Тест для определения депрессии по maria kovacs

Содержание
  1. Опросник детской депрессии
  2. Главная > Документ
  3. Psycentr-Algis.ru
  4. Опросник детской депрессии cdi
  5. Тест на тему: Шкала М.Ковач (диагностика депрессии)
  6. Предварительный просмотр:
  7. Интерпретация. Опросник детской депрессии (CDI), М. Ковач
  8. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра
  9. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. (Москва)
  10. 1. Макросоциальные факторы
  11. Распределение обследованных школьников (в %) по уровням депрессивной симптоматики (опросник детской депрессии M. Kovacs CDI)
  12. Сравнение уровня депрессии в группах гимназистов и школьников из общеобразовательных школ (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))
  13. Сравнение уровня депрессии в группах гимназистов и подростков, проживающих в детских домах (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))
  14. Сравнение уровня депрессии в группах подростков, проживающих в детских домах, и школьников из общеобразовательных школ (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Опросник детской депрессии

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Опросник детской депрессии

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет

Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В –индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества

Шкала Е – негативная оценка собственной неэффетивности, наличие суицидальных мыслей.

Чтобы узнать общий суммарный показатель все шкалы складываются

Опросник депрессии у детей. (Maria Kovacs, 1992)

Шкала А (негативное настроение) — п.п. 1 6 8 10 11 13

Шкала В (межличностные проблемы) – п.п. 5 12 26 27

Шкала С ( неэффективность) — п.п. 3 15 23 24

Шкала D (ангедония) – п.п. 4 16 17 18 19 20 21 22

Шкала Е ( негативная самооценка) – п.п. 2 7 9 14 25

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов , выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.

По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т – показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (см. таблицу

Интерпретация Т – показателя CDI.

Очень значительно превышает средний

Значительно выше среднего

Чуть выше среднего

Чуть ниже среднего

Много ниже среднего

Значительно ниже среднего

Это самостоятельная шкала из 27 пунктов, которая может предъявляться детям школьного возраста и подростками (от 7 до 17 лет). Надежно различает детей и подростков с психиатрическим диагнозом «большая депрессия» от других психопатологических состояний и здоровых учащихся школы. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает также показатель глубины депрессии.

Опросник был переведен на многие языки (помимо оригинального английского), в этого может применяться в обследовании детей из различных культур.

В сравнении с другими инструментами, измеряющими депрессию у детей, требует минимальных навыков чтения. Дает количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Ряд пунктов тестирует последствия депрессии, специфичные для детей. (например, для школы)

Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Ребенок должен выбрать одно их трех значений по каждому пункту шкалы на основе последних двух недель.

Общий нормальный показатель по CDI может варьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубина симптоматики нарастает.

Интерпретация CDI должна основываться на анализе ответов на отдельные показатели, факторных показателях и их значениях, а также интеграции данных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком и прямым наблюдением за его поведением

Опросник легко предъявлять и обсчитывать. Его заполнение требует не более 15 минут. Особенно ценен в ситуациях, где требуется быстрая и алгоритмизированная оценка проблем ребенка.

Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Источник

Psycentr-Algis.ru

Блог о психических расстройствах и заболеваниях

Опросник детской депрессии cdi

Тест на тему:
Шкала М.Ковач (диагностика депрессии)

опросник позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов у детей и подростков от 7 до 17 лет

Предварительный просмотр:

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

идентификации депрессивного заболевания.

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

Читайте также:  Как себя чувствуешь если наступили беременность

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2 ) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3 ) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1 ) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

Интерпретация. Опросник детской депрессии (CDI), М. Ковач

Опросник детской депрессии (CDI), М. Ковач.

Опросник детской депрессии (CDI) разработан М. Ковач в 1992 году и адаптирован сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет могут отвечать на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Предъявление. Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Шкала А (негативное настроение: 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы: 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С (неэффективность: 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала Д (ангедония: 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одиночества

Шкала Е (негативная самооценка: 2, 7, 9, 14, 25) – негативная оценка собственной неэффетивности, наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов , выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста.

По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т–показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка.

Таблица перевода суммы баллов в Т – показатели.

Интерпретация Т – показателя CDI

Интерпретация CDI должна основываться на анализе ответов на отдельные показатели, факторных показателях и их значениях, а также интеграции данных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком и прямым наблюдением за его поведением

Общий нормальный показатель по CDI может варьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубина симптоматики нарастает.

Основные итоги исследований факторов суицидального риска
у подростков на основе психосоциальной
многофакторной модели расстройств аффективного спектра

Холмогорова А.Б., Воликова С.В. (Москва)

Холмогорова Алла Борисовна

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии со дня основания факультета Психологического консультирования МГППУ.

Воликова Светлана Васильевна

– доцент, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцразвития, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ.

Аннотация. В настоящий момент Россия находится на шестом месте в мире по числу самоубийств и на первом по числу подростковых самоубийств. Проблема требует подробного изучения с точки зрения системного подхода. На основе многофакторной психосоциальной модели расстройств аффективного спектра было обследовано больше 3000 детей и подростков из общеобразовательных школ, гимназий, а также детских домов и специальных школ для детей с девиантным поведением. Выявлялись личностные, семейные, интерперсональные и макросоциальные факторы, влияющие на развитие суицидального поведения у детей и подростков. На основе анализа полученных результатов выделены группы риска, даны дифференцированные рекомендации по этим группам и сформулированы общие принципы разработки эффективных профилактических программ, ориентированных на основные группы риска среди подростков.

Ключевые слова: дети, подростки, суициды, подростки с девиантным поведением, социальные сироты, суицидальное поведение, депрессия, тревога, алкоголизм, наркозависимость, социальное расслоение, интернет-ресурсы, семейные дисфункции, школьные дисфункции, дисфункциональное общение, системные исследования, профилактика суицидального поведения на основе системного подхода.

Читайте также:  Фон для презентации эмоции для детей

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Начало текущего 2012 года в России было отмечено серией самоубийств среди подростков, которые привлекли самое широкое внимание прессы и административных структур в системе образования и здравоохранения. Основным недостатком большинства публикаций является попытка найти какую-то одну основную причину происходящего, корень зла: родители или учителя, Интернет или учебные перегрузки и т.д. Помимо того, что неосторожные обвинения близких людей из окружения погибших детей могут привести к новым трагедиям, следует особо подчеркнуть, что проблема суицидального поведения требует системного научного подхода и рассмотрения целого комплекса различных факторов и их взаимодействия между собой.

Специалисты в области психического здоровья и суицидологи (как психиатры, так и психологи) уже давно бьют тревогу и пишут об острой необходимости разработки программ превенции и поственции (известно, что любая неудавшаяся попытка самоубийства сопряжена с высоким риском повторных) суицидов в нашей стране. Остается только надеяться, что обществу удастся извлечь урок из этих следующих одна за другой трагедий и, наконец-то, будут выделены средства на масштабные исследования с участием международных экспертов, без чего немыслимы эффективные профилактические меры. В противном случае меры могут приниматься «на глазок», на основании внешних впечатлений и приведут к не менее опасным тенденциям – запретить подросткам пользование Интернетом, запугивать учителей, которые и без того зажаты грудой бюрократических обязанностей и т.д. Такие меры могут не только не помочь делу, но даже, наоборот, усугубить ситуацию.

Хотя среди успехов нашего здравоохранения нередко отмечается постепенное снижение общего числа суицидов, их заметный рост среди представителей молодежи приводит к тому, что потенциальные потери количества лет человеческой жизни (potential years of life lost – PYLL) могут не только не уменьшаться, но даже возрастать (Gunnel, Middleton, 2003). Показатель PYLL является очень важным в научной суицидологи. Национальные программы превенции и поственции суицидов обязательно учитывают возрастное распределение, отсутствие адресности таких программ, направленности на факторы, которые могут вести к росту суицидов в той или иной возрастной группе, приводят к неизбежному разбазариванию средств. Россия переместилась на шестое место в мире по числу самоубийств, но вышла на первое по числу подростковых и юношеских суицидов. Все сказанное делает крайне важным научный анализ факторов суицидального поведения у подростков и молодежи.

На фоне социально-экономической нестабильности последних десятилетий в России имеет место значительный рост числа расстройств аффективного спектра в популяции, в том числе среди детей и юношества (Холмогорова, 2011; Ротштейн, Богдан, Суетин, 2005; Иовчук, Батыгина, 1999 ). Расстройства аффективного спектра, в первую очередь депрессивные и тревожные состояния, являются одним из основных, если не ведущим фактором суицидального поведения. Так, согласно данным Британского эпидемиологического исследования 41% из всех детей 11 – 15 лет с депрессивными расстройствами предпринимали попытку самоубийства или пытались нанести себе повреждения (Dubichka B., GoodyorJ., 2005). А среди тех, кто покушался на самоубийство или же совершил суицид, наличие депрессивного состояния той или иной степени глубины отмечается в подавляющем большинстве случаев (Joiner, 2005). Депрессивные состояния у подростков имеют свою специфику: они нередко плохо осознаются самими детьми именно как сниженное настроение и могут выражаться в нарастании агрессивного поведения, упрямства, оппозиционного поведения, ухода в себя. Рост числа подростковых суицидов наблюдается в последние десятилетия во многих странах, что вызывает естественную озабоченность общественности и специалистов, приводит к разворачиванию исследований и профилактических программ.

Хотя по данным ЮНИСЕФ Россия занимает первое месте по количеству суицидов среди подростков и молодежи (например, в США бьют тревогу в связи с тем, что каждый год там предпринимают попытки самоубийства примерно 2000 подростков, у нас же это число в два раза больше), в нашей стране до сих пор отсутствуют масштабные программы профилактики суицидального поведения у подростков и молодежи. Важнейшей частью таких программ должны стать профилактика и своевременное выявление расстройств аффективного спектра у школьников и студентов, включающих как клинические состояния в виде депрессивных и тревожных расстройств, так и субклинические состояния эмоциональной дезадаптации. Не менее важно наличие специальных служб и профессионалов, которые способны оказать высоко квалифицированную помощь детям, находящимся в состоянии дезадаптации, а также (что нередко еще более важно) провести необходимую работу с родителями и педагогами.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в становлении личности. Л.С. Выготский предложил системный подход к изучению развития, выдвинув понятие социальной ситуации развития, которую определил как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу (Выготский, 1983). Подростки пытаются найти свое место и интерес в жизни, для них особенно важно признание со стороны сверстников, они пытаются осмыслить и понять себя и других людей, поэтому отношения с окружающими играют особенно важную роль в этот период. Интенсивно формирующаяся в этот период система представлений о себе, о других людях, о своем будущем во многом определяет эмоциональное состояние подростка и вероятность возникновения суицидальных мыслей и намерений.

Сотрудниками кафедры клинической психологии и психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ и одноименной лаборатории Московского НИИ психиатрии разработана многофакторная психосоциальная модель расстройств аффективного спектра (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, 1998), включающая четыре блока факторов возникновения и течения этих расстройств: 1) макросоциальные, 2) семейные, 3) личностные, 4) интерперсональные. Данная многофакторная модель послужила концептуальной основой для большого количества популяционных и клинических исследований и доказала свою эвристичность для изучения факторов расстройств аффективного спектра и тесно связанного с ними суицидального поведения. Приведем основные итоги этих исследований, рассмотрев отдельно каждый из четырех блоков факторов.

1. Макросоциальные факторы

Согласно международным данным по исследованию макросоциальных факторов риска суицидального поведения (Fortune, Hawton, 2005) к важнейшим из них относятся: 1) доступность средств сведения счетов с жизнью (ружей, отравляющих веществ и т.д.); 2) широкое обсуждение в средствах массовой информации случаев суицида, что может приводить к «нормализации» такого способа решения проблем; 3) доступность информации о способах самоубийства, что в современном мире становится особенно большой проблемой в связи с появлением Интернета (около десяти специальных русскоязычных сайтов посвящено суицидам с подробным описанием различных способов и возможностью найти себе партнера); 4) социально-экономические кризисы и другие социальные стрессы, увеличивающие число семей с тяжелым материальным положением и безработицу; 5) уровень потребления алкоголя и наркотиков в обществе и их доступность; 6) система ценностей, доминирующих в обществе, например, культ успеха и пропаганда нереалистичных стандартов счастья и успеха; 7) для такой большой страны как Россия следует подчеркнуть высокую вариативность показателей суицидов в зависимости от региона, что тоже требует специальных исследований.

1.1. В России к важным макросоциальным факторам относятся процессы социального расслоения общества, которые создают специфические факторы риска у детей из разных социальных групп. Эту специфику необходимо учитывать при создании эффективных профилактических программ.

В отношении подростков важно отметить две противоположно направленные тенденции, которые во многом определяют основные группы риска. С одной стороны – это рост числа социально неблагополучных семей и числа родителей, лишенных родительских прав. Дети в этих семьях нередко подвергаются жестокому обращению и, будучи лишенными нормальной родительской заботы и контроля, особенно часто находятся в состоянии эмоциональной и школьной дезадаптации. С другой стороны в Москве и в России в целом – отмечается неуклонный рост числа гимназий и гимназических классов, где, как правило, имеют место повышенные учебные нагрузки и культивируется особая атмосфера конкуренции и критической важности достижений успеха.

Обе тенденции приводят к росту числа детей с выраженной эмоциональной дезадаптацией и повышенным суицидальным риском, однако механизмы этих состояний и необходимые меры по их профилактики и коррекции различны. Ниже приводится диаграмма, показывающая высокий уровень социального сиротства в нашей стране. На протяжении двух десятилетий он остается стабильным и с незначительными вариациями колеблется вокруг цифры 700 тыс. При этом следует помнить, что речь идет об официальной статистике, реальные же цифры еще выше. На этом фоне привлекает внимание значительный рост числа гимназий и гимназических классов, где, в основном, учатся дети из социально благополучных семей. В Москве с 1991 по 2009 год число гимназий увеличилось с 10 до 100.

Читайте также:  Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста

С целью выявления и описания различных групп риска сотрудниками кафедры было проведено масштабное популяционное исследование в различных учебных заведениях г. Москвы на основе Опросника детской депрессии М. Ковак (Children`s Depression Inventory (CDI) M.Kovacs), который широко используется во всем мире для выявления групп риска среди детей и подростков. Специалистами кафедры этот опросник был переведен и валидизрован (Воликова, Калина, Холмогорова,2011), что делает возможным его научно обоснованное применение в системе образования и здравоохранения нашей страны. Группа высокого риска с выраженными симптомами депрессии оказалось самой большой среди гимназистов (более 20%), на втором месте – дети из детских домов (около 20%), группа риска среди детей из общеобразовательных школ составила около 10%. Пресс успеха и перфекционистских стандартов также опасны для эмоционального благополучия детей, как бедность, алкоголизм и плохая забота. Это отражается в примерно одинаковом проценте детей, демонстрирующих симптомы эмоционального неблагополучия, среди обучающихся в гимназиях и проживающих в приютах и детских домах.

Ниже представлен более подробный анализ данных с выделением специфических механизмов депрессии в разных группах риска (Воликова, Холмогорова, 2009).

Опросник CDI представляет собой самооценочную шкалу из 27 вопросов, распределенных по 5 шкалам: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, ангедония, негативная самооценка. Подсчитывается также общий показатель депрессии (суммарный балл по всем шкалам). В зависимости от набранных баллов испытуемый может быть отнесен к определенной группе: группа риска по депрессивному состоянию (выраженный симптом), средний уровень (умеренной выраженный симптом), нормальный уровень, низкий уровень (отсутствие симптома).

Для проверки надежности опросника CDI был подсчитан коэффициент Guttman Split – half. Коэффициент а для первой части опросника был равен 0,7312; коэффициент а для второй части равен 0,6640. Коэффициент Guttman Split – half равен 0,8270. Значения коэффициента Guttman Split – half свидетельствуют о надежности опросника. Это позволило использовать опросник в исследовательских целях. Поскольку опросник проходит апробацию на отечественной выборке, в данной работе использовались оригинальные шкалы опросника.

Всего в различных дипломных и диссертационных исследованиях кафедры приняли участие более 3000 школьников, ниже приводятся результаты 1011 исследования школьников 5 – 10 классов гимназий, общеобразовательных школ, детских домов и приютов г. Москвы и Московской обл.1, из них:

– обучающихся в гимназиях и гимназических классах (группа «гимназисты») – 464 чел.;

– обучающихся в общеобразовательных школах (группа «школьники») – 413 чел.;

– проживающих в приютах и детских домах (группа «детский дом») – 134 чел.

Средний возраст обследованных школьников:

– обучающихся в гимназиях и гимназических классах – 13,2 лет;

– обучающихся в общеобразовательных школах – 13,4 лет;

– проживающих в приютах и детских домах – 13,7 лет.

Распределение обследованных школьников (в %) по уровням депрессивной симптоматики (опросник детской депрессии M. Kovacs CDI)

Как видно из таблицы 1, в группе «гимназисты» большее количество детей попадает в группу риска по развитию депрессивной симптоматики. Наиболее благополучной оказались школьники из общеобразовательных школ. Промежуточное положение заняли дети из группы «детский дом».

Сравнение уровня депрессии в группах гимназистов и школьников из общеобразовательных школ (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

Сравнение уровня депрессивной симптоматики в группах «гимназистов» и «школьников» (см. табл. 2) показало, что у гимназистов выше общий показатель депрессии, в большей степени характерны проявления ангедонии, большее количество детей говорят о негативной самооценке, о межличностных проблемах.

Сравнение уровня депрессии в группах гимназистов и подростков, проживающих в детских домах (Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

При сравнении группы «гимназистов» и группы «детский дом» (см. табл. 3) получилось, что дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют больше нарушений: выше общий показатель депрессии, выше показатель ангедонии, они чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными. Однако гимназисты отмечают (даже по сравнению с детьми-сиротами) больше проблем в межличностных отношениях и больше из-за них переживают. Следует особо подчеркнуть, что это единственный показатель, по которому дети из гимназий оказались более неблагополучным, чем дети из детских домов.

Сравнение групп «детский дом» и «школьники» (см. табл. 4) показало, что дети, проживающие вне семьи, менее благополучны практически по всем показателям опросника Ковак: испытывают большее недовольство межличностными отношениями, чаще чувствуют себя неэффективными, некомпетентными, у них ниже самооценка, больше проявлений ангедонии, выше общий показатель депрессии.

Сравнение уровня депрессии в группах подростков, проживающих в детских домах, и школьников из общеобразовательных школ
(Опросник детской депрессии (M. Kovacs CDI))

М – среднее значение, SD – стандартное отклонение
** различия статистически достоверны при p Проект Положения Банка России “О требованиях к методикам стресс-тестирования рисков и оценки точности модели центрального контрагента, а также порядку и срокам предоставления информации о результатах стресс-тестирования и оценки точности модели центрального контрагента” (по состоянию на 08.06.2016) Настоящее […]

  • Синдром дауна девочки Наш сайт переехал! новый адрес: Солнечные-дети.рф Настаивать на ребенке стал мой муж. Аргументировал тем, что он уже совсем скоро станет старым, а деток у нас все нет (на тот момент ему было 26, мне 21). Видимо, аргументы были достаточно убедительными – я согласилась. Прошло четыре месяца старательных попыток […]
  • Депрессия st лечение Депрессия сегмента ST Наиболее высокая летальность отмечена у больных с одновременной депрессией сегмента ST и частой или сложной экстрасистолией на фоне низкой толерантности. Такую комбинацию показателей нагрузочного теста имели 7 человек, из которых 6 (85,7%) умерли при последующем наблюдении. Полученные данные […]
  • Анализ на синдром дауна на 16 неделе Анализ на синдром дауна на 16 неделе 10 января 2013 г., 23:48 Я живу в германии.Была на узи в 12 недель.Подскажите кто знает такие анализы в норме? мне сказали воротник чуть толще нормы но это не риск. Длина зада вершины 50.9 Biparietaler диаметр 17.0 Заглавная длина бедра объема 57.6 Длина бедра 8.1 Объем живота […]
  • Магне б6 от стресса Магне б6 от стресса Восполнение дефицита магния способствует повышению устойчивости организма к стрессу. 2 Не каждый препарат магния проверен клинически 3 Магне В6 в таблетках проверен в 50 исследованиях с участием 9 000 пациентов 4 Высокий профиль безопасности Проверен с участием 9 000 пациентов в 50 исследованиях […]
  • Из за чего случилась великая депрессия Из за чего случилась великая депрессия «Если вы до конца разобрались в нашей финансовой системе, то вы поняли, что вся она зиждется на доверии и ни на чем другом … если подрывается доверие, то все остальное подрывается очень быстро» (П. Уильям Сидмэн) «Только дураки рискуют предсказывать будущее.» (Эразм […]
  • Магазины стресс в екатеринбурге официальный сайт СТРЕСС /МАГАЗИН/ Головные уборы, женская одежда, аксессуары Телефон: +7 (343) 257-92-27, 38-32-632 Адрес: Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 46 Режим работы: С 10.00 до 22.00 без перерыва без выходных Общая информация Дополнительная информация Сеть модных магазинов «СТРЕСС» предлагает […]
  • Клуб клаустрофобия самара Квест в реальности Потерянные во времени Игроков 2 – 6 Время 60 мин Цена от 1200 р. Сложность Сложный Игроки с опытом проходят с подсказками. » data-html=»true»> Уровень страха Не страшный Возраст 14+ Сейчас этот квест просматривает 1 человек Средняя оценка по отзывам 17 отзывов от игроков, […]
  • Источник

    Оцените статью