусства. Это самые формируемые чувства.

Настроения – это самое длительное проявление. Оно менее интенсивно и менее предметно, в отличие от эмоций; — это бессознательная обобщенная оценка обстоятельств жизни (актуальных), определяется доминирующими эмоциями человека. От настроения зависит: общее состояние здоровья и тонус НС. Устойчивость настроения зависит от: возраста, особенностей темперамента и характера, особенностей волевой сферы, особенностей мотивационной структуры, эффективности деятельности, самооценки, уровня притязаний; настроение может рассматриваться как личностная характеристика (оптимист-пессимист).

Источник

Общая характеристика эмоций, их виды и функции.

Эмоции(в переводе — волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций

Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

Читайте также:  Чувствую как бьется сердце при нормальном пульсе ночью

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

«Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

«Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Читайте также:  Доктор кэндис перт молекулы эмоций

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного периживания субъктом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.(словарь)

1. Ч.Дарвин (1872 Выражение эмоций у животных и человека). Доказал, что эволюционный подход применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека нет непроходимой пропасти. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспресивно-телесных движениях много общего у антропоидов и новорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котоорая получила название эволюционной. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть ничто иное, как рудименты приспособительных реакций организма.

2. У.Джемс К.Ламе. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для развитых эмоций – любопытство, восторг, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ламе являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала, под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения, возникает сама эмоция.

3. У.Кеннон. отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недоста…. для того, чтобы объяснить качество различия в высших эмоциональных переживаниях. Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются достаточно быстро.

П.Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания – один хрен… связанные с ними возникают почти одновременно.

4. Активационная теория Линдсея – Хабба – Бабба. Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Основные положения: ЭЭГ-кая картина коры головного мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с действием ретикулярной формации. Бессмысленно, но красиво… Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний – их силу, продолжительность, изменчивость.

5. Теория конитивного диссонанса Л.Фестингера. положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным есть значительная разница, несоответствие, диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживаются человеком как дискомфорт – он стремится от этого избавиться – двойной выход: изменить когнитивные ожидания так, чтобы они соответствовали результату. Или попытаться получить новый результат, который бы все-таки совпал с ожиданиями.

6. С.Шехтер – когнитивно-физиологическая теория. На возникновение эмоциональных состояний помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений влияет прошлый опыт человека и оценка ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и понятий.

Чувства – высшая форма эмоционального отношения чел. к предмету и явлениям действительности, отлич. относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии.

Чувства отличаются от эмоций глубиной, устойчивостью, постоянством. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание рефлексии. Чувства же носят предметный характер, связыватся с представлением или идее о некотором объекте. Другая особенность чувств – они совершенствуются, развиваются, образуют ряд уровней от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Чувства выполняют мотивирующую роль в жизи и деятельности человека, в индивидуальном развитии социализирующую роль. Общее между эмоциями и чувствами – регулятивная функция, ориентирую человека, поддерживают деятельность. Поддерживают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеоторный характер и находятся как бы вначале его. Они пвоспринимаются человеком в качестве своих внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства – личностные образования, они характеризуют человека социалльно-психологически.

Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.

выражет состояние сб и его отношение к объекту

полярность (связано с древностью)

участие в побуждении деятельности

Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

природные смыслы (полезно/вредно)

личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью