- О методике
- Происхождение понятия и методики диагностики EI
- Методики диагностики ЭИ
- Показатели надежности ТЭИ
- Преимущества онлайн-тестирования
- Тест эмоционального интеллекта Мейера — Сэловея — Карузо
- Содержание
- Описание методики
- Теоретические основы
- Валидизация
- Оригинальная методика
- Русскоязычная версия
- Внутренняя структура
- Интерпретация
- Общие принципы
- Перевод в стены
- Практическое значение
О методике
Русскоязычная методика измерения уровня ЭИ, разработана на основе теоретической модели эмоционального интеллекта как способности профессоров Йельского университета и университета Нью-Гэмпшир Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и психоэволюционной теории эмоций Р. Плутчика. Тестирование ЭИ разрабатывалось по аналогии с тестом эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT – Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), но с рядом обоснованных изменений для российской выборки.
Профессор психологии, Президент Йельского университета. Автор книг по изучению EI, переведенных на одиннадцать языков
Профессор психологии в Университете штата Нью-Гэмпшир. Изучает психологию личности в области EI
Дэвид Карузо, PH.D.
Исследователь центра развития EI Йельского университета, ментор по развитию EI в Google, Wharton, Bristol Myers Squibb, World Economic Forum и др.
У руководителей, по сравнению с теми, кто не занимает руководящих позиций, выше общий уровень эмоционального интеллекта, более развиты способности идентификации эмоций, их использования в решении проблем, понимания и сознательного управления эмоциями.
Чем выше EI руководителя, тем более эффективно он справляется со стрессовыми ситуациями и достигает поставленных целей (r=,391).
Развитие EI руководителей является значимым фактором профилактики эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости и эффективности руководителей (r=,346).
Руководители с высоким EI меньше подвержены «финансовому» стрессу (r=,217).
Уровень ЭИ руководителей значимо взаимосвязан с принятием управленческих решений, повышающих эффективность организации, увеличивающих прибыль и рентабельность вложенных в ее развитие инвестиций.
После прохождения обучения показано улучшение общего уровня ЭИ и показателей всех шкал с течением времени.
Улучшение ЭИ по компонентам сознательного управления и использования эмоций, достигнутое в экспериментальной группе, имеет тенденцию не только к закреплению, но и спонтанному дальнейшему развитию.
Положительные изменения в приросте общего уровня ЭИ, а также отдельных шкал остаются достаточно стабильными и через 1,5 года после проведения программы обучения (83,78).
Происхождение понятия и методики диагностики EI
Профессора Йельского университета и университета Нью-Гэмпшир – П. Сэловей (в настоящее время Президент Йельского университета) и Дж. Мэйер ввели в научную терминологию понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI), выпустив статью с одноименным названием. П. Сэловей основал лабораторию развития эмоционального интеллекта в Йельском университете.
Д. Гоулман опубликовал книгу «Emotional Intelligence, EQ», однако вместе с популяризацией EQ, несколько переиначил научную базу основателей. Д. Гоулман в значительной степени приравнивал эмоциональный интеллект к «правильному» социальному поведению. Таким образом, в общественном мнении эмоциональный интеллект стал иметь гораздо более широкое значение, чем то, которое было разработано наукой.
Дж. Мэйер и П. Сэловей доработали и расширили модель эмоционального интеллекта – модель способностей и создали первый тест на определение EI в рамках модели способностей (MEIS).
К Дж. Мэйеру и П. Сэловею присоединился Д. Карузо. Разработана и признана международным научным сообществом объективная методика определения уровня эмоционального интеллекта – тест Карузо Д., Мэйера Дж. и Сэловея П. – MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test).
Под руководством д.пс.н. Е.А. Сергиенко, профессора ИП РАН, при участии экспертов Международного центра КТК проведена адаптация российской версии теста MSCEIT в целях научных исследований. Работа над адаптацией теста к российской выборке велась с 2006 года.
первая сертифицированная программа развития ЭИ и подготовки тьюторов развития ЭИ, разработанная на основе научной модели способностей ЭИ при научной экспертизе и личном участии исследователя Центра развития эмоционального интеллекта Йельского университета Д. Карузо при поддержке Европейской ассоциации культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects (EACEIP).
Экспертами МЦ КТК и исследователями ИП РАН под руководством д.пс.н., Е.А. Сергиенко начата работа над созданием русскоязычной методики диагностики ЭИ (ТЭИ, тест эмоционального интеллекта) на научной модели ЭИ как способности с целью массового использования в консультативной и развивающей практике. В методике ТЭИ были учтены «проблемные точки», выявленные при расширенной стандартизации русскоязычной версии MSCEIT.
Методика ТЭИ прошла стадии психометрической проверки и валидизации и выпущена для использования в онлайн-формате.
«Я не верю, что определения и модели, которые не включают в себя понимание того, что эмоциональный интеллект – это способность и интеллект, могут рассматриваться при изучении ЭИ. Это не просто научные споры по поводу слов. Если мы, как исследователи или практики, не имеем общего языка, то мы не можем надеяться на эффективную коммуникацию друг с другом. Мы также рискуем оттолкнуть от себя наших клиентов, поскольку они борются за то, чтобы понять, что мы им предлагаем в действительности. Чтобы разница была не такой трудноуловимой, я предлагаю, чтобы модель, которая рассматривается и называется «эмоциональным интеллектом», обязательно сочетала эмоции с интеллектом»
Исследователь Центра развития эмоционального интеллекта Йельского университета, сооснователь концепции ЭИ
Методики диагностики ЭИ
А выбрать адекватный тест на эмоциональный интеллект в настоящий момент не так уж и просто. После введения термина «эмоциональный интеллект» Дж. Мэйером и П. Сэловеем, а также популяризации концепции ЭИ Д. Гоулманом появилось множество различных теорий и их трактовок. Эти трактовки в последствии привели к увеличению числа методик оценки уровня эмоционального интеллекта. Вот несколько из них:
Методика EQ Н. Холла
Методика EQ-i Р. Бар-Она
Методика SREIT под авторством Н. Шутте с коллегами
Методика ЭмIQ‑2 В.В. Одинцовой под научным руководством А.Г. Шмелева
Тест «ЭмИн» Д.В. Люсина
Методика МЭИ М.А. Манойловой
Современной универсальной объективной оценкой ЭИ способностей является русскоязычный тест эмоционального интеллекта (ТЭИ), в основе которого лежит методика определения уровня EI Мэйера-Сэловея-Карузо – MSCEIT.
Показатели надежности ТЭИ
По результатам психометрической проверки ТЭИ показал высокую степень надежности (Alpha Cronbach общего уровня EI = 0,93), структурной и факторной валидности (χ2 = 39,87, RMSEA =0,027 (0.001; 0.044), CFI = 0,99). По результатам структурного анализа и моделирования четырехфакторная модель ЭИ как способности (4 составляющие ЭИ: идентификация эмоций, использование эмоций, анализ и понимание эмоций и управление эмоциями) оказалась наиболее пригодной для диагностических и исследовательских целей.
Методика ТЭИ – тестирование способностей, обладает более высокой степенью надежности и валидности по сравнению с опросниками, которые предполагают, что люди точно могут оценить свои способности, дать точный самоотчет своему поведению, навыкам, которые входят в концепт ЭИ. При этом важно отметить, что объективно оценить уровень эмоционального интеллекта можно только в рамках модели способностей при помощи прохождения тестов с задачными методами.
Корреляционные связи показателей методики ТЭИ с показателями методики-прототипа MSCEIT достаточно высоки (на уровне обобщающих показателей rs = 0,51), что подтверждает сопоставимую теоретическую валидность данных методик. Новая методика ТЭИ измеряет тот же эмоциональный интеллект, что и апробированная методика MSCEIT с большей психометрической историей.
Преимущества онлайн-тестирования
Результаты ТЭИ позволяют специалисту оценить актуальные возможности человека, что особенно важно при подборе персонала, а также выявить следующие шаги и перспективы развития. Особенно облегчает жизнь возможность пройти тест эмоционального интеллекта онлайн как для проводящего, так и для респондента. Онлайн-тестирование ЭИ открывает большие возможности: увеличивает мобильность и доступность, ведь для того, чтобы пройти онлайн-тестирование EI, можно воспользоваться даже смартфоном. Если специалист работает с большим количеством людей, то для него будет удобно использовать тесты на эмоциональный интеллект онлайн, в которых сразу дается расшифровка результатов.
Преимуществом предлагаемой методики является расшифровка результатов ТЭИ в четырех доступных типах отчета, которая осуществляется автоматически, в кратчайшие сроки, дающая исчерпывающую информацию без вмешательства специалиста. Таким образом, русскоязычная методика ТЭИ является одной из лучших среди предлагаемых на рынке за счет безусловной объективности оценок, практичности и скорости в применении, созданной под стандарты русскоязычного бизнеса.
Источник
Тест эмоционального интеллекта Мейера — Сэловея — Карузо
Содержание
Описание методики
Методика представляет собой тест, направленный на измерение эмоционального интеллекта в рамках концепции, предлагаемой авторами. Тест состоит из 8 секций, из которых 2 представлены невербальным материалом, а 6 — вербальным. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда.
Теоретические основы
Данная методика построена на основе одной из самых обширных и подробных теоретических структур, описывающих эмоциональный интеллект:
Валидизация
Оригинальная методика
В процессе валидизации оригинальной американской версии методики на английском языке использовались два принципа оценки ответов: экспертный и консенсусный. Экспертный вариант предполагает, что имеются правильные и неправильные ответы, правильными (или более правильными) признаются те, которые были выбраны группой экспертов в данной области (как, например, это было сделано при валидизации опросника ТОБОЛ). Консенсусный вариант предполагает, что правильный вариант — тот, который был выбран большей частью популяционной выборки при первоначальном тестировании. В американском варианте теста предпочтение было отдано экспертному принципу оценки ответов.
В процессе валидизации также была подтверждена четырёхфакторная модель структуры теста.
Русскоязычная версия
В процессе валидизации русскоязычной версии теста не использовались экспертные оценки, предпочтение было отдано консенсусному подходу.
Также в процессе валидизации не нашла подтверждение четырёхфакторная модель структуры теста, более надёжной оказалась двухфакторная модель, включающая в себя «опытный» и «стратегический» домены эмоциональных способностей. «Опытный» домен соответствует факторам оригинальной методики способности к восприятию, оценке и выражению эмоций и способности к эмоциональной фасилитации мышления; «стратегический» — способности к пониманию и анализу эмоциональной информации и способности к рефлективной регуляции эмоций.
Внутренняя структура
Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж.Майера, П.Сэловея и Д.Карузо приходятся по 2 секции.
I. Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций – секции A (измерение восприятия лиц) и E (измерение восприятия картинок). II. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – секции B (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния). III. Понимание и анализ эмоций – секции C (изучалось понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства). IV. Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений – секции D (управление своими эмоциями) и H (управление эмоциями других людей). Испытуемых просили представить себя на месте героев предложенной им истории и оценить варианты дальнейших действий. Секция А состоит из 4 фотографий лиц людей, которые надо оценить по степени выраженности 5 эмоций участнику тестирования. Всего в секции 7 эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. Выраженность эмоций оценивается по 5-балльной шкале от 1 — Наименьшая выраженность до 5 — Сильная выраженность. Секция В состоит из 5 вербальных заданий, направленных на понимание того, какие эмоции способствуют более эффективному выполнения деятельностей разного рода. Участник тестирования должен определить, насколько будет полезно в данной ситуации испытывать ту или иную эмоцию. Всего в каждом вопросе предложено по 3 эмоции, которые оцениваются по 5-балльной шкале от 1 — Не помогает до 5 — Помогает. Секция С состоит из 20 описаний различных ситуаций с 6 вариантами ответов в каждом, в которых герои испытывают разные эмоциональные состояния. Понимание ситуативной обусловленности эмоций предполагает как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний. На каждый вопрос надо выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Секция D посвящена способности эффективно управлять своими эмоциями. В секции предложено 5 историй, в которых описываются некие события. К каждой истории предлагается 4 варианта продолжения. Испытуемый должен оценить каждое продолжение истории с точки зрения того, насколько подобные действия могу привести к хорошему настроению или его сохранению у главного героя. Оценка производится по 5-балльной шкале от а — Очень неэффективно до е — Очень эффективно. Секция Е, входящая также в шкалу восприятия и идентификации эмоций, представляет собой 6 невербальных проб, которые должны обнаружить способность улавливать общие настроения, содержащиеся в окружении: конкретных пейзажах и абстрактных формах. Каждую картинку надо оценить по степени выраженности, выбрав из 5 эмоций. Как и в секции А, представлен набор из 7 эмоций: счастье, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, возбуждение. Однако выраженность каждой эмоции надо оценивать не по шкале от 1 до 5, а с помощью схематичных картинок. К каждой эмоции прилагается ряд из 5 изображений схематичного лица, которое выражает данную эмоцию от наименьшего проявления до самого сильного. Секция F данной шкалы состоит также из 5 вербальных заданий, направленных на поиск обозначений эмоциональных состояний и соединение вербализованной эмоции и недифференцированного ощущения. Секция G состоит из 12 утверждений, выявляющих степень понимания значение тех или иных эмоций, сложность сочетания эмоций в одним чувстве. Секция Н направлена на оценку способности управлять эмоциями других людей. В ней предложено 3 ситуации. В каждой ситуации описана история взаимоотношений и возможности понимания того, как можно на них повлиять. Представлено 3 варианта продолжения этих взаимоотношений. Испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале эффективность действий в каждом продолжении по сохранению хороших отношений. Оценка дается от а — Очень неэффективны до е — Очень эффективны.
Интерпретация
Общие принципы
Алгоритм подсчета баллов начинается с вычисления 8 разделов теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла за каждый раздел. Дальше подсчитываются баллы за каждую ветвь, которые представляют собой среднее между баллами за разделы. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста.
Перевод в стены
Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для мужчин
Стены | Идентификация эмоций | Использование эмоций в решении проблем | Понимание и анализ эмоций | Сознательное управление эмоциями | Общий балл |
---|---|---|---|---|---|
1 | 0,197-0,267 | 0,213-0,249 | 0,165-0,297 | 0,145-0,215 | 0,051-0,275 |
2 | 0,268-0,299 | 0,25-0,273 | 0,298-0,331 | 0,216-0,237 | 0,276-0,298 |
3 | 0,3-0,331 | 0,274-0,298 | 0,332-0,365 | 0,238-0,259 | 0,299-0,322 |
4 | 0,332-0,363 | 0,299-0,322 | 0,366-0,399 | 0,26-0,281 | 0,323-0,345 |
5 | 0,363-0,395 | 0,323-0,347 | 0,4-0,433 | 0,282-0,303 | 0,346-0,369 |
6 | 0,396-0,427 | 0,348-0,371 | 0,444-0,467 | 0,304-0,325 | 0,37-0,392 |
7 | 0,428-0,459 | 0,372-0,396 | 0,468-0,501 | 0,326-0,347 | 0,393-0,416 |
8 | 0,46-0,491 | 0,397-0,42 | 0,502-0,535 | 0,348-0,369 | 0,417-0,439 |
9 | 0,492-0,523 | 0,421-0,445 | 0,536-0,569 | 0,37-0,391 | 0,44-0,463 |
10 | 0,524-0,58 | 0,446-0,447 | 0,569-0,586 | 0,392-0,412 | 0,464-0,482 |
Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для женщин
Стены | Идентификация эмоций | Использование эмоций в решении проблем | Понимание и анализ эмоций | Сознателное управление эмоциями | Общий балл |
---|---|---|---|---|---|
1 | 0,197-0,299 | 0,201-0,275 | 0,171-0,342 | 0,184-0,241 | 0,251-0,32 |
2 | 0,3-0,328 | 0,276-0,298 | 0,343-0,37 | 0,242-0,261 | 0,321-0,337 |
3 | 0,329-0,358 | 0,299-0,321 | 0,371-0,399 | 0,262-0,282 | 0,338-0,355 |
4 | 0,359-0,387 | 0,322-0,344 | 0,4-0,427 | 0,283-0,302 | 0,356-0,372 |
5 | 0,388-0,417 | 0,345-0,367 | 0,428-0,456 | 0,303-0,323 | 0,373-0,39 |
6 | 0,418-0,446 | 0,368-0,39 | 0,457-0,484 | 0,324-0,343 | 0,391-0,407 |
7 | 0,447-0,476 | 0,391-0,413 | 0,485-0,513 | 0,344-0,364 | 0,408-0,425 |
8 | 0,477-0,505 | 0,414-0,436 | 0,514-0,541 | 0,365-0,384 | 0,425-0,442 |
9 | 0,506-0,535 | 0,436-0,459 | 0,542-0,57 | 0,384-0,405 | 0,443-0,46 |
10 | 0,536-0,548 | 0,46-0,476 | 0,571-0,597 | 0,405-0,408 | 0,461-0,75 |
Практическое значение
Результаты психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода теста «Эмоциональный интеллект» MSCEIT V. 2.0 показывают, что данная методика соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована именно для этих целей. Выявленные отдельные невысокие психометрические показатели не препятствуют использованию теста, но указывают на необходимость дальнейшей работы по адаптации и стандартизации теста.
Авторы адаптации сообщают, что в первую очередь работа будет проведена со «слабыми» пунктами теста, влияющими на надежность теста. Уже начата работа по сопоставлению MSCEIT V. 2.0 с другими методиками, изучающими эмоциональный интеллект и эмоциональную регуляцию. По данным авторов адаптации на текущий момент результаты сравнения коэффициентов надежности по всем первичным и суммарным шкалам теста показывают, что в целом коэффициенты надежности в российской выборке уступают американским, однако на определенных уровнях обобщения становятся достаточными для признания теста психометрически адекватным. Коэффициенты надежности колеблятся от 0,79 (шкала Е) до 0,30 (шкала Н).
Источник