- Методика «Типовое семейное состояние»
- Бланк к методике «Типовое семейное состояние»
- Методика
- Методика диагностики типового состояния учащегося
- ДВЕ МЕТОДИКИ определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся
- Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (авторская разработка)
- Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка)
Методика «Типовое семейное состояние»
Цель: изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете дом. Припомните чувства, с которыми вы вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким (какой) вы чувствуете себя чаще всего? Отметьте это на шкалах»
Бланк к методике «Типовое семейное состояние»
Фамилия, имя, отчество ___________________
Каким (какой) вы чувствуете себя в семье | Шкала оценок | Каким (какой) вы чувствуете себя в семье | Индекс |
Довольным(ой) | 01234567 | Недовольным(ой) | У |
Спокойным(ой) | 012З4567 | Встревоженным(ой) | Т |
Напряженным(ой) | 01234567 | Расслабленным(ой) | Н |
Радостным(ой) | 01234567 | Огорченным(ой) | У |
Нужным(ой) | 01234567 | Лишним(ей) | Т |
Отдохнувшим(ей) | 01234567 | Усталым(ой) | Н |
Здоровым(ой) | 01234567 | Больным(ой) | У |
Смелым(ой) | 01234567 | Робким(ой) | Т |
Беззаботным(ой) | 01234567 | Озабоченным(ой) | Н |
Плохим(ой) | 01234567 | Хорошим (ей) | У |
Ловким(ой) | 01234567 | Неуклюжим(ей) | Т |
Свободным(ой) | 01234567 | Занятым(ой) | Н |
Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются.
Сocтoяние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна 9 (общая неудовлетворенность) – 26 баллам; по Н (нервно-психическое напряжение) – 27 баллам; по Т (семейная тревожность) – 26 баллам.
Источник
Методика
Методика «Семейно-обусловленное состояние»
(Типовое семейное состояние)
(Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)
Назначение методики: Данная методика разработана и направлена на выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Она позволяет также получить данные об обстоятельствах, определяющих изучаемые состояния.
Описание методики
Она представляет собой интервью, специально направленное на выяснение трех состояний — общей удовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Отсюда и название трех оценочных шкал:
У (общая неудовлетворенность),
Т (семейная тревожность),
Н (нервно-психическое напряжение).
В каждой шкале по 4 субшкалы, которые повторяются через каждые три пункта (итого – 12 субшкал) Так, напряженность отражают следующие 4 субшкалы: перегруженности обязанностями, нервно-психической усталости, напряженности и расслабленности.
Процедура опроса
Психолог просит пациента охарактеризовать свое место в семье, свои ощущения в ней по всем 12 субшкалам или дихотомиям самочувствия.
1. Психолог (П): «Мысленно вернитесь домой в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете домашние, дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах».
П вручает бланк для ответов.
Обследуемый (О) отмечает.
2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах): «Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень. (называют соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень. (называется то же состояние)».
3. О рассказывает.
П: «Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих. же шкалах. Все остается по-старому или что-то изменяется?»
О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вcя процедура повторяется от пункта 2).
Источник
Методика диагностики типового состояния учащегося
Методика типовое состояние
Методика «типовое состояние» (ТС).
Цель. Методика направлена на определение уровня профессионально обусловленных состояний: общей неудовлетворённости (У), нервно-психического напряжения (Н) и тревожности (Т).
Прежде, чем выполнить задание, содержащееся в методике «ТС», клиенту предлагают отвлечься, отдохнуть 5-10 минут.
Инструкция. «Ну вот и хорошо! А теперь постарайтесь сделать следующее: вспомнить чувства, с которыми вы переступаете порог школы. Припомните чувство, с которым вспоминаете школьные дела дома, на отдыхе. Как вы чувствуете себя в школе чаще всего? Попробуйте мысленно «окунуться» в мир чувств, овладевающих вами в стенах школы. Оцените выраженность того или иного чувства в баллах от «0» до «7», при том, что признаки, разместившиеся в левой колонке, соответствуют оценке «0», а правой – «7».
Итак, как вы чувствуете себя в школе чаще всего?
Материал: бланк с 12 парами слов противоположного значения.
Довольным 0 1 2 3 4 5 6 7 Недовольным (у)
Спокойным 0 1 2 3 4 5 6 7 Встревоженным (т)
Расслабленным 0 1 2 3 4 5 6 7 Напряжённым (н)
Нужным 0 1 2 3 4 5 6 7 Лишним (т)
Отдохнувшим 0 1 2 3 4 5 6 7 Усталым (н)
Здоровым 0 1 2 3 4 5 6 7 Больным (у)
Смелым 0 1 2 3 4 5 6 7 Робким (т)
Беззаботным 0 1 2 3 4 5 6 7 Озабоченным (н)
Хорошим 0 1 2 3 4 5 6 7 Плохим (у)
Ловким 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуклюжим (т)
Уверенным 0 1 2 3 4 5 6 7 Неуверенным (н)
Радостным 0 1 2 3 4 5 6 7 Огорчённым (у)
Обработка результатов. Просчитывается сумма баллов по шкалам, обозначенным одинаковым индексом (индекс указан в конце каждой скобки в скобках – (У), (Т), (Н).
Полученные результаты вносятся в бланк:
— сумма баллов по шкале с индексом (У)=.
— сумма баллов по шкале с индексом (Т)=.
— сумма баллов по шкале с индексом (Н)=.
Анализ результатов.
Если сумма оценок по четырём субшкалам превышает или равна по (У) – 26 баллам, по (Т) – 26 баллам, по (Н) – 27 баллам, то состояния констатируются.
Для самостоятельной работы учителя
Показатель выше 14 баллов – выше среднего. Обратитесь ещё раз к заполненному вами бланку. Какие признаки, перечисленные в правой его части, набрали наибольший балл? Попытайтесь самостоятельно разобраться в причинах большей, по сравнению с другими, выраженности этого (этих) признака (признаков) для того, чтобы постараться эти причины устранить.
Источник
ДВЕ МЕТОДИКИ
определения эмоциональных состояний
и личностных особенностей учащихся
Одной из проблем современной школы является увеличение числа стрессовых ситуаций в образовательном процессе. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это приводит к росту количества учащихся с различными эмоциональными сложностями.
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что более чем у 40% детей в школе преобладают негативные эмоции. Среди них подозрительность, недоверие (17%), печаль, ирония (по 8%), испуг, страх (8%), гнев (18%), скука (17%). Встречаются и такие дети, которые испытывают в школе только отрицательные эмоции. По мнению учеников, и учителя на уроках часто испытывают отрицательные эмоции. В результате школа, учебный процесс теряют для детей эмоциональную привлекательность, замещаясь другими, иногда деструктивными для личности интересами. Эмоциональные проблемы детей могут вызывать у них также головные боли, которые иногда приводят к более сильным проявлениям: мышечным спазмам и нарушениям сна. Обследование выявило наличие разного рода нарушений сна у 26% учащихся. Наличие у ребенка внутреннего психоэмоционального напряжения приводит к психосоматическим нарушениям, к общей физической ослабленности его организма.
Психосоматическое неблагополучие сказывается и на личностном развитии детей. В последние годы все чаще наряду с уравновешенными характерами встречаются эмоционально неустойчивые. У детей нередко можно наблюдать самые разные варианты личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс. Это импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость, избыточная эмоциональная лабильность.
У 82% детей диагностируется неуравновешенность и раздражительность. К тому же исследования показывают, что у современных школьников притупляется эмоциональный слух. Более 60% учащихся оценивают гневные и угрожающие интонации как нейтральные. Это говорит о глубоком перерождении психики: агрессия в сознании детей и подростков вытесняет норму и занимает ее место. Многие из них считают, что речь дана, чтобы нападать и защищаться, а среди черт характера наиболее привлекательными становятся твердость, решительность, умение противостоять другим. Дети зачастую не могут строить конструктивное общение и взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми и сверстниками.
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предполагает выявление трудностей, испытываемых школьниками в обучении, поведении и психическом самочувствии. В практической работе часто бывает сложно определить эмоциональный фон личностного развития ребенка.
Для современных детей характерна эмоциональная глухость, им бывает трудно определить, что они чувствует, вербально отразить свои чувства. Слабое умение распознавать как собственные эмоции, так и чувства окружающих людей приводит к низкому уровню развития эмпатии. Их неверная интерпретация является одним из факторов, приводящих к росту агрессии, неприятию, отчуждению, тревожности.
Использование проективных методов в диагностике эмоциональных состояний, испытываемых учащимися, позволяет отреагировать их, снять негативные психологические защиты, определить эмоциональный фон развития ребенка, построить работу в соответствии с его личностными особенностями. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и пострисуночная беседа помогают выявить такие особенности ученика, которые скрыты от наблюдателя в обычной школьной жизни.
Предлагаемые проективные методики позволяют установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
Представленные авторские методики могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповом обследовании. Они просты в использовании, приемлемы на любом этапе школьного обучения.
Проективная методика
«Карта эмоциональных состояний»
(авторская разработка)
Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.
Материалы: информационные карты на каждого учащегося (приложение 1), листы бумаги, карандаши.
Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.
Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).
А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.
Напиши слово «дом» и сделай то же самое.
Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их.
Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.
А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.
Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.
Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.
В результате можно выявить:
• какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);
• как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);
• как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает.
При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники.
Проективная методика «Мое настроение»
(авторская разработка)
Цель: выявление актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.
Материалы: бумага, карандаши или восковые мелки.
Инструкция. Закройте глаза и вспомните то состояние, которое возникает у вас чаще всего (вариант: которое возникло у вас сейчас, в данный момент). Подумайте, с каким явлением природы, окружающего мира можно соединить ваше внутреннее состояние. Может быть, оно похоже на спокойную гладь лесного озера или на бушующий океан.
А может быть, на медленно текущую реку, плавно несущую свои воды, или бурно клокочущий водопад. Или ваше обычное состояние похоже на ясную, солнечную погоду или на хмурый, дождливый день. Рассмотрите внимательно ту картинку, которая возникла перед вашим внутренним взором. Действительно ли это ваше обычное эмоциональное состояние? А теперь откройте глаза.
Возьмите лист бумаги, карандаши или мелки и нарисуйте то природное явление, которое соответствует вашему обычному внутреннему состоянию.
Вопросы для анализа
• Трудно ли было представить явление природы, соответствующее вашему внутреннему состоянию?
• Это состояние является для вас постоянным или оно возникает в определенные моменты?
• Ваше обычное внутреннее состояние помогает или мешает вам в жизни?
• Вы хотели бы его изменить? Если да, то что хотелось бы чувствовать? (Можно предложить нарисовать желаемое состояние.)
Источник