Концепция эмоций Б.Спинозы
Спиноза – нидерландский философ.
Эмоции – это аффекты. Аффекты – это состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают её, а вместе с тем и идеи этих состояний.
Аффекты ненависти, гнева, зависти и т.д. вытекают из необходимости и могущества природы как, и как и все еденичные вещи они имеют свойства и причины возникновения. Спиноза рассматривал все пороки и глупости «геометрическим путём», пытаясь ввести строгие доказательства (теоремы Спинозы).
Теорема 2: Ни тело не может определять душу и мышление, ни наоборот.
Теорем 6: Всякая вещь стремиться пребывать в своем существовании.
Теорема 9: Душа стремится пребывать в своем существоаании в продолжнеие неопределенного времени и осознает это свое стремление.
Условия возникновения аффектов:
1) эволюционное значение
2) живое существо стремится как можно дольше существовать
3) при изменении гомеостаза появляется аффект
Воля – стремление одной души прибывать в своём существовании в продолжении неопределенного времени и сознание этого стремления.
Влечение – когда это стремление относится и к душе и к телу.
Желание – осознаное влечение.
Виды аффектов: удовольствие, неудовольствие и желание.
Удовольствие – состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, и тело способно к большему количеству движений. Аффект удовольствия – приятность, веселость.
Неудовольствие (печаль) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству. Аффект неудовольствия – боль, меланхолия.
Желание – осознаное влечение.
Все остальные аффекты определяются через эти три базовых аффекта.
Принципы образовании новых аффектов из уже существующих:
· Аффект любви – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.
· Ненависть – неудовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины.
Тот, кто любит стремится обладать любимым предметом, а тот, кто ненавидит – стремится уничтожить предмет ненависти.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник
Спиноза
ТЕОРИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ
Атрибут субстанции — свойство субстанции. Любая вещь способна к мышлению, любое проявление субстанции. Мышление — тоже атрибут. Как и протяженность.
Ни душа не м влиять на тело, ни тело на душу, так как мышление и протяженность — два независимых атрибута; как два св-ва мяча — круглый и красный. М ними нет взаимного влияния, есть предустановленная гармония — связь.
Механистический детерминизм: все объясняется движением и взаимодействием тел. Понятие Бога — для того, чтобы объяснить, кто придал первое движение механическим телам. Мир — заведенные часы. Отрицание случайности, причинный детерминизм (в механистической разновидности).
Форма — математические рассуждения; аксиомы, теоремы, леммы.
Учение об аффектах — этическое учение, раздел философии. Делает выводы — как должен жить и поступать человек.
Стремление любой вещи — как можно дольше пребывать в своем состоянии, быть живой. Эмоции нужны для того, чтобы живое существо могло продолжать свое существование. С. отмечает, что собирается выводить знания об аффектах геометрическим путем. Исходит из того, что наша душевная жизнь — тоже часть природы, и там тоже есть жесткие законы. Все эмоции закономерны. Эти законы он изучает.
Аффекты — состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний. Т.е. в эмоции и идеи, и состояние тела.
Все, что нарушает существование живой вещи, любое изменение в условиях существования — ведет к аффектам.
— желание — тк каждая вещь стремится быть
— удовольствие — состояние, ч которое душа переходит к большему совершенству
— неудовольствие — -=- к меньшему совершенству
Из этих базовых выводятся все остальные аффекты.
Три принципа образования аффектов из базовых:
1. Изменение представлений о предмете аффекта, познание причины (чел испытал удовольствие — запускается познавательный процесс, почему испытал удовольствие; другой человек сделал приятное — возникает приязнь, любовь и наоборот)
2. Сопереживание. Может родиться к любимому объекту, может родиться и к любому человеку просто потому, что он тоже человек.
3. Ассоциативная связь. Ассоциация по смежности: Если душа подверглась однажды двум аффектам, то в будущем подвергаясь одному, будет появляться и другое. Мб связь эмоция-предмет. Ассоциация по сходству: вещь похожа на то, что обычно причиняет эмоцию, и вызывает ту же эмоцию.
Панэмоционализм — идея, что эмоция присутствует в любом психическом образовании. Любое воспоминание, предмет обязательно сопровождается определенной эмоцией. Существует столько же аффектов, сколько есть объектов в мире.
Разнообразие эмоций. Любовь — удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Предмет в будущем/прошлом — тоже предмет эмоциональной оценки.
Надежда — непостоянное удовольствие, возникшее из образа будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы сомневаемся. Страх — непостоянное неудовольствие, также возникшее из сомнительной вещи. Возможны эмоции на те вещи, которые сейчас отсутствуют.
Эмоции могут возникать на эмоции человека.
Зависть — есть сама ненависть, посколько она рассматривается располагающей человека.
Эмоции по отн к себе:
Самомнение — удовольствие, возникшее вследствие того, что человек ставит себя выше, чем следует. Гордость, стыд.
Ревность — ненависть к любимому предмету и зависть третьему.
Амбивалентность эмоций — сосуществование эмоций противоположного знака.
Выводы: С. говорит о завистливой, честолюбивой и одновременно сочувственной природе человека. Мы сострадаем тем, кому плохо; к другому человеку мы чувствуем сопереживание. Но если кому-то хорошо, мы его не любим и завидуем. Это не дефект — таковы законы душевной жизни человека, это заложено природой.
С.: каждый стремится к тому, чтобы все любили то, что он любит, и ненавидели то, что он ненавидит. С. считает, что количество благ ограничено (явно не прописано), все стремятся синхронизироваться.
Аффекты сильны, «человеческое рабство».
3 рода познания:
— чувственное (осязание, зрение, обоняние). Результат — ущербное, неистинное знание — мнение. Чел отражает не объект, а взаимодействие тела объекта и нашего тела.
— рассудочное (опирается на логические выводы, логико-дедуктивное познание — вывод из истинного знания нового истинного знания)
— интуиция (познание бога)
Два последних — истинное познание.
Идея, заключенная в аффекте, может быть истинной, а может быть ложной — это страсти.
Свобода у Спинозы — природная закономерность. Альтернатива — принуждение. Произвольно человек поступить не может — только закономерно. Воля — то же, что разум. Можно освободиться от аффекта и познать его. Человек не может отменить законы природы, но может их познать. Нельзя избавиться от закономерных аффектов, но зная их, можно совладать с ними — и это приобретение свободы.
Принципы совладания с аффектами:
— Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти, мб уничтожена любовью.
— Ненависть, побеждаемая любовью, переходит в любовь
— Если мы считаем, что вещь обладает свободой воли, наши эмоции к ней будут более сильными, чем к вещи закономерной (споткнуться о ногу/о стул)
— Аффект мб ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем аффект, подлежащий укрощению. Рассудком победить его нельзя.
— К более скорой вещи аффект сильнее, чем к более дальней
— Случайная, не необходимая вещь — к ней аффект слабее, чем к необходимой
Способы совладания с аффектами (чтобы они стали умеренными, не причиняли страданий):
1. Познать идею, лежащую в основе аффекта.
2. Отделить аффект от представления о его причине и соединить его с другими представлениями.
3. Увидеть закономерность появления аффекта. (тогда нет переживания эмоции на эмоцию — ненависть к близкому)
4. Привести в порядок состояния тела (установить «правила жизни»). (Для импульсивных людей: ввести за правила вести себя опр образом в к-л ситуации — никогда не высказываться, пока не сосчитаешь до 10).
5. Созерцательная любовь к богу (поиск причин сущего, познание природы). С. говорит, что когда у чел-а есть выбор, он должен делать то, что он заведомо считает лучшим. Мотив, который хорош в любом плане — это познание.
Пассивные аффекты — страсти, активные — в основе которых лежат правильные идеи. Критерий истинности – самоочевидность (то, что я осознаю ясно и осознанно).
С. ставит вопрос о том, как чел должен поступать по отн к др людям. Говорит, что для чела нет ничего лучше другого человека, поэтому надо стремиться помогать др людям, сохранять их существование, дружить. Добродетельные поступки надо совершать не на основе сострадания, а потому, что так велит разум. Поступать правильно — удовольствие само по себе.
Источник
Учение Спинозы о психологии эмоций
Спиноза рассматривает аффекты как естесственные проявления природы. Он выделяет 3 вида аффектов:1)желания 2)удовольствия 3)неудовольствие. Положительное: увеличивают возможности тела ( радость и веселье) Отрицательное: угнетают тело( горе,страх,ненависть)
Аффекты и воля: 1)аффекты зависят от воли человека 2)аффектами можно управлять, но для этого необходимы навыки, старание Аффекты и разум: 1)вводят в заблуждение 2)ставят в зависимость от вещей 3)препятствуют жизни согласно разуму 4)сильнее, чем сила познания
Немецкий ученый Готфрид Лейбниц обладал энциклопед.знаниями: матем. Исследования,горная прошмышленность, теория денег, история и философия. Значительное место в его интересах отводилось психологическим вопросам, прежде всего теории познания. Как и Спиноза он выступал за целостный подход к человеку. Он говорил что в основе единства, лежит духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад. Каждая из них психична и наделена способностью воспринимать все что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.
Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Он обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно раз граничить те свойства, которые есть в самом предмете, от тех, которые привнесены субъектом. Однако эта субъективность не противоречит познаваемости мира, так как все наши представления хотя и отличаются друг от друга, тем не менее принципиально совпадают между собой, отражая главные свойства окружающего мира.
На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма:зависимость психики от телесных воз действий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.
Томас Гоббс (1588-1679) в своих трактатах «Левиафан», «о теле», «о человеке», «о гражданине».
Он выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело, по его мнению это одно и то же. Явления сознания это это проявление движения тела. Человек-тело в ряду бессчисленного множества природных тел. Его движения — это реальность. Сознание- параллельно возникающие проявления этих движений. Ощущения — это проявления движений в наших органах чувств, которые возникают под влиянием внешних предметов. Таким образом психика- тень реальных материальных процессов. Вывод является результатом механистического понимания соотношения психики и мозга в духе параллелизма. Всю психику Гоббс сводит к образам. Начало всех представлений – ощущение.1)воображения-ослабленные ощущения 2)память- представления и ощущения, отошедшие в прошлое 3)понимание-образ который возникает под влиянием слова 4)мышление –течение образов и связь представлений по законам ассоциаций.
Также Гоббс выдвинул учение о способностях. Он говорил что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом, выступая тем самым выразителем интересов буржуазии, предоставляя ей научное обоснование для борьбы с феодальное идеологией наследственных идеологий. У него возникает вопрос о причинах, порождающих ежедневно наблюдаемые различия в способностях и талантах. Физические различия между людьми существуют, но они незначительны и не могут давать преимущество одному человеку перед другим человеком.
По Гоббсу если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум. Но в уме есть один компонент, по которому все люди отличаются: активность, инициативность или пассивность.
Механистический детерминизм Декарта в теории Гоббса получил свое законченное выражение в понимании жизнедеятельности человека как процесса, в котором «сердце — это пружина, нервы — нити, а суставы — колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела».
Джон Локк(1632-1704) его считают отцом эмпирической психологии, он выдающийся английского философа, педагога и крупного политического деятеля. Его психологические идеи изложены в книге «Опыт человеческого разуме». Локк критикует теорию врожденных идей. Душу человека он рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду и сравнивает её с чистой доской, на которой ничего не написано. Опыт по его мнению имеет два источника: 1)ощущение( объекты природы, внешние материальные вещи, органы-внешнее чувство (зрение, слух). 2)рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума( объекты идеи приобретенные ранее, органом-восприятие, мышление вера рассуждение желание .
Исходя из этого, по степени истинности Локк выделял три вида знания.
Высшую ступень представляет знание интуитивное, когда душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Оно является самым достоверным, поскольку предполагает ясное
видение отношений между идеями. Прежде всего, это знание человека о самом себе.
Вторая ступень — это демонстративное знание, которое состоит в усмотрении необходимых отношений между идеями посредством других идей. Оно вполне достоверно, так как достоверно интуитивное знание, которое лежит в его основе. Однако, поскольку демонстративное знание — это выводы и доказательства, которые требуют напряжения внимания и памяти, оно может быть и ошибочным, причем чем больше число опосредующих представлений, тем больше вероятность ошибки. Поэтому оно и ставится Локком на ступень ниже интуитивного. К этому роду знания он
относит познание Бога, этические и математические понятия.
Низшую ступень составляет сенситивное знание, при котором сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств. Это наименее достоверное знание, поскольку разум не усматривает никаких необходимых связей между идеями вещей и их реальным существованием. Поэтому-то знания о внешнем мире наименее достоверны из всех трех видов человеческого знания. Но все же связь между вещами и их идеями воспринимается ясно, поэтому полученное представление является знанием, а не мнением. Кроме достоверного знания Локк выделял знание недостоверное, или мнение, когда согласие или несогласие идей только предполагается с большей или меньшей степенью вероятности.
Важным моментом для последующего развития психологии является тот факт, что Локк ввел в психологию термин ассоциация, подразумевая под ним понятие, которое существовало в науке еще
со времен Аристотеля. Под ассоциацией ученый понимал неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга, противопоставляя тем самым ассоциативные
связи связям на основе разума. Локк видел в них причину человеческих предрассудков и заблуждений. Впоследствии понимани содержания данного термина претерпело значительные изменения, и ассоциация стала одним из ведущих понятий в психологическихтеориях XVIII-XIX столетий. Локк заложил основу нового, эмпирического направления в психологии. Различные научные школы как в Англии, так и за ее пределами использовали одни положения концепции Локка и отбрасывали другие, существенно изменяя и переосмысливая ключевые позиции его теории. Его идеи подводили к выводу о решающем значении среды в формировании психики, что нашло свое воплощение в педагогических и психологических теориях французских энциклопедистов.
Возникновение и развитие ассоциативной психологии (Беркли Д., Юм Д., Гартли Д., Браун Т., Милль Дж., Милль Дж. Ст., Спенсер Г.).
Дэвид Гартли является основателем ассоциативной психологии, просуществовавшей до 20 века. Он стремился создать теорию, которая давала бы возможность управлять поведением человека. Учение об ассоциации базируется на учении о вибрации, т.к. он считал что вибрация внешнего эфира вызывает вибрацию органов чувств, мыщц и мозга. Психика состоит из: 1)сенсации (вибрации органов чувств) 2)идеаций (вибраций следов в белом веществе) 3)аффектации ( чувств, отражающих силу вибрации)
В основе психических процессов лежат различные ассоциации. Н-р в основе мышление- ассоциация образа предмета со словом, в основе воли – ассоциация слова и движения.
Ассоциация – последовательность идей, возникающих в сознании в ответ на внешние воздействия.
Джордж Беркли и Дэвид Юм – считали первичными не физическую реальность, а феномены сознания. Источник знания – образуемый ассоциациями чувственный опыт.
Джордж Беркли-приверженец солипсизма (крайний субъективизм в философии, признающий единственной реальностью индивидуальное сознание, собственное «я» и отрицающий существование внешнего мира.
Опыт по его мнению это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. Одни ощущения связаны с другими ассоциациями и все они погружены в сознание. Согласно Беркли, «быть – значит быть в восприятии».
Девид Юм-приверженец агностицизма ( отрицание возможности познания объективной истины)
Субъект – пучок ассоциаций. Душа это нечто вроде тетральных подмостков, на которых сменяются связанные между собой сцены.
Идеи ассоцианизма получили наивысшую популярность в Англии, где лидерами этого направления выступили отец и сын Милли.
Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что сознание– это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго, из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные). Никаких врожденных идей не существует.
Джон Стюарт Милль: ментальная химия. Сын Джеймса – Джон Стюарт Милль (1806-1873
Он стал говорить о «ментальной (психической) химии«, т.е. о возникновении из простейших элементов сознания новых, обладающих собственными качествами структур этого сознания – подобно тому, как из водорода и кислорода возникает совершенно новый продукт – вода. Постулат, согласно которому главная задача психологии – изучать законы возникновения и ассоциации идей как элементов сознания, на несколько десятилетий стал ее основой как самостоятельной науки. Когда вскоре возникла новая экспериментальная психология, которая, в отличие от Д.С.Милля, не ограничивалась общими, умозрительными соображениями о том, что идеи образуют новые синтезы, она, эта новая психология, следовала по стопам Милля.
«Психическая химия» объясняла, почему многие ощущения, например звук скрипки или вкус апельсина (который является в действительности в значительной мере запахом), воспринимаются в виде простых и единых, хотя они обусловлены сложными стимулами, подобно тому, как вода представляется простой и единой, хотя она состоит из кислорода и водорода.
Принимая за исходное начало всех порождений человеческой культуры работу индивидуального сознания, Д. С. Милль основал направление, которое получило имя психологизма. Экономика, политика, мораль, право, воспитание рассматривались в качестве эффектов действия психологических законов. Ассоциация трактовалась как ключ ко всем человеческим феноменам и проблемам.
Герберт Спенсер – один из основателей философии позитивизма. Предмет психологии – ассоциация между внутренними факторами( в поле сознания) и ассоциации сознания с внешним миром. Он соединял в психике принципы ассоциации и эволюции. Психика — механизм адаптации человека к среде ( природной и социальной).
Этапы развития психики:
1)Исходная форма психической жизни развилась из раздражимости
3)Многообразные формы психики – 1)реализуются в поведении(рефлекс, инстинкт, навык)
2)существуют в сознании ( разум, воля, память, ощущение)
Экспериментальный период становления психологической науки. Образование психологии в самостоятельную науку, характеристика предпосылок. Основные программы построения психологии: Вундт В., Брентано Ф., Сеченов.Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.).
В 1879 году Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, на базе которой был создан Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром подготовки ученых- психологов.
Появлению психологии как самостоятельной науки предшествовало развитие двух больших областей знания: естесственных наук и философии.
Естественнонаучные предпосылки: открытия в физиологии(открытие различий между чувствительными и двигательными нервными путями) , изучение органов чувств, локализации психических функций в головном мозге. И эволюционная теория Дарвина.
Философские предпосылки: идеи диалектики и материализма классической немецкой философии и философия позитивизма.
Основные программы построения психологии: Вундт В., Брентано Ф., Сеченов.
Прога Вильгельма Вундта –наиболее популярна.
Психология как самостоятельная наука включала 2 направления исследований: 1)физиологическая психология(анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами и представлениями.
Задача: выделить простейшие элементы сознания, связи между ними и закономерности установления этих связей.
Метод исследования: сочетание интроспекции и эксперимента, заимствованного из физиологии органов чувств.
2)психология народов ( психологический анализ культуры)
Задача: исследование народного духа, коллективной воли народа
Метод исследования: анализ культуры мифов, нравов и языка
У психологии имеются собственные законы, а явления, изучаемые психологией, подчинены «психической причинности»
Франц Брентано— австрийский психолог. Предмет психологии- сознание.
Он выделил термин ИНТЕНЦИЯ как атрибут сознания. Она присуща каждому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Формы актов сознания: 1)акты представления 2)акты суждения 3)акты эмоциональной оценки
Задача психологии:изучать реальное и целостное течение сознания, его феномены и процессы
Показать как работает сознание
Методы исследования: иначе направленная интроспекция
Отказ от анализа ( расчленение на элементы) и эксперимента
Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером функционализма.
Иван Сеченов- считал что разработку психологии следует передать физиологам.
Смысл его программы: построить новую психологию на тех началах, которыми руководствовались естествоиспытатели: на принципе детерминизма и объективном методе. Этим требованиям отвечает учение о рефлексе.
Рефлекс- основа психического акта. Отождествление психики и сознания- ошибка. Психическое и физиологическое- родственны и способ происхождения тот же.
Психический акт так же как и нервный имеет: 1)Начальный момент – физическое 2)центральный момент – работа мозга 3)завершающий момент- движение .
Поэтому предметом психологического исследования должен стать процесс, развертывающийся не в сознании, а в объективной системе отношений, т.е. процесс поведения.
Главные психические элементы, по Сеченову : чувствование и действие. Принцип построения поведения- согласование действия с выполняющим сигнальную роль чувствованием. Регуляция осуществляется по типу обратной связи. Мозг получает сигналы не только от внешних предметов. К нему поступает информация о результатах работы мышечной системы с этими предметами. В соответствии с этой информацией строится поведение.
Источник