Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Тест-анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И. Додоновым (1978), представляет собой перечень из 10 эмоций, составленный на основе авторской классификации эмоций [2; 9]. Классификация эмоций создана автором эмпирическим путем, на основе предварительного сбора огромного количества «сырого» материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным затем в основание классификации. В классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенности «в цвет» определенной потребности. Автор выделяет 10 видов таких эмоций (1975):
альтруистические эмоции (возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям);
коммуникативные эмоции (возникают на основе потребности в общении);
глорические эмоции (от лат. gloria — слава, связаны с потребностью в самоутверждении и славе, типичная эмоциональная ситуация — реальное или воображаемое «пожинание лавров»);
праксические эмоции (вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью);
пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе);
романтические эмоции (возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному);
акизитивные эмоции (от франц. acquisition — приобретение, возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них);
гедонистические эмоции (связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте);
гностические эмоции (часто описываются под рубрикой интеллектуальных чувств, их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии»);
эстетические эмоции (являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим миром).
>> Modules Anywhere >>> —>
Значимые данные по процедуре разработке и стандартизации методики отсутствуют, автором предоставлена информация только по поводу достоверности. Автор утверждает, что коэффициент достоверности информации, доставляемой анкетой при работе с образованной молодежью, по данным специальных исследований и расчетов, равен примерно 0,5. Инструкция. Анкета предназначена для установления таких различий, которые нельзя определить в терминах «лучше — хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать Вас одинаково хорошо, если Вы ответите серьезно и искренне. Вам нужно постараться точно выполнить инструкцию. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и проранжируйте их в порядке убывания предпочтений. То есть, на первое место поставьте самую приятную для себя эмоцию, на второе место – следующую по степени удовольствия и т. д. На последнее место поставьте наименее предпочитаемую эмоцию.
Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющееся в незнакомой обстановке, местности.
Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходства над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.
Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.
Обработка и интерпретация результатов Данный ниже ключ позволяет соотнести описания эмоциональных переживаний и их виды согласно классификации. В таблице находятся виды эмоциональных переживаний в том порядке, как они следуют в перечне, т. е. первыми в списке представлены романтические эмоции и т. д.
Источник
Опросник Б.И. Додонова по изучению эмоциональной направленности личности
Опросник Б.И. Додонова позволяет выявить тип эмоциональной направленности личности и включает в себя 10 типов:
Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.
Додонов Борис Игнатьевич (1922 — 3.05.1985) — отечественный психолог. В 1950 г. окончил Крымский педагогический институт им. М.В. Фрунзе. Учился в аспирантуре НИИ психологии АП РСФСР. В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1980 г. — докторскую. Работал в Симферопольском пединституте. Профессор. Специалист по эмоциональной регуляции поведения и деятельности человека. Разработал концепцию эмоциональной направленности личности, основанную на понимании эмоции как особого рода ценности. Создал ряд методик для выявления индивидуальных особенностей эмоций.
Инструкция: Вам предлагаются описания различных человеческих переживаний. Пожалуйста, внимательно прочитайте и оцените, насколько часто Вы их испытываете. Поставьте «2» – если Вы часто испытываете данное переживание, «1»– если Вы сомневаетесь в выборе ответа,
«0» – если Вы неиспытываете это переживание или испытываете его крайне редко. Пожалуйста, отвечайте неформально, искренне.
1. Жажда острых ощущений.
2. Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти отклик.
3. Желание приносить другим радость и счастье.
Источник
Тест анкета додонова эмоциональная направленность
Вам предлагается вопросник из 50 суждений, характеризующих эмоции Вашей личности. Сделайте выбор Вашего ответа в соответствии со шкалой: • «Безусловно, да» — а; • «Пожалуй, да» — в; • «Пожалуй, нет» — с; • «Безусловно, нет» — d.
Тестовое задание: 1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях. 2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями. 3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание. 4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе. 5. Я люблю острые ощущения. 6. Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте. 7. Испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему. 8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д. 9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать). 10. Люблю заниматься коллекционированием. 11. Хочу приносить людям радость и счастье. 12. Для меня важно одобрение окружающих. 13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником. 14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю. 15. Охотно иду на риск. 16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное. 17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий. 18. Я могу прийти в восторг от красоты природы. 19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей. 20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию. 21. Я всегда жалею неудачников. 22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей. 23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих. 24. Приятно чувствовать, что день прошел недаром. 25. Я человек решительный. 26. Люблю все таинственное и необычное. 27. Стремлюсь приводить свои знания в систему. 28. Произведение искусства может тронуть меня до слез. 29. Люблю приятное, бездумное времяпровождение, например, вечеринки. 30. Люблю делать покупки. 31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха. 32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю. 33. Я самолюбив(а). 34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо. 35. Я люблю преодолевать опасности. 36. Иногда меня тянет странствовать. 37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках. 38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку. 39. Я склонен (склонна) к лени. 40. Люблю рассматривать свои коллекции. 41. Я стараюсь помогать людям. 42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне добро. 43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче. 44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно. 45. Азарт, спортивная злость, обычно улучшает результаты моей деятельности. 46. Я люблю помечтать. 47. Самое приятное для меня переживание — радость открытия истины, чувство близости решения. 48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным. 49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно. 50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами. Обработка данных:
Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а = 2, в = 1, с = (-1), d = (-2) баллам.
Назначение теста: Выявление эмоциональной направленности испытуемых.
Инструкция к тесту: Анкета предназначена для установления таких различий, которые нельзя определить в терминах «лучше-хуже». Поэтому любой ответ будет характеризовать вас одинаково хорошо, если вы ответите серьезно и искренне. Вам нужно постараться точно выполнить инструкцию. Выполните в указанном порядке следующие задания.
1. Внимательно прочитайте нижеприведенный перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать. Если совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок.
2. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой.
3. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете другим. Например: 2, 8, 3, 5, 1, 6, 2, 4, 7, 10 (если не уверены, что на первое место поставили действительно самое желанное для вас переживание, заключать номер в кружок не надо).
1. Чувство необычайного, таинственного, неизведанного, появляющегося в незнакомой обстановке, местности.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходства над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предположений.
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Эмоции и соответствующие им номера переживаний в тестовом материале представлены в таблице:
Обработка результатов теста
В анкете переживанию, поставленному испытуемым напервое место, присваивается оценка в 10 баллов, далее по убывающей – 9, 8, 7 и т.д. Таким образом можно выявить ведущую эмоциональную направленность личности.
Интерпретация результатов теста
Для классификации эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:
1. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
2. Коммуникативные эмоции возникают на основе потребности в общении.
3. Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
4. Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
5. Пугнические эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции возникают на основе стремления ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному.
7. Акизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
8. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
9. Гностические эмоции описываются часто под рубрикой интеллектуальных чувств. Их связывают с потребностью в получении любой новой информации и с потребностью в «когнитивной гармонии».
10. Эстетические эмоции являются отражением потребности человека быть в гармонии с окружающим.