Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Опросник Айзенка (подростковый) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие). Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс». Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция». Текст опросника1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? Ключ Источник Опросник Айзека для детей и подростковПодростковый опросник Айзенка Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет. Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста. Опросник состоит из 57 вопросов, опубликован в 1963 году. Инструкция к тесту: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно — согласен, то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно — не согласен, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. 1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании? 2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят? 3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ? 4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным? 5. Часто ли у тебя меняется настроение? 6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с 7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли? 8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят? 9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь? 10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины? 11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек? 12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает? 14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро? 15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не смог ее сохранить? 16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят? 17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не 18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда первым начинаешь разговор? 19. Ты когда-нибудь говорил неправду? 20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь? 21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям? 22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины? 23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие? 24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен? 25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие? 26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами? 27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать? 28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова? 29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело? 30. Ты любишь иногда похвастать? 31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего молчишь? 32. Ты обычно быстро принимаешь решения? 33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя? 34. Тебе временами снятся страшные сны? 35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят? 36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте? 37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить? 38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо? 39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек? 40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься? 41. Ты всегда ешь все, что тебе дают? 42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать? 43. Ты любишь часто ходить в гости? 44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо? 45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями? 46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком? 47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье? 49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову? 50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся? 51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким? 52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми? 53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно? 54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой причины? 56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании 57. На тебя влияет погода? ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54. ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56. ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57. ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55. ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41. ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45. Числовые значения теста: Оценочная таблица для шкалы экстраверсии-интраверсии значительная умеренная умеренная значительная 1–7 8–11 12–18 19–24 Оценочная таблица для шкалы нейротизма высокая очень высокая По шкале лжи или шкале социальной желательности показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический, что свидетельствует о тенденции ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку. Анализ теста и интерпретация результатов: Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает значительное влияние на особенности деятельности и поведения человека. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать в процессе социализации при индивидуальном подходе к обучению и воспитанию. Различия темперамента проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении, психических процессах и тех способах, которыми человек реализует свою деятельность. Известные типы темперамента – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик – диагностируются по Айзенку, исходя из двух основных шкал: шкалы экстраверсии-интроверсии и шкалы нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Экстраверт по Айзенку общителен, импульсивен, возбужден. Наполнен жаждой новых впечатлений, имеет много друзей, склонен к раскованным поступкам, действует под влиянием момента, любит шутки, «не лезет в карман за словом». Он беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен. Любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности и вспыльчивости, его эмоции строго не контролируются, на него не всегда можно положиться. Интроверт по Айзенку же спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, не выходит из себя, редко поступает агрессивно. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип. Прочитать более подробную интерпретацию результатов по шкалам экстраверсии-интровертности, шкалам нейротизма и шкалам лжи – можно в опроснике Айзенка EPI. Прочитать более подробную интерпретацию результатов по темпераменту – сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик и ознакомиться с кругом Айзенка – можно в опроснике Айзенка EPQ. Источник Тест Айзенка на темперамент (детский вариант)Методика изучения темперамента младшего школьника Скачать:
Предварительный просмотр:(изучение темперамента младшего школьника) «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».
Бланк к методике «Опросник Айзенка» Фамилия, имя _________________________________________________ Дата рождения ___________________________________________________________________ (число, месяц, год) Класс _________________ Дата обследования ____________________ Ключ к опроснику Айзенка
Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются- Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов. 1) Шкала экстраверсия-интроверсия (Э), отражает преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления субъективного мира (интроверсия). Измеряемые с её помощью качества во многом зависят от подвижности нервной системы. В поведении экстраверты проявляют себя как возбудимые и подвижные, а интроверты – как заторможенные и инертные. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы. 2) Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз. Выраженность параметра экстраверсии (Э+) или интроверсии (Э-) в сочетании с высокой эмоциональнолй нестабильностью (Нр+) может выступать в качестве критериалных показателей риска нарушений психического здоровья. «Нестабильные экстраверты» обнаруживают готовность к развитию истерического невроза навязчивых состояний. Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро — и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия — интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия — интроверсия и нейротизм — стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). «Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной утраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах, Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений, Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свой силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, и меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т.д., в других – вялость; безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий. У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность, В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Источник |