- Тип темперамента при рождении
- Ожидайте
- Перезвоните мне
- Статья:
- Какой бывает темперамент у ребенка
- Определение типа темперамента ребенка
- Характеристика детей с разными типами темперамента
- Ребенок – сангвиник
- Дети холерического темперамента
- Дети флегматического темперамента
- Ребенок – меланхолик
- Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников
- Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков
- Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов
- baby_secret_net
- baby-secret.net
Тип темперамента при рождении
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений.
Статья:
Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.
Какой бывает темперамент у ребенка
Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.
Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.
Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.
В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…
В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.
Определение типа темперамента ребенка
Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.
Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.
В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.
Характеристика детей с разными типами темперамента
Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.
Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.
Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.
Ребенок – сангвиник
Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.
Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.
Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.
Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.
Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.
Дети холерического темперамента
Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.
Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…
Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.
Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…
Дети флегматического темперамента
Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.
Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.
Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.
Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.
Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.
Ребенок – меланхолик
У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.
Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.
Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.
Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.
Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.
Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников
Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.
Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков
Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.
Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.
Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.
Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.
Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.
Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.
Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.
Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов
Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.
Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.
Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.
В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.
Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.
Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.
Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.
Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.
Источник
baby_secret_net
baby-secret.net
Темперамент человека – это врожденная характеристика. Он отвечает на вопрос «как?» — как человек себя ведет, действует, поступает в различных ситуациях. Он не отвечает на вопросы «что?» — что он умеет, и «почему?» — почему он так себя ведет. Темперамент в значительной мере определен генетически. Но он вполне может модифицироваться – изменяться под влиянием внешних факторов. Другими словами, особенности поведения ребенка можно модифицировать, но не кардинально менять.
Подход Гиппократа к оценке темперамента, при котором он выделял такие типы как: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, имеет под собой достаточные основания. Но современные исследования показывают, что такой подход больше подходит для взрослых людей. Что касается детского темперамента, то его не следует рассматривать в такой упрощенной форме. Американские психологи Томас и Чесс в 60-х годах XX века пришли к выводу, что более обоснованно оценивать детский темперамент, рассматривая его отдельные составляющие и давая им количественную оценку. Таким образом можно оценивать темперамент детей с самого раннего возраста.
Каждый ребенок с рождения обладает своим уникальным темпераментом. Это означает, что:
Во-первых, врожденные черты темперамента влияют на его поведение. Во-вторых, воспитательные методики, эффективные для одного ребенка, могут быть совершенно не эффективны для другого.
Темперамент ребенка влияет не только на его поведение, но и на эмоциональные реакции. Темперамент — больше чем поведение. Он включает в себя и внутреннюю реакцию на ситуацию. Темперамент влияет на то, как индивиды по-разному воспринимают одно и то же событие.
Лучше всего он проявляется в ситуациях, сопровождающихся переменами и стрессом. Дети отличаются друг от друга тем, какую ситуацию они воспринимают для себя в качестве стрессовой.
Темперамент нельзя изменить, так как он является врожденной характеристикой. Следовательно, попытки изменить темперамент ребенка зачастую приводят к разочарованию родителей, а также травмированию детской психики. Такие попытки со стороны родителей подрывают самоуважение ребенка, его веру в собственные возможности и самостоятельность. После неудачных попыток изменить темперамент ребенка, а также из-за непонимания и неумения найти выход из трудной ситуации, у родителей могут начаться проблемы с нервной системой, депрессивные состояния. Родители, как и дети, в этот трудный период могут нуждаться в поддержке психолога.
Американские психологи ввели такое понятие как «Goodness of fit» – соизмерение потребностей и возможностями ребенка (которые дает его темперамент) с ожиданиями окружения ребенка. Он означает согласование особенностей конкретного темперамента ребенка с окружающей действительностью.
Приспособляемость ребенка заметно улучшается, когда требования, которые к нему предъявляются, соизмеряются с его возможностями и потребностями, в которых «виноват» именно темперамент. Именно поэтому также важно обеспечить ребенку подходящий для его темперамента режим и общение. В противном случае возможны отклонения в поведении ребенка.
С учетом семейных потребностей необходимо приспосабливать условия микроокружения к особенностям темперамента малыша.
Основные трудности могут возникать при различиях темпераментов нескольких детей в семье.
* Темперамент ребенка в точности отражает характерологические особенности во взрослом возрасте.
* Учет родителями особенностей Темперамента ребенка является уступкой ребенку.
При определении темперамента исследователи пользуются следующими показателями:
Активность – объем различных осуществляемых действий и движений в единицу времени.
Регулярность – устойчивость чередований периодов сна и бодрствования, опорожнения кишечника, кормления и др. То есть регулярное или нерегулярное поведение.
Приятие – Первоначальная реакция на новые внешние стимулы.
Адаптивность – приспособляемость ребенка к изменению окружающих условий. Адаптивность может быть быстрой и медленной.
Интенсивность реакций – сила, с которой ребенок выражает свои эмоции (как положительные, так и отрицательные).
Настроение – общее соотношение поведенческих реакций в течение суток (позитивных и негативных).
Настойчивость – время, в течение которого ребенок может непрерывно осуществлять определенный вид деятельности.
Отвлекаемость – время, которое нужно ребенку для того, чтобы отвлечься, переключиться с одного действия на другое.
Порог реагирования– минимальная сила внешних воздействий, необходимая для реагирования.
Для оценки этих характеристик имеются специальные методики и стандартизированные опросники, в том числе и для детей раннего возраста.
Ребенок с так называемым легким темпераментом характеризуется: высокой ритмичностью поведения, высоким приятием, низкой интенсивностью реакций, высокой адаптивностью.
Трудным темпераментом можно назвать такой, при котором значения минимум 4 из 5 описанных параметров выходят за рамки среднего.
При трудном темпераменте ребенка у родителей могут возникнуть следующие сложности:
Во-первых, это ребенок со специфическими, своими поведенческими особенностями. Во-вторых мать или оба родителя могут находиться в состоянии продолжительного стресса из-за трудностей в воспитании и уходе за малышом. Такой темперамент ребенка возможен при неблагополучном окружении (за ребенком не следят, в семье употребляют спиртное, имеются заболевания и т.п.). Все это ведет за собой в будущем психологические проблемы у ребенка.
И еще, вспомним о воспитательных целях. Воспитывать ребенка с такими чертами значительно сложнее.
Смысл значения «трудный темперамент» может варьироваться. Ведь каждый человек субъективно его понимает. И ребенок, темперамент которого вызывает проблемы у одних родителей, может восприниматься хорошо и спокойно родителями с другими личностными особенностями.
Предлагается выделять еще и так называемых «медленно разогреваемых» детей.
Их темперамент напоминает трудный, но отличается низкой активностью и умеренной интенсивностью.
Что дает родителям осведомленность об особенностях темперамента ребенка?
* Анализ поведения ребенка, обращение внимания на его трудности. Появляются вопросы, отвечая на которые, родители находят более адекватный подход к потребностям ребенка, cделать более приятны и осмысленным взаимодействие с ним.
* Получение информации об индивидуальных различиях поведения и эмоциональных проявлениях у детей.
* Понимают, что определенные черты поведения сформированы уже к 1 году жизни. И эти особенности не всегда связаны с неправильным уходом или отклонениями.
* Возможность точно описать индивидуальный профиль ребенка (протестировав по тесту темперамента) снижает тревожность родителей и оказывает существенное влияние на взаимопонимание родителей с детей.
* Возможность максимально адаптировать условия микроокружения к индивидуальным особенностям ребенка.
* Понимание того, что плохая реакция – не зловредность, а часто следствие попыток навязать неподходящие (для конкретного темперамента) формы поведения.
Важно: определив темперамент ребенка, мы с вами выявляем так называемые «факторы риска». Проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в общении, попытках действовать так, а не иначе. Мы выявляем особенности его поведения, путь иногда и негативные, но это дает нам информацию для того, чтобы лучше общаться с ним, лучше понимать его, уважать желания и потребности малыша. Если мы узнаем о трудностях в темпераменте ребенка, это ни в коем случае не должно автоматически предполагать трудности в воспитании. Не стоит навешивать на человечка «ярлык», который будет означать, что теперь всю жизнь с ним будут «ну сплошные проблемы из-за его поведения».
Имеются ли гендерные (межполовые) различия в особенностях темперамента?
Половые гормоны влияют на характер ребенка в более позднем возрасте. С другой стороны, известно, что у мальчиков на 1 году жизни определенно больший уровень активности и приятия по сравнению с девочками.
Свойства темперамента детей в ближайшие годы в целом сохраняются, но в течение всей жизни они могут заметно меняться. Имеются данные о том, что часть детей, характеризующихся на первом этапе легким темпераментом, могут в дальнейшем приобрести черты трудного, и наоборот.
Возможно ли модернизировать, изменить стиль поведения ребенка?
Да, как уже говорилось, модифицировать какие-то проявления темперамента возможно. Если заранее знать, на какие показатели нужно повлиять, психолог может провести реабилитационные и коррекционные мероприятие. Регулярное проведение комплекса реабилитационных мероприятий может заметно повысить активность, улучшает дыхание во сне – а значит и сам сон. Хотя в целом возможность воздействовать на поведение ребенка достаточно ограничена.
Изменение темперамента возможно на фоне изменений соматического состояния. Другими словами, на фоне того, как меняется здоровье, физическое состояние организма ребенка, его нервной системы.
Клинические состояния, влияющие на темперамент ребенка.
* Пренатальное состояния (беременность), генетические хромосомные оберации (нарушения порядка и числа хромосом);
* Стресс во время беременности и перинатальный период, 20 + 7 недель после родов.
* Постнатальные воздействия на ЦНС (воздействие на центральную нервную систему ребенка уже после его рождения) — нарушение питания, токсины, инфекции и травмы;
* Инвалидизирующие заболевания ЦНС.
* Общие соматические заболевания.
Также модифицирующими факторами для темперамента ребенка могут быть:
— социально-демографические характеристики семьи – наследственность и история семьи в целом.
— неблагоприятное влияние во время беременности и послеродовый период.
— малая масса тела – низкая адаптивность, а при очень низкой массе тела при рождении обычно встречается и низкая интенсивность реакций ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод: в модификации темперамента ребенка принимают участие взаимодействие крохи с окружающей действительностью, биологические особенности его организма + факторы микроокружения (самые близкие люди и обстоятельства).
Факторы риска, связанные с темпераментом
Сам по себе темперамент у ребенка не может быть патологическим, но некоторые особенности его могут указывать на нарушение поведения. Определенные черты темперамент могут являться факторами риска для соматического состояния, нарушения поведения и психического состояния ребенка. Риск усилен в том случае, если у ребенка есть сложные особенности темперамента, которые сочетаются с постоянным стрессовым воздействием, во время которого ребенок остается без поддержки со стороны взрослых.
Некоторые черты темперамента могут сочетаться с определенными вегетативными реакциями. Темперамент может влиять на соматическое состояние, и наоборот.
Иногда симптомы трудного темперамента соответствуют синдрому дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ. Но в основе СДВГ могут лежать и органические причины – нарушения центральной нервной системы ребенка. Не исключено, что СДВГ в некоторых случаях – это крайний вариант особенностей темперамента, которые при благоприятном воздействии возможно улучшить.
Если говорить о том, какой темперамент ребенка наиболее благоприятен для адаптации к детскому саду, это, конечно, легкий темперамент. Если подробнее, то достаточно регулярное поведение, неплохое приятие, хорошая адаптивность, средняя интенсивность реакций, хорошее настроение, средняя отвлекаемость, не слишком низкий порог реагирования. Для каждого ребенка эти показатели будут индивидуальными. Это может говорить и о характере трудностей адаптации к детскому саду, у каждого они будут свои.
Но даже если темперамент вашего ребенка можно назвать трудным, это абсолютно не значит, что он не сможет ходить в детский сад. Просто необходимо правильно заботиться о том, чтобы он привык, адаптировался, и без нервного напряжения, с интересом и удовольствием посещал садик.
Источник