- Виды ценностных ориентаций
- Различные научные взгляды на виды ценностных ориентаций. Исследование особенностей сознательного отношения человека к социальной действительности. Рассмотрение классификации ценностных ориентаций. Изучение мотивационных образований, источников мотивации.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Ценностные ориентации личности
Виды ценностных ориентаций
Различные научные взгляды на виды ценностных ориентаций. Исследование особенностей сознательного отношения человека к социальной действительности. Рассмотрение классификации ценностных ориентаций. Изучение мотивационных образований, источников мотивации.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.10.2016 |
Размер файла | 18,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
Виды ценностных ориентаций
Бабошко Татьяна Алексеевна,
студентка ГБПОУ ИО ИРКПО
В статье анализируются различные научные взгляды на виды ценностных ориентаций. Рассмотрены классификации ценностных ориентаций.
Ключевые слова: Ценностные ориентации,
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. ценностный сознательный социальный действительность
По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу описанных Е. Ю. Патяевой устойчивых мотивационных образований или источников мотивации, по А. Г. Асмолову. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности.
Проявляясь в различных формах (целях, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как ценность, достойную того, чтобы на неё ориентироваться в своём поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было» [4, С.40].
Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторону.
С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, принципы, цели поведения и т.д. являются важными. Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть видов ценностей:
· теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;
· экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;
· эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство;
· социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям — любви, дружбе, преданности и т. д.;
· политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния;
· религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определённой системе представлений (вере) [4, С.35].
Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны прикладных исследований. В частности, ею заинтересовались исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой подход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-поведенческой сфере:
1. Реактивный. Люди, находящиеся на этом уровне, лишены каких-либо ценностных устоев и в основном действуют только исходя из своих физиологических потребностей (они чрезвычайно редки в современных организациях).
2. Стадный. Люди, стоящие на этом уровне развития ценностной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснительно следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облечённых властью.
3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жёсткому давлению власти.
4. Ригидный. Люди этого ценностного уровня тяжело переносят неопределённость, они отвергают лиц с иными, чем у них, системами ценностей, пытаясь во всём навязать свой собственный взгляд.
5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путём манипулирования другими. Она прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию.
6. Социоцентрический. Для этих индивидов свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над средствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и давления.
7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределённости, например, среди людей с различными ценностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей [2, С. 575].
Ценностные ориентации могут быть разделены на две большие группы: терминальные и инструментальные (М. Рокич) [3, С.333].
К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одинаково важны в любой стране и культуре.
Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый и т. д. В отличие от терминальных ценностей, которые характеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, инструментальные ценности более гибки и подвижны. Они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта [1].
В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и в конечном счёте формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом — более слабый» [5, С. 498]. Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными [1].
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
2. Занков В. В. Организационная психология / В. В. Занков.- М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. — 647 с.
3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.13
4. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 35 — 43.
5. Социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача / А.Н. Сухов, А.А. Деркач. — М.: Издательский центр «Акакдемия», 2002. — С. 502.
Размещено на Аllbеst.ru
Подобные документы
Место студенчества в социальной структуре общества. Генезис молодежи как социальной группы. Понятие ценности и ценностных ориентаций. Факторы, определяющие представления студенчества. Основные группы ценностных ориентаций российского студенчества.
контрольная работа [42,6 K], добавлен 27.05.2008
Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.
реферат [36,5 K], добавлен 17.09.2007
Особенности ценностных изменений семьи как социальной группы. Классификация ценностных ориентаций. Типология роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы. Интерпретация, операционализация понятий в системе объекта.
реферат [1,6 M], добавлен 23.06.2010
Понятие ценностных ориентаций; их роль в регулировании социального поведения человека в обществе. Социологическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций и жизненных приоритетов современной работающей молодежи города Новосибирска.
курсовая работа [36,2 K], добавлен 13.10.2014
СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.
курсовая работа [740,3 K], добавлен 26.10.2014
Подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака. Факторы формирования и тенденции развития ценностных ориентаций современной российской молодежи по отношению к семье. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи.
дипломная работа [96,9 K], добавлен 23.06.2013
Психолого-педагогическая характеристика и формы существования ценностных ориентаций. Необходимость и критерии эффективности формирования ценностных ориентаций у подростков. Диагностика ценностных отношений к семье младших подростков и её результаты.
курсовая работа [100,1 K], добавлен 21.04.2015
Источник
Ценностные ориентации личности
1. Направленность и ценностные ориентации.
2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции).
3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации).
4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы.
5. Ценностные ориентации и типы личности.
1. Направленность и ценностные ориентации
Понятие «ценности» имеет междисциплинарный характер и трактуется по-разному. В социолого-философских дисциплинах ценностные ориентации соотносятся с понятием «нормы» и «ценности», в психологической литературе это понятие соотносится с понятием «мотивы» и «потребности». Т.о. ценностные ориентации в психологии рассматривается как один из важнейших компонентов мотивационной структуры личности.
Ценность – это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов (философский словарь). Ценность — это объект направленных на него интересов.
Ценностные ориентации – это понятие, выражающее позитивную или негативную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности (психологический словарь).
В психологии личности ценностные ориентации рассматриваются как компонент направленности. Ценностные ориентации – это ведущая и системообразующая характеристика направленности, ее ядро.
Ценности – это наиболее стабильный компонент направленности.
Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.
2. Понятие «ценностные ориентации» в психологии личности (определения и функции)
Слово «ценность» от греч. «тэлос» — конечная цель.
Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Ценности – это абстрактные идеалы, т.е. представления человека об идеальных способах поведения и идеальных конечных целях (Знанецкий).
Ценности – это устойчивые убеждения человека в том, что определенный вид поведения или смысл существования является личностно и социально более предпочтительным по отношению к другим (Рокич).
Ценности – это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни (Братус).
Ценностные ориентации – это важнейший элемент внутренней структуры личности, определяющий ее отношение к действительности и проявляющейся в целях, идеалах, убеждениях, интересах.
Понятие «ценностная ориентация» определяется через 2 исходные категории: отношения и установка.
Ценностные ориентации – это установка личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества (Ядов).
Формирование ценностных ориентаций
Ценностные ориентации – это продукт воспитания и целенаправленного формирования, идеологического влияния общества на личности. Это продукт социализации.
Ценностные ориентации или личные ценности – это усвоенные человеком общественные и групповые ценности. Развитие ценностных ориентаций – это признак зрелой личности.
Личностные кризисы всегда сопровождаются ломкой системы ценностей.
Функции ценностных ориентаций:
1. Мотивирующая функция – ценности задают цели, к реализации которых мы стремимся
2. Регуляция деятельности и поведения личности. Ценностные ориентации влияют на выбор, процесс принятия решений.
3. Виды ценностных ориентаций (основные классификации)
1. По степени распространенности данной ценности среди людей выделяют:
А. Универсальные ценности (общие для всех): здоровье, любовь, безопасность.
Б. Внутригрупповые ценности (характерны для членов определенных социальных групп): политические, религиозные и научные, философские.
В. Индивидуальные ценности (личностные).
2. По содержанию выделяют:
А. Материальные ценности – одежда, жилище (сфера вещей, обеспечивающих комфортную жизнь человека).
Б. Социально-политические ценности – свобода, равенство, справедливость.
В. Духовные ценности – образование, наука, искусство (эстетические, познавательные и этические ценности).
А. Теоретические ценности.
Б. Социальные ценности.
В. Политические ценности.
Г. Экономические ценности.
Д. Эстетические ценности.
Е. Религиозные ценности.
3. Классификация личных ценностей (Рокич):
А. Терминальные ценности (ценности цели) – наиболее важные, перспективные цели – это убеждения индивида в преимуществе определенных жизненных целей.
Б. Инструментальные ценности (ценности средства) – это убеждения личности в том, что какой-то образ действий или свойства личности является предпочтительным в любой ситуации. Они часто носят компенсаторный характер, т.е. человек ценит то, что ему не достает.
Граница между терминальными и инструментальными ценностями носит условный характер. Превращение инструментальных ценностей в терминальные Маслоу назвал онтификацией.
Разновидности терминальных ценностей:
активная деятельная жизнь;
жизненная мудрость;
физическое и психическое здоровье;
интересная работа;
красота природы и искусства;
любовь (физическая и духовная близость с любимым человеком);
наличие хороших и верных друзей;
материально обеспеченная жизнь;
общественное признание (престиж, власть, высокий социальный статус);
познание (образование, расширение кругозора, интеллектуальное развитие);
развитие (работа над собой, самосовершенствование);
развлечения;
свобода (самостоятельность, независимость);
счастливая семейная жизнь;
счастье других;
творчество.
аккуратность;
воспитанность;
уровень притязаний;
жизнерадостность или чувство юмора;
исполнительность;
независимость;
непримиримость к недостаткам других людей и собственным;
образованность;
ответственность;
самоконтроль;
смелость (нонконформизм);
твердая воля;
толерантность (терпимость);
честность;
эффективность в делах (трудолюбие);
чуткость.
4. Индивидуальная иерархия ценностей и определяющие ее факторы
Личностные ценности организованы в иерархические структуры по степени приоритетности.
Факторы, определяющие иерархию личностных ценностей:
ü Пол: женщины больше ориентированы на семью и на общение, мужчины – на достижения, общественное признание, самореализацию и самоутверждение.
ü Социальный статус.
ü Профессия. Терминальные качества психолога: здоровье (психическое и физическое), познание. Инструментальные ценности: толерантность, самоконтроль.
ü Характерологические особенности (любые устойчивые индивидуально-психологические качества).
5. Ценностные ориентации и типы личности
Впервые обратился к анализу этого вопроса в своих работах Э. Штрангер. В 1914 г. вышла в свет его работа «Формы жизни», в которой он выдел 6 идеальных типов личности в соответствии с различиями в содержании ценностных ориентаций.
Подобную классификацию затем разработал Оллпорт. Эта классификация соответствует основным типам ценностей.
I.Теоретический тип личности – личность, ориентированная на познание. Главная ценность – истина, установление закономерных связей и отношений, законов развития человека и общества. Психологические особенности: рациональность, критичность, эмпирический подход к жизни, интеллектуальность. Сфера жизни – фундаментальная наука или философия. Голла включает в характеристику типа интроверсию.
II.Экономический тип – практичная личность. Ценность – все то, что является полезным для жизни. Смысл любой деятельности в ее полезности. Полезным является все, что позволяет наилучшим образом устроить жизнь. Сфера жизни – бизнес.
III.Эстетический тип. Ценность красоты: природы, произведений искусства, межличностных отношений и души самого человека.
IV.Социальный тип. Ценность – служение другим людям. Сфера жизни – социальная работа. Ценность межличностных отношений. Смысл жизни в преданности другим людям. Высшее проявление социальной направленности – любовь. Альтруистическая направленность.
V.Политический тип. Высшая ценность – власть над другими людьми, слава, почет.
VI.Религиозный тип. Религиозные ценности.
Самосознание и самооценка личности
Проблема самопознания и самосознания интересовала ученых еще античного периода, выражение «познай самого себя» стало ключевым и ориентирующим для многих философов раннего периода. Это выражение принадлежит Фалесу. Это положение стало центральным тезисом философии Сократа, прошло красной нитью через работы всех философов, которые занимались рассмотрением психологических проблем.
Самосознание – это особая форма сознания человека. Самосознание отличается от обычного сознания своей направленностью, это сознание, направленное на самого себя, на внутренний мир. Нельзя проводить четкую границу между самосознанием и сознанием. Самосознание – это процесс осознания личностью самой себя во всем разнообразии ее индивидуальных особенностей.
Самосознание состоит из 2 элементов:
В процессе самосознания объект и субъект сознания выступают в одном лице, сливаются.
Самосознание появляется несколько позже, чем сознание, в процессе онтогенеза; это более поздний продукт онтогенетического развития личности. Продуктом самосознания становится самооценка личности и ее общее представление о самой себе – «Я-концепция» личности.
Я-концепция – это обобщенный результат самопознания.
Я-концепция – это теория самого себя.
Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе,
сопряженная с их оценкой.
В современной психологии Я-концепция трактуется как разновидность социальной установки. Структура Я-концепции (соответствует структуре установке):
ü Когнитивный компонент (образ Я) – это описательная характеристика личности. Образ Я включает в себя:
o социальную идентичность (указание личности на те группы и категории, к которым она принадлежит). Это позволяет личности ответить на вопрос «кто я?»;
o психологические особенности личности, ее психологические качества (каким я являюсь?);
o физические характеристики человека: тип телосложения, внешность.
Образ Я – это представления человека о своих индивидуальных качествах и свойствах.
ü Эмоциональный (аффективный или оценочный) компонент – самооценка личности – это аффективная оценка человеком как своих отдельных качеств и свойств, так и личности в целом. Самооценка отражает отношение личности к самой себе и к отельным своим качествам и свойствам. Оценка может быть позитивной, негативной и нейтральной. На основе самооценки формируется уровень самоуважения личности и чувство собственного достоинства.
ü Конативный (поведенческий, побудительный) компонент – это готовность личности действовать в соответствии со своим образом Я. Важно конгруэнтное отношение между опытом и Я-концепцией.
Между основными компонентами Я-концепции могут быть конфликтные отношения, порождающие внутриличностные конфликты.
Специфика Я-концепции как разновидности социальной установки:
ý В Я-концепции объект и субъект установки совпадают, чего нет в других вариантах социальной установки.
ý Я-концепция сопряжена с особыми специфическими эмоциями: чувство гордости или чувство стыда.
ý Высокий уровень значимости этой установки для каждой личности.
Представления о структуре Я-концепции придерживаются не все авторы, поэтому часто в психологической литературе можно найти смешение исходных понятий (образ Я, самооценка). Некоторые авторы отождествляют понятие «Я-концепция» с самооценкой. Вторая точка зрения: самооценка – элемент Я-концепции. Третья точка зрения: самооценка – независимое от Я-концепции свойство личности (Я-концепция при этом отождествляется с образом Я).
Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 45520 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник