Теория эмоций симонова кратко

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

В статье «Прокрастинация. Причины и 10 способов с ней справиться» мы говорили о том, что в борьбе с промедлением необходимо учитывать психологические особенности деятельности человека. В частности, это касается мотивации и влияния эмоций на работу. Объяснить, как они воздействуют, нам поможет потребностно-информационная теория П. В. Симонова, ведь именно этот ученый внес огромный вклад в теоретическое и практическое исследование психофизиологии мотивации и эмоций и их роли в поведении человека.

Основы теории П. В. Симонова

Павел Васильевич Симонов – советский и российский психолог, биофизик, психофизиолог и нейрофизиолог, известный тем, что создал и разработал методы диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Впервые свою потребностно-информационную теорию ученый представил в 1981 году в работе «Эмоциональный мозг».

По мнению П. В. Симонова, посредством эмоций человеческий мозг отражает какую-либо актуальную потребность (ее величину и качество), а также вероятность ее удовлетворения. Оценивает же мозг все это, беря за основу генетический и приобретенный ранее индивидуальный опыт.

Эмоции имеют в жизни индивида огромное значение, т.к. выполняют несколько важных функций:

  • Оценочная (или отражательная) функция. Индивид переживает отношение и оценивает значимость событий или ситуации внутри или вне себя, свои возможности и производимые действия, а также достигаемые результаты своей деятельности.
  • Предвосхищающая (или упреждающая) функция. Индивид переживает ожидание предстоящих событий, начало своих действий, вероятность достижения успеха (будет ли получен результат, достигнута цель или удовлетворена потребность).
  • Мотивирующая (или побуждающая) функция. Индивид переживает необходимость достижения конкретного результата. Генерируется активность, необходимая для этого. Также формируется желание и намерение повторять в дальнейшем действия, которые приводят к положительному опыту, или избегать действий, приводящих к противоположному результату. В некоторых случаях данная функция побуждает человека изменять свое поведение.
  • Мобилизующая функция. Обеспечивает прилив энергии, применение имеющихся в распоряжении индивида возможностей и своего общего потенциала для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ней.
  • Подкрепляющая функция. Подтверждает степень соответствия достигнутой цели испытываемому желанию, намеченному результату. Закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло достичь цели. Обеспечивает принятие для будущего тех методов действий, которые приводят к эмоциональному удовлетворению, и отторжение действий, приведших к негативному опыту. Положительные эмоции являются сильнейшим внутренним условием, при котором вырабатываются рефлексы и образуются условно-рефлекторные связи высшего порядка. Отрицательные эмоции не дают образовываться таким связям и разрушают уже существующие связи.

Чтобы появилась эмоция, направляющая действия, необходимы несколько условий: внезапность, необычность и новизна ситуации или события. Если человек оказывается неподготовленным к встрече с этими условиями, если он не может найти возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность, появится только эмоция, не приводящая ни к каким действиям. А чем ограниченнее собственная система приобретенного опыта человека в удовлетворении потребностей в подобных ситуациях, тем больше эмоций он будет испытывать.

Также Симонов выделял некоторый оптимум мотивации, обусловленной потребностью, за границами которой появляется эмоциональное поведение. Другими словами, эмоциональный отклик возникает только тогда, когда есть достаточно сильная мотивация. В то же время, если мотивация оказывается чрезмерно высокой, нет никакого эмоционального поведения, т.к. есть только эмоциональная реакция.

Но чтобы стало понятнее, каким все же образом эмоции формируют поведение человека, нужно разобраться в теории более подробно. Главным образом, нам необходимо изучить формулу – правило, по которому возникают эмоции.

Суть теории П. В. Симонова

Центральным понятием в потребностно-информационной теории П. В. Симонова является формула, отражающая процесс возникновения эмоции. Выглядит эта формула так:

Э = П * (Ин – Ис), где:

  • Э – эмоция;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • Ин – информация о средствах, времени и ресурсах, теоретически необходимых для удовлетворения потребности;
  • Ис – информация о средствах, времени и ресурсах, которые в данный момент есть у человека в распоряжении;
  • Ин – Ис – оценка возможности удовлетворения потребности с учетом имеющегося опыта (генетического и приобретенного).

При этом очень важно учитывать факторы, влияющие на эмоции. Среди них можно выделить:

  • индивидуальные особенности человека (мотивационная, волевая, эмоциональная сферы);
  • временной фактор (как долго продолжается эмоциональное состояние, т.е. носит оно аффективный характер и проходит очень быстро либо становится настроением, которое может сохраняться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель);
  • качественные характеристики потребности (например, духовная и социальная составляющие, на основе которых появляются те или иные чувства).
Читайте также:  Календарь настроения что это такое

Важно указать на то, что есть закономерная зависимость эмоций от испытываемой в данное время потребности и анализа вероятности ее удовлетворения человеком. Основой этой зависимости служит сопоставление возможностей, которые нужны человеку для достижения цели, и возможностей, которые у него уже есть.

Так, если Ис превышает Ин, эмоция будет положительной, а если Ин превышает Ис, эмоция будет отрицательной, причем чем более актуальна потребность человека, тем сильнее будет его эмоция.

Можно также немного упростить вышеназванную формулу, представив ее в таком виде:

Э = П * (ПУ — РУ), где:

  • Э – эмоция;
  • П – потребность;
  • ПУ – прогнозируемые усилия;
  • РУ – реальные усилия.

Отрицательные эмоции возникают, когда объем реальных усилий оказывается больше объема прогнозируемых усилий, и наоборот. Чем сильнее будет мотив (потребность), тем сильнее будет и сама эмоция. Говоря проще, если ваша мотивация высока и на процесс достижения цели вы смотрите слишком оптимистично, ваши эмоции от процесса работы будут отрицательными, ведь ожидания не будут соответствовать реальности.

Как раз это и следует учитывать при планировании любых дел и задач. В противном случае очень легко попасть в ловушку апатии, стресса и прокрастинации – привычки откладывать выполнение важной работы на потом. А развивать формулу П. В. Симонова продолжил советский физиолог Георгий Иванович Косицкий. Он предложил оценивать степень эмоционального напряжения с помощью формулы:

СН = Ц * (ИнВнЭн – ИсВсЭс), где:

  • СН – состояние эмоционального напряжения;
  • Ц – цель;
  • ИнВнЭн – информация, время и энергия, необходимые человеку для достижения цели;
  • ИсВсЭс – информация, время и энергия, которые в данный момент есть у человека.

С помощью этой формулы можно установить одну из четырех стадий эмоционального напряжения, влияющего на поведение человека. Укажем на основные характеристики этих стадий:

  • Первая стадия напряжения – СН0. Положительное эмоциональное состояние, мобилизация сил организма, повышенная активность, обостренное внимание, максимальная работоспособность. На этой стадии отмечается также повышение функциональных возможностей организма.
  • Вторая стадия напряжения – СН2. Максимальное увеличение энергетических ресурсов организма, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление. Подобные состояния представляют собой стеническую отрицательную эмоциональную реакцию, чаще всего выражаемую в форме гнева и ярости.
  • Третья стадия напряжения – СН3. Ее можно охарактеризовать как астеническую отрицательную реакцию, которой свойственны истощение всех ресурсов организма. Выражается данное состояние в форме таких психических состояний как тоска, страх или ужас.
  • Четвертая стадия напряжения – СН4. Эту стадию Косицкий называл стадией невроза. Деятельность всех систем положительного подкрепления ослабляется, а систем отрицательного подкрепления – усиливается. Это приводит к развитию гипотимии – депрессивного состояния, которое может проявляться в страхе, тревоге и апатии, а также нарушении функционирования внутренних органов.

На основе этого можно сделать вывод, что для положительного эмоционального состояния и гипертимии – повышенного настроения – оптимальной является именно первая стадия эмоционального напряжения. Находиться же в ней можно, опять же, используя в своей деятельности формулу П. В. Симонова.

Заключение

Конечно же, мы рассмотрели потребностно-информационную теорию П. В. Симонова лишь поверхностно. Если она вас заинтересовала, следует обратиться к более узким – специализированным источникам, посвященным именно его исследованиям (это же касается и идей Г. И. Косицкого). Вот несколько работ, которые можно взять на заметку:

  • П. В. Симонов «Эмоциональный мозг»
  • П. В. Симонов «Отражательно-оценочная функция эмоций»
  • Г. И. Косицкий «Физиология человека»
  • Г. И. Косицкий «Нервная система и стресс»

Однако даже такое неглубокое изучение теории П. В. Симонова позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, эмоции следует рассматривать как механизм внутреннего приспособления человека к его деятельности. Именно поэтому оптимальное для работы эмоциональное состояние мобилизует энергетические ресурсы организма.

Во-вторых, положительные эмоции действуют так, что организм продолжает активно работать даже после удовлетворения актуальной потребности. Позитивные эмоции многократно превосходят негативные, максимизируют ощущение удовольствия и являются бесконечным источником активного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

И в заключение лишь добавим, что П. В. Симонов, указывая на различия между положительными и отрицательными эмоциями, говорил, что поведение человека направлено на минимизацию воздействий, которые вызывают негатив, и максимизацию позитивных эмоциональных состояний. Но интереснее всего то, что эта максимизация практически бесконечна, тогда как минимизация ограничена состоянием покоя. Так что у любого из нас есть безграничные возможности для положительных изменений и работы в позитивных эмоциональных состояниях.

Читайте также:  Определить тип депрессии тест

А в качестве дополнения к теории П. В Симонова для понимания причин, влияющих на эффективность любой деятельности человека, рекомендуем почитать о законе Паркинсона и законе Йеркса-Додсона, позволяющих посмотреть на этот вопрос с разных сторон. Желаем вам продуктивности и успехов во всех предприятиях!

Источник

Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин — Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин — Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:

8. стыд/ смущение;

Эмоциональные свойства

1. Эмоциональная возбудимость— быстрота эмоционального «включения»,- повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертиреозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Комбинация стеничности с возбудимостью дает картину экспансивного типа.

2. Эмоциональная реактивность — быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Комбинация астеничности и заторможенной реактивности в эмоциональных проявлениях свойственна обсессивным невротикам.

3. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими. Свойство, противоположное лабильности – эмоциональная ригидность, вязкость, патологическая стойкость эмоций – свойство эпилептоидного характера. Перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью создает, по выражению В.Н. Мясищева, «вязкие доминанты болезненных переживаний», часто приводящие у больных к фиксации на ощущениях, погруженности в соматические переживания, к уходу в болезнь. «Болезненная аффективная вязкость впечатлений», — писал В.Н. Мясищев, — «это и острота впечатления, и длительность его, и относительно недостаточная интеллектуальная переработка, и затрудненное отреагирование».

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий— в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;

2. побуждение (стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива) –человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение; в критических условиях, при неспособности субъекта найти выход из опасных, травмирующих, неожиданных событий, развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны.

3. организация и регуляция — в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

Читайте также:  Как говорить с девушкой если у нее плохое настроение

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные. Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов: это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза при­щурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо дина­мичное

Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний [9; С. 133]

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин выделяет следующие типы эмоций:

I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;

II. удовлетворение и радость;

III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;

IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;

V. интеллектуальные эмоции (аффективно – когнитивные комплексы): удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, сомнения («чувство» уверенности — неуверенности).

Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Источник

Оцените статью