Типы эмоционально ценностных ориентаций

Виды ценностных ориентаций

Различные научные взгляды на виды ценностных ориентаций. Исследование особенностей сознательного отношения человека к социальной действительности. Рассмотрение классификации ценностных ориентаций. Изучение мотивационных образований, источников мотивации.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 09.10.2016
Размер файла 18,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Виды ценностных ориентаций

Бабошко Татьяна Алексеевна,

студентка ГБПОУ ИО ИРКПО

В статье анализируются различные научные взгляды на виды ценностных ориентаций. Рассмотрены классификации ценностных ориентаций.

Ключевые слова: Ценностные ориентации,

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. ценностный сознательный социальный действительность

По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу описанных Е. Ю. Патяевой устойчивых мотивационных образований или источников мотивации, по А. Г. Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности.

Проявляясь в различных формах (целях, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» [4, С.40].

Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторону.

С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т.д. являются важными. Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть видов ценностей:

· теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;

· экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;

· эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;

· социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям — любви, дружбе, преданности и т. д.;

· политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния;

· религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определённой системе представлений (вере) [4, С.35].

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны прикладных исследований. В частности, ею заинтересовались исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой подход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-поведенческой сфере:

1. Реактивный. Люди, находящиеся на этом уровне, лишены каких-либо ценностных устоев и в основном действуют только исходя из своих физиологических потребностей (они чрезвычайно редки в современных организациях).

2. Стадный. Люди, стоящие на этом уровне развития ценностной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснительно следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облечённых властью.

3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жёсткому давлению власти.

4. Ригидный. Люди этого ценностного уровня тяжело переносят неопределённость, они отвергают лиц с иными, чем у них, системами ценностей, пытаясь во всём навязать свой собственный взгляд.

5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путём манипулирования другими. Она прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию.

6. Социоцентрический. Для этих индивидов свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над средствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и давления.

7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределённости, например, среди людей с различными ценностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей [2, С. 575].

Читайте также:  Эмоциональный интеллект художественная литература

Ценностные ориентации могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные (М. Рокич) [3, С.333].

К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта [1].

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и в конечном счёте формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом — более слабый» [5, С. 498]. Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными [1].

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.

2. Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.- М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. — 647 с.

3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.13

4. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 35 — 43.

5. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. — М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. — С. 502.

Размещено на Аllbеst.ru

Подобные документы

Место студенчества в социальной структуре общества. Генезис молодежи как социальной группы. Понятие ценности и ценностных ориентаций. Факторы, определяющие представления студенчества. Основные группы ценностных ориентаций российского студенчества.

контрольная работа [42,6 K], добавлен 27.05.2008

Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.

реферат [36,5 K], добавлен 17.09.2007

Особенности ценностных изменений семьи как социальной группы. Классификация ценностных ориентаций. Типология роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы. Интерпретация, операционализация понятий в системе объекта.

реферат [1,6 M], добавлен 23.06.2010

Понятие ценностных ориентаций; их роль в регулировании социального поведения человека в обществе. Социологическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций и жизненных приоритетов современной работающей молодежи города Новосибирска.

курсовая работа [36,2 K], добавлен 13.10.2014

СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

курсовая работа [740,3 K], добавлен 26.10.2014

Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.

дипломная работа [96,9 K], добавлен 23.06.2013

Психолого-педагогическая характеристика и формы существования ценностных ориентаций. Необходимость и критерии эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков. Диагностика ценностных отношений к семье младших подростков и её результаты.

курсовая работа [100,1 K], добавлен 21.04.2015

Источник

Ценностные ориентации личности

1. Направленность и ценностные ориентации.

2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).

3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации).

4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.

5. Ценностные ориентации и типы личности.

1. Направленность и ценностные ориентации

Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.

Читайте также:  Почему когда плохое настроение хочется сладкого

Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность — это объект направленных на него интересов.

Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).

В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.

Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.

Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.

2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции)

Слово «ценность» от греч. «тэлос» — конечная цель.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.

Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).

Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).

Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).

Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.

Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.

Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).

Формирование ценностных ориентаций

Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.

Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.

Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.

Функции ценностных ориентаций:

1. Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся

2. Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.

3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации)

1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:

А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.

Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.

В. Индивидуальные ценности (личностные).

2. По содержанию выделяют:

А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).

Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.

В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).

А. Теоретические ценности.

Б. Социальные ценности.

В. Политические ценности.

Г. Экономические ценности.

Д. Эстетические ценности.

Е. Религиозные ценности.

3. Классификация личных ценностей (Рокич):

А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.

Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.

Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.

Разновидности терминальных ценностей:

активная деятельная жизнь;

жизненная мудрость;

физическое и психическое здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком);

наличие хороших и верных друзей;

материально обеспеченная жизнь;

общественное признание (престиж, власть, высокий социальный статус);

познание (образование, расширение кругозора, интеллектуальное развитие);

развитие (работа над собой, самосовершенствование);

развлечения;

свобода (самостоятельность, независимость);

счастливая семейная жизнь;

счастье других;

творчество.

аккуратность;

воспитанность;

уровень притязаний;

жизнерадостность или чувство юмора;

исполнительность;

независимость;

непримиримость к недостаткам других людей и собственным;

образованность;

ответственность;

самоконтроль;

смелость (нонконформизм);

твердая воля;

толерантность (терпимость);

честность;

эффективность в делах (трудолюбие);

чуткость.

4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы

Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.

Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:

ü Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.

ü Социальный статус.

Читайте также:  Как полюбить гостей ресторана эмоциональный сервис гвоздовская виолетта анатольевна

ü Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.

ü Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).

5. Ценностные ориентации и типы личности

Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.

Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.

I.Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.

II.Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.

III.Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.

IV.Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.

V.Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.

VI.Религиозный тип. Религиозные ценности.

Самосознание и самооценка личности

Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.

Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.

Самосознание состоит из 2 элементов:

В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.

Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.

Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.

Я-концепция – это теория самого себя.

Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,

сопряженная с их оценкой.

В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):

ü Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:

o социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;

o психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);

o физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.

Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.

ü Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.

ü Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.

Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.

Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:

ý В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.

ý Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.

ý Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.

Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 45520 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью