Тип темперамента героев гарри поттера

Понятие характера и черт характера (на материале романов Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер»)

Психологический портрет героя, Гарри Поттера. Персонаж Рон Уизли как доказательство многофакторности происхождения характера. Невилл Долгопупс как представитель эмотивного типа, анализ действий и поступков. Пример дистимного типа в романе «Гарри Поттер».

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 05.06.2016
Размер файла 22,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие характера и черт характера (на материале романов Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»)

гарри поттер персонаж характер

Чем обусловлен выбор романа о Гарри Поттере? Колоссальное количество персонажей в эпопеи бестселлера о Гарри Поттере, качественное описание характера и поступков героев является аргументом для использования материалов данного романа, для анализа объемной и многогранной темы о характере и чертах характера. И перед началом качественного и детального анализа персонажей через призму учений о характере, необходимо ответить на вопрос: «Что такое характер и откуда начинается его формирование в человеке?».

В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах и формах поведения. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям [1, с. 484]. То есть, речь об анализе характера начинается тогда, когда можно наблюдать схожие паттерны реагирования человека на различные обстоятельства внешнего мира в течение всей его жизни, так как характер является устойчивой составляющей личности человека.

Но с чего начинается появление и дальнейшее формирование такой стабильной структуры в психике человека? Начнем с того, что характер базируется на темпераменте человека, то есть на особенностях типа высшей нервной деятельности, и закаляется окружающей средой и воспитанием. Биологическая и социальная опора — части формулы для развития характера человека, от разнообразия которых и зависит такой богатый и широкий спектр черт личности.

Формирование характера связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании набора черт характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах [2, с. 655]. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. В другом случае черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т. д.[1, с. 485].

Данные классификации черт характера не являются противоречащими или конкурирующими, поэтому их использование в анализе главного героя романа Гарри Поттера будет совместным. Но перед анализом следует напомнить, что биография Гарри, описанная в книге, приходилась на его подростковый период, поэтому некоторые погрешности в составление картины черт характера допускается. Начнем с классификации об эмоциональных и волевых чертах. Биологической (или генетической) базой для формирования некоторых черт характера послужили родители Гарри. Будучи полноценными здоровыми личностями по всем параметрам психологического портрета в «подарок» Гарри они могли оставить следующие черты характера:

— волевая черта, так как его отец был в спортивной команде по Квиддичу (популярному виду спорта в романе) и занимал место игрока, от усилий которого зависел исход всей игры, так же и Гарри во время учебы стал игроком такого плана;

Читайте также:  Радость чистая радость добрая радость

— эмоционально-стабильная черта характера, о которой рассказывалось во время описаний предвоенного периода в биографии родителей Гарри, и их бесконфликтного реагирования в обсуждениях на собраниях по защите от главного злодея романа Волан-де-Морта.

На протяжении всего романа можно наблюдать черты мужественности, инициативности, настойчивости, стабильности и стойкости в характере Гарри, которые проявлялись как в межличностном общении и дружбе, так и в стрессовых ситуациях происходящих с главным героем.

Анализ второй категории черт, характеризующую жизненную направленность личности хотелось бы провести на основе жизненного опыта Гарри — его социального окружения и воспитания. Детство Гарри нельзя было назвать радостным и радужным. После убийства родителей Гарри в младенчестве подкинули на воспитание к жестоким дяде и тете. Неуважение, эксплуатация, ограничения и строгое отношение с отсутствием нежности и любви — почва развития и становления характера Гарри. Основываясь на позитивной генетической платформе, внешние обстоятельства воспитания помогли развить в Гарри уважение к людям, чуткость, чувство справедливости и желание помочь. В случае если бы биологическая база Гарри была иной, то после воспитания дяди и тети Гарри мог стать черствым, грубым, агрессивным и т.д.

Еще одним доказательством многофакторности происхождения характера является персонаж Рон Уизли, который был ребенком из многодетной семьи, в которой любовь и семенные ценности были превыше всего, но отец и мать не отличались большой целенаправленностью и сильно развитым волевым компонентом. Поэтому внутренний стержень характера Рона более слаб и гибок, чем характер Гарри. Проявлялось это в нерешительности и сильных переживаниях из-за возможных осуждений со стороны. Но как говорилось ранее, формирование характера продолжается на протяжении всей жизни. И становление характера Рона можно наблюдать из книги в книгу, где ранее неуверенный в себе мальчик, будучи взрослым мужчиной в финале романа приходит на помощь к своим друзьям и яростно сражается на войне за те ценности и идеалы, которые воспитали в нем семья и он сам.

Как же влияет характер на способ реагирования человека? Как получается, что на одно и то же обстоятельство внешнего мира люди с разным характером реагируют по-разному?

Вспомним ситуацию из романа, когда продолжительные поиски частей души главного злодея — Крастражей — зашли в тупик, и многомесячные труды и старания не приносили никаких плодов. В этой ситуации Гарри продолжал надеяться и действовать, основываясь на своей устойчивости и целеустремленности. В то же время Рон, устав от бесперспективных поисков, в один из дней принимает решение покинуть друзей на этом не легком пути.

Как одна ситуация воспринимается людьми с отличными характерами? Представим, что внутренний характер также является и цветными очками, которые окрашивают всё, на что смотрит человек. Сам по себе поиск — нейтральное действие. Оно просто является процессом в жизни нескольких людей. Но что же происходит с разными героями? Гарри основывается на параметрах своего устойчивого характера. Он старается рационально, с приложением волевых и интеллектуальных черт характера решать поставленные перед ним задачи. Гарри смотрит через очки настойчивости. У Рона захлестывают эмоции. Он не видит выхода из сложившейся ситуации. Слишком много ответственности на его плечах, которую ему тяжело переносить со своими чертами характера.

В случае Рона можно увидеть реакцию, которая была воспринята через очки его характера, и за последствия которой он нес полную ответственность. Но бывает и так, что осознанный и взвешенный способ реагирования человеком на обстоятельства внешнего мира становится невозможным и рациональный аспект отходит на второй план, поглощенный эмоциями. Человека охватывают переживания. Запускается автоматический режим взаимодействия с внешним миром, который годами ковался различными обстоятельствами жизни. Человек может и хочет реагировать по-другому, но здесь рассматривается вопрос «а может ли?». В этом случае речь идет об акцентуации характера.

Акцентуации характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями [3, с. 23].Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, которые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Читайте также:  У меня депрессия после отпуска

Согласно концепции К. Леонгарда об акцентуированных личностях черты каждой личности могут быть разделены на две группы: основную и дополнительную. Основных черт значительно меньше, но они являются стрежнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При большой степени выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных социальных условиях могут разрушить структуру личности. Основные типы акцентуаций по К. Леонгарду: демонстративный; педантичный; застревающий; возбудимый; гипертимический; дистимический; тревожно-боязливый; циклотимический; аффективно-экзальтированный; эмотивный. (учебник)

А.Е. Личко, опираясь на клиническую типологию психопатий и личностных акцентуаций, а также концепцию психологии отношений, выделил 11 типов психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сензитивный; психоастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный. [4, с. 255]

Количество персонажей романа о Гарри Поттере позволяет качественно и детально рассмотреть многие из акцентуаций характера. Познакомится с их практической стороной. В реальной жизни знание об акцентуациях характера помогает в выстраивании коммуникации. Все мы родом из многогранной страны под названием Детство, и истории наших жизней полны психотравмирующих ситуаций и особенностей взросления и становления. Ввиду изложенного, ориентация в возможных «местах наименьшего сопротивления» собеседника может помочь не попасть в его болевую точку, или найти спокойствие и терпимость в самих себе к некоторым особенностям той или иной черте акцентуации компаньона по общению.

Примером человека, с которым данные знания могут значительно облегчить взаимодействие, является представитель застревающего типа акцентуации характера — Северус Снегг. Мрачный, депрессивный и истязающий Гарри на протяжении всей истории романа. Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. Что Снегг и делал на протяжении всего романа, издеваясь и откровенно унижая Гарри. Из биографии персонажа известно, что ещё в детстве Снегг испытывал теплые и нежные чувства к маме Гарри, которая потом стала супругой другого человека. Человека, который все школьные годы злобно подшучивал и демонстративно унижал, вместе со своими друзьями, неприметного и забитого Снегга. Также сильное влияние на становление такого типа характера повлияла холодное отношение в семье и отсутствие поддержки близких людей. Все эти факторы стали причиной застревающего типа характера, проявления которого хорошо заметны на страницах романа. Например, властолюбие, выраженное в штрафовании факультета, на котором учился Гарри, и незаслуженного поощрения студентов факультета, на котором Снегг занимал должность куратора (или декана в нашей системе образования).

Другим ярким примером акцентуации характера являются близнецы Фред и Джордж Уизли. Они всегда хаотичны в своих действиях, очень общительны, в большей части романа описаны как персонажи с приподнятыми настроением, неунывающие, идейные, стремящиеся изучить и понять что-то новое и интересное. Данные качества указывают на гипертимный тип. Представители данного типа не всегда могут оценить последствия своих действий, и являются больше тактиками, чем стратегами. Но даже при неудачах быстро мобилизуются и готовы к новым свершениям и открытиям.

Далее хотелось бы проанализировать Невилла Долгопупса как представителя эмотивного типа. Человек этого типа характера чрезмерно чувствителен, раним, глубоко переживает малейшие неприятности. Он чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще всего печальное настроение. Пассивность Долгопупса описана на протяжении всей серии романа. В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. В первой части романа Гарри заступился за Долгопупса, когда у него отобрали шар-напоминалку (волшебный шар, сообщающий о том, что забыл). Отсутствие инициативы для защиты своих границ. Он очень исполнителен и имеет высокое чувство долга, что доказывает его преданность в ситуации, при наборе отряда Дамблдора. Даже при физических истязаниях он сохранил в секрете тайны отряда. Конфликты с близким человеком, смерть или болезни он воспринимает трагически. Часто в романе упоминается об убийстве его родителей и переживаниях Невилла.

Читайте также:  Каковы возрастные особенности проявления темперамента

Следующий персонаж из романа — Тетя Петунья. Человек, который выступал в роли опекуна на протяжении 10-11 лет жизни Гарри Поттера. Тетя Петунья — представитель эпилептоидного (возбудимого) типа. Человеку с подобной акцентуацией характера свойственна склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Этим объектом и выступал Гарри. Будучи не любимым племянником, тетя заставляла его выполнять всю домашнюю работу как прислуге, при этом эмоционально давя и унижая, что на контрасте с обожанием своего родного сына являлось более давящим и унижающим действием. При провинностях Гарри она запирала в чулане под лестницей, где он и жил всё своё детство. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, консервативность, педантичность и скрупулезность в личной жизни. Все эти качества с негативным оттенком присутствуют в персонаже Тетя Петунья, что мы наблюдаем с первых страниц романа.

Истероидный или демонстративный тип. Основные особенности типа — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Сразу несколько персонажей романа попадают под описание данного типа. Первый из них — главный злодей романа, Волан-де-Морт. Ненасытная жажда внимания и потребность в почитании привели к страшным бесчеловечным действиям в волшебном мире, к уничтожению и бесцельному убийству тысяч людей на протяжении десятилетий. Люциус Малфой — приспешник Темного Лорда шел на грязные, мерзки и низкие деяния только для того, чтобы получить признание среди подручных Волан-де-Морта.

Педантичный тип акцентуации характера, при которой ярко выражена «занудливость» в виде пережевывания подробностей. На службе люди с данной акцентуацией способны замучить формальными требованиями. Долорес Амбридж — персонаж идеально описывающий педантичный тип. Перейдя порог школы и получив щепотку власти, она начинает тотально контролировать преподавателей и весь учебный процесс. Заняв должность директора издаёт новые и новые «Декреты об образовании», запрещающие множество аспектов привычной жизни в Хогвартсе (школе волшебников). С первого дня пребывания на посту директора Амбридж борется за абсолютный контроль над жизнью в школе. Люди данного типа имеют ряд отталкивающих черт характера: формализм, «крючкотворство», «занудливость». Все эти качества описаны на страницах романа.

Последний персонаж детального разбора — Плакса Миртл. Словно «по учебнику» все её проявления характера указывают на дистимный тип. Преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни. Даже после смерти, будучи приведением, она воспроизводила в памяти все негативные моменты из своей жизни и вновь погружалась эмоционально в их переживание. При жизни могла сидеть в женском туалете и, отгородившись от социальных контактов, плакать длительное время.

В начале работы был поставлен вопрос: «Что такое характер и откуда начинается его формирование в человеке?». Считаю задачу выполненной, благодаря серии романов о Гарри Поттере, которая позволяет не просто увидеть персонажей, а детально рассмотреть их особенности и уникальности психологического портрета.

Сравнить действия, поступки, проявления и мысли персонажей на протяжении длительного биографического опыта и в разных жизненных ситуациях. И использовать этот материал как точку развития в рамках психологических дисциплин. К сожалению, описание и истории других персонажей романа не так явно отвечают поставленной теме работы, и не все проявления героев могут быть рассмотрены в рамках психологической реальности. Но уже проанализированные персонажи служат хорошим материалом для глубокого изучения темы «Характер» и являются достойным материалом для освоения знаний.

В завершении хотелось бы отметить, что возможность рассмотрения основ теории психологии на примере таких романов, подкрепленных кинематографическим исполнением — является хорошим способом ассимилирования знаний и перевода их в практико-ориентированный багаж умений и навыков.

Особенно полезно это в рамках такой богатой теориями темы, как характер и черты характера.

1. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 729 с.

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М.: Олма-пресс, 2003. — 672.

4. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М.: МГИУ, 2000. — 335 с.

Источник

Оцените статью