Тесты диагностика эмоциональных состояний

Диагностика эмоционального состояния. Цветовой тест Люшера
тест по психологии на тему

Цветовой тест Люшера с расшифровкой результатов.

Скачать:

Вложение Размер
tsvetovoy_test_lyushera.docx 65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика эмоционального состояния школьников

Цветовой тест М. Люшера

Области применения. Данная методика может быть использована:

  1. при исследовании уровня комфортности ребенка дома, в школе;
  2. при выявлении эмоциональных установок дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению;
  3. при диагностике ситуации в семье;
  4. для выявления отношений ребенка к школе в период адаптации;
  5. для выявления лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Данный тест состоит из стимульного материала ( восьми цветовых карточек ) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, числовых показателей и их расчета, обработки, интерпретации результатов и приложений (1-8). Интерпретационные таблицы позволяют максимально упростить обработку результатов тестирования.

Время проведения – 5-8 минут.

Цветовой тест Люшера может использоваться в индивидуальной форме. Наряду с индивидуальным обследованием допускается групповое.

Методические рекомендации. Процедура проведения теста: экспериментатор перемешивает цветные карточки и выкладывает их цветовой поверхностью наверх перед испытуемым, после чего просит выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится, т. е. выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.

Через 2-3 минуты экспериментатор повторяет исследование : опять раскладывает карточки цветовой стороной кверху и предлагает испытуемому снова выбрать предпочитаемые цвета, объясняя, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе или сознательно его менять..

Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируется. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным . Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка.

Стимульный материал к тесту состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной от 28 мм до 50 мм. В диагностике детей обычно используют неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера):

  1. синий
  2. зеленый явно предпочитаемые цвета
  3. красный предпочитаемые цвета
  4. желтый
  5. фиолетовый нейтральные цвета
  6. коричневый
  7. черный негативные цвета

Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.

Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемому всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.

Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, зеленый — упорство, настойчивость и т.д.

Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом функциональную значимость имеет позиция , занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две позиции ряда определяют цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавляемые потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди д ополнительных — со сферой бессознательного.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние , второй — действительное . В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования и выбрать систему оценки, сравнив результаты желаемого и действительного состояния ребенка.

1. Оценка результатов эмоционального состояния.

4 балла — в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние .

3 балла — допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.

2 балла — смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый — на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное — требуется помощь психолога, педагога.

1 балл — черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии , требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Приложение 2.Таблица протокола исследования эмоционального состояния ребенка. Цветовой тест Люшера.

Порядок предъявления карточек

Порядковый номер цвета по Вальнеффору

(индикатор психологического благополучия )

Интерпретация позиций. Баллы оценки эмоционального состояния

Заключение педагога-психолога об эмоциональном состоянии ребенка

В начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый — в конце ряда

Красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда

Смещение черного в середину ряда. Синий, желтый, фиолетовый — на последних позициях

Черный и серый в начале ряда. Ребенок отказывается от выполнения задания

Порядковый номер выбранного цвета (выбранные позиции ряда)

Источник

Тесты диагностика эмоциональных состояний

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Традиционными методами изучения эмоциональных состояний школьников являются наблюдение, опросник, анкетирование.

Статья:

Диагностика эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью требует подбора специальных валидных методов и методик, соблюдения определённых требований, учёта индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. В литературе описано большое количество методик различного содержания и оформления, направленных на выявление тех или иных сторон эмоционального состояния детей дошкольного и школьного возраста. Среди психологов, занимающихся диагностикой эмоциональных состояний, следует отметить С. В. Велиеву [2001], О. А. Орехову [2002], А. О. Прохорова [1991, 2003], А. Б. Хромова [2005] и др. Для диагностики эмоциональных состояний детей как дошкольного, так и школьного возраста психологи используют различные авторские методики, разработанные на основе известных тестов, широко распространённых в психологической практике (тест Люшера, тематический апперцептивный тест и др.).

Традиционными методами изучения эмоциональных состояний школьников являются наблюдение, опросник, анкетирование. Для детей дошкольного и младшего возраста применяются игровые и цветовые методы диагностики. Процедура обследования вызывает интерес у испытуемого, предоставляет возможность для его естественного поведения и проявления эмоциональных состояний, осуществления самостоятельного выбора игровых действий. В библиографических источниках, к сожалению, не было обнаружено специальных методик, предназначенных для изучения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью. Для диагностики эмоциональных состояний школьников указанной категории с учётом их психолого-педагогических особенностей наиболее приемлемыми являются методики, разработанные для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они не требуют от испытуемого анализа и осознания собственных эмоциональных состояний, высокого уровня развития речи, сформированности навыков письма.

Диагностика эмоциональных состояний возможна на трёх уровнях: адаптивно-мобилизирующем (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне), поведенческо-экспрессивном (отслеживаются внешние выражения состояний в мимике, поведении, голосе) и субъективно-оценочном (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа). Эмоциональное состояние имеет внешнюю сторону выражения (вербальные и невербальные знаки), внутренний план содержания (понимание и осознание человеком своего состояния) и физиологическую основу (изменение состояния организма). В соответствии с этим диагностику эмоциональных состояний можно поводить в трёх направлениях:

1) Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.

2) Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.

3) Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Методики диагностики позитивных и негативных эмоциональных состояний детей младшего возраста, в основном, связаны с применением картинок, игровой, продуктивной, изобразительной деятельности, пиктограмм, сказок. Полные и достоверные сведения о специфике эмоциональных состояний детей того или иного возраста получаются путём применения целого ряда методик. Данные рисуночных проективных тестов следует рассматривать как вероятностные и использовать их совместно с данными других методов (наблюдения, экспертной оценки).

Наблюдение является классическим методом, используется в психологических исследованиях как дополнительный метод диагностики, что не снижает его ценности и значимости. Целенаправленное отслеживание специфики и изменений эмоциональных состояний школьников происходит в процессе различных видов деятельности. На основании наблюдения психолог-экспериментатор составляет различные шкалы, заносит результаты в карты оценки состояния. Наблюдение в психологических исследованиях часто используется совместно с методом экспертной оценки.

Так, Ю. Я. Киселев [Практические занятия . 1977] предлагает шкалу оценки внешних признаков эмоционального возбуждения. Шкала содержит признаки эмоционального состояния, сгруппированные по следующим разделам: поведение; мимика, пантомимика; движения; статические позы; речь; вегетативные сдвиги. В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Результаты наблюдения и шкалирования заносятся в протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения, предполагающий условную оценку внешних признаков эмоционального возбуждения и определение уровня эмоционального возбуждения (оптимальный, чрезмерный, недостаточный).

К. К. Платонов и Е. А. Зинченко [1980] разработали лист и таблицу экспертной оценки эмоциональных проявлений и выраженных состояний. Процедура исследования предполагает наблюдение за ребёнком в процессе деятельности и оценку его эмоционального состояния в баллах экспертной группой в составе 3-5 человек. Среди внешних эмоциональных показателей авторы выделяют рот, глаза, брови, окраска лица, движения рук, интонация и содержание высказываний, дыхание. Балл и качество эмоциональных проявлений позволяют определить сильные и слабые положительные и отрицательные эмоции, нейтральное эмоциональное состояние.

Зарубежные психологи разработали методику определения степени эмоционального реагирования ребёнка на ситуации [Г. Степанова 1998]. Они предлагают пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на различные социальные ситуации (конфликтные, лишения ребёнка чего-либо, приятные, удивительные и др.) по пятибалльной шкале. Данная методика позволяет выявить неблагоприятные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста, в которых проявляются отличительные признаки тревожного, импульсивного или агрессивного поведения.

Методика М. К. Бардышевской [2003] предназначена для оценки эмоциональных состояний и реакций детей, имеющих тяжёлые расстройства эмоциональной сферы (дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом депривации). Она базируется на комплексном структурированном многолетнем наблюдении. В основу методики положена концепция об уровневой организации эмоциональной сферы. Процедура исследования связана с отслеживанием и оценкой эмоциональных реакций ребёнка на различные по интенсивности и качеству стимулы природной и социальной среды. Школьники с умственной отсталостью имеют грубые расстройства эмоциональной сферы, часто интеллектуальный дефект сочетается с детским аутизмом, синдромом гиперактивности, аутистическими чертами личности.

С эмоциональной сферой человека тесно связаны цветовые ощущения: конкретному эмоциональному состоянию соответствуют определённые цветовые предпочтения. В цветовых ассоциациях выражаются существенные характеристики невербальных отношений ребёнка к людям, самому себе. Применение проективных рисуночных и цветовых методов при исследовании эмоциональных состояний детей младшего возраста удобно, так как дети зачастую не могут адекватно выразить своё эмоциональное состояние с помощью речи. Эти тесты позволяют получить сведения об эмоциональном отношении испытуемого к членам семьи и сверстникам, эмоциональных состояниях в различных видах деятельности.

Практический интерес для психологов и педагогов детского сада представляют методики изучения эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, разработанные С. В. Велиевой [2001].

Методика «Паровозик» (для детей от 2,5 лет) основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Испытуемому предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет знак и степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.

Эмоциональное отношение ребёнка к членам семьи, сверстникам, их отношение к ребёнку позволяет определить методика «Цветик-восьмицветик». Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белая. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы. Ребёнку предлагается выбрать лепесток, который больше всего ему нравится, затем выбрать лепесток, цвет которого похож на . например, маму (папу, брата, дедушку, бабушку). Фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как отмечает С. В. Велиева, лепестки, обозначающие значимых взрослых, ребёнок располагает около лепестка, который был выбран для него самого; лепесток, обозначающий неприятного человека — напротив или далеко от сердцевины. Результаты, полученные С. В. Велиевой в ходе обследования нормально развивающихся детей дошкольного возраста с помощью данной методики, показали, что за каждым цветовым тоном, независимо от возраста, в сознании дошкольника закреплены определенные личностные характеристики.

Методика «Часики» позволяет отследить эмоциональное состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после прогулки и т. д. Целью методики «Кинотеатр» является изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей. Методики, разработанные С. В. Велиевой, могут быть использованы для диагностики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью: они привлекают своей яркостью, необычностью, помогают психологу ввести испытуемого в игровую ситуацию.

Цветовые методики являются, на наш взгляд, наиболее приемлемыми для диагностики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью. Многие школьники затрудняются в распознавании пиктограмм и соотносят их с каким-либо цветом ситуативно. Для изучения эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью старшего возраста, способных к пониманию содержания коротких текстов и фраз, возможно применение таких методик, как: «Сказки Дюсса (Десперт)» — тест для исследования межличностных отношений между детьми в семье; тест «Сказка» для определения эмоциональных проявлений, сферы тревоги ребёнка; метод неоконченных предложений, описанный Р. В. Овчаровой, для выявления страхов детей в различных сферах общения и деятельности.

Широко распространено применение рисуночных тестов для диагностики эмоциональных состояний детей, эмоционального отношения ребёнка к сверстникам, определённым видам деятельности, родителям, педагогам. Это такие методики, как «Рисунок семьи» (проективная методика диагностики особенностей внутрисемейных отношений), графическая методика «Кактус» (цель: определение эмоциональных состояний ребёнка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность), методика «Обида» (для оценки степени выраженности состояния обиды у детей старшего школьного возраста). Данные методики также могут быть применены для изучения специфики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью старшего возраста, когда они уже овладели достаточным уровнем графических навыков, могут нарисовать и пояснить свой рисунок.

Следует отметить методы диагностики эмоциональных состояний детей старшего дошкольного, младшего школьного и школьного возраста, связанные с самооценкой детьми своих эмоций в данный момент. К таким методикам относится методика «Лесенка», где школьникам младших классов предлагается отметить своё место на эмоциональной лесенке (нарисовать себя). Ступени лесенки отражают степень выраженности: эмоционального состояния от ярко выраженного отрицательного состояния до ярко проявляющегося положительного. Методика Н. П. Фетискина «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» предназначена для экспресс-диагностики эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент [Психодиагностика . 2006]. Т. Д. Марцинковской [1998] описана методика «Маски», направленная на выявление эмоционального состояния ребёнка в коллективе сверстников. Методика самооценки эмоциональных состояний Н. П. Фетискина «Градусник» предназначена для выявления эмоциональных состояний в данный момент у школьников старшего возраста, может использоваться в процессе учебной и трудовой деятельности. Бланк методики представляет собой медицинский градусник, на котором имеется несколько шкал, соответствующих тому или иному эмоциональному состоянию. Школьникам необходимо отметить на какой-либо шкале градусника «температуру» имеющегося в данный момент эмоционального состояния [Психодиагностика . 2006].

Методика С. В. Велиевой «Эмоциональный дневник» позволяет исследовать эмоциональные состояния детей дошкольного возраста в течение длительного времени (более 1 месяца) [Диагностика . 2005]. Методика «Эмоциональный дневник» в упрощённом варианте может быть применима для диагностики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью. Она имеет большой психотерапевтический и познавательный эффект. Подготовительная и разъяснительная работа, сопровождающая заполнение школьниками эмоционального дневника, способствует формированию у них умения понимать и дифференцировать собственные эмоции и других людей.

Поскольку в проанализированной литературе не было найдено диагностического материала для исследования эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наше внимание привлекли методы диагностики эмоций, применяемые для диагностики состояний детей с нормальным развитием дошкольного и младшего школьного возраста. Основанием для использования диагностических методик, предназначенных для дошкольников, является положение Л. С. Выготского об общих законах развития нормального и аномального ребёнка.

Одним из видов диагностики, которая может быть применима для исследования эмоциональных состояний школьников данной категории, является проективный метод, предназначенный для изучения личности. Поскольку эмоциональная сфера — это один из компонентов в структуре личности, то использование проективных методик является обоснованным. В программу психологического исследования эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью может быть включена импрессивная цветовая методика.

Восприятие цвета — самое элементарное, школьники с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью к десяти годам различают основные цвета и часть оттенков, правильно воспринимают и называют их (в норме цветовосприятие формируется у ребёнка к 2,5 годам). Школьники указанной категории умеют пользоваться цветными карандашами (удерживают их в руке, раскрашивают формы и изображения, некоторые умеют самостоятельно рисовать). В возрасте 12 — 18 лет они способны дать элементарную оценку своим поступкам и действиям других людей, сказочных персонажей, используя обобщённые категории «хорошо — плохо», «добро — зло», «можно — нельзя», «веселый — грустный». Анализ современных исследований, цветовых и рисуночных методик диагностики эмоциональных состояний даёт право утверждать, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим тоном и насыщенностью.

В рамках психологического исследования может быть использована и методика О. А. Ореховой [2002], предназначенная для диагностики эмоций детей в возрасте от 6 до 11 лет. В основу методики положено представление о личности как о структурообразующей системе отношений. Социальные эмоции составляют субъективно ценностную систему, и могут быть представлены в виде нескольких блоков личностных отношений:

1. Блок базового комфорта и благополучия («счастье — горе»). Известно, что человек ощущает себя счастливым или несчастным в зависимости от того, насколько удовлетворяются его потребности. В этом блоке можно оценивать эмоциональные состояния школьников с умственной отсталостью в различных видах учебной деятельности. Рассмотреть степень удовлетворённости потребностей ребёнка в общении со сверстниками, эмоциональными отношениями в семье. Выявить эмоциональное отношение ребёнка к тому или иному учебному предмету, учителю, занятию, школе, коллективу сверстников.

2. Блок личностного роста («справедливость — обида»). Здесь отражается осознание человеком отношения окружающих к нему. Классный коллектив является для школьника с умственной отсталостью одной из наиболее значимой (возможно, самой значимой) социальной группой, в которой школьник усваивает нормы общения и поведения в среде равных. Эмоциональное состояние школьника в процессе учебной деятельности во многом определяется отношением к нему сверстников и его отношением к одноклассникам. Для психолога важен эмоциональный настрой школьника по отношению к другим детям, испытывает он чаще состояния обиды, несправедливости, конфликта, раздражения, агрессии. Понимание этих особенностей эмоциональных состояний школьников позволит предотвратить конфликтные ситуации в ученическом коллективе.

3. Блок взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба — ссора»). Здесь рассматриваются коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении, желания делиться переживаниями, найти отклик, чувства симпатии, расположения и уважения. В то же время ссора может рассматриваться как кратковременный стресс, когда школьник подвергается сильной психической нагрузке и последующей мобилизации защитных сил организма. Решающую роль здесь играет реакция участников ссоры, которая может сопровождаться не только состояниями и переживаниями агрессии, но и состояниями воодушевления. Потому отношение «дружба-ссора» — очень важная психологическая информация об уровне развития личности.

4. Блок потенциальной агрессии («доброта — злоба»). Дети очень хорошо отличают доброго человека от злого, при этом сами совершают как добрые, так и злые поступки. Часто проявления злости, агрессивности у школьников с умственной отсталостью являются механизмом психологической защиты. Изучение эмоциональных состояний школьников данной категории может быть направлено на выявление их личностных предпосылок к проявлению злости, агрессии по отношению к окружающим и воспитание умения проявлять доброту, заботу.

5. Блок познавания мира («восхищение — скука»). У школьников с умственной отсталостью значительно снижены познавательные потребности и интерес к изучению окружающего мира. Однако есть масса вещей и явлений, которые вызывают у школьников неподдельный интерес, восхищение, удивление, радость.

Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям. Можно выбрать этот тест для диагностики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью, подразумевая, что эмоциональное отношение ребёнка к тем или иным школьным видам деятельности, выражаемое им в цвете, передаёт его эмоциональные состояния, которые он обычно испытывает в традиционных ситуациях учебной деятельности. Испытуемый определяет тем или иным цветом своё эмоциональное состояние, которое он может испытывать в процессе общения со сверстниками, членами семьи, психологом и педагогами. Анализ результатов методики «Домики» позволит определить, какие из видов деятельности, предлагаемые школьнику в учебно-воспитательном процессе, могут быть применимы в качестве методов регуляции его эмоциональных состояний.

Применение данного проективного теста даёт психотерапевтический эффект, который достигается использованием цвета в процедуре исследования. Методика отличается привлекательностью для школьников, вызывает у них интерес, смена заданий предупреждает возникновение утомления.

Цветовая диагностика — это лишь шаг на пути к выявлению особенностей эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью. Применение цвето-ассоциативного эксперимента позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации школьников указанной категории.

С целью сопоставления данных, полученных в результате применения цветовой методики, целесообразным является включение в психологическое исследование дополнительных методов диагностики. Наблюдение за эмоциональными состояниями школьника в разных социальных ситуациях необходимо для подтверждения данных проективной методики, объяснения некоторых поведенческих фактов. Важным в ходе обследования является применение беседы на предмет понимания школьником своих состояний, его обоснования выбора того или иного цвета. Целесообразным является использование метода экспертных оценок (опрос, анкетирование педагогов и родителей) и беседы с родителями школьника о том, как проявляются эмоциональные состояния испытуемого дома, в общественных местах. Сведения, полученные в ходе анализа психолого-педагогической документации (дневники наблюдений за учащимися, протоколы ПМПК) позволяют выявить некоторые особенности развития эмоциональной сферы школьника в онтогенезе, объясняют специфику его эмоциональных состояний.

В целом, здесь представлен теоретический обзор методов и методик, использование которых возможно для диагностики эмоциональных состояний школьников с умственной отсталостью. В блок диагностики можно включить мало и строго формализованные методики. К строго формализованным относится проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «Домики». К мало формализованным следует отнести анкетирование родителей, наблюдение, беседу с родителями и школьниками.

Список литературы:

  1. Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст]: учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – М.: УМК «Психология», 2003. – 320 с.
  2. Велиева, С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста [Текст]: дис. . канд. психол. наук / С. В Велиева; Казанский технический. ун-т – Казань: [б. и.], 2001. – 231 с.
  3. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие для практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – М.: Линка-пресс, 1997. – 176 с.
  4. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка [Текст]: практикум по психодиагностике / О А. Орехова. – СПб.: Речь, 2002. – 112 с.
  5. Платонов, К. К. Психологический практикум [Текст]: учеб. пособие / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1980. – 165 с.
  6. Практические занятия по психологии [Текст] / под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 120 с.
  7. Прохоров, А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста [Текст] / А. О. Прохоров, С. В. Велиева // Вопросы психологии. – 2003. — № 5. – С. 57-69.
  8. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 167 с.
  9. Психодиагностика эмоциональной сферы личности [Текст]: практическое пособие / авт.-сост. Г. А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 232 с.
  10. Семенова Е.В. Психологические особенности позитивных и негативных эмоциональных состояний школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью: Дисс…канд. псих. наук. – Екатеринбург, 2009. – 210 с.
  11. Степанова, Г. Эмоциональные состояния ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г. Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 5. – С. 39-53.
  12. Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения [Текст]: дис. . канд. психол. наук / А. Б. Хромов; Курганский гос. ун-т. – Курган: [б. и.], 2005. – 235 с.

Источник

Читайте также:  Если не чувствую аромат духов
Оцените статью