Тест гомункулус диагностика эмоциональной сферы

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

TPL_BEEZ3_NAVIGATION

Тест «Гомункулюс»

Тест (разработан A.B. Семенович) предназначен для диагностики соматических нарушений.

Тест выполняется ведущей рукой.

Ребенку предлагается раскрасить рисунок (увеличить до формата А 4).

Все, что для него актуально, он отметит на рисунке. Важно обращать внимание на то, с чего начинается раскраска.

По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы по рисунку:

  • Кого ты раскрасил?
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Что он сейчас делает?
  • Чем он вообще занимается?
  • Любимое и нелюбимое занятие?
  • Боится ли он чего-нибудь?
  • Где живет? С кем?
  • Кого больше всех любит?
  • С кем дружит (играет, гуляет)?
  • Какое у него настроение?
  • Его самое заветное желание?
  • Чем бы он защищался от врагов?
  • Какое у него здоровье?
  • Что и как часто болит?
  • Что в нем хорошего, плохого?
  • Кого он тебе напоминает?

Интерпретация


Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания.

  • Искривленная линия пуговиц — сколиоз позвоночника.
  • Пуговицы до конца — запоры, энурез, энкопрез.
  • Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.
  • Красные уши — недоразвитие фонематического слуха, слуховые галлюцинации.
  • Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососудистая дистония. гидроцефалия.
  • Красный рот — астма, кашель.
  • Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.
  • Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленные миндалины, ситуативные воспоминания, обвитие пуповиной во время беременности, дисфункция щитовидной железы, тахикардия.
  • Румянец на щеках — дисфункция щитовидной железы.
  • Маленький рот, его отсутствие — логопедические проблемы.
  • Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невосприятие собственного тела).
  • Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, энкопрез.
  • Нос — фаллос (в сочетании с красными губами и не прорисованной нижней частью может свидетельствовать о сексуальных проблемах или мастурбации).
  • Сильный нажим на рисунке — обозначено больное место.
  • Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
  • Затемненная левая сторона — функциональные нарушения сердечной деятельности.
  • Помеченные суставы — подвывихи при рождении, боль в суставах.
  • Крупные штрихи раскраски— органические нарушения, эписиндром.

Источник

Проективный тест Гомункулюс (А.В. Семенович)
тест на тему

Проективный тест «Гомункулюс» (А.В. Семенович) предназначен для определения наличия соматических проявлений в практике психологического консультирования детей и взрослых

Скачать:

Вложение Размер
test_gomunkulus.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест «Гомункулюс» (А.В. Семенович)

Цель: диагностика соматических нарушений.

Материалы: образец рисунка на стандартном листе бумаги (А4), цветные карандаши

Перед началом тестирования необходима предварительная беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка.

Перед ребенком кладется лист с рисунком и предлагается его раскрасить.

Ребенок выполняет работу ведущей рукой.

Важно : обратить внимание, какую часть изображения ребенок начал раскрашивать первой, какой цвет применил.

По окончании раскрашивания ребенку предлагаются следующие вопросы:

  • Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?
  • Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?
  • Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?
  • Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?
  • Какое у него настроение? Его самое заветное желание?
  • Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?
  • Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?
  • Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

Ответы ребенка фиксируются в протоколе (приложение 1).

Интерпретация А.В. Семенович некоторых элементов теста «Гомункулюс»:

• Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц — сколиоз позвоночника.

Пуговицы до конца — запоры, энурез, энкопрез.

• Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.

• Красные уши — недоразвитие фонематического слуха, слуховые галлюцинации.

• Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососудистая дистония, гидроцефалия.

• Красный рот — астма, кашель.

• Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.

• Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленные миндалины, ситуативные воспоминания, обвитие пуповиной во время беременности, дисфункция щитовидной железы, тахикардия.

• Румянец на щеках — дисфункция щитовидной железы.

• Маленький рот, его отсутствие — логопедические проблемы.
• Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невосприятие собственного тела).

• Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, энкопрез.

• Нос — фаллос (в сочетании с красными губами и не прорисованной нижней частью может свидетельствовать о сексуальных проблемах или мастурбации). Ситуативно — просмотр порнофильма накануне.

• Сильный нажим на рисунке — обозначено больное место.

• Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
• Затемненная левая сторона — функциональные нарушения сердечной деятельности.

• Помеченные суставы — подвывихи при рождении, боль в суставах.

• Крупные штрихи раскраски — органические нарушения, эписиндром

Вместе с тем, тест определяет наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как гипо-/гипертонус мышц, ригидные телесные установки; колебания внимания и эмоционального фона при выполнении задания в целом и при переходе от одного участка раскрашивания, к другому; сбои дыхательного ритма и пр.

Тест «Гомункулюс» возможно применять вместе с тестами М. Люшера, Рисунок Человека, ДДЧ и пр.

В диагностической практике тест «Гомункулюс» показал высокую результативность (при условии объективной интерпретации).

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с

Протокол к тесту «Гомункулюс»

Возраст____________ пол ____ Дата _______________________

Источник

Тест «Гомункулюс» (А.В. Семенович)

Тест «Гомункулюс» (А.В. Семенович)

Цель: диагностика соматических нарушений.

Материалы: образец рисунка на стандартном листе бумаги (А4), цветные карандаши

Перед началом тестирования необходима предварительная беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка.

Перед ребенком кладется лист с рисунком и предлагается его раскрасить.

Ребенок выполняет работу ведущей рукой.

Важно : обратить внимание, какую часть изображения ребенок начал раскрашивать первой, какой цвет применил.

По окончании раскрашивания ребенку предлагаются следующие вопросы:

· Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

· Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

· Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

· Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

· Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

· Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

· Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

· Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

Ответы ребенка фиксируются в протоколе (приложение 1).

Интерпретация А.В. Семенович некоторых элементов теста «Гомункулюс»:

Пуговицы, деление туловища пополам — желудочно-кишечные заболевания. Искривленная линия пуговиц — сколиоз позвоночника.

Пуговицы до конца — запоры, энурез, энкопрез.

Цветные руки — не развита тонкая моторика рук.

Красные уши — недоразвитие фонематического слуха, слуховые галлюцинации.

Красные волосы, дорисованная шапка — вегетососудистая дистония, гидроцефалия.

Красный рот — астма, кашель.

Красные волнистые линии — сосудистые нарушения.

Перевязка на горле, бусы, воротник — воспаленные миндалины, ситуативные воспоминания, обвитие пуповиной во время беременности, дисфункция щитовидной железы, тахикардия.

Румянец на щеках — дисфункция щитовидной железы.

Маленький рот, его отсутствие — логопедические проблемы.
Нераскрашенная фигура — асоматогнозис (невосприятие собственного тела).

Не раскрашена нижняя часть тела — энурез, энкопрез.

Нос — фаллос (в сочетании с красными губами и не прорисованной нижней частью может свидетельствовать о сексуальных проблемах или мастурбации). Ситуативно — просмотр порнофильма накануне.

Сильный нажим на рисунке — обозначено больное место.

Пятно на теле — гипертонус обозначенной части тела.
Затемненная левая сторона — функциональные нарушения сердечной деятельности.

Помеченные суставы — подвывихи при рождении, боль в суставах.

Крупные штрихи раскраски — органические нарушения, эписиндром

Вместе с тем, тест определяет наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как гипо-/гипертонус мышц, ригидные телесные установки; колебания внимания и эмоционального фона при выполнении задания в целом и при переходе от одного участка раскрашивания, к другому; сбои дыхательного ритма и пр.

Тест «Гомункулюс» возможно применять вместе с тестами М. Люшера, Рисунок Человека, ДДЧ и пр.

В диагностической практике тест «Гомункулюс» показал высокую результативность (при условии объективной интерпретации).

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с

Протокол к тесту «Гомункулюс»

Возраст____________ пол ____ Дата _______________________

Источник

Тест Гомункулус

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ В РАБОТЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА

В этой статье хочу поделиться с вами опытом работы с малоизвестным тестом «Гомункулус». Вроде бы все о нем слышали, но мало кто видел, а уж тем более работал с ним. Причина одна: нет более или менее полной интерпретации, ни в книге А. Семенович, ни в интернете. Да, частичные данные есть, но их крайне мало для полноценной работы с тестом.

Не буду писать теорию о проективных тестах, вы ее знаете не хуже меня. Сейчас хочу остановиться на вопросах: Где можно применять тест? Когда? Что видно по тесту?

Вы уже знаете, что первоначально тест описан в книге А. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» и, конечно, он показывает нейропсихологические проблемы, а именно неправильное представление своего тела в пространстве. И если я вижу это на тесте, то обязательно отправляю ребенка к нейропсихологу. Если это взрослый клиент, то обязательно говорю, что за проблема и когда (примерно) она могла возникнуть. К какому специалисту обратиться.

Если основные интерпретации (цвет, нажим, направление) еще можно встретить в книгах по проективным методам, то сексуальные девиации, семейную динамику, офисную динамику – все пришлось наблюдать и фиксировать на практике. Очень помог опыт работы с данным тестом моей коллеги, нейропсихолога Натальи Серёжиной. В нашей общей «коллекции» уже более 500 тестов.

Итак, отвечаю на вопросы.

Где можно применять тест?

Тест можно применять в любом консультировании: детском, семейном, сексологическом, в коуче, в бизнес-консультировании и даже на семинарах(уже первый опыт использования на тренинге с типовым названием «Как выйти замуж» показал очень интересные результаты! Об этом я рассказываю на вебинаре).

Соматика: головные и суставные боли, невроз, давление, боли в ступнях.

Источник

Тест гомункулус диагностика эмоциональной сферы

Б. И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)». Далее, как в пункте А.

B, Проба Тойбера.

В ходе проведения предыдущих проб вы несколько раз прикасаетесь одновременно к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?» Эксп. рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное.

Обязательным условием является упроченность в памяти ребенка рисуемых знаков.

3. Проекция локализации прикосновения. И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на „человечке“» («Альбом», с. 34).

Так же как и в предыдущем задании, вы дотрагиваетесь до нескольких частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека, нарисованной в альбоме.

4. Называние частей тела. И.: «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Вы прикасаетесь к различным частям тела ребенка и просите его называть их. Данная часть исследования направлена также на оценку номинативного уровня схемы тела, а не только соматогнозиса.

Помимо этого при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексию не только фигур, но букв, цифр, сложных по начертанию (например, 7); тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. п.

5. Проба Сегена. Широко известный тест «Доска Сегена» используется в модифицированном варианте, который предусматривает 4 этапа: 1) тест выполняется в свободном режиме; 2) ощупывание фигур, поиск гнезда и вкладывание фигуры в гнездо только одной (правой или левой) рукой; 3) левая рука «опознает» фигуру, правая находит на доске соответствующее гнездо, левая — вкладывает фигуру в гнездо; 4) правая рука манипулирует с фигурами, левая — с гнездами на доске. Вся проба проводится с закрытыми глазами, фиксируется время выполнения каждого субтеста, а также стратегия ребенка в ходе выполнения заданий. Такой вариант использования методики Сегена позволяет дифференцированно, полно и достаточно строго оценить характер специализации и взаимодействия полушарий мозга в ходе стереогностической деятельности.

§ 3. Зрительный гнозис

1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Перед ребенком открывается с. 1 «Альбома». И.: «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее открывается с. 2–3 (в развороте) и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные Эксп. два (потом три) изображения, расположенных в разных местах альбома.

2. Перечеркнутые изображения (с. 4–5). И.: та же, что и в пункте 1.

3. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения). С. 6–7. И.: та же.

4. Незавершенные изображения (с. 8). И.: та же.

5. Химерные изображения (с. 9—11). И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?». 3

6. Лицевой гнозис (с. 12). И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления Эксп. задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т. д.

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок из «Альбома», на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

7. Эмоциональный гнозис (с. 13–15). И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т. д.

8. Цветовой гнозис. И.: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

9. Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно» (с. 16–18), серийные — по Н. Радлову и Х. Бидструпу (с. 19–26). И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

§ 4. Пространственные представления[1]

Пространственный гнозис

1. Проба «Зеркальные буквы» (с. 27). И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах (с. 28).

2. Проба «Слепые часы» (с. 7). Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

3. Проба Бентона (с. 33). Ребенку показывают один из верхних образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.

Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7–8 лет.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие ниже тесты к тесту Люшера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба «Коврики». Перед ребенком кладется лист бумаги, сложенный вдвое, на котором изображен большой прямоугольник. И.: «Представь себе, что это коврик. Разрисуй его, пожалуйста».

По завершении раскрашивания одной рукой лист поворачивается и аналогичная процедура проводится другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

3. Проба «Мандата». Перед ребенком кладется стандартный лист бумаги (формат А4) с нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась (раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба «Гомункулус» (рис. 6).

Выполняется ведущей рукой на стандартном (А4) листе бумаги.

Перед ребенком кладется образец, скопированный из «Альбома» (с. 50). И.: та же, что и в пункте 3.

По окончании раскрашивания ему предлагаются следующие вопросы:

Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает?

Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие?

Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет?

Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)?

Какое у него настроение? Его самое заветное желание?

Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?

Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?

Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

5. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

По окончании предлагаются вопросы, что и в пункте 4.

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (с. 30) и чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки».

Копирование выполняется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой. Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования до 5 — б лет.

Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в разделе 2 «Пространственные представления при отклоняющемся развитии».

Источник

Читайте также:  Что необходимо есть при депрессии
Оцените статью