- Принципы научной психологии
- Основоположники научной психологии и их деятельность. Типы темперамента и их отличительные признаки. Основные принципы и закономерности развития научной психологии, ее содержание и значение. Главные свойства личности и их исследование разными учеными.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Е) более 15.
- А) анализ.
- В) синтез.
- D) классификация.
- Е) абстрагирование.
- Что является первоосновой познавательной деятельности:
- А) мышление.
- В) воображение.
- С) ощущения.
- Е) память.
- Как называется процес, спри котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
- А) воображение.
- В) галлюцинации.
- D) адаптация.
- Е) синестезия.
- Как называется явление, при котором не может вспомнить, то что ранее знал:
- А) амнезия.
- С) реминисценция.
- D) мнемоника.
- Е) агнозия.
- Кто один из основоположников научной психологии:
- А) Ушинский.
- В) Вундт.
- D) Аристотель.
- Е) Выготский.
- Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а темнота ощущение прохлады. Как называется данное явление:
- А) синестезия.
- С) адаптация.
- D) конфабуляция.
- Е) реминисценция.
- Какое из нижеприведенных качеств, характеризует человека как личность:
- А) эмоциональность.
- В) воля.
- D) застенчивость.
- Е) вспыльчивость.
- Восхищение красотой природы это проявление:
- А) интеллектуальных чувств.
- В) эстетических чувств.
- D) практических чувств.
- Е) эмоций.
- Благодаря какому психическому процессу создается качественно новые продукты, способствующие прогрессу общества в целом:
- А) воображению.
- С) память.
- D)ощущениям.
- Е) конформизму.
- Важнейший принцип, согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:
- А) детерминизм.
- С) развитие.
- единство сознания и деятельности.
- Е) системность.
- Один из основоположников учения о коллективе:
- А) Макаренко.
- С) Выготский.
- D) Эльконин.
- Е) Рубинштейн.
- Прием воображения на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:
- В) холерик.
- С) сангвиник.
- Е) флегмахолик.
- Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:
- А) учебная.
- В) трудовая.
- С) игровая.
- D) продуктивная.
- Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:
- А) учебная.
- В) трудовая.
- С) игровая.
- Е) общение.
- Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений:
- А) навык.
- С) привычка.
- D) абстиненция.
- Е) конформизм.
- Способность к выполнению определенных действий без предварительного обдумывания их:
- А) привычка.
- В) умение.
- Подобные документы
- Типы темперамента
- Что такое темперамент?
- Создание типологий темперамента
- Конституционные типологии темперамента
- Теория И. П. Павлова
- Составляющие типов темперамента
- Типы темперамента
- Меланхолик
- Холерик
- Флегматик
- Сангвиник
- Резюме
Принципы научной психологии
Основоположники научной психологии и их деятельность. Типы темперамента и их отличительные признаки. Основные принципы и закономерности развития научной психологии, ее содержание и значение. Главные свойства личности и их исследование разными учеными.
Рубрика | Психология |
Вид | тест |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.01.2012 |
Размер файла | 19,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Тестовые задания по психологии
Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:
Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях:
Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности это:
Темперамент был впервые описан:
Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:
Что такое сновидения:
А) бессознательное отражение действительности.
В) пассивный вид воображения.
С) результат высокой гипнабельности.
D) разновидность галлюцинаций.
Е) вид активного воображения.
Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:
Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:
Проявление характера в большинстве случаев обусловлено:
А) акселерацией развития.
В) явлением госпитализма.
С) влиянием окружающей среды.
А) отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга.
В) физиологическая функция нервной системы.
С) рефлекторная деятельность мозга.
D) субстрат материи головного мозга.
Е) проявление души, познаваемое самонаблюдение.
С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:
А) волевой характер.
Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю (лидеру):
Советский психолог, автор концепции о трех уровнях эволюционного развития психики:
Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:
Как называется явление, при котором человек не может своевременно вспомнить то, что он знает:
Как называется процесс, при котором окружающая действительность представляется в неправдоподобных образах, и человек понимает это:
Переход внешних действий во внутренние называется:
Е) продуктивная деятельность.
Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
Удовлетворенность результатами своей деятельности это проявление:
А) интеллектуальных чувств.
В) эстетических чувств.
С) нравственных чувств.
D) праксических чувств.
Какое из нижеприведенных качеств характеризует человека как проявление личности:
Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:
Прием воображения посредством которого создаются качественно новые образы на основе «склеивания» отдельных несовместимых качеств или элементов:
Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:
Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и сознательном уровнях психики:
Сценарист написал пьесу для театра. О каком виде речи можно говорить в данном случае:
Кто впервые научно обосновал физиологическую основу темперамента:
А) проявление воли человека.
В) этика поведения в обществе.
С) особенности личности, проявляемые в деятельности и общении.
D) определенная психологическая установка.
Е) врожденное природное качество.
Когда сформировалась психология каксамостоятельная наука:
Кто написал первый трактат о душе:
Кто из мыслителей средневековья впервые подробно рассмотрел проблемы сути и воспитания души, получив имя «Второго учителя»:
Какой самый древний метод психологического познания:
Кто является основоположником социометрической методики исследования:
Сколько отраслей психологический науки сушествует сегодня:
Е) более 15.
А) анализ.
В) синтез.
D) классификация.
Е) абстрагирование.
Что является первоосновой познавательной деятельности:
А) мышление.
В) воображение.
С) ощущения.
Е) память.
Как называется процес, спри котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
А) воображение.
В) галлюцинации.
D) адаптация.
Е) синестезия.
Как называется явление, при котором не может вспомнить, то что ранее знал:
А) амнезия.
С) реминисценция.
D) мнемоника.
Е) агнозия.
Кто один из основоположников научной психологии:
А) Ушинский.
В) Вундт.
D) Аристотель.
Е) Выготский.
Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а темнота ощущение прохлады. Как называется данное явление:
А) синестезия.
С) адаптация.
D) конфабуляция.
Е) реминисценция.
Какое из нижеприведенных качеств, характеризует человека как личность:
А) эмоциональность.
В) воля.
D) застенчивость.
Е) вспыльчивость.
Восхищение красотой природы это проявление:
А) интеллектуальных чувств.
В) эстетических чувств.
D) практических чувств.
Е) эмоций.
Благодаря какому психическому процессу создается качественно новые продукты, способствующие прогрессу общества в целом:
А) воображению.
С) память.
D)ощущениям.
Е) конформизму.
Важнейший принцип, согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:
А) детерминизм.
С) развитие.
единство сознания и деятельности.
Е) системность.
Один из основоположников учения о коллективе:
А) Макаренко.
С) Выготский.
D) Эльконин.
Е) Рубинштейн.
Прием воображения на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:
Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:
D) единство сознания и деятельности.
Кто автор первого учебника по психологии в Казахстане:
Кто из мыслителей античности впервые наиболее подробно рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу:
Кто основоположник первой научной психологической лаборатории в России:
Как называется умение выполнять деятельность качественно и непринужденно:
Возможность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается:
А) волевым характером.
Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на дискуссионном подходе в решении возникающих проблем:
Как называется явление при котором человек не может достоверно вспомнить то, что он знает, дополняя пробелы памяти своей фантазией:
Направление психологии, которое нацеливает на наиболее полное проявление человека как личности через самоактуализацию:
С) гуманистическая психология.
Е) трансактный анализ.
Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:
Бессознательный уровень психики проявляется через:
С) условные рефлексы.
Как называется человек легко вступающий в контакт с окружающими людьми:
Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:
Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:
Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:
Психический процесс, обеспечивающий создание новых образов, на основе ранее воспринятых:
Процесс, при котором, звуки музыки вызывают у некоторых людей впечатление об определенных цветовой гамме:
Способность музыканта отличать на слух звуки (например «до» и «до-диез») обеспечивается:
А) явлением синестезии.
С) нервной возбудимостью.
Е) абсолютным порогом чувствительности.
Разочарование в идеалах и надеждах называется:
Способность личности приспосабливаться к окружающей среде при необходимости:
Е) агнозия. психология темперамент личность научный
Кратковременные эмоции называются:
D) эмоциональными отношениями.
Е) низшими чувствами.
Неспособность сосредоточиться на изучаемом объекте обусловлено:
С) непроизвольным вниманием.
D) послепроизвольным вниманием.
Е) избирательностью восприятии.
Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других:
Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией меланхолик:
Личность формируется в процессе:
D) развития волевых качеств.
Тип темперамента, характеризующийся хорошей приспосабливаемостью к изменившимся условиям окружающей среды:
В) холерик.
С) сангвиник.
Е) флегмахолик.
Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:
А) учебная.
В) трудовая.
С) игровая.
D) продуктивная.
Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:
А) учебная.
В) трудовая.
С) игровая.
Е) общение.
Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений:
А) навык.
С) привычка.
D) абстиненция.
Е) конформизм.
Способность к выполнению определенных действий без предварительного обдумывания их:
А) привычка.
В) умение.
Подсознательные действия направленные на выполнение каких-то действий, которые стали потребностью:
Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств:
Зависимость восприятии от прошлого опыта:
Критерии качества пригодности теста и других методик психологических исследований:
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.
реферат [20,9 K], добавлен 25.11.2010
Историко-системный анализ становления научной и практической психологии в Сибири. Социальная, научная и практическая ценность проекта, его цели. Основные стратегические линии – компоненты становления психологии в Сибири. Пути развития научной психологии.
автореферат [20,4 K], добавлен 01.12.2010
Этапы развития психологии как научной дисциплины. Историко-психологический аспект глубинной и вершинной психологии личности. Основные принципы диагностики самосознания. Феноменология и диагностика когнитивных стилей. Общая характеристика психики животных.
шпаргалка [201,1 K], добавлен 30.10.2010
Семейные отношения как первооснова развития человека и социализации личности. Развитие личности ребенка в научной психологии. Ситуативность и метафоричность житейского знания. Влияние семейных факторов научной и житейской психологии на развитие ребенка.
курсовая работа [34,9 K], добавлен 24.04.2011
Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.
курсовая работа [41,5 K], добавлен 28.07.2012
Характеристика содержания и предмета изучения бихевиоризма как научной дисциплины, изучающей поведение личности объективным путем. Ознакомление с основными направлениями когнитивной психологии. Исследование базовых положений гештальт-психологии.
контрольная работа [23,5 K], добавлен 29.09.2011
Обзор истории становления психологии как самостоятельной научной дисциплины. Предмет и основные принципы психологии. Познавательная сфера. Исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Социально-психологические качества личности.
реферат [43,1 K], добавлен 30.10.2016
Источник
Типы темперамента
Тема, которой посвящена представленная статья, волнует мировое научное сообщество уже несколько десятилетий – она непосредственно связана с индивидуальными личностными особенностями людей.
Всем известно, что психика каждого человека неповторима. И это связано как физическими и биологическими характеристиками организма, так с комплексом социальных характеристик. Если говорить о подструктурах, обусловленных биологически, то, главным образом, нужно рассматривать именно темперамент.
Что такое темперамент?
Темперамент подразумевает под собой психические различия людей, к которым относится глубина, интенсивность и устойчивость эмоций, энергичность и темп действий, эмоциональная впечатлительность и множество других особенностей психической жизни. И проблема темперамента на сегодняшний день остаётся спорной и неразрешённой. Но даже если учесть всё многообразие подходов к её изучению, исследователи сходятся в том, что темперамент является тем биологическим фундаментом, на котором зиждется личность человека как социального существа.
Темперамент представляет собой отражение динамических аспектов поведения, причём, в основном, врождённых. Его свойства более устойчивы, нежели свойства других психических особенностей человека. А наиболее ярким его нюансом является то, что свойства темперамента одного конкретного человека сочетаются друг с другом отнюдь не случайно – они связаны между собой закономерно и образуют определённый конгломерат, который характеризует темперамент.
Подытожим: темперамент необходимо рассматривать в качестве индивидуально-своеобразных свойств психики, которые определяют динамику психической деятельности индивида; проявляющихся одинаково в различной деятельности, вне зависимости от её мотивов, целей и содержания, и остающихся неизменными уже в зрелом возрасте, а также характеризующих в совокупности тип темперамента.
Однако прежде чем рассматривать типы темперамента и их особенности, следует сказать, что темперамент не может быть плохим или хорошим, т.к. каждый тип имеет свои преимущества, а усилия любого человека должны быть направлены не на исправление его недостатков, а на эффективное применение его плюсов в повседневной жизни и деятельности.
Создание типологий темперамента
Люди ещё с древних времён стремились к осознанию и выделению типичных психических особенностей разных людей и объединению их к небольшому количеству обобщающих моделей. Именно эти модели и назывались типами темперамента, к тому же, они были очень практичны, ведь посредством них было возможно спрогнозировать поведение человека с определённым типом темперамента в конкретной жизненной ситуации.
Официально считается, что учение о темпераменте вообще было создано древнегреческим врачом Гиппократом, который утверждал, что люди различны четырьмя основными «соками организма» — кровью, флегмой, жёлтой желчью и чёрной желчью. Следуя учению Гиппократа, не менее знаменитый врач античности Клавдий Гален создал первую в своём роде типологию темпераментов и изложил её в своём трактате «De Temperamentum». Согласно его идеям, тип темперамента зависит от того, какой тип «сока» преобладает в организме человека. Именно Гален выделил четыре известных типа темперамента: меланхолик (преобладает чёрная желчь), холерик (преобладает жёлтая желчь), флегматик (преобладает флегма) и сангвиник (преобладает кровь). Представленная концепция на протяжении многих веков имела для учёных огромнейшее значение.
Конституционные типологии темперамента
В дальнейшем было выдвинуто множество типологий темперамента. Но наибольший интерес вызывают те среди них, где свойства темперамента, интерпретирующиеся как врождённые или наследственные, связаны с индивидуальными особенностями в телосложении. Такие типологии называются конституционными (типология У. Шелдона, типология Э. Кречмера и другие). Но, конечно же, подобные концепции были раскритикованы психологами. И главным их недостатком считается то, что они недооценивают, а не редко и вовсе упускают из вида влияние среды и социальных условий на формирование психологических свойств человека.
Теория И. П. Павлова
То, что протекание психических процессов и поведение индивида зависит от работы нервной системы, которая играет главенствующую роль в организме, известно давно. Но теория связи типов темперамента с некоторыми общими свойствами нервных процессов была впервые предложена русским физиологом И. П. Павловым. Впоследствии она развивалась его последователями.
В понимании академика Павлова тип нервной системы является врождённым и в наименьшей степени подлежит каким-либо изменениям под влиянием воспитания или окружения. Свойства нервной системы, согласно его идеям, образуют физиологическую базу для темперамента, представляющего собой психическое проявление общего типа нервной системы. Проведённые в дальнейшем на животных исследования Павлова позволили выделить типы нервной системы, которые он предложил распространить также и на людей.
Составляющие типов темперамента
У любого человека имеется свой тип нервной системы. Его проявления (это и есть особенности темперамента) являются важной частью индивидуальных психологических различий. Проявления какого-то одного типа темперамента очень многообразны; они прослеживаются в манере поведения, а также проявляются в характере умственной деятельности, действиях, сфере чувств, побуждениях, познавательной деятельности, особенностях речи человека и т.д.
Чтобы составить психологическую характеристику одного из общепринятых типов темперамента, прибегают, как правило, к следующим основным свойствам:
- Эмоциональная возбудимость – скорость возникновения эмоциональной реакции и сила воздействия, необходимая для её возникновения;
- Интроверсия/экстраверсия – особенности зависимости реакции и деятельности человека. Если они зависят от внешних стимулов, то человек – экстраверт, если от внутренних – интроверт;
- Темп реакций – скорость, с которой протекают психические реакции и процессы, быстрота ума, темп речи и т.п.;
- Ригидность и пластичность – способность человека приспосабливаться к внешним воздействиям;
- Реактивность – степень непроизвольных реакций на внутренние или внешние раздражители одинаковой интенсивности;
- Активность – интенсивность воздействия человека на внешний мир и способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели;
- Соотношение реактивности и активности – зависимость деятельности человека от внутренних или внешних обстоятельств, а также убеждений, намерений, целей;
- Сензитивность – уровень наименьшей интенсивности внешнего воздействия, необходимый для возникновения психической реакции.
В связи с этими свойствами выдающийся польский психолог и доктор наук Ян Стреляу даёт наиболее популярные характеристики типов темперамента.
Типы темперамента
Согласно Я. Стреляу, четыре основных типа темперамента характеризуются следующими особенностями:
Меланхолик
Меланхолик является человеком с высокой чувствительностью и низким уровнем реактивности. Высокая чувствительность нередко приводит к тому, что даже незначительный повод может стать причиной слёз. Меланхолик болезненно чувствителен и очень обидчив. Обладает невыразительными движениями и мимикой, тихим голосом, беднотой движений, низким уровнем энергии. Как правило, робок, ненастойчив, неуверен в себе, быстро опускает руки при выполнении дел, мало работоспособен и легко утомляется. Внимание такого человека неустойчиво, все психические процессы замедлены. Большая часть меланхоликов является интровертами.
Холерик
Холерик не особо чувствителен, обладает высокой активностью и реактивностью, причём, реактивность доминирует, отчего он вспыльчив, нетерпелив, несдержан, необуздан. Мимика, жесты и речь богаты и отражают настроение. Его стремления стабильны, интересы – непоколебимы. Холерик настойчив, внимание иногда переключает с затруднениями. В подавляющем большинстве случаев холерики – экстраверты.
Флегматик
Для флегматика характерна высокая активность, которая доминирует над низкой реактивностью. Он малочувствителен и мало эмоционален. Внешние раздражители оказывают на него очень слабое воздействие; способен оставаться хладнокровным в непредвиденных ситуациях. Также у флегматиков замедленные и не выразительные движения, такая же речь, не богатая мимика. Внимание переключает с затруднениями, привычки и навыки перестраивает очень медленно, однако он обладает энергичностью и высокой работоспособностью. Большинство флегматиков — интроверты.
Сангвиник
Сангвиник – это человек с высокой реактивностью, находящейся наравне с активностью. Для него характерна живая мимика, богатство жестов, быстрый отклик на внешние обстоятельства, лёгкость при переключении внимания. Очень чувствителен, активен, может долго работать и не утомляться. Дисциплинирован, находчив, обладает хорошей способностью к концентрации и самоконтролю. Его интересы, настроения и увлечения могут быстро изменяться. Практически все сангвиники являются экстравертами.
Резюме
Как уже было замечено выше, ни один из типов темперамента не является ни плохим, ни хорошим. К тому же, человек не может принадлежать только к одному единственному типу – у него может быть только преобладающий, а остальные будут являться дополняющими. Но, как бы то ни было, с позиции психологической науки, типы темперамента являются лишь одним из способов психологической оценки личности. Следует также знать, что у разных специалистов описания темпераментов могут отличаться и включать в себя множество факторов.
Источник