Тест Павлова на темперамент
- Автор: Павлов И.П.
- 2021-06-04
- более 10 мин.
Темперамент признан психологами врожденным качеством, т.е. человек рождается уже с определенным набором биологических особенностей, которые определяют личность. И.П. Павлов классифицировал темпераменты на основе типов нервной системы и согласно этой теории разработал опросник.
Вербальный тест Павлова — описание
Согласно учению И. П. Павлова физиологическим базисом темперамента является тип высшей нервной деятельности, где центральные свойства системы это сила, уравновешенность и степень подвижности некоторых процессов (возбуждения и торможения). В итоге ученый выделил четыре категории, которые сопоставимы с видами темперамента по Гиппократу:
- меланхолик — слабый типаж личности, где все процессы протекают несколько замедленно;
- холерик — сильный и неуравновешенный, с относительно слабым торможением;
- сангвиник — сильная личность, с уравновешенным и подвижным темпераментом;
- флегматик — достаточно сильный, сдержанный, уравновешенный и спокойный типаж.
Тип темперамента по Павлову может видоизменяться под влиянием социального окружения, формируя, таким образом, характер.
Павловский темпераментальный опросник содержит вопросы-утверждения, которые связаны с различными свойствами нервной системы. Правильных или неправильных ответов нет и не может быть, т.к. каждый человек имеет индивидуальные свойства.
Как пройти тест Павлова на темперамент?
Для человека важно знать собственные склонности и характерные черты. Такая информация станет полезной с целью лучшего понимания собственных поступков и поведения.
Pavlovian Temperament Survey или PTS бесплатно проведет анализ всех положительных и отрицательных характеристик личности. При прохождении онлайн теста на типы темперамента не возникает вопроса о том, какие результаты и, как подсчитать баллы. Система сайта самостоятельно все рассчитывает, человеку же остается только ознакомиться с расшифровкой тестирования.
Какие бы ни были результаты опроса, необходимо понимать, что выявляется только доминирующий тип темперамента. Типажей в чистом виде не встречается. В каждой личности присутствуют черты холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос только в том, какой из типов проявляется больше и чаще.
Источник
Тест на темперамент (И. П. Павлов) Назначение теста
Главная > Инструкция
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Тест на темперамент (И.П.Павлов)
Назначение теста
Исследование свойств нервной системы : силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.
Инструкция к тесту
Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства
Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.
Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 – Решительно не согласен
2 – Скорее не согласен
3 – Скорее согласен
4 – Полностью согласен
Тестовый материал
Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.
Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что эго сопряжено с опасностью
Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.
Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.
Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.
Внезапная угроза не лишает меня мужества.
Я с трудом привыкаю к новой среде.
Я не люблю работать под громкую музыку.
Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.
Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.
При чтении я избегаю шума.
Я легко привыкаю к новому месту.
Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.
Я легко перехожу от одной работы к другой.
Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.
Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.
Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.
Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.
Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.
Я неохотно включаюсь в рискованные игры.
Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.
Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.
Мне нелегко дается смена настроений.
Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.
Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.
Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.
Шум во время работы выводит меня из себя.
Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.
Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение.
Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить.
Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени.
Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам.
Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается.
Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами.
Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов.
Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу.
Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение.
На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать.
Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы.
Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение)
Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит.
Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня).
Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается.
Я быстро привыкаю к новому месту
Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы
Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией
Меня не изматывает даже очень напряженная работа.
На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении.
Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного.
Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми.
Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы.
Даже читая газету, я не теряю нить разговора.
Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться.
Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован.
Ключ к тесту
Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59.
Сила процессов возбуждения (SE) : 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61.
Сила процессов торможения (SI) : 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63.
Подвижность нервной системы (МО) : 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.
Обработка результатов теста
На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.
Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются высокими показателями силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервной системы, а нижние 27% – низкими показателями этих процессов.
Источник
ПАВЛОВСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК (PTS)
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
по предмету «Психология и педагогика (Часть I. Психология)»
для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»;
специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии
03.03.2011 г., протокол № 7.
Психология и педагогика (Часть I. Психология): Рабочая тетрадь [Текст]: учебное пособие для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» / сост. З.М. Ахметгалеева. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2011. – 26 с.
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент» 6
Практическое занятие № 2. Тема: «Характер» 12
Практическое занятие № 3. Тема: «Психология способностей» 19
Практическое занятие № 4. Тема: «Психология общения» 24
Практическое занятие № 5. Тема: «Психология конфликта» 31
Практическое занятие № 6. Тема: «Личность и группа» 38
Вопросы к экзамену 40
Методические рекомендации по написанию самостоятельной работы «Психологическая характеристика» 43
Психологические знания занимают важное место в структуре профессиональной подготовки студентов любых направлений обучения. Студенты технических специальностей как никто другой нуждаются в психолого-педагогических знаниях как средстве самопознания и построения отношений с окружающими. Знание и четкое представление о социально-психологических явлениях и их закономерностях помогут будущему специалисту скорее адаптироваться в новых для него условиях деятельности, в том числе связанных со взаимодействием с другими людьми. Вот почему психолого-педагогические дисциплины, преподаваемые в рамках государственного стандарта, должны быть максимально насыщенными и интенсивными. Этому может способствовать тщательно спланированная самостоятельная работа как форма подготовки к практически занятиям.
Кроме того, в современном профессиональном образовании наблюдается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Подготовка к практическим занятиям студентов дневной формы обучения и выполнение контрольных работ студентов заочной формы обучения занимает значительное место в учебном процессе любого вуза. Данное учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология. Часть 1: Психология: Рабочая тетрадь» предназначено для глубокого изучения студентами специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», квалификации «Информатик-аналитик»; специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», квалификаций «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов» вопросов, вынесенных на практические занятия по психологии, овладения методами анализа психологических данных, творческого обсуждения психологических феноменов и закономерностей, а также может быть использовано преподавателями психологических дисциплин при построении учебных курсов, занятий, при организации самостоятельной работы студентов.
Рабочая тетрадь предназначена для проведения шести практических занятий, охватывающих некоторые темы дисциплины «Педагогика и психология. Часть 1: Психология», не вошедшие в лекционный курс: темперамент; характер; психология способностей; психология общения; психология конфликта; личность и группа. Рабочая тетрадь включает планы практических занятий, списки рекомендуемой литературы, вопросы для подготовки к экзамену и самые разнообразные задания: подготовка докладов, анализ и интерпретация результатов психологической диагностики, заполнение таблицы, тематика которых учитывает все требования государственного стандарта по этой дисциплине.
Практическое занятие № 1. Тема: «Темперамент»
1. Понятие и определение темперамента.
2. История учений о темпераменте (Гиппократ, Э.Кречмер, У.Шелдон).
3. Современные представления о природе темперамента (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М.Русалов).
4. Физиологические основы темперамента.
5. Темперамент как основа для формирования стиля деятельности.
Литература:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. — СПб.: Речь, 2003. С. 405-428.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 553-566.
3. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995 – С. 451 – 489.
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с. (§§ 4.1., 15.8.).
5. Русалов В.П. О природе темперамента и его месте в структуре индивидных свойств человека// Вопросы психологии. – 1985.- №1. – С. 19-32.
Задание для самостоятельной работы
Ответьте на Павловский темпераментальный опросник. Определите, к какому типу темперамента Вы относитесь, используя классификацию темпераментов, данную И. П. Павловым.
ПАВЛОВСКИЙ ТЕМПЕРАМЕНТАЛЬНЫЙ ОПРОСНИК (PTS)
Назначение теста: исследование свойств нервной системы: силы процессов возбуждения, торможения и подвижности нервной системы.
Шкалы: сила процессов возбуждения, сила процессов торможения, подвижность нервной системы
Инструкция к тесту:
Этот опросник содержит утверждения, касающиеся разных свойств нервной системы. Здесь нет правильных или неправильных ответов, потому что у каждого свойства есть свои достоинства
Просим Вас определить свое отношение к высказываниям по порядку, не заглядывая в свои предыдущие ответы. Старайтесь оценивать себя искренне, описывайте себя таким (такой), каким (какой) Вы были на протяжении последнего года (нескольких лет), а не таким (такой), каким (какой) Вы хотели бы быть. Вам будет легче дать ответ, если Вы будете сравнивать себя со знакомыми Вам людьми того же пола и приблизительно того же возраста.
Совершенно очевидно, что поведение и взгляды изменяются в зависимости от ситуации, тем не менее просим Вас дать общую оценку самого (самой) себя и описывать себя таким (такой), каким (какой) Вы бываете обычно.
На каждое утверждение можно дать один из четырех ответов.
1 – Решительно не согласен
2 – Скорее не согласен
3 – Скорее согласен
4 – Полностью согласен
1. Если меня кто-нибудь обижает, я стараюсь ответить тем же.
2. Я отказываюсь от задуманного, если внезапно выясняется, что это сопряжено с опасностью
3. Я быстро настраиваюсь на неожиданный визит.
4. Если по ходу реализации плана возникают опасности, для меня это вполне достаточная причина, чтобы от него отказаться.
5. Мне трудно отказаться от чего-то, что доставляет мне удовольствие, даже если окружающие меня об этом просят.
6. Внезапная угроза не лишает меня мужества.
7. Я с трудом привыкаю к новой среде.
8. Я не люблю работать под громкую музыку.
9. Даже в незнакомом месте я быстро начинаю себя чувствовать как дома.
10. Должно пройти много времени, прежде чем я привыкну к новым знакомым.
11. При чтении я избегаю шума.
12. Я легко привыкаю к новому месту.
13. Я охотно работаю, когда вокруг большое движение.
14. Я легко перехожу от одной работы к другой.
15. Я охотно принимаю вызов, таящийся в рискованном начинании.
16. Я могу выполнять поочередно, один за другим, совершенно разные виды работы.
17. Иногда мне трудно оторваться от разговора, хотя – в принципе – я собирался заняться чем-то совершенно другим.
18. Я опасаюсь сколько-нибудь значительного риска.
19. Я в состоянии попеременно выполнять совершенно разные действия.
20. Я неохотно включаюсь в рискованные игры.
21. Быстрый переход от одного действия к другому не представляет для меня трудности.
22. Если возникает необходимость заняться делом, то я легко отрываюсь от разговора.
23. Мне нелегко дается смена настроений.
24. Когда у меня плохое настроение, то даже то, чему я обычно радуюсь, не в состоянии его рассеять.
25. Даже перед лицом опасности я сохраняю спокойствие.
26. Я делаю перерыв раньше, чем планировал, потому что слишком поглощен мыслями о том, что собираюсь делать во время перерыва.
27. Шум во время работы выводит меня из себя.
28. Я сохраняю спокойствие в автомашине, даже если возникает опасность.
29. Я отношусь к той породе людей, которые без труда меняют свое настроение.
30. Иной раз я лишь с трудом сдерживаюсь, дожидаясь своей очереди выступить.
31. Для перехода от печали к радости мне необходимо много времени.
32. Я бы замучился, если бы мне пришлось одновременно разговаривать по двум телефонам.
33. Когда вокруг меня все время что-то происходит, моя производительность снижается.
34. Мне нравятся ситуации, в которых я могу одновременно заниматься разными вещами.
35. Моя производительность падает, если вокруг много отвлекающих меня от работы факторов.
36. Я с трудом даю своему собеседнику кончить фразу.
37. Если я считаю это необходимым, то легко сдерживаю желание сразу же высказать свое мнение.
38. На заданный мне вопрос я, как правило, отвечаю мгновенно, хотя иной раз разумнее было бы подождать.
39. Я быстро справляюсь с изменениями хода моей работы.
40. Мне все равно, что кому-то мешает мое хобби (увлечение)
41. Я не в состоянии работать, если вокруг меня все время что-то происходит.
42. Я с легкостью приспосабливаюсь к внезапным изменениям моих планов работы (распорядок дня).
43. Меня выводит из себя то, что встреча с моим начальником откладывается.
44. Я быстро привыкаю к новому месту
45. Я не устаю даже от длительной и тяжелой работы
46. Когда это требуется, я без труда сдерживаюсь, прежде чем поделиться с другими переданной мне по секрету информацией
47. Меня не изматывает даже очень напряженная работа.
48. На работе окружающие по одному моему виду, как правило, угадывают, радуюсь ли я, нервничаю или в плохом настроении.
49. Я быстро устаю, когда приходится работать дольше обычного.
50. Я люблю разговаривать одновременно с несколькими людьми.
51. Чувство раздражения не мешает мне реализовать мои планы.
52. Даже читая газету, я не теряю нить разговора.
53. Когда так и хочется сказать что-то злое, я все же могу сдержаться.
54. Даже когда я стараюсь это скрыть, по мне сразу видно, что я разочарован.
55. Мое лицо – «открытая книга», которую каждый может читать.
56. Меня настолько выводят из себя неприятные известия, что я уже не способен сосредоточиться на своих делах.
57. Объясняя что-то, я легко раздражаюсь.
58. Когда следует, я без труда могу сдержаться от проявления своих чувств.
59. Неожиданные перемены в моем распорядке дня выводят меня из себя.
60. Когда я поручаю кому-то работу, то с трудом дожидаюсь момента ее завершения.
61. Волнующие переживания мешают мне осуществить мои намерения.
62. Когда я нервничаю, это сразу видно.
63. Когда представляется возможность бросить взгляд на чужие вещи или записи, я с трудом сдерживаю любопытство.
• Ответы на эти вопросы следует инвертировать (1 = 4; 2 = 3; 3 = 2; 4 = 1): 2, 4, 8, 11, 18, 20, 27, 33, 35, 41, 49, 56, 61, 1, 5, 17, 26, 30, 36, 38, 40, 43, 48, 54, 55, 57, 60, 62, 63, 7, 10, 12, 23, 24, 31, 32, 59.
• Сила процессов возбуждения (SE): 2, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 33, 35, 41, 45, 47, 49, 51, 56, 61.
• Сила процессов торможения (SI): 1, 5, 17, 22, 26, 30, 36, 37, 38, 40, 43, 46, 48, 53, 54, 55, 57, 58, 60, 62, 63.
• Подвижность нервной системы (МО): 3, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 24, 29, 31, 32, 34, 39, 42, 44, 50, 52, 59.
На основе подсчета суммарного балла определяют силу возбуждения (SE), силу торможения (SI), подвижность нервной системы (МО) у испытуемого.
Баллы | 21-42 | 43-63 | 64-84 |
Сила процессов возбуждения | Слабые | Средней силы | Сильные |
Сила процессов торможения | Слабые | Средней силы | Сильные |
Подвижность нервной системы | Инертная | Среднее значение | Подвижная |
Значительная разница между силой возбуждения (SE) и силой торможения (SI) свидетельствует о неуравновешенности нервной системы.
Практическое занятие № 2. Тема: «Характер»
1. Понятие и определение характера.
2. Закономерности формирования характера. Соотношение биологического и социального в формировании характера.
3. Описание и классификации характера (К. Леонгард и Е.А. Личко, Э. Фромм, К. Юнг, Р. Кеттелл).
4. Понятие и определение акцентуаций характера.
5. Профессионально важные черты характера у представителей Вашей профессии.
Литература:
1. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. — М. : Че Ро, 2000. — С. 244-267, 267-292.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983. — С. 39-94.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 567–581.
4. Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, Астрель, 2008. — С. 135-196, 268, 294-353, 494-696.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — 3-е изд., перераб. и доп. — Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 311-378.
Источник