Тихая моя родина чувства

Анализ стихотворения Н. Рубцова Тихая моя родина

В этом стихотворении Николай Рубцов обращает внимание на восприятие родины – “тихая”. Рассмотрим смысловые значения этого слова: негромкая, неторопливая, неприметная, кроткая, смиренная. В них заключено многое: черты русского национального характера – степенность, размеренность труда; особенности образа жизни – всему свое время, всему свой срок; крестьянин живет, подчиняясь той цикличности событий, которую диктует время года. Об этом любил писать В. Белов, земляк поэта, именно ему посвящено стихотворение.
Также в определении “тихая” есть ещё один смысловой оттенок: любовь к родному уголку – такое глубинное чувство, что проявляется оно тихо, молитвенно тихо.
Память о родине наполнена обычными и в то же время необыкновенными для поэта деталями: ива, река, соловей. Каждая из них рождает свой ассоциативный ряд: ивы – воплощение печали; река – дорога жизни, надежд; соловей – радующая душу чудесная трель маленькой пташки. Таково лексическое наполнение трёх коротких слов.
Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность – поклониться могиле матери. Ведь в сердце вечно живет нерастраченная сыновняя нежность.
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Так уже в первой строфе раскрывается тема сиротства – мальчик потерял мать в раннем детстве.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Тема тишины продолжается – от грешного и суетного отделено кладбище:
Это на том берегу.
Здесь же, по другую сторону реки, мало радостного:
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Даже в вологодской глуши человек, соприкасаясь природой, мнит себя ее царем:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Результатом этого вмешательства стало превращение радостной речной заводи в болото. Место светлых ребяческих игр было испорчено:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил …
Но лирический герой помнит эту речку прежней, неприкосновенной. И только школа, как и раньше, вызывает бодрое чувство надежды:
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Нелегко покидать “деревянное” село в глуши северных лесов. Пронзительная, щемящая печаль выражена в следующих строках:
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Признание в любви к родной деревеньке говорит не только о связи поэта с родиной, это “смертная” связь: здесь похоронена его мать.
И вспоминаются строки Анны Ахматовой о родной земле:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

07.05.2020

Рубцов Н. «Тихая моя Родина»

Главные герои стихотворения «Тихая моя Родина» и их характеристика

  1. Поэт — лирический герой. Грустный человек, вспоминающий свою родину. Печальный и тихий.

План пересказа стихотворения «Тихая моя Родина»

  1. Ивы и соловьи
  2. Мать
  3. Поиски погоста
  4. Тихо
  5. Яркая трава
  6. Канал
  7. Болотина
  8. Забор у школы
  9. Ворона
  10. Река
  11. Связь

Главная мысль стихотворения «Тихая моя Родина»
Малая родина, место, где человек вырос, навсегда остается в его памяти.

Чему учит стихотворение «Тихая моя Родина»
Стихотворение учит любить Родину, учит любить родной край, свой дом. Учит любить природу, любить людей, любить все, что тебя окружает. Учит никогда не забывать о своих родных краях, и стараться навещать их как можно чаще.

Отзыв на стихотворение «Тихая моя Родина»
Мне очень нравится это печальное, а местами даже пронзительное стихотворение. В нем слышится крик человека, остро переживающего разлуку с родиной. И это несмотря на то, что автор специально сделал стихотворение «тихим», но настоящие чувства невозможно скрыть словами. Они идут из самого сердца.

Анализ стихотворения «Тихая моя Родина»
Стихотворение написано Николаем Рубцовым в 1964 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения — грусть по малой родине.
Стихотворение написано от первого лица и его герой-автор возвращается на малую родину спустя значительное время. Он видит многочисленные изменения в жизни селян, многое его отпугивает, например вырытый канал, который погубил прекрасные места, где можно было плавать и ловить рыбу. Но остальное осталось почти без изменений. Все те же церковь, школа, простор.
Стихотворение грустное, что соответствует настроению поэта. Ему тяжело дается разлука с родным карем, он всем сердцем стремится туда, где вырос, где похоронена его мать. И связь поэта с этими местами необычайно крепкая.
Стихотворный размер дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Тихая моя Родина»
Эпитеты: тихая родина, детские годы, яркой травою, зеленый простор, ворона веселая, школа деревянная, речка туманная, жгучая, смертная связь.
Метафоры: гром, готовый упасть
Сравнения: словно ворона
Олицетворения: речка будет бежать.
Гипербола: самая жгучая, самая смертная.

Читайте также:  Радость что это такое эмоция

Пословицы к стихотворению «Тихая моя Родина»
Родной край — на сердце рай.
Своя земля и в ладошке мила.
На родной стороне даже дым сладок.
В родном краю, как в раю.
Добро помни, зло забывай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Тихая моя Родина»
Тихая Родина — это ивы, соловьи и река. Там похоронена мать поэта.
Поэт ищет погост, и жители указывают ему на другой берег. Все вокруг тихо, а купол церкви зарос травой.
Многое изменилось. Появился канал между изгибами реки, и места, где поэт купался стали болотом. Перед школой появился новый забор.
А когда поэт будет уезжать, речка долго будет бежать за ним вслед. И автор ощущает связь с каждой избой, тучей, громом.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Тихая моя Родина»

Читать стихотворение «Тихая моя Родина»
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

—Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Источник

Николай Рубцов — Тихая моя родина: Стих

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова

Произведение Николая Рубцова «Тихая моя родина» поражает читателя простотой и вызывает щемящую грусть. Будто бы незамысловатое стихотворение оказывается способным затронуть душу каждого человека.

История создания

Лирическое произведение было создано в 1964 году после поездки поэта в город Няндома (Архангельская область). Именно там прошло его раннее детство. Рубцов посвятил своё творение писателю В. Белову, который трепетно относился к отчим местам и посвятил им множество произведений. Недаром его называют основоположником «деревенской прозы».

Жанр, тема и идея

По жанру произведение относится к пейзажной лирике. Тема его — изображение мест, где прошло детство героя и где похоронена его мать. Идея — показать глубину тихой печали от встречи с изменившимися родными местами.

Образы стихотворения

В «Тихой моей родине» можно отметить два основных образа:

  • образ лирического героя, вернувшегося в родные места, с которыми он чувствует «самую смертную связь»;
  • образ тихой родины, которая чуть-чуть изменилась («вырыли люди канал», «новый забор перед школою», зарос купол церкви), но осталась всё такой же дорогой сердцу героя.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми четверостиший. В первых шести строфах описывается родина, в последних двух строфах поэт размышляет о неразрывной связи «с каждой избою и тучею».

Ритмический строй

Произведение написано трёхстопным дактилем при помощи перекрёстной рифмовки. Данный факт обеспечивает плавность чтения и лёгкость восприятия этого стихотворения.

Художественные средства

Для передачи настроения героя и для описания его малой родины Рубцов использует синтаксические и лексические средства языка:

  • риторическое обращение: «Тихая моя родина!»;
  • эпитеты: «тихая», «тихо ответили», «зелёный простор»;
  • градацию: «самую жгучую, самую смертную»;
  • ряды однородных членов: «Ивы, река, соловьи…», «самую жгучую, // Самую смертную связь»;
  • олицетворение: «Речка … Будет бежать и бежать»;
  • восклицательные предложения и многоточия: «Ивы, река, соловьи…», «Школа моя деревянная. »;
  • лексический повтор: однокоренные слова к слову «тихий» повторяются 5 раз;
  • инверсию: «Вырыли люди канал», «Купол церковной обители // Яркой травою зарос»;
  • сравнение: «Словно ворона весёлая».

Таким образом, стихотворение Рубцова передаёт ощущения лирического героя, который вернулся туда, где он вырос. Хотя многое уже изменилось, он всё-таки чувствует связь с этими дорогими сердцу местами.

Читайте также:  Когда чувствуешь что заболеваешь какие таблетки лучше выпить

Источник

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина» (7 класс)

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения.

— Стихотворение называется «Тихая моя Родина», потому что лирический герой рассказывает о чувствах, которые вызывает у него то место, где он родился и где прошли его детские годы.

2. Назовите систему художественных образов стихотворения.

— Художественные образы стихотворения: лирический герой (от его лица ведется рассказ), местные жители, а также предметы внешнего мира: ивы, река, соловьи, погост, обоз, церковный купол.

3. Что лирическому герою особенно дорого?

— Лирическому герою дорого всё, что связано с родной землей: « С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь».

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части?

— В стихотворении можно выделить три части:

1). Введение (строфа № 1): автор намечает тему лирического повествования («малая родина»).

2). Основная часть (строфы №№ 2 – 6): встреча лирического героя с родной землей после долгой разлуки.

3). Заключение (строфа № 7): автор подчеркивает свою любовь к малой Родине, свою неразрывную, «кровную» связь с ней.

5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя.

— Лирический герой испытывает тихую грусть, любовь к родным местам. Если первые строчки наполнены тихой, светлой радостью от встречи с родными местами, то в конце фраза приобретает особую твердость, чтобы подчеркнуть силу любви к своей родине.

6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине?

— О том, что герой долго не был на своей малой родине, свидетельствует то, что он без посторонней помощи не может отыскать погост (кладбище), произошедшие в селе изменения сильно врезаются в его сознание: купол церкви зарос яркой травой, речка заросла тиной, перед школой – новый забор. Село изменилось, но в сознании героя сохранились картины прошлой жизни («Тихая моя Родина, / Я ничего не забыл»), лирического героя по-прежнему тянет к родным местам, вновь хочется окунуться в мир детства.

7. Каким размером написано стихотворение?

— Стихотворение написано дактилем.

8. Определите тип рифмовки.

Тип рифмовки – перекрестная (рифмуются строки №№ 1 и 3, 2 и 4).

9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение).

Эпитеты: «тихая» родина, «детские» годы, «церковная» обитель (метафорический эпитет); «яркая» трава; «зеленый» простор; ворона «веселая», речка «туманная», «жгучая, смертная» связь с родиной.

Олицетворение: речка за мною туманная // Будет бежать и бежать (этим олицетворением показана значительная протяженность речки – видимо неширокой, с быстрым течением).

10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная?

— Река – как жизнь. Неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – легкая или тяжелая.

11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам?

— «Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь». Это эпитеты.

12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)?

— Своим стихотворением автор хотел сказать, что нет для человека ничего дороже, чем его Родина, его малая Родина, независимо то того, сколько лет прошло с того момента, когда человек уехал с нее.

13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Читайте также:  Как отличить людей по темпераменту

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью