- Шкала Цунга для самооценки степени депрессии
- Наталья Михайлова
- 16 комментариев
- Оцените тяжесть депрессии
- Оцените тяжесть депрессии
- В помощь педагогу-психологу
- Занятие для специалистов с элементами тренинга «У нас все под контролем»
- Педагог-психолог: Какие мы с вами молодцы. Я хочу с вами провести последнее упражнение, которое позволит нам с вами понять и почувствовать эмоции.
- МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Шкала Цунга для самооценки степени депрессии
Обновлено 7 декабря 2019
Шкала Цунга для самооценки депрессии (Zung Self-Rating Depression Scale) — тест для самооценки депрессии, разработанный в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом. Этот инструмент самооценки психического состояния подтвердил свою эффективность для предварительной диагностики и скрининга депрессивного расстройства.
Шкала Цунга для самооценки депрессии переведена на многие языки, адаптирована и валидизирована в различных культурах. В России тест адаптирован Т. Н. Балашовой в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева. Тест позволяет оценить уровень депрессии пациентов и определить степень депрессивного расстройства. Опубликовано в открытых источниках.
❗️Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующий ответ в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Наталья Михайлова
Психолог, специализация — когнитивно-поведенческая психотерапия
16 комментариев
52 баллов, лёгкая депрессия….
Результаты: 42 балла, » вероятно, депрессии нет». А жаль
Я даже не знаю как написать что бы хоть кто то услышал, до кричаться уже скорее всего
Я просто не знаю, не могу как раньше выразить свои мысли что бы не выглядеть такой тупой, очень сильно вообщем деградирую, нет не то слово, просто какой то ступор, блок что ли эмоциональный, как будто застряла и забыться на столько хочу, но не хочу в том то и проблема…
В общем у меня наверное не депрессия, хотя это единственный диагноз описывает мое состояние, которого раньше не было, год назад все это началось и просто уже не знаю что делать и что со мной происходит, типо все, конец?! Без помощи я разве сама не смогу выйти с этого апатично-депрессивного-слабоумного состояния?
Добрый день, Анжела, я не знаю, можете ли вы выйти из этого состояния самостоятельно или нет. Некоторые заболевания проходят сами собой, а для выздоровления от других заболеваний требуется помощь других людей.
Набрала 77 балов. Я очень боюсь обратиться за помощью. Я уже в подавленном состоянии уже почти два года и стоёт ещё хуже. У меня было три суицидальных попыток(утопиться) вечно кто то мешал, режусь каждый день. Руки, ноги, живот, неважно мне что я режу, главное порезать. Раньше резалась стеклом, сейчас начала канцелярским ножом резаться. Я практически не сплю. Ночью вообще не засыпаю, только днём сплю или вообще не сплю. Я ненавижу себя. Мне отвратительна моя внешность. У меня нет аппетита, если я ем то потом я просто выблювываю еду которую я ела. Постоянные мысли о самоубийстве, которые буквально сводят меня с ума. Раз 5-6 в месяц у меня случаются сонные параличи. Галлюцинации частые. Самое странное, то что я могу лежать и залипать в телефоне. И видеть себя со стороны. Ещё часто испытываю чувство удушья. Иногда могу смотреть в одну точку часами и слышать голоса, но это не так часто. В возрасте от 6 лет до 10 лет примерно так, мне били ремнём или шнуром.В 10 лет у меня умер мне близкий человек и после этого у меня началось такое состояние. Мне 11, но вы подумаете то что я маленькая и у меня не может быть такого состояния.Но в своём столь юном возрасте я уже получила достаточно моральных травм. Я побывала в приюте, видела смерть близкого мне человека, били родители, было 2 отчима, мама променяла меня на мужа,стою на учёте 3 или 4 раз(честно не помню). Я не знаю что мне делать, помогите пожалуйста.
Арина , я не психолог и не психиатр . Я обычная взрослая(45лет) тётка , которая сама была в «жопе» . Лечилась от тяжелой депрессии ,теряла дорогих мне людей …, я не хочу вспоминать прошлое и всё перечислять . Главное всё-таки смогла пережить невзгоды . Хочу от Души поделиться одним из рецептов :
Когда знаешь что никто тебя не любит и никому не нужна , вспомни себя малышкой которой была в 2,3,4 ,5 лет . Обними себя сама , словно обнимаешь ту маленькую девочку которую обижали и не любили . Поддержи её-себя , поговори с ней , она скажет важные слова , поиграй или порисуй с ней . И люби её сильно , так сильно и бережно , как эта маленькая девочка нуждается !
Источник
Оцените тяжесть депрессии
Представленный тест разработан на базе «Госпитальной Шкалы Тревоги и Депрессии» для выявления и оценки тяжести тревожного расстройства, депрессии. Даный тест обычно используется как скрининг-тест, тогда как для более детального изучения выявленных нарушений рекомендуется обследование у психотерапевта или психиатра.
Результаты теста — примерные, ориентировочные. Опытный врач может как подтвердить их, так и опровергнуть. Если Вас беспокоит Ваше психическое состояние, не откладывайте визит к психотерапевту или психиатру.
№ | Вопрос | Ваш ответ |
---|---|---|
1. | То, что приносило мне большое удовольствие и сейчас вызывает у меня такое же чувство. | Определенно это так Наверное, это так Лишь в очень малой степени это так Это совсем не так |
2. | Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное. | Определенно это так Наверное, это так Лишь в очень малой степени это так Это совсем не так |
3. | Я испытываю бодрость. | Совсем не испытываю Очень редко Иногда Все время |
4. | Мне кажется, что я все стал делать очень медленно. | Практически все время Часто Иногда Очень часто |
5. | Я не слежу за своей внешностью. | Это так Я не уделяю этому столько, сколько нужно Может быть, я стал меньше уделять этому внимания Я слежу за собой так же, как и раньше |
6. | Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения. | Точно так же, ка и обычно Да, но не в той степени, как раньше Значительно меньше, чем обычно Совсем так не считаю |
7. | Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы. | Часто Иногда Редко Очень редко |
Вы набрали балл.:
Это норма! Вы не страдаете от депрессии.
Вы набрали балл.:
Так называемое пограничное состояние. Рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту, т.к. в случае игнорирования первых симптомов, ваше состояние может ухудшиться, что может привести к снижению уверенности в себе, апатии, внутреннему напряжению и снижению качества жизни.
Вы набрали балл.:
Серьезный повод обратиться к психотерапевту т.к. Ваша болезнь не пройдет сама собой, а будет лишь прогрессировать. Невылеченная депрессия может привести к мыслям о суициде. Психотерапевт может полностью снять или существенно облегчить состояние более чем у 80% пациентов. Лечение улучшит психическое состояние, физическое здоровье, течение других хронических заболеваний, устраняя болевые ощущения, общую слабость, бессонницу и другие симптомы.
Источник
Оцените тяжесть депрессии
Представленный тест разработан на базе «Госпитальной Шкалы Тревоги и Депрессии» для выявления и оценки тяжести тревожного расстройства, депрессии. Даный тест обычно используется как скрининг-тест, тогда как для более детального изучения выявленных нарушений рекомендуется обследование у психотерапевта или психиатра.
Результаты теста — примерные, ориентировочные. Опытный врач может как подтвердить их, так и опровергнуть. Если Вас беспокоит Ваше психическое состояние, не откладывайте визит к психотерапевту или психиатру.
№ | Вопрос | Ваш ответ |
---|---|---|
1. | То, что приносило мне большое удовольствие и сейчас вызывает у меня такое же чувство. | Определенно это так Наверное, это так Лишь в очень малой степени это так Это совсем не так |
2. | Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное. | Определенно это так Наверное, это так Лишь в очень малой степени это так Это совсем не так |
3. | Я испытываю бодрость. | Совсем не испытываю Очень редко Иногда Все время |
4. | Мне кажется, что я все стал делать очень медленно. | Практически все время Часто Иногда Очень часто |
5. | Я не слежу за своей внешностью. | Это так Я не уделяю этому столько, сколько нужно Может быть, я стал меньше уделять этому внимания Я слежу за собой так же, как и раньше |
6. | Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения. | Точно так же, ка и обычно Да, но не в той степени, как раньше Значительно меньше, чем обычно Совсем так не считаю |
7. | Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы. | Часто Иногда Редко Очень редко |
Вы набрали балл.:
Это норма! Вы не страдаете от депрессии.
Вы набрали балл.:
Так называемое пограничное состояние. Рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту, т.к. в случае игнорирования первых симптомов, ваше состояние может ухудшиться, что может привести к снижению уверенности в себе, апатии, внутреннему напряжению и снижению качества жизни.
Вы набрали балл.:
Серьезный повод обратиться к психотерапевту т.к. Ваша болезнь не пройдет сама собой, а будет лишь прогрессировать. Невылеченная депрессия может привести к мыслям о суициде. Психотерапевт может полностью снять или существенно облегчить состояние более чем у 80% пациентов. Лечение улучшит психическое состояние, физическое здоровье, течение других хронических заболеваний, устраняя болевые ощущения, общую слабость, бессонницу и другие симптомы.
Источник
В помощь педагогу-психологу
Методический инструментарий по выявлению суицидального поведения у несовершеннолетних
1.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова). Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, стресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Тест состоит из 15 вопросов. Возраст тестирования 10-15 лет. Диагностические материалы теста не могут заменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья». Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. С его помощью можно охватить большое число учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Опросник состоит из 26 утверждений. Возраст – подростковый.
3. Методика самооценки школьных ситуаций,разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша (1973). Методика предназначена для диагностики тревожности. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Данная шкала выявляет такие виды тревожности, как школьная, самооценочная, межличностная. Методика состоит из 14 ситуаций, каждую из которых надо оценить по бальной шкале. Возраст – от 7 класса и старше.
4.Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера (State—TraitAnxietyInventory — STAI). Шкала является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Методика состоит из двух частей по 20 вопросов. Возраст – начиная со школьного возраста.
5. Шкала тревожности Р. Сирса. Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог. Состоит из 14 вопросов.
6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров). Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Методика состоит из 44 вопросов. Возраст – подростковый.
7. Шкала безнадежности (депрессии) А.Бека (англ. BeckHopelessnessInventory, сокр. BHI). Шкала является одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Шкала была разработана А. Беком и группой его сотрудников в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. Состоит из 20 утверждений. Возраст – подростковый и взрослый.
8.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва). Рисуночная методика оценки суицидального риска. Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.
9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин). Предлагаемая методика может помочь педагогам-психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальные работники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в предсуицидальном состоянии. Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.
10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой). Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование. По сравнению с другими одношкальными методиками так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросники тревожности, нейротизма и др.), в этом опроснике имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Состоит из 29 утверждений. Возраст – 8-11 класс.
11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. Состоит из 85 некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций. Возраст – 5-11 класс.
12. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан). Методика направлена на исследование базисных копинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Состоит из 33 утверждений. Возраст – подростковый и выше.
13. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко). Разработан на основе концепции психологии отношений в отделении подростковой психиатрии НИИ им. В.М. Бехтерева. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. Также опросник используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.
14. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга). Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Материал теста состоит из серии рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Состоит из 24 рисунков. Возраст – детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
15. Опросник агрессивности (Buss—DurkeyInventory), разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник состоит из 75 утверждений. Методика предназначена для обследования испытуемых в возрасте от 14 лет и старше.
16. Метод цветовых выборов, адаптированный Л.Н.Собчик. Представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой
глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а также позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств. Состоит из 8 цветовых таблиц. Возраст – младший школьник и выше.
17. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина. Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели. Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки. Состоит из 56 незаконченных предложений, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Возраст – подростковый.
18. Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой. Опросник, состоящий из20 утверждений, разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях. Методика поможет определить степень депрессии у ребенка и предупредить риск появления у него суицидального поведения. Полное тестирование с обработкой занимает 20–30минут.
Учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь
- «Профилактика юношеского суицида»: / Г.А. Бутрим [и др.]. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 400 с. представлен материал по теоретико-прикладным аспектам современной суицидологии. Раскрывается эволюция взглядов на проблему суицида, дается анализ современных подходов к ее решению, предлагается модель организации профилактики суицидального поведения в учреждениях образования.
Чрезвычайно важно, чтобы в каждом учреждении образования реализовывались учебные программы факультативных занятий. В настоящее время разработаны следующие учебные программы:
- Правила в моей жизни. Учебная программа факультативных занятий для 2-4-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by).
Программа направлена на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.
- Учимся жить в мире и согласии. Учебная программа факультативных занятий для 5-8-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнаевыхаванне» № 3, 2011 г., размещена на сайте:www.adu.by).
Программа способствует эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.
- Будущее – это мы. Учебная программа факультативных занятий для 3 (4) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковаенавучанне» № 10, 2010 г., размещена на сайте:www.adu.by).
Программа направлена на воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость.
- Подготовка учащихся к семейной жизни. Учебная программа факультативных занятий для X (XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Аладьин А.А., Смагина Л.И., Чернявская А.С., Елисеева Т.П. (размещена на сайте:www.adu.by).
Программа направлена на формирование у обучающихся культуры семейных отношений, подготовку к вступлению в брак и осознанному родительству.
- Основы современного этикета. Учебная программа факультативных занятий для IX(X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Савицкая Ю.В., Савицкая А.В., Рогалевич Н.Н. (размещена на сайте:www.adu.by).
Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о современном этикете. Реализация данной программы будет содействовать формированию личностной зрелости старшеклассников, развитию ответственности за свои мысли и действия, гармонизации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Мы – сами. Учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для V-VIII классов учреждений общего среднего образования. Авторы ‒ДаниловаЕ.Л., КасьянО.А., КирпиченкоА.А., КрутовцоваН.А., Мартынова Е.В., Слепцова Л.Ю., ЯкушкинН.В. (размещена на сайте:www.adu.by).
Программа направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, на освоение навыков и форм отказа от употребления алкоголя, других психоактивных веществ. Освоение программы будет способствовать формированию у учащихся навыков преодоления кризисных ситуаций, а также развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием.
- Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного». Учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Автор Минова М.Е. (размещена на сайте:www.adu.by).
Программа направлена на содействие усвоению участниками образовательного процесса содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения; создание условий для освоения волонтерами
современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками.
- Учебно-методический комплекс для проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в I-IV классах учреждений общего среднего образования:
Основы православной культуры. Учебная программа факультативных занятий для I-IV классов учреждений общего среднего образования. Авторы А.В. Бройко, Г.А. Лаврецкий, Т.О. Николаева, А.М. Суханова, В.И. Писаренко, Л.В. Финькевич, В.В. Чечет /под ред. А.В. Бройко, И.М. Стремок.
Занятие для специалистов с элементами тренинга «У нас все под контролем»
Как помочь агрессивному ребёнку?
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда, в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.
Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.
Их поведенческие репертуар довольно скуден и, если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:
1. Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
В основном это работа психолога в ходе индивидуальной психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.
Работа с гневом
Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.
Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Можно позволить ребенку подписать рисунок так, как он хочет. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В. Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.
Как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань, привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.
Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).
Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты . морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты, (имя), солнышко!”
Также помочь детям доступным способом выразить гнев может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего гнева.
Однако далеко не всегда дети ограничиваются словесной реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией, перенацеливать их на безобидные физические действия.
Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой, можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
Программа разработана с учетом индивидуально-психических свойств личности, предназначена для психологов и педагогов.
Цель программы: знакомство с понятиями агрессии, формами агрессивных реакций и способами преодоления агрессии в разных жизненных ситуациях.
Задачи программы:
- Формирование представления об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий.
- Обучить конструктивным способам разрешения конфликта.
- Научить элементарным способам саморегуляции.
- Научить способам разрядки агрессии.
Методы работы:
2. Упражнения, направленные на устранения агрессивных реакций.
Организация:
Количество участников от 8 до 10 человек (четное количество).
Возраст членов группы от 12 до 14 лет.
Желательна группа смешанного состава по полу.
Ход занятий.
Занятие №1
Знакомство с участниками, разбор определения агрессии, формы и виды агрессии.
Упражнение на знакомство «Презентации».
Цель: знакомство, снятие первичного напряжения.
Время: 15 минут.
Педагог-психолог: Здравствуйте! Прежде чем начать нашу с вами работу, давайте познакомимся. Для этого я вас попрошу поделиться по парам. Задача каждого из вас – представить вашу пару. Для этого для каждой пары будут предоставлены вопросы, на которые надо ответить и время 6 минут (3 минуты на каждого). После того, как каждый из вас получит информацию о своей паре, вы должны будете представить его перед всей группой.
Вопросы для каждой пары:
- Имя, фамилия.
- Возраст.
- Кем ты хочешь стать?
- Какое у тебя хобби?
- О чем ты мечтаешь?
- Что тебе нравится в себе?
- Какое твое любимое занятие?
По истечении времени все участники возвращаются в круг. Партнер из пары должен презентовать для группы своего партнера.
Важно наблюдать, как ребята друг друга представляют, какое настроение и эмоции у каждого из члена группы.
Беседа «Что такое агрессия? Причины агрессии»
Педагог-психолог: Прежде чем мы приступим к нашей беседе, я хочу предложить вам поиграть в игру «Ассоциации». Ребята, кто знает, что такое ассоциация?
Педагог-психолог: Верно, это первое слово, которое приходит к нам в голову. Итак, давайте поиграем в игру «Ассоциации».
Игра «Ассоциации».
Цель: начать беседу.
Инструкция: первый человек начинает, произносит слово, следующий не задумываясь продолжает ассоциацию первого участника, третий участник отвечает на ассоциацию второго участника и т.д.
В контексте тренинга на тему «Агрессия» педагог-психолог начинает со слова «агрессия» и слушает, как ребята продолжают данное слово в своих ассоциациях. Допускается два круга таких ассоциаций. После проведения – обсуждение.
Обсуждение «Что такое агрессия?»
Педагог-психолог: Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». С точки зрения психологии, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, акты враждебности, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. Каковы же причины агрессии?
Агрессия, как вы понимаете, не возникает на пустом месте.
- Агрессия может быть ответом на издевательства, насмешки и оскорбления.
- Проявлением соперничества среди своих ровесников.
- Психологических трудностей у человека.
Давайте с вами разберем несколько случаев и подумаем вместе: это агрессивное поведение или нет.
Примеры ситуаций для обсуждения:
- В классе появился мальчик, который носит очки. Одноклассникам показалось это смешным, они начали придумывать обидные прозвища, хихикать, когда мальчик заходит в класс, а на перемене часто играть в игру «кто толкнет сильнее, чтобы очки упали с лица». Это агрессия или просто игра?
- В 9 классе появилась новенькая девочка Наташа. Большая часть класса решила показать ей, что здесь «она лишняя». Ребята начали демонстративно игнорировать попытки Наташи заговорить с кем-либо. Спустя время начали коверкать ее фамилию и придумывать неприятные клички для девочки, обращаясь к ней только таким, исковерканным образом. Классному руководителю надоела эта ситуация и она обратилась к коллеге за советом. Что мы можем посоветовать учителю?
Занятие № 2.
Практические упражнения по теме агрессии и злобы.
Педагог-психолог: Давайте с вами немного порисуем. Почему мы начинаем злиться? У каждого из нас бывают свои обиды, плохое настроение, грустные периоды в жизни. Давайте нарисуем свою злость.
Упражнение «Рисунок злости»
Цель: профилактика агрессивного настроения, коррекция негативных чувств и эмоций.
Инструкция: Подросток должен ответить на такие вопросы как:
1 – где прячется эта злость в теле?
2 – какого цвета эта злость?
3 – какого размера злость?
4 – какой она температуры?
После ответа на эти вопросы подросток должен сделать глубокий вдох и резко, не задумываясь, нарисовать рисунок своей злости.
Дальше необходимо работать с образом, который лежит перед сказами у подростка. Для прорабатывания образа можно задавать следующие вопросы:
1 – Как долго эта злость сидит внутри?
2 – В какие моменты злость просыпается?
3 – Для чего она в твоей жизни?
4 – Как от нее избавиться?
После ответов на вопросы рисунок можно уничтожить: порвать, закопать, разрезать на мелкие кусочки.
Педагог-психолог: Давайте с вами изучим упражнения для саморегуляции. Саморегуляция – это самовосстановление после сложные внешних воздействий на наше внутреннее состояние.
Упражнение «Дышим правильно»
Цель: восстановление эмоционального состояния.
Инструкция: Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
- На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).
- На следующие четыре счета задержите дыхание.
- Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.
- Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Педагог-психолог: Какие мы с вами молодцы. Я хочу с вами провести последнее упражнение, которое позволит нам с вами понять и почувствовать эмоции.
Упражнение «Добрый, злой, плохой»
Цель: помочь подросткам понять, что такое эмоция, как ее выразить и контролировать.
Инструкция: участники сидят по кругу, педагог-психолог указывает, какую эмоцию нужно изобразить.
Давайте закроем глаза и подумаем о том, что мы делаем что-то очень приятное: читаем книгу или играем в любимую игру. Покажите на лице вашу эмоцию во время этого процесса.
Представьте, что вы готовились всю ночь к контрольной, а пришли на занятие и поняли, что ничего не понимайте. Покажите, что вы чувствуете в этот момент.
А теперь представьте, что вы пришли домой, а тут вся квартира в гостях, которые пришли с огромными подарками без повода. Покажите, что вы будете испытывать.
Хорошо, а что вы будете чувствовать, когда большая машина проедет мимо вас и лужа обольет вашу новую одежду?
Представьте, что над вами очень обидно пошутил друг, как вы отреагируете?
Давайте представим: скоро лето, у вас появится три месяца свободного времени, на улице будет тепло, вы сможете больше времени уделять для своих занятий и хобби. Покажите, что вы испытываете?
Вопросы для обсуждения:
1 – Какую эмоцию было выразить легче, а какую сложнее?
2 – Насколько сложно было переключатся с негативной эмоции на позитивную?
3 – Какая эмоция вызвала больше всего чувств?
4 – Вы почувствовали, что можете контролировать переключение эмоции?
Рефлексия
Педагог-психолог: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Мы с вами за два занятия познакомились с агрессией, причинами агрессии, научились саморегуляции. Давайте каждый из нас в этом круге поделится позитивными эмоциями, подчеркнет из наших занятий прекрасный опыт, который пригодится каждому из вас в жизни. Давайте каждый из вас улыбнется друг другу и пожелает большой удачи.
МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте применяется большое количество способов и методов
Одним из таких методов является арттерапия. Коррекционные возможности данного метода связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Создаваемые младшими школьниками продукты, объективируют их аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, сверстниками и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку младшего школьника и степень его самопринятия и самоценности. К тому же арттерапия (рисование, лепка и т.д.) способствует расслаблению, снятию напряженности у детей.
Куклотерапия , как частный метод арттерапии, используемый как в практике коррекционной работы с младшими школьниками. Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия младшего школьника и психолога. Любимая игрушка «участвует» в спектакле, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими реакциями и снятием нервно-психического напряжения.
Сказкотерапия также является способом коррекции тревожности, использующим сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Можно выделить следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекции тревожности у младших школьников, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Также можно выделить следующие возможности работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов сказки. Основные приемы работы со сказкой: анализ сказок с целью осознания и интерпретации того, что стоит за каждой сказочной ситуацией; рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как способности к децентрированию, развитие фантазии; переписывание сказок помогает, освободится от внутреннего напряжения; постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок обычно по каким-то причинам не может себе позволить проявить; сочинение сказок помогают, так как описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха и тревоги. А во время прослушивания сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Проективное рисование как вспомогательный метод при коррекции страхов и тревожности у младших школьников, он помогает диагностировать и интерпретировать эмоциональные проблемы, работать с чувствами, которые дети не осознают по тем или иным причинам. Рисуя, школьники дают выход своим чувствам, желаниям, перестраивают свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Организуя рисуночные занятия, можно реализовать следующие функции: эмпатическое принятие ребенка, создание психологической атмосферы безопасности, эмоциональную поддержку, отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания младшего школьника, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Обычно тема рисования при коррекции тревожности охватывает: собственное прошлое и настоящее («ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»), будущее или абстрактные понятия («страх, тревога»), отношения в группе («что мне не нравится или кто мне не нравится»).
В проективном рисовании используются следующие методики: свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунок выполняется индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему. Обсуждение. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании рисования обсуждается участие каждого в группе, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками. Дополнительное образование: рисунок посылается по кругу один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя. При интерпретации рисунка особое внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры. Проективный рисунок способствует самопознанию и взаимопониманию. Детям, эмоционально «зажатым», фрустированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким младшим школьникам следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.
Метод «сочинения историй» ребенком и взрослым . Этот метод используется для того, чтобы помочь школьникам найти адекватные способы разрешения конфликтов и фрустирующих ситуаций, вызывающих нарушения их поведения дома и в школе. Метод помогает понять детям хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой страх и тревогу. При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рассказа, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, и психолог предлагает им альтернативные способы разрешения конфликта, более здоровые в социальном плане».
Музыкотерапия в качестве метода коррекции тревожности, страхов, эмоциональных отклонений. Возможно как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музыцирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Выделяются следующие направления коррекционного действия музыкотерапии: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, развитие у младших школьников навыков межличностного общения, регулирующее влияние на психовегетативные процессы. В качестве психологических приемов коррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают: катарсис – эмоциональную разрядку; облегчение осознания тревожных переживаний детьми; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок. При прослушивании музыки у младших школьников формируются положительные эмоции, а мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению.
Психогимнастика как самостоятельный метод коррекции тревожности. На занятиях, состоящих из ритмики, пантомимики, коллективных игр и танцев, имеется три фазы: снятие напряжения (достигается с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социометрическое значение: кого выбрать в напарники, с кем быть в одной команде); пантомимическая часть (члены группы изображают невербально свое поведение в случае, если в окно влезает вор, при боязни наступить в лужу и т.д.); заключительная фаза закрепляет чувство принадлежности к группе, в ней используются различного рода коллективные игры и танцы.
В программу коррекции тревожности также можно включить упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники. Метод нервномышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Среди дыхательных техник используется глубокое дыхание, ритмичное дыхание, ритмичное дыхание с задержкой.
Таким образом, можно выделить следующие методы и способы для коррекции тревожности в младшем школьном возрасте: психогимнастика, музыкотерапия, арттерапия, куклотерапия, проективное рисование, «сочинение историй», метод реципрокного торможения, метод активной нервно-мышечной релаксации. Каждый метод представляет собой набор техник, направленных на: повышение самооценки ребенка, внушение веры в свои способности, обучение ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку; умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство .
Источник