Тип темперамента общительного оптимиста
вул. Дівоча, 12, м. Харків
+380950421854 +380972465054
Тип темперамента и стиль поведения
Темперамент – одна из ярких характеристик человека, которая проявляется в его деятельности и поведении. Зная темперамент человека, можно с высокой долей вероятности прогнозировать его работоспособность, поведение в различных ситуациях и реакцию на происходящие события.
САНГВИНИК
Сангвиник жизнерадостен, быстро ориентируется в новой обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Речь сангвиника быстрая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. В новой обстановке сангвиник проявляет себя как человек деятельный и энергичный, рутина же вызывает у него безразличие, скуку и вялость.
Можно сказать, что сангвиник – натура увлекающаяся, способная к быстрым переключениям. Даже если у него что-то не складывается в соответствии с его желаниями, сангвиник быстро переключается на другое, что позволяет ему практически в любой ситуации сохранять положительный эмоциональный фон. Все происходящее сангвиник принимает легко, он неспособен долго предаваться мрачным мыслям, тревогам или страху.
Сангвиник – мастер налаживания контактов, он не переносит одиночества и лишение общение для него – суровое наказание. Выдвигая идеи, сангвиник не слишком обеспокоен их достоверностью и реализуемостью. Ему скорее нравится сам процесс использования своей фантазии. У сангвиника развиты чувства своей значимости, достоинства и уверенности в себе, что позволяет ему сохранять самообладание и самоконтроль в трудных ситуациях.
ХОЛЕРИК
Холерик — эмоционален, склонен к порывистым действиям, энергичен и инициативен. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное холерику, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости и раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства и эмоции холерика сильные, быстро возникают и ярко проявляются, настроение резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко проявляется в его деятельности: он со страстью берется новое за дело, работает с подъемом, легко преодолевая трудности. Это делает его успешным в решении ударных жизненных задач, при решении которых сангвиник чувствует себя как «рыба в воде». Рутина же вызывает у него резкий спад: подъем и воодушевление исчезают – настроение резко падает.
В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность и эмоциональную несдержанность. Его излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость и нетерпимость часто приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Конфликты, возникающие вокруг холерика усугубляются еще и тем, что в действиях он любитель приключений и его постоянно тянет к риску, часто не оправданному.
Высокая скорость психических процессов позволяет холерику оперативно справляться со сложными задачами в условиях дефицита времени, что существенно отличает его от представителей других темпераментов. К важным отличиям холериков надо отнести незлопамятность и легкую переносимость критики.
ФЛЕГМАТИК
Флегматик — человек спокойный и ровный, редко выходит из себя, к бурному выражению эмоций не склонен. В деятельности проявляет основательность, продуманность и упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Поведение флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности, трудностью переключений и медлительностью.
Флегматика нелегко вывести из себя или задеть эмоционально. В целом он терпеливый, спокойный и доброжелательный человек. Лучше всего флегматик чувствует себя, когда все идет как всегда. Флегматик – самый надежный из всех видов темперамента. Медлительность психических процессов, присущая флегматику, не позволяет ему действовать под влиянием эмоций и сиюминутных факторов.
Флегматика нельзя назвать «человеком легким в общении». Из-за его длительных пауз перед ответом окружающим порой кажется, что происходящие вокруг события нисколько не интересуют флегматика. В отличие от представителей других темпераментов, в дискуссиях и переговорах убедить флегматика эмоциями невозможно, он воспринимает только доводы и факты. Идеи флегматика в большей степени продуктивны, он способен преодолевать значительные трудности на длительном пути к решению задачи.
МЕЛАНХОЛИК
Меланхолик — человек чувствительный и утонченный. Для меланхолика характерна сдержанность и приглушенность моторики и речи, глубина и устойчивость чувств при их слабом внешнем выражении. Эмоции у меланхолика преимущественно негативные, и доминирует среди них склонность к печали.
В работе меланхолик, как правило, пассивен. Чувства и эмоциональные состояния у него отличаются глубиной и длительностью – меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды и огорчения. Меланхолик склонен к замкнутости и одиночеству, в обществе новых или малознакомых людей часто смущается и проявляют большую неловкость. Все новое и необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Общение для меланхолика затруднено его обидчивостью и мнительностью.
Меланхолик плохо переносит стресс, реакция на дефицит времени у него травматическая – он устает уже от одной мысли о жестких сроках. Обстановка конфликта для меланхолика просто невыносима.
При этом привычной и спокойной обстановке меланхолик чувствует себя спокойно и работает очень продуктивно. Он не просто человек слова, он суперобязателен.
Отличительной чертой меланхолика является его умение распределять внимание в пространстве, что является его преимуществом перед представителями других темпераментов.
В описаниях четырех типов темперамента, возможно Вы узнали себя. Нельзя однозначно ответить на вопрос: «Представители какого из типов темперамента лучше приспособлены к жизни?» У каждого из них существуют сильные и слабые стороны. Холерик хорошо ориентируется в быстро меняющихся ситуациях, легко переключается с одного вида работы на другой, а флегматик, наоборот, легко справляется с длительной однообразной работой, а частые переключения для него сложны. Меланхолик хорошо ориентируется в тонких нюансах человеческих переживаний, но недостаточно устойчив к стрессу. Сангвиник же к стрессу устойчив, зато для него характерна некоторая поверхностность.
Советы, приведенные ниже, помогут представителям различных темпераментов действовать эффективно в различных ситуациях.
Если Вы сангвиник, Вам не помешает коррекция склонности к положительному прогнозу. Бдительность и контроль ситуации не будут Вам помехой. Доведение начатого до конца, к сожалению, не является Вашей сильной стороной. Поэтому, перед тем, как приступать к делу — проверьте, есть ли у Вас четкий план его выполнения, разбейте задачу на короткие отрезки и старайтесь не браться за несколько задач одновременно.
Эффективность деятельности холерика намного увеличится, если он будет ставить перед собой конкретные задачи, дробя их на части для того, чтобы избежать монотонности работы. Если Вы холерик — Вам не помешает внимательность к мелочам, контроль доведения начатого до конца и внимание к чувствам других. Помните о том, что Ваши резкие слова, брошенные «сгоряча», могут обидеть Вашего собеседника.
Для флегматика необходимо выделение необходимого времени для того, чтобы сменить вид деятельности. Поэтому Вам будет намного легче справляться с заданиями, если Вы выработаете у себя привычку представлять себе каждую новую задачу как продолжение предыдущей.
Если Вы меланхолик – не стремитесь делать все идеально. Помните о том, что окружающие Вас люди, так же как и Вы несовершенны. Не переоценивайте негативные события, мысли и оценки и больше доверяйте себе.
И, главное, помните — нет такого тип темперамента, который бы помешал достигать целей и быть счастливым!)))
Источник
Школа современных психотехнологий
Пытаясь соединить воззрения Павлова и Юнга, Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: экстраверсию-интроверсию, нейротизм-эмоциональную стабильность. Эта дифференциальная концепция основана на эмпирическом выделении двух типов невротических расстройств: истерического невроза, который свойственен лицам холерического темперамента (нестабильным экстравертам) и невроза навязчивых состояний, который свойственен лицам меланхолического темперамента ( нестабильным интровертам). Соответствие типам темперамента по Гиппократу (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) задано самим Айзенком.
Айзенк (1964) связывает экстраверсию и нитроверсию со степенью возбуждения и торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор как некий результат балансов процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной мере врожденным. В работе 1967 г. «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию своих факторов: высокий балл по шкале «нейротизма» соответствует снижению порога активации лимбической системы (специфическая активация — в этом смысле повышенная «эмоциональная нестабильность» реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в ответ на колебания организмических потребностей и состояний), в то же время высокий балл по шкале «интроверсия» соответствует снижению порога активации ретикулярной формации (неспецифическая активация — в этом смысле интроверты испытывают более высокую активацию в ответ на экстероцептивные (внешние) раздражители). Эти представления в какой-то мере соответствуют тому представлению об «уровнях активации», который был сделан советскими психофизиологами (Небылицын, 1976).
Феноменологически в поведении экстраверты проявляют себя как «возбудимые и подвижные», а «интроверты» — как заторможенные и инертные.
По Айзенку, экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, не любит сам читать и учиться. Он жаждет возбуждения, рискует, действует под влиянием момента, импульсивен. Экстраверт любит каверзные шутки, не лезет в карман за словом, обычно любит перемены. Он беззаботен, добродушно весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчив. Его эмоции и чувства строго не контролируются, и на него не всегда можно положиться.
В противоположность экстраверту интроверт спокоен, застенчив, интроспективен. Он предпочитает общению с людьми книгу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее. Не доверяет внезапным побуждениям. Серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. На интроверта можно положиться. Он несколько пессимистичен, высоко ценит этические нормы.
Фактор нейротизма или нестабильности результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Он свидетельствует об эмоционально-психической устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы. Фактор нейротизма представляет собой параметр, в соответствии с которым всех индивидов можно расположить в ряд, на одном полюсе которого находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. С помощью инструкции на имитацию «идеального Я» было показано, что шкала нейротизм линейно отрицательно связана с социальной желательностью (желателен полюс «стабильность») в этом недостаток шкалы, особенно в ситуации экспертизы. Кроме того, шкала нейротизма не защищена от систематической ошибки вследствие возможной позиционной тактики ответа испытуемого (все вопросы — прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту опросника Айзенка.
В настоящее время разработано и апробировано 2 взрослых варианта (А и Б) и детский, состоящий из 60 пунктов. 24 вопроса по шкале экстраверсии-интроверсии, 24 по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи. Шкала лжи введена для выявлениЯ обследуемых с «желательной реактивной установкой», т.е. с тенденцией реагировать на вопросы таким образом, чтобы получились желаемые для обследуемого результаты. При обработке результатов подсчет баллов проводится в первую очередь по шкале лжи. Если результат выше 5, то результаты считаются недостоверными и не интерпретируются. Оценка выраженности исследуемых характеристик производится по следующим таблицам:
Можно также пользоваться кругом Айзенка или специальными таблицами типов, разработанными Маталиной Т.В. (Санкт-Петербург, «Лучшие психологические тесты», 1992 г.).
Пользуясь данной методикой, можно определить тип темперамента и преобладающие черты характера. Как правило, типы темперамента в жизни в чистом виде не встречаются, и можно говорить только о преобладающем сочетании.
САНГВИНИК — быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей , творческой деятельности у сангвиника вырабатывается поверхностность и непостоянство.
ХОЛЕРИК — порывист. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, аффективности.
У ФЛЕГМАТИКА новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Реакция МЕЛАНХОЛИКА часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях меланхолик человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Инструкция
Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно. не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа — наиболее интересна Ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет». Выбранный Вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов крестиком под выбранной позицией. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!
Стимульный материал
- Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
- Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
- Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
- Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
- Часто ли у тебя меняется настроение?
- Верно, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
- Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
- Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
- Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
- Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
- Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?
- Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
- Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
- Тебе можно доверить любую тайну?
- Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
- Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) бьется сердце?
- Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
- Ты когда-нибудь говорил неправду?
- Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
- Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
- Ты часто чувствуешь себя усталым?
- Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
- Ты обычно весел и всем доволен?
- Обидчив ли ты?
- Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
- Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
- У тебя бывают головокружения?
- Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
- Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
- Любишь ли ты иногда похвастаться?
- Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
- Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
- Ты обычно быстро принимаешь решения?
- Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
- Тебе часто снятся страшные сны?
- Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
- Тебя легко огорчить?
- Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
- Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно для обдумывания?
- Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
- Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
- Ты всегда ешь то, что тебе подают?
- Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-то просят?
- Ты любишь часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
- Бывал ли ты когда-нибудь груб с родителями?
- Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
- Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
- Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
- Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
- Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
- Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
- Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
- Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ ?
- Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
- Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
- Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?
Ключи:
«да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57
«нет»: 6, 33, 51, 55, 59
«да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60
Источник