Тест определение уровня стресса щербатых

Тест на определение уровня стресса (по В. Ю. Щербатых)

Инструкция: перед вами признаки стресса — интеллектуальные, поведенческие, эмоциональные и физиологические.

За наличие у себя одного из интеллектуальных и поведенческих признаков — ставьте себе 1 балл; эмоциональных — 1.5 балла, а физиологических — 2 балла.

Интеллектуальные признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

2. Трудности сосредоточения

3. Ухудшение показателей памяти

4. Постоянное и бесплодное вращения мыслей вокруг одной проблемы

5. Повышенная отвлечения

6. Трудности принятия решений, длительные колебания при выборе

7. Плохие сны, кошмары

8. Частые ошибки, сбои в вычислениях

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого

10. Нарушение логики, спутанные мышление

11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения

12. Сужение «поля зрения», когда «видится» меньше возможных вариантов действия

Поведенческие признаки стресса

1. Потеря аппетита или переедание

2. Рост ошибок при выполнении привычных действий

3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь

5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье

6. Хроническая нехватка времени

7. Уменьшение времени, уделяемого на общение с близкими и друзьями

8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность

9. Антисоциальное, конфликтное поведение

10. Низкая продуктивность деятельности

11. Нарушение сна или бессонница

12. Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Эмоциональные симптомы

1. Беспокойство, повышенная тревожность

3. Мрачное настроение

4. Ощущение постоянной тоски, депрессия

5. Раздражительность, приступы гнева

6. Эмоциональная «тупость», равнодушие

7. Циничный, неуместный юмор

8. Уменьшение чувства уверенности в себе

9. Уменьшение удовлетворенности жизнью

10. Чувство отчужденности, одиночества

11. Потеря интереса к жизни

12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой

физиологические симптомы

1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли

2. Повышение или снижение артериального давления

3. Ускоренный или неритмичный пульс

4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование)

5. Нарушение свободы дыхания

6. Ощущение напряжения в мышцах

7. Повышенная утомляемость

8. Дрожь в руках, судороги

9. Появление аллергии или других кожных высыпаний

10. Повышенная потливость

11. Быстрое увеличение или потеря веса тела

12. Снижение иммунитета, частые недомогания

РЕЗУЛЬТАТЫ

Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим — означает, что в данный момент жизни весомый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что человек чувствует умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорных фактор, который не удалось компенсировать. В этом случае требуется применение специальных методов преодоления стресса.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такая величина стресса говорит о том, что организм уже близок к пределу возможностей сопротивляться стрессу.

Показатель более 40 баллов свидетельствует о переходе организма к третьей, самой опасной стадии стресса — истощение запасов адаптационной энергии.

Беспроигрышный рецепт преодоления стресса — это книга, шезлонг и открытый бассейн в Санта Марии! Скорее бронируйте номер, ведь с каждым днем их все меньше 😉

Источник

Психология стресса и методы коррекции (43 стр.)

Автору остается пожелать всем читателям успешного применения в реальной работе знаний, полученных в данной книге.

профессор кафедры общей психологии ВФ МГЭИ,

доктор биологических наук

Приложения

Приложение 1
Тесты

Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-балльной системе каждое событие, поставив любое число от 1 (совершенно не задевает) до 10 (очень сильно беспокоит и напрягает).

Читайте также:  У меня сейчас хорошее настроение

1.1. Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду). ___

1.2. Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег. ___

1.3. Машина, которая обрызгала вас грязью. ___

1.4. Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель). ___

1.5. Правительство, депутаты, администрация. ___

2. Отметьте по 10-балльной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов – если данное свойство у вас очень выражено, 1 – если оно отсутствует).

2.1. Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе. ___

2.2. Стеснительность, робость, застенчивость. ___

2.3. Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах. ___

2.4. Плохой, беспокойный сон. ___

2.5. Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты. ___

3. Как проявляются ваши стрессы на вашем здоровье (оцените по 10-балльной шкале признаки)?

3.1. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. ___

3.2. Затрудненное дыхание. ___

3.3. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. ___

3.4. Напряжение или дрожание мышц. ___

3.5. Головные боли, повышенная утомляемость. ___

4. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, а 10 – применяю почти всегда).

4.1. Алкоголь. ___

4.2. Сигареты. ___

4.3. Телевизор. ___

4.4. Вкусная еда. ___

4.5. Агрессия (выплеснуть зло на другого человека). ___

5. Насколько для вас характерно применение нижеприведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10-балльной системе, где 1 – совсем не характерно, а 10 – применяю почти всегда).

5.1. Сон, отдых, смена деятельности. ___

5.2. Общение с друзьями или любимым человеком. ___

5.3. Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.). ___

5.4. Анализ своих действий, поиск других вариантов. ___

5.5. Изменение своего поведения в данной ситуации. ___

6. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три года? (Отметьте V.)

Подсчет результатов:

Фактически данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности – показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительность человека. Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5-му пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6 пункта (с «+» или «–») в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Интерпретация по отдельным шкалам:

+ Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели – от 15 до 30 баллов.

+ Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели – от 14 до 25 баллов.

+ Третья шкала – предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели – от 12 до 28 баллов.

+ Четвертая шкала – определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели – от 10 до 22 баллов.

+ Пятая шкала – определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели – от 23 до 35 баллов.

Анализ стиля жизни
(Бостонский тест на стрессоустойчивость)

Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона.

Необходимо ответить на вопросы исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для вас.

Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к вам вообще не относится.

Продолжение (Окончание таблицы).

Необходимо сложить результаты ответов и из полученного числа отнять 20 баллов.

+ Если вы набрали меньше 10 баллов, то вас можно обрадовать (в случае если вы отвечали еще и честно): у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает.

Читайте также:  Уровень сахара после стресса

+ Если ваша сумма составляет от 11 до 30 баллов – у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

+ Если ваше итоговое число превысило 30 баллов, то задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

+ Если вы набрали более 50 баллов, то вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни – не пора ли ее изменить и подумать о своем здоровье.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

3. Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Интерпретация результатов теста – средние данные по возрастным группам (цит. по Я. Воробейчик, 2004).

Источник

Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск89143845536@mail.ru

Авторская методика«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы [1].Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий [2].Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык[3], факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям [4], реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям [5]. В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным [6].2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот [7].Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером [8].В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [9].Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности [10]. Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности [11].3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) [12].Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения [13]. 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки [14].Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации [15]. Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

Читайте также:  Любить когда не чувствуешь тепла любить

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

Источник

Оцените статью