Инструкция Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если вы с утверждением согласны, поставьте рядом с его номером знак «+»; если нет — знак «-». Если Вы затрудняетесь ответить, напишите «не знаю».
Мне с трудом удаётся сосредоточить своё внимание на уроке.
Отступление учителем от основной темы занятий сильно отвлекает меня.
Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной, проверочной работе, экзаменах.
Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.
Отчаявшись выполнять какое – либо задание я обычно «опускаю руки».
Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности собой.
Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.
Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство.
Меня сильно беспокоит положение в классе.
Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости.
Я с трудом сосредотачиваюсь на каком – либо задании и это раздражает меня.
Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке, экзаменах.
Порой мне кажется, что я не могу усвоить всего учебного материала, и это меня пугает.
Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.
Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.
Во время выступления или ответа я начинаю заикаться.
Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.
Я част ссорюсь с друзьями по школе из — за пустяков и потом жалею об этом.
Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на моё настроение.
После ссоры или спора я долго не могу успокоиться.
У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряжённой работы.
Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа.
Не выполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня.
Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если уверен в своих знаниях.
Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках.
Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса , задаваемого учителем.
Насмешки одноклассников не портят мне настроения.
Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.
В классе я чувствую себя легко и непринуждённо.
Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать всё, что запланирую.
Обработка 1. Подсчитываются ответы «да» в первых 20-ти вопросах. 2. Подсчитайте ответы «нет» на вопросы 21-30. 3. Подсчитайте ответы «не знаю» по всей анкете, разделите пополам. 4. Сложите эти три числа и сравните с приведенными ниже показателями уровней.
Уровни: 0-10 — низкий уровень 11-20 — средний 21-30 — высокий
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психологические рисуночные тесты
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
А.Л. Венгер
Психологические рисунчные тесты
Иллюстрированное руководство
Венгер А.Л.
В29 Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с: ил. — (Психология для всех). ISBN 5-305-00058-0
Глава1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ И ТЕХНИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Проведение рисуночных тестов
ГЛАВА 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
Сфера социальных отношений
Признаки возможной психической патологии
ГЛАВА 3. РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО
Типология несуществующих животных
Реакция на эмоциональнуютнагрузку
Признаки возможнойипсихической патологии
Комплексный анализ рисункаинесуществующих животных
ГЛАВА 4. РИСУНОК СЕМЬИ
Конфликтные отношения в семье
Агрессия в семейных отношениях
Приложенияе I. Сводный список тестовых показателей
Приложение II. Словарь терминов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось довольно большое количество отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скореееоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Например, приводятся такие критерии оценки, как: «Глаза выпучены — грубость, черствость… Брови редкие, короткие — презрение, изощренность».
Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Так, выпученные глаза могут появиться на рисунке отнюдь не только вследствие грубости, черствости, но и как симптом наличия страхов или как проявление подозрительного отношения к окружающим. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.
Как научиться выбирать правильную интерпретацию в каждом конкретном случае? Что делать, если в рисунке встретились признаки, противоречащие один другому? Какому из них доверять? И самый главный вопрос: как на основе отдельных разрозненных показателей составляется целостный психологический портрет обследуемого? Тот портрет, который позволяет намечать психокоррекционные задачи, давать рекомендации, строить обоснованный прогноз.
Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик. Поэтому я и счел необходимым предложить читателю эту книгу. В ней приводится список подобных показателей (более трехсот) с указанием различных возможных вариантов их интерпретации.
Главное содержание составляет детальный психологический анализ более 160 рисунков, выполненных детьми разного возраста и взрослыми клиентами. Для анализа отобраны материалы, в которых наиболее отчетливо проявляются особенности, характерные для тестовых рисунков (отбор проводился из нескольких тысяч рисунков, собранных за 30 лет консультативной и психокоррекционной работы).
Искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакая книга — в том числе и эта — его не заменит, но она может стать своего рода «тренажером», на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста. Проводя вместе с автором анализ рисунков, вы постепенно научитесь выделять значимые признаки, соотносить их между собой, делать выводы.
Жанр этой книги — практическое руководство — побудил меня отказаться от развернутых обоснований и литературных ссылок при изложении материала. Основной упор сделан на демонстрацию самого процесса интерпретации рисунков. При описании критериев, на которых она основана, использованы как литературные данные, так и клинический опыт автора.
Я хочу выразить глубокую признательность психологу Российской медицинской академии последипломного образования Елене Ивановне Морозовой, побудившей меня написать эту книгу и оказывавшей неоценимую помощь на всех этапах работы. В число иллюстраций вошли любезно предоставленные Еленой Ивановной рисунки из ее коллекции. Я благодарен также моим многочисленным соавторам: детям и взрослым, чьи рисунки напечатаны в книге.
Источник
В РИСУНКАХ И ДРУГИХ ПРОДУКТАХ 6 страница
Линии
Признак
Сильные и основательные вертикальные линии
Свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, красноречив, любопытен, резв и весел, не терпит возражений и поучений
Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево
Свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии
«Несуществующее животное»
И.А. Фурманов [37]
«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо
Хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности
«Несуществующее животное»
И. А. Фурмаиов [37]
Горизонтальные линии
Или восходящие линии
Веселье
М. Бетенски [5]
Как признак
Спокойствие и безмятежность
М. Бетенски [5]
Линии наподобие булавы
При изображении листвы дерева
Признак агрессивности, имеющей тенденцию брутально разряжаться больше на словах, чем на деле
Тест дерева
Автор не установлен
При изображении ствола или земли
Признак агрессивности, явной или скрытой
Тест дерева
Автор не установлен
Расширяющиеся линии
В листве
Агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
На стволе или на почве
Агрессивность, пережитая или назревающая
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
Густые линии при изображении ствола
Зависимость от окружающего, отсутствие сопротивления при контакте с внешними факторами
Тест дерева
Автор не установлен
44 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт — терапии
Линии
Признак
Интерпретация
Тест
Источники
Разные линии, очерчивающие ствол
Вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность
«Дерево»
Е.С. Романова [27]
Геометрические линии в изображении ствола или листвы
Тенденция к систематизации мышления или деятельности
Тест дерева
Автор не установлен
Длинные линии
Указывают на импульсивный, легковозбудимый характер
К. Тейлор [35]
В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков линия
Указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие (для ребенка 4-5 лет)
Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [351
Гибкая, равномерная, в меру волнообразная, уверенно, без спешки и чрезмерного нажима выполненная линия
Достаточное самообладание и эмоциональное равновесие. Никаких сомнений, беспокойства, в некоторой степени безучастность и равнодушие
Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Преобладание в рисунке линий типа крупного зигзага, неровных, часто меняющих направление, с неровным нажимом, то сильным, то более слабым
Неуверенность, тревога, боязнь положиться на собственные силы и допустить оплошность, выполняя такое трудное задание, как сохранение постоянной силы давления на лист бумаги при проведении линии
Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист
Импульсивность, острая тревога, высокая эмоциональная напряженность, пограничное невротическое состояние, иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста)
Использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями
Тревожность
«Кактус»
М. Памфилова [20] Л.М. Костина [13]
Темные тона, штриховка, нажим
Наличие конфликта
«Моя семья»
О. Баранова [4]
Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные
Защитная враждебность или агрессивное поведение
«Дом-дерево -человек»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Затемнение пустых мест
Тревога (чем темнее, тем более интенсивное представление)
«Нарисуй человека»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Штриховка, зачернение
Признак
Свидетельствуют о субъективной трудности выполнения отдельного рисунка, что служит показателем значимости для испытуемого той сферы, к которой относится слово-стимул
Метод пиктограммы
С.С. Степанов [32,33]
Выражает интенсивность эмоций или аффектов. Однако следует учесть, что маленькие дети любят рисовать в цвете и с помощью закрашивания они часто имитируют красочность цветных карандашей
Бессознательные фиксации, которые указывают на какой-то внутриличностный конфликт
«Звезды и волны»
У. Аве-Лаллемант[1]
Эмоционально-чувствительная возбудимость
«Звезды и волны»
У.Аве-Лаллемант[1]
Штриховка
Тревожность как личностная черта, тревога как состояние на момент обследования, иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется)
А.Л. Венгер [7]
Потребность в осмыслении содержания эмоций
«Звезды и волны»
У.Аве-Лаллемант[1]
Наблюдается в рисунках тревожных детей, показатель эмоционального расстройства
Энергичное, агрессивное зачерчива-ние ради затушевывания чего-нибудь
Выражение и выход агрессии и маскировки. Особенно часто это обнаруживается у психопатов и маленьких детей. В случае, если это ребенок, может иметь место просто развлечение посредством повторных движений
«Рисунок человека»
К. Маховер[17]
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Неуверенность, застенчивость, скрытность. Этот ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером
«Рисунок дерева»
К. Тейлор [35]
Общее напряженное беспокойство, эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда злобность. Характерна для детей, испытывающих эмоциональную депривацию в семье, и чем больше выражена штриховка, тем больший объем внимания нужно уделить взаимоотношениям ребенка и матери
Тест дерева
Автор не установлен
3.1. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении линий
Штриховка, зачернение
Признак
Интерпретация
Тест
Источники
Заштрихована правая сторона ствола
Может говорить о контактности, способности хорошо ладить с окружающими, развитом чувстве социального, легкости в установлении и поддерживании отношений с людьми. Такого ребенка можно назвать экстравертом
«Рисунок дерева»
К. Тейлор [35]
Заштрихована левая сторона ствола
Свидетельствует о тонкой чувствительной натуре. Такой ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности
«Рисунок дерева»
К. Тейлор [35]
Сильно затемненная и очерченная кора
Враждебность, агрессия, защитная позиция (дефенсивность)
«Дом-дерево -человек»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Затемнение лица
Негативное самоощущение
«Рисунок человека»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Затемнение рук
Проявление агрессии
«Рисунок человека»
Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Закрашенные руки
Символ враждебного отношения
«Рисунок человека»
К. Тейлор [35]
Общее чувство неуспешности в контактах с социальным окружением
«Рисунок человека»
К. Маховер [17]
Чувство вины по отношению к агрессивным импульсам или мастурбатор-ной активности
«Рисунок человека»
К. Маховер [17] К. Тейлор [35]
У изображенного мужчины одна рука заштрихована, в другой — заштрихованный портфель
Показатель напряженности в контактах с противоположным полом
«Рисунок человека»
А.Л. Венгер [7]
Штриховка легкими, туманными и неопределенными линиями груди мужской фигуры у испытуемых-мужчин
Чувствительность к физическому недоразвитию
«Рисунок человека»
К. Маховер [17]
Штриховка легкими, туманными и неопределенными линиями груди женской фигуры у испытуемых-мужчин
Конфликт, включающий зависимость от матери
«Рисунок человека»
К. Маховер [17]
Штриховка сексуальной области женской фигуры с большой силой
Часто отмечается в рисунках сексуальных садистов-мужчин
«Рисунок человека»
К. Маховер [17]
50 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт — терапии
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 126 ; Мы поможем в написании вашей работы!