Типы эмоционального состояния детей

Основные эмоциональные характеристики дошкольников

Роль эмоций в жизни детей, основыне методы выявления особенностей эмоционального развития, параметры в эмоциональных проявлениях.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_emocionalnye_harakteristiki_doshkolnikov.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.

Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [1] , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

[1] Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.

Источник

Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.docx 16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Определение эмоций и эмоциональных состояний у дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают реакцию дошкольника на конкретную ситуацию, это своего рода оценка происходящих событий. Эмоции тесно связаны с мотивами и потребностями дошкольника.

Эмоциональная сфера человека сформировалась в результате эволюции как сигнал биологически значимых внешних событий. Эмоции сопровождают любую активность индивида и выступают в качестве главного механизма регуляции его поведения. Эмоции обуславливают настроение индивида, его общее психическое состояние и даже здоровье.

Эмоциональные проявления характеризуются множеством оттенков, как положительных, так и негативных. В «чистом виде» эмоции существуют очень редко, а «смешиваясь» и образуя сложный комплекс эмоциональной реакции на происходящее, образуют так называемые эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния человека определяют его настроение, отношение к происходящему, обуславливают его отношение к жизни.

Некоторые эмоциональные состояния доминируют в жизни человека, некоторые возникают достаточно редко.

Более устойчивые и длительные по своим проявлениям, по сравнению с эмоциями и эмоциональными состояниями, являются чувства человека. Чувства отражают образ мыслей личности, ее отношение к окружающему миру вообще.

Эмоции обуславливаются в первую очередь конкретной ситуацией, а чувства в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

В литературе выделяют следующие функции эмоций.

1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция имеет биологическую основу, то есть способствует предупреждению о наличии возможной опасности, о изменениях, происходящих в окружающей среде и т.д.

Обуславливает характер поведения, выбор действий в ответ на происходящее (например, негативные эмоции способствуют агрессивной реакции, положительные – расслаблению)

Формирование обобщенной оценки на происходящие события, что позволяет определить полезность или вредность возможного воздействия на индивида (например, находясь на большой высоте, человек испытывает тревогу, а загорая на пляже – спокойствие)

4. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Демонстрирует связь с потребностно – мотивационной сферой. Если существует неудовлетворенная потребность, возникают негативные эмоции, а при ее удовлетворении — положительные

Связана с приобретением опыта. При значимых для индивида событиях испытанные эмоции запоминаются. При повторении подобной ситуации человек вновь может испытать пережитые эмоции. При воспоминаниях о значимых событиях возвращаются и эмоции, однако не с той силой.

Эта функция также связана с мотивационно – потребностной сферой. Доминирующая потребность вызывает более сильные эмоции

Эмоции являются невербальным средством общения. Благодаря им можно понять состояние собеседника, его отношение к происходящему, а также продемонстрировать свое.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания.

Эмоциональные состояния обуславливают настроение, общий эмоциональные фон.

Некоторые эмоциональные состояния в большей степени свойственны индивиду, и могут обуславливать особенности его характера (например, агрессивность, раздражительность, оптимизм, пессимизм и т.д.)

Эмоциональные состояния оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на познавательную активность, а также на стиль поведения и общения дошкольника.

Эмоциональным состояниям свойственны такие качества, как длительность последействия и суммация, а также так называемое застревание. В особенности это относится к негативным эмоциональным состояниям. Другими словами, негативные эмоциональные состояния могут суммироваться, наслаиваться друг на друга и тем самым усиливать друг друга. Например, длительное раздражение вызывает гнев, что в конечном итоге приводит к еще большему раздражению и гневу. Испытывая гнев и раздражение, человек как бы застревает в этом эмоциональном состоянии, не может переключиться на более конструктивные переживания, не может успокоиться.

Все эмоциональные состояния характеризуются фазовой динамикой. То есть эмоции нарастают, потом происходит разрядка и снижение общего накала. Однако эти колебания могут носить цикличный характер.

Особенности эмоциональных состояний обуславливаются особенностями нервно – психической деятельности дошкольника (свойства нервной системы)

Проявление переживаемых эмоций отражается работой внутренних органов (сердце, желудочно – кишечный тракт), эндокринной системы, а также внешне (выражение лица, цвет кожи, размер зрачков и т.д.)

Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д.

Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).

Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния дошкольника, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность дошкольника, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.

Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.

Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.

Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель.

Консультация для родителей.Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количес.

уголок настроения в группе детского сада.

Материал полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

Социализация средсвами музыкально ритмичных игр.

Источник

Читайте также:  Работы подходящие для темперамента
Оцените статью