Тест эмоционального выгорания родителей

Тест на эмоциональное выгорание родителей

Сегодня, 26 сентября, психологи Гуманитарного штаба Рината Ахметова запустили новый онлайн-тест для родителей. Опросник поможет определить наличие и оценить уровень их эмоционального выгорания.

О синдроме эмоционального выгорания чаще говорят в контексте работы. Считается, что ему наиболее подвержены те, чья профессия связана с помощью людям. Это учителя, врачи, работники соцслужб, волонтеры и так далее. Однако, родители склоны к эмоциональному выгоранию не меньше, чем представители таких профессий.

Синдром эмоционального выгорания сопровождается ощущением морального, умственного и физического истощения. Быть родителем порой не просто. Это требует от взрослого сил, терпения, эмоциональной включенности, времени. В условиях постоянной гонки за материальными благами, обеспечение семьи, у родителей может не хватать сил на собственного ребенка.

Узнать подробнее об эмоциональном выгорании родителей и пройти тест можно тут.

Источник

Дети не слушаются? Все дело в выгорании. Тест и 4 совета для родителей

Профилактика выгорания: время для себя, движение, творчество

Шон Гровер психотерапевт с 20-летним стажем, специалист по групповой терапии, создатель программ по работе с детьми и подростками

Большинство родителей и не догадываются, что страдают от выгорания. Спросите их, когда они в последний раз отдыхали от своих родительских обязанностей, — и ответом вам станет непонимающий взгляд, словно бы говорящий: «А что, мне и правда дозволено от них отдыхать?».

Выгоревшие родители игнорируют собственные потребности, лишая себя эмоциональных, интеллектуальных и творческих сил. Если вы слишком устали, чтобы противостоять ребенку, значит, вы неизбежно пойдете у него на поводу в ситуациях, когда стоило проявить твердость. Если вы не печетесь о собственных потребностях, ваш сын или дочь также не будет их уважать.

Родительское выгорание — это про вас? Тест

Давайте-ка повнимательнее вглядимся в то, как устроена ваша жизнь. Если вы ответите «да» на четыре и более вопроса из приведенного ниже списка, значит, велика вероятность того, что выгорание подкралось и к вам.

  • Ваше чувство юмора все чаще изменяет вам?
  • Из ваших отношений с партнером исчезла романтика?
  • Вы перестали общаться с друзьями?
  • Вы постоянно чувствуете себя измотанным?
  • Вас раздражает идея тратить деньги на няню?
  • Вас накрывает чувство вины, если вы позволяете себе нечто особенное?
  • Вы с трудом припоминаете, когда в последний раз целый день отдыхали от родительских обязанностей?
  • Любой разговор вы неизбежно сводите к обсуждению ваших детей?
  • Вы перестали заниматься спортом и посещать фитнес-клуб?
  • Вы постоянно жалуетесь на жизнь?

Профилактика эмоционального выгорания

Невозможно изменить ваши отношения с ребенком, не переменив отношение к самому себе. Вам не придется тратить на это массу денег или прибегать к услугам психотерапевта, отправляться на каникулы за границу или покупать абонемент в спортклуб. Вот вам всего четыре пункта о том, как помочь самому себе:

  • найдите время для себя;
  • больше двигайтесь;
  • займитесь творчеством;
  • не сидите дома.

Найти время для себя

Побыть одному в номере отеля кажется вам райским блаженством?

Может, вам прокатиться куда-нибудь в одиночестве?

Вы мечтаете о том, чтобы вас обслуживали?

Воспитание ребенка — не акт самопожертвования длиною в жизнь. Выгоревший родитель учит ребенка тому, что жизнь — лишь мрачная череда обязанностей, не приносящих радости.

Дети не испытывают уважения к выгоревшим родителям. Они хотят, чтобы у родителей были собственные желания и стремления. Они хотят уважать своих мам и пап. Если родители счастливы и успешны, значит, думают дети, они тоже имеют право быть успешными и счастливыми. Поэтому обязанность отцов и матерей — быть именно такими ролевыми моделями.

Выделив время для себя, вы можете вести дневник, перечитывать любимую книгу или заниматься любым другим делом, приносящим вам радость, — делом, которое поможет вам перестать нервничать и обрести покой.

И помните: у вас не появится личного времени, если вы не приложите к этому усилий. Больше заботиться о себе — это лучшее, что вы можете сделать, чтобы исправить отношения с ребенком, в чем бы ни заключались трудности.

Больше двигаться

Вы чувствуете себя выжатым как лимон?

Услышав звонок будильника, вы позволяете себе поспать еще пару минуточек?

Днем вам постоянно хочется вздремнуть?

Выгоревшие родители жалуются на нехватку энергии и мотивации. Когда я предлагаю им заняться спортом или хотя бы побольше двигаться, они смотрят на меня изумленно или протестующе, словно желая воскликнуть: «Я и так измучен, а вы предлагаете мне еще и спортом заняться?».

Родителям, как и детям, необходимо сбрасывать напряжение. Для этого годится все, что подскажет ваша фантазия, — прогулки, бег, плавание, велосипед, степ. да что угодно! Полчаса кардионагрузок три раза в неделю помогут значительно ослабить симптомы тревожности и депрессии. У вас появится больше энергии и снизится аппетит. Если вам трудно самостоятельно придерживаться графика тренировок, запишитесь в секцию или найдите компаньона для занятий.

Заниматься творчеством

Творчество для вас ограничивается покупкой ребенку новой коробки для ланча?

Вы рисуете каракули на телефонных счетах и считаете это живописью?

Когда дети советуют вам «заняться собственной жизнью», вам кажется, что они правы?

Посмотрим правде в глаза: во многих своих проявлениях родительство — скучная и монотонная работа. Готовить еду, покупать одежду, помогать с домашними заданиями, отвозить детей на футбольные матчи или репетиции оркестра, забирать их из школы или из гостей. Если вы чувствуете себя чем-то средним между таксистом и домработницей, значит, пришла пора внести в вашу жизнь струю творческой энергии.

Творчество естественным образом избавляет нас от стресса. Оно помогает справиться с тревогами, пробуждает музу и делает день более динамичным. Оно поднимает настроение и дает столь необходимый отдых от ежедневной семейной рутины.

Школьный психолог: а не порисовать ли нам?

Закончив магистратуру, я работал в одной из неблагополучных начальных школ Бруклина. Каждое утро передо мной вереницами проходили выгоревшие родители с потухшими глазами. Моей задачей было помогать детям с учебой, но я решил, что лучше всего будет начать с поддержки их родителей.

На многочисленные письма, телефонные звонки и электронные рассылки родителям я не получил ни единого ответа и тогда решил попробовать другой подход. Я расклеил по всей школе объявления: «Бесплатные завтраки для родителей!». После того как родители отправляли детей в классы, я заманивал их к себе в кабинет запахом свежего кофе и выпечки.

Я решил не грузить их лекциями о воспитании и психологии, рассудив, что немного творчества доставит им куда больше удовольствия. На первом же семинаре я вручил каждому участнику коробку с принадлежностями для творчества. В их распоряжении была доска с листами для рисования и бумага для поделок. Я предложил им смастерить какую-нибудь поделку — любую, какую только подскажет им фантазия.

Родители с недоумением тыкали пальцами в художественные принадлежности, искоса глядя на меня. Творчество в их мире предназначалось для детей. Они не имели ни малейшего представления о том, что им следует делать.

Однако постепенно, прихлебывая кофе и жуя пончики, родители, смущаясь, потянулись к предложенным материалам. Они начали делать наброски, рисовать карандашами и красками. И начав, уже не могли остановиться.

Некоторые работали тихо, будто медитируя. Другие радостно смеялись и болтали друг с другом. Наш семинар должен был продолжаться полтора часа, но почти все члены группы задержались на час или даже два, продолжая работу.

«Почему они так долго не могут закончить?» — думал я. И тут на меня снизошло озарение: они просто-напросто изголодались по творчеству! Став родителями, они уже не могли тратить на это время. И теперь простая возможность побыть без детей и создать что-нибудь своими руками оказалась для них столь вдохновляющей, что они с трудом могли сдерживать себя.

Читайте также:  Пути преодоления депрессии фрустрации прострации

В последующие недели дети регулярно забегали ко мне в кабинет, чтобы посмотреть на творения рук своих «предков». Именно тогда я усвоил еще один важный урок: детям нравится видеть в своих родителях креативные личности.

Это сделала моя мама? Потрясающе!

Отец нарисовал такую классную картинку!

Я не знал, что мать умеет рисовать!

Когда родители почувствовали себя лучше, они стали успешнее справляться с воспитанием. Заново открывая в себе творческую составляющую, они не только сумели справиться с выгоранием, но и наполнили новой позитивной энергией свои отношения с детьми.

Так что пришла пора вновь извлечь на свет ваш мольберт, фотокамеру, набор для шитья или комплект инструментов. Соорудите что-нибудь в гараже, посадите растения возле дома. Это так же важно для вашей семьи, как приготовление пищи и зарабатывание денег на жизнь. Итак, что бы вы хотели создать?

Не сидеть в четырех стенах

Вы занимаетесь рутинными повседневными делами словно во сне?

Для вас визиты в ближайший супермаркет давно стали единственным видом экзотических путешествий?

Журнал о путешествиях вы читаете как фантастический роман?

Если вы перестаете путешествовать, ходить в гости к друзьям, выбираться поразвлечься, вы — на пути к родительскому выгоранию. Вам нужно отдыхать от детей, точно так же, как им — от вас. Находя время для общения с супругом и друзьями, для новых занятий, вы напитываете жизненным соком выгоревшую душу.

Итак, вам нужно составить план того, что вы будете делать помимо исполнения родительских обязанностей. Снимите трубку и позвоните старому другу. Выбирайтесь из дома, общайтесь, сходите на концерт, в картинную галерею, в поход. Да-да, выезжайте из города! Любые новые впечатления внесут свежую струю в ваш родительский опыт.

Елена и Джон: пока дети в школе.

Когда Елена и Джон вошли в мой кабинет, я сразу почувствовал, насколько оба измучены. До появления детей они были полны мечтаний и надежд. Но когда у них родился третий сын, они ежедневно боролись с отчаянием.

Когда я предложил им выделить время, чтобы отдохнуть от родительских обязанностей, оба невесело усмехнулись. У них не было денег на путешествие или няню — максимум, что они могли себе позволить, — это нанять беби-ситтера на час-другой.

Тогда я предложил им другой план. Мальчики весь день проводили в школе. Быть может, Джон сумеет изменить свой рабочий график, чтобы остаться дома одно-два утра? Или удлинить обеденный перерыв?

— Ну. такое возможно. А разве пара свободных часов позволит хорошенько отдохнуть?

Нет, речь, конечно, не шла о полноценном отдыхе — но лиха беда начало.

Елена и Джон стали спокойно завтракать вдвоем. Казалось, у них вновь наступил период свиданий. Они записались на утренние курсы йоги. Иногда, отправив детей в школу, они шли в картинную галерею или играли в теннис. Потом Джон иногда бежал трусцой до офиса, а Елена находила в себе силы поработать над своим давно заброшенным романом.

После того как Елена и Джон впустили в свою жизнь творчество и удовольствие, их брак пережил второе рождение — как и их отношения с детьми.

Невозможно бороться с плохим поведением детей, когда вы измучены и выжаты как лимон. Раз и навсегда прекратить конфликты и скандалы можно, лишь если вы сумеете пресечь собственное выгорание. В этом случае забота о себе равна заботе о детях.

Источник

ТЕСТ: Определение стадии материнского выгорания.

– Да когда же это кончится?! Я так больше не могу!
– О чем я мечтаю? Чтобы дети были здоровы и счастливы, чтобы дома было всё хорошо.
– Просто оставьте меня все в покое хотя бы на пять минут…
– У меня все получается! Проводить время с детьми, заниматься с ними развивашками, уделять внимание мужу, работать, встречаться с подругами. И Еще так много всего хочется сделать!
– Не хочется совсем ничего… Просто нет времени. И сил. Я всё тащу сама.

Такие разные высказывания, да? Их объединяет одно – состояние эмоционального выгорания мамы. Да, и там, где “Я могу всё и даже больше!” – это тоже оно, просто пока маскируется под прилив энергии и энтузиазма.

Как сказала одна моя подруга, “Кто не выгорел хоть раз – тот не мать!” 🙂 И в этом есть доля правды. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – коварная штука, подстерегающая абсолютно любую из нас. Коснулось тебя? Это не значит, что ты слабая, что ты делаешь что-то не так. Это значит, что ты – женщина. Твоя энергия, твой внутренний ресурс, находится в постоянном движении – он прибывает и убывает.

Выгорание возникает тогда, когда у нас идет перерасход ресурса и мы забываем (или не умеем!) его восполнять. Есть разные подходы к СЭВ, мне близок тот, который выделяет четыре стадии выгорания. Это очень разные состояния – от стремления свернуть горы до ощущения себя безвольной тряпочкой. И на каждой из стадий есть свои инструменты, с помощью которых можно привести себя в чувство и восстановить баланс в жизни.

Начни работу над собой с определения своей отправной точки. Мой авторский тест поможет тебе понять, на какой стадии находишься ты.

А после я расскажу тебе, что с этим делать 🙂

Источник

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания
тест

Скачать:

Вложение Размер
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения — является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы «загнанности в клетку».

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление , установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании

I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания.

IIФаза «резистенции» — вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:

— экономичное проявление эмоций и

— неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами — подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п.

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

IIIФаза истощения — характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Симптом «эмоционального дефицита».К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Записаться на семинар-тренинг «Эмоциональное выгорание. Причины, последствия, профилактика, устранение последствий» Вы можете перейдя по ссылке: http://emotional.psiholog112.ru/

Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте по-одному суждения и ставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов — указывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»,

«НАПРЯЖЕНИЕ»
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:
1 (2), 13 (3), 25 (2), -37 (3), 49 (10), 61 (5), -73 (5)
2. Неудовлетворенность собой:
-2 (3), 14 (2), 26 (2), -38 (10), -50 (5), 62 (5), 74 (3)
3. » Загнанность в клетку»:
3 (10), 15 (5), 27 (2), 39 (2), 51 (5), 63 (1), -75 (5)
4. Тревога и депрессия:
4 (2). 16 (3), 28 (5), 40 (5), 52 (10), 64 (2), 76 (3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:
5 (5), -17 (3), 29 (10). 41 (2), 53 (2), 65 (3), 77 (5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация:
6 (10), -18 (3), 30 (3), ‘ 42 (5), 54 (2), 66 (2), -78 (5)
3. Расширение сферы экономии эмоций:
7 (2), 19 (10), -31 (2), 43 (5), 55 (3), 67 (3), -79 (5)
4. Редукция профессиональных обязанностей:
8 (5), 20 (5), 32 (2), -44 (2), 56 (3), 68 (3), 80 (10)

«ИСТОЩЕНИЕ»
1. Эмоциональный дефицит:
9 (3), 21 (2), 33 (5), -45 (5), 57 (3), -69 (10), 81 (2)
2. Эмоциональная отстраненность:
10 (2), 22 (3), -34 (2), 46 (3), 58 (5), 70 (5), 82 (10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация):
11 (5), 23 (3). 35 (3), 47 (5), 59 (5), 71 (2), 83 (10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:
12 (3), 24 (2), 36 (5), 48 (3), 60 (2), 72 (10), 84 (5)

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».

Определение выраженности симптомов.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

10-15 баллов — складывающийся симптом,

16 и более — сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы » выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Определение сформированности фаз развития стресса.

В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
— 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
— 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
— 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
— какие симптомы доминируют;
— какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
— объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
— какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
— в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
— какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про.

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в дошкольном образовательном учреждении обострилась. Повысились требования со стороны общества к личности вос.

«Диагностика уровня эмоционального выгорания»Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующег.

Вашему вниманию я предлагаю рисуночные методики они являются диагностическим (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в р.

Определение уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.

Источник

Читайте также:  Ценю чувство юмора пьер ришар
Оцените статью