- Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности
- Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)
- Диагностика эмоциональной направленности личности
- Ваш психолог. Работа психолога в школе.
- Самое популярное
- Общая эмоциональная направленность (Додонов)
- Результат теста
- Содержательная интерпретация
Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности
Опросник Б.И. Додонова позволяет выявить тип эмоциональной направленности личности и включает в себя 10 типов:
- Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
- Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
- Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
- Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
- Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
- Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
- Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
- Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
- Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
- Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
Додонов Борис Игнатьевич (1922 — 3.05.1985) — отечественный психолог. В 1950 г. окончил Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. — докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций.
Тест-анкета: эмоциональная направленность (Б.И.Додонов)
Инструкция: Вам предлагаются описания различных человеческих переживаний. Пожалуйста, внимательно прочитайте и оцените, насколько часто Вы их испытываете. Поставьте «2» – если Вы часто испытываете данное переживание, «1»– если Вы сомневаетесь в выборе ответа,
«0» – если Вы не испытываете это переживание или испытываете его крайне редко. Пожалуйста, отвечайте неформально, искренне.
1. Жажда острых ощущений.
2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти отклик.
3. Желание приносить другим радость и счастье.
Источник
Диагностика эмоциональной направленности личности
Шкалы: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, практическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акхизитивная
Инструкция к тесту: Из предложенных вариантов ответов выберите один и запишите соответствующее ему число баллов перед номером утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений (пропущенные номера поставьте сами по указанному образцу) соответствующие им баллы ответов. Ответы оцениваются по шкале:
• «Безусловно да» – 2 балла
• «Пожалуй, да» – 1 балл
• «Пожалуй, нет» – 0 баллов
• «Безусловно нет»- минус 2 балла
1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.
2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
3. Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.
4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
5. Я люблю острые ощущения.
6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.
7. Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.
8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.
9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
10. Люблю заниматься коллекционированием.
11. Хочу приносить людям радость и счастье.
12. Для меня важно одобрение окружающих.
13. Приятно чувствовать превосходство над соперниками.
14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
15. Охотно иду на риск.
16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
17. Люблю разбираться в причинах событий, явлений.
18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
21. Я всегда жалею неудачников.
22. Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.
23. Я могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.
24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.
25. Я человек решительный.
26. Люблю все таинственное и необычное.
27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.
30. Люблю делать покупки.
31. Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.
32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.
33. Я самолюбив(а).
34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.
35. Я люблю преодолевать опасности.
36. Иногда меня тянет вдаль.
37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
39. Я склонен (склонна) к лени.
40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.
41. Я стремлюсь помогать людям.
42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.
43. Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.
44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
45. Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.
46. Я люблю мечтать.
47. Самое приятное переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
48. Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
49. Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.
50. Я охотно расстаюсь со своими вещами.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
I Альтруистическая направленность 1, 11, 21, 31, 41
II Коммуникативная направленность 2, 12, 22, 32, 42
III Глористическая направленность – на самоутверждение 3, 13, 23, 33, 43
IV Практическая направленность – радость от процесса работы 4, 14, 24, 34, 44
V Пугностическая направленность 5, 15, 25, 35, 45
VI Романтическая направленность 6, 16, 26, 36, 46
VII Гностическая направленность 7, 17, 27, 37, 47
VIII Эстетическая направленность 8, 18, 28, 38, 48
IX Гедонистическая направленность – на удовольствия 9, 19, 29, 39, 49
X Акхизитивная направленность – на коллекционирование, накопление 10, 20, 30, 40, 50
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Тест-анкета «Эмоциональная направленность» |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||
Тест-анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И. Додоновым (1978), представляет собой перечень из 10 эмоций, составленный на основе авторской классификации эмоций [2; 9].
>> Modules Anywhere >>> —> Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют, автором предоставлена информация только по поводу достоверности. Автор утверждает, что коэффициент достоверности информации, доставляемой анкетой при работе с образованной молодежью, по данным специальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5.
Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше. Обработка и интерпретация результатов Источник Общая эмоциональная направленность (Додонов)Результат теста | ||
эмоция не выражена ⇒ эмоция выражена |
Содержательная интерпретация
• Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях: «Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать… нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно». «Самое желанное чувство – когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке… Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо».
Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем: «Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека».
Примеры эмоций: «Желание приносить другим радость и счастье». «Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота». «Сопереживание удачи и радости другого». «Чувство нежности или умиления». «Чувство преданности». «Чувство участия, жалости».
• Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: «Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние». «Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то… прямо реветь хочется от счастья».
Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).
Примеры эмоций: «Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик». «Чувство симпатии, расположения», «Чувство уважения к кому-либо». «Чувство признательности, благодарности». «Чувство обожания кого-либо». «Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей».
• Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое «пожинание лавров». Она хорошо выявлена в следующем высказывании: «Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства».
Примеры эмоций: «Стремление завоевать признание, почет». «Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш». «Приятное щекотание самолюбия». «Чувство гордости». «Чувство превосходства». «Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности».
• Праксические эмоции. Переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения» (П. М. Якобсон).
Несколько описаний переживаний, которые мы относим к праксическим: «Совершение полезного и нужного с большим напряжением воли». «Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; в этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе». «У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого».
Примеры эмоций: «Желание добиться успеха в работе». «Чувство напряжения». «Увлеченность, захваченность работой». «Любование результатами своего труда, его продуктами». «Приятная усталость». «Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря».
• Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях генерал-полковника Глеба Бакланова, Героя Советского Союза, мастера спорта СССР: «Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Временами перехватывало дыхание. Разгоряченное лицо пылало огнем». Он же признается: «Конечно, все, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из „спортивного интереса“… Но в самом ходе боя… часто возникали переживания и ощущения, сходные с теми, которые были знакомы мне по спорту».
Хорошо передает переживание названного типа перед прыжком с парашютом космонавт Алексеи Леонов: «Перед шестым прыжком в душе все равно рождается какое-то томительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности».
«…Я люблю это чувство – опасность», – сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.
Примеры эмоций: «Жажда острых ощущений». «Упоение опасностью, риском». «Чувство спортивного азарта». «Решительность». «Спортивная злость». «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей».
• Романтические эмоции. В настоящей классификации под романтизмом имеется в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности как типичная «романтическая эмоция» появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо «ощущаем» свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я «болею»). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала», – писал М. Ю. Лермонтов. Романтические переживания раскрываются в таких выражениях: «Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)». «Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного». «У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное».
Примеры эмоций: «Стремление к необычайному, неизведанному». «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда». «Манящее чувство дали». «Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны». «Чувство особой значительности происходящего». «Чувство зловеще-таинственного».
• Гностические эмоции. Гностические (от греч. gnosis – знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Гностические эмоции связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному «общему знаменателю». Альберт Эйнштейн очень метко назвал это человеческое стремление «бегством от удивления». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, – это проблемная ситуация. Гностические переживания могут быть описаны так: «Для меня самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе». «Самое приятное чувство – решить задачу, когда вначале казалось, что я её не решу».
Примеры эмоций: «Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления». «Чувство удивления или недоумения». «Чувство ясности или смутности мысли». «Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему». «Чувство догадки, близости решения». «Радость открытия истины».
• Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства – радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, «что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют». Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. «Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций». Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.
Первый взгляд хотя и не лишен основания, все же представляется нам узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Нам ближе вторая точка зрения, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой. Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы.
Примеры эмоций: «Жажда красоты». «Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо». «Чувство изящного, грациозного». «Чувство возвышенного или величественного». «Наслаждение звуками». «Чувство волнующего драматизма» («Сладкая боль»).
Из состава эстетических переживаний можно выделить специальную модификацию – лирические переживания, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, «опоэтизированной» печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.
К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: «Чувство светлой грусти и задумчивости». «Поэтически-созерцательное состояние». «Чувство душевной мягкости, растроганности». «Чувство родного, милого, близкого». «Сладость воспоминания о давнем». «Горьковато-приятное чувства одиночества».
• Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Гедонистические переживания и соответствующие им эмоциональные ситуации описывались так: «Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей». «Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием». «Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже».
Примеры эмоций: «Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца». «Чувство беззаботности, безмятежности». «Нега» («Сладкая лень»). «Чувство веселья». «Приятная бездумная возбужденность» (на танцах, вечеринках). «Сладострастие».
• Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.
Примеры эмоций: «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать». «Радость по случаю увеличения своих накоплений». «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций».
Источник