«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Источник
Чувства часто хочется выразить, эмоции и эмоциональные состояния нередко просто рвутся с души. Почему, зачем? Что касается целей или основных функций выражения эмоций и чувств, то этих функций три:
Как к этому относиться? — Очень по-разному, поскольку нет эмоций и чувств вообще, все очень конкретно. Какие-то эмоциональные проявления радуют всех и полезны для здоровья, другие аффективные взрывы вредны и для здоровья, и для дела, и для отношений. Здесь не идет речь о том, что какие-то эмоции являются плохими сами по себе, скорее нужно быть внимательными к тому, в какой конкретной форме, в каком контексте и с какой целью выражается то или иное чувство.
Если пытаться различить более-менее чистые формы разнообразия выражения чувств, то в качестве основных форм можно выделить:
Насколько это легко увидеть и различить в жизни? — Сложно. Люди редко обдумывают, зачем и как они выражают свои чувства и проявляют свои эмоциональные состояния: чаще всего это происходит импульсивно, малоодуманно, нередко являясь лишь автоматизмом и продуктом привычки. Вследствие этого выражение чувств обычно является салатом, в котором смешано все: и эмоциональное отреагирование, и сообщение, и тот или иной способ воздействия. Однако чем выше психологическая культура и личностное развитие человека, тем с большей осознанностью и контролем человек подходит к выражению собственных эмоций и чувств, тем в больше степени выражение эмоций имеет определенную цель и адресата.
Думается, что для разумного человека ориентиром может быть правило: «Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна».
Леонард Берковиц в книге «Агрессия: причины, последствия и контроль» критически разбирает традиционные концепции «проявления чувств» как способа освобождения от отрицательных эмоций, см.→
Источник
Текст
Александр Ляпидевский,специалист по восстановительной медицине, методист, массажист
Ирина Соловьева, психолог, специалистпо телесно-ориентированной психотерапии, член АТОП
журнал «Наша психология» (психология на каждый день), май 2011, источник: www.psyh.ru
« Болезнь невыраженных чувств «
Наше тело и наша психика связаны едино и неразрывно. То, что происходит у нас в душе, мгновенно отражается на теле: лицо выражает наши переживания, в минуту волнения учащается пульс, и наоборот: изменения, которые происходят в теле, влияют на наше душевное состояние. На этом, к примеру, построена система релаксационных аутотренингов: расслабляя тело, мы успокаиваемся психологически.
Эмоции выражают себя через тело, а оно влияет на эмоции. Обратная связь – от тела к эмоциям – используется в актерской системе Станиславского: чтобы почувствовать переживания своего героя, актер перед позу и выражение лица, которые соответствуют этим эмоциям, – и через какое-то время к нему действительно приходят нужные переживания.
Не бывает «плохих» и «хороших» эмоций, любые чувства имеют право быть и возникают не случайно. «Плохими» мы называем те чувства, которые нам трудно пережить, но это не значит, что они и правда «плохие».
Чувства возникают помимо нашей воли, вне сознательного контроля. Нельзя усилием воли заставить себя не ревновать, не бояться и т. д. Сознательно мы можем лишь решить, что с этим чувством дальше делать, как поступать. Например, я боюсь экзамена, страх возникает вне зависимости от моего желания. А вот что с этим дальше делать: все-таки пойти на экзамен или сказаться больной, – это уже сознательный выбор.
Увы, хотя в детстве нас и учат многому, но не тому, как обходиться со своими чувствами. Мы осваиваем алфавит, таблицу умножения, потом – логарифмы и степенные функции, но вот что делать с эмоциями, мы не знаем. Более того, в нашем обществе есть множество мифов, приводящих к запрету не только на выражение чувств, но и на их переживание. С детства нам твердят: «Ты же девочка – как ты можешь злиться?», «Ты же мальчик!», «Мужчины не плачут». Став взрослыми, мы не знаем, как справляться с эмоциональным стрессом, со своим и чужим.
Типичная ошибка – запрет на переживание горя. Когда произошла большая потеря – смерть близкого человека, нужно эту потерю оплакать, прожить, отпустить. Рыдать, причем даже дни напролет, – естественно. Это нормальная эмоциональная реакция на ненормальную ситуацию. Но вмешиваются заботливые друзья и начинают утешать: «Ну, не плачь»… Усилием воли человек прекращает плакать – а эмоциональное переживание боли остается. И вместо того, чтобы выйти естественным путем, через тело (слезы, крик…), болезненные эмоции остаются внутри и, как медленный яд, начинают разрушать нас изнутри. В психологии этот механизм называется подавлением чувств.
К подавлению чувств приводят ситуации двух типов.
1. Мы осознаем, что испытываем определенные чувства, но не можем себе позволить их выражение. Так, у одной моей знакомой внезапно от инфаркта умер муж. Она не позволяла себе плакать, чтобы не расстраивать ребенка, держала все в себе, и в результате у нее самой начались проблемы с сердцем – в нем поселилось слишком много горя…
2. Но ситуации, когда мы действительно не можем выразить все то, что сейчас чувствуем, действительно встречаются. Что делать, если мы не можем, например, в разгар совещания честно сказать начальнику, что он – козел. Важно в любом случае осознавать, что ты сейчас испытываешь, – вне зависимости от того, можно ли сейчас позволить себе выражать чувства или нет. А уже потом, в подходящей обстановке, действительно дать волю чувствам. Например, придя домой, попинать подушку или порвать в клочки старую газету…
Но есть настолько запретные чувства, что, и испытывая их, мы это даже не отслеживаем. Например, у нас в культуре есть миф о том, что на близкого человека нельзя злиться. Думаю, каждый психолог не раз слышал в своем кабинете слова «Конечно, я на него не злюсь! Я же его люблю!». Но злость – естественное чувство. Можно любить мужа и злиться на то, что он вечно забывает купить хлеб, любить ребенка и злиться на вечный бардак в его комнате…
А подавленные чувства из нашего внутреннего пространства никуда не деваются. Ведь если запихнуть весь хлам в кладовку, он все равно в квартире останется – просто теперь будет храниться в другом помещении… К тому же размеры кладовки ограничены. Рано или поздно она перестанет в себя вмещать очередные сломанные лыжи и школьные тетради за второй класс. Более того, из нее начнут вываливаться старые предметы…
То есть наше Бессознательное, вмещающее в себя вытесненные переживания, в какой-то момент перестает с этой функцией справляться. И что же тогда наступает? Саморазрушение…
Как возможный вариант – уход в зависимость. Или в очевидную (наркомания, алкоголизм), или не столь уж явную (интернет-зависимость, трудоголизм, сексоголизм…). Сам вид зависимости – уже частность. Сама по себе зависимость – «болезнь замороженных чувств». Объект зависимости – алкоголь, работа и прочее – здесь нужны лишь для того, чтобы продолжать подавлять эмоции, т. е. запихивать в «кладовку» все новые и новые вещи – и граммофонные пластинки, и штопаные шерстяные носки.
Другой путь – развитие физических симптомов, т. е. болезней. За ними стоят исключительно психологические причины – подавленные чувства. Например, за гипертонией скрывается гнев, а за онкологией – аутоагрессия.
Влияние психологических процессов на формирование и развитие телесных (соматических) болезней изучает психосоматика – раздел современной официальной медицины, зародившийся в XIX веке. Психосоматическими называются те болез- ни, за возникновением которых стоят психологические причины. Ф. Александер – пожалуй, один из самых известных специалистов, занимающихся психосоматикой, – говорил о том, что к психосоматическим болезням приводит неразрешенный внутренний конфликт. Фактически это «болезнь невыраженных чувств».
Но о связи между определенными эмоциями и заболеваниями говорили еще в древности и античная, и восточная медицина…
И во все времена (не важно, возникшая ли это болезнь, приснившаяся жаба или неурожай брюквы) возникал извечный вопрос «К чему бы это?». Попытки перевести язык тела на язык чувств, связать болезнь и психологическое состояние были всегда, продолжаются и сейчас. И так как «все новое – это хорошо забытое старое», мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какой «словарь» болезней предлагает китайская традиционная медицина.
«И в центре любого психосоматического симптома (болезни), и в центре любой зависимости лежит некая душевная боль, которую человек пытается избежать, подавляя чувства. На это уходит много энергии, и со временем напряжение только усиливается. Внутренний конфликт не решается, если пустить его на самотек. Напротив, и болезнь, и зависимость будут лишь прогрессировать. Как и беременность, “само не рассосется”. Единственный выход – пойти навстречу этой боли, перестать ее избегать, погрузиться в свои истинные чувства. Только так внутренний конфликт имеет шансы разрешиться».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Александр Донцов, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени Ломоносова, академик
Российской академии образования
Мазохизм – не досужая выдумка. Поделившись доисторической «новостью», что в земной жизни душа обитает в теле, авторы рекомендуют не бояться открытого выражения эмоций. Упомянуты горе, гнев и страх. Согласен, они естественны, и стыдиться их столь же глупо, как жажды или голода. Не спорю, время от времени им, вероятно, нужно давать «выход». Впрочем, если эти эмоции глубоки и искренни, они и не спрашивают «разрешения», сами выплескиваются. Хотя подспудно скрытая за советом «рыдать дни напролет» метафора человеческих чувств как парового котла, из которого, дабы не взорвался, следует «спускать пар», кажется мне примитивной. И не только мне. Авторы «котел» заменили «кладовкой», но сути дела это не меняет. «Эти чувства из нашего внутреннего пространства никуда не деваются», – настаивают они. Разве? Почему же тогда солнечным утром забываешь вчерашний гнев или обиду? Да и оправданная печаль никому не помешала улыбнуться удачной шутке. И еще. Позволив себе открыто предаваться страстям, можно ли напрочь забыть об окружающих? Довести до истерики ребенка, у которого умер отец? А что сердце защемило от ухода близкого человека, так на то оно сердце, чтобы болеть при утрате. Я бы с осторожностью применял рецепт «пойти навстречу боли»: мазохизм – не досужая выдумка.
Источник