- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить — ТЕСТ
- Что такое эмоциональный интеллект
- Составляющие Emotional Quotient
- Самосознание
- Саморегуляция
- Мотивация
- Социальные навыки
- Эмпатия
- Уровень эмоционального интеллекта
- ВЫСОКИЙ
- НИЗКИЙ
- Теории ЭИ
- Гипотеза Люсина
- Теория Холла
- Тест для диагностики онлайн
- Методы развития эмоционального интеллекта
- Наблюдение за эмоциями
- Прислушивайтесь к физическому состоянию
- Выявите связи между эмоциями и поступками
- Поймите, что нет неправильных эмоций
- Выбирайте достойные поведенческие модели
- Станьте открытым к диалогам с другими людьми
- Прокачивайте способность к эмпатии
- Следите за соответствием слов и мимики
- Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
- Эмоциональный интеллект — что это такое?
- 🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
- 🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
- 🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
- 🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
- 📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить — ТЕСТ
О том, что такое интеллект большинство из нас имеет четкое представление. Об интеллекте с приставкой «эмоциональный» заговорили недавно. Расскажем, что означает это понятие и как применять его на практике.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоции присущи каждому индивиду независимо от пола, национальности, места жительства, религии и других факторов. Наши эмоции обычно неконтролируемы и подсознательно отражаются на лице. Так, эмоция страха приводит к тому, что брови приподнимаются и сводятся к переносице, глаза расширяются, рот открыт и оттянут немного назад. Гормон стресса кортизол заставляет сердце биться учащенно, готовя человека к нападению или бегству. Эти вещи происходят с нами бессознательно, на уровне физиологии.
Данное понятие включает в себя и возможность определять эмоциональное состояние других людей для дальнейшей конструктивной коммуникации.
Человек с высоким Emotional Quotient умеет сопереживать, способен к эмпатии, старается помочь человеку, находящегося под влиянием сильных негативных переживаний.
Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:
- Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
- Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
- Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
- Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.
Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни.
Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».
Составляющие Emotional Quotient
Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.
Самосознание
Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.
Саморегуляция
Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.
Мотивация
Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.
Социальные навыки
Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.
Эмпатия
Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.
Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.
Уровень эмоционального интеллекта
Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.
ВЫСОКИЙ
- Человек искренне интересуется другими людьми, их заботами и проблемами, пытается оказать посильную помощь. Он буквально считывает мимику и эмоции окружающих.
- Индивид осознает причину своего плохого настроения, он понимает почему в данный момент расстроен, злится или испытывает чувство вины.
- Находит силы и методы справляться с трудностями и неудачами. Любой человек может оказаться в состоянии стресса и определенный период переживать его последствия, но индивид с высоком эмо-интеллектом справляется с таким состоянием эффективно, без значительных психологических потерь.
- Эмоционально развитые люди осознают сильные и слабые стороны, стараются развивать первые и искоренять (минимизировать) вторые.
- Человек умеет отказывать в просьбах, которые ведут к ущемлению его собственных интересов.
- Высокий уровень эмоционального развития не дружит с перфекционизмом. Человек уверен в себе и ничего доказывать другим не станет.
- Человек умеет слышать собеседника, проникаться его словами, читать между строк. Формальное слушание не для него.
НИЗКИЙ
Людей с низким ЭИ можно опознать по следующим признакам:
Они всегда готовы вступить в жаркий спор, требуя от собеседника серьезной аргументации. Остановится, подумать, проиграть такие личности не в состоянии.
Человек часто обвиняет других в чрезмерной чувствительности. Это связано с привычкой неуместно шутить, критиковать, подкалывать, а ответ на просьбу прекратить эмоциональное насилие, возлагать вину за конфликт на другого.
Человек с пониженным ЭИ абсолютно не понимает чувства другой личности. Он не видит, что собеседник расстроен, озадачен или смущен и не желает дальнейшего общения.
Вина за все неудачи и трудности возлагается такими людьми на окружающих или обстоятельства. На себя ответственность принимать они не хотят, выступая в роли вечной жертвы.
Переживает частые неконтролируемые эмоциональные вспышки. Человек не умеет, да и не считает нужным сдерживать свои эмоции, даже если они не уместны либо нарушают комфорт других людей.
Люди с низким ЭИ пасуют перед неудачами, тяжело переживают их, впадают в депрессию, но менять ситуацию, действовать не хотят. Они редко имеют друзей и широкий круг общения.
Теории ЭИ
Рассмотрим две теории ЭИ, предложенные психологами Люсиным и Холлом.
Гипотеза Люсина
Психолог Люсин Д.В. (Россия) в 2004 году предложил модель эмоционального интеллекта, выделив в ее структуре две составляющие:
- Способность к идентификации и управлению эмоцией. Человек осознает свое чувство, дает ему название, видит причину его возникновения. При этом эмоция личностью управляема – она может быть снижена по накалу, устранена или не выражена внешне.
- Направленность к эмоциям своим или других людей.
Автор на основании указанных компонентов выделяет два типа ЭИ:
- Внутриличностный – понимание и управление своими чувствами.
- Межличностный – осознание и управление эмоциями окружающих.
На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. Опросник состоит из 46 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, коррелирующие степень его согласия с предложенными утверждениями по 4х-бальной шкале.
Теория Холла
Альтернативная методика тестирования уровня ЭИ разработана Холлом. В данном случае опросник состоит из 30 позиций и ответы оцениваются по шестибалльной шкале.
Прохождение анкетирования позволит тестируемому понять:
Осознает ли он испытываемые эмоции и причину их появления.
Может ли он контролировать чувства.
Имеет ли влияние на других людей.
Каков его уровень эмпатии.
Возможности к самомотивации.
Обе методики применяются в психологии и широко представлены в сети интернет для прохождения в онлайн режиме.
Тест для диагностики онлайн
Предлагаем вашему вниманию тест для определения индивидуального уровня эмоционального интеллекта. Необходимо ответить на вопросы путем согласия или не согласия с высказыванием.
Ставим себе оценки по такому принципу:
- категорически не согласен: — 3;
- скорее не согласен: — 2;
- частично не соглашусь: — 1;
- частично соглашусь: 1;
- скорее согласен: 2;
- абсолютно согласен: 3.
- Любые эмоции (и плохие, и хорошие) являются основой для понимания того, как действовать.
- Негативные эмоции вынуждают меня произвести изменения в жизни.
- Мое спокойствие не страдает в случае давления на меня.
- Я могу понять, как изменяются мои чувства.
- Если это нужно, я буду спокойным и уверенным в себе.
- При необходимости я в состоянии быть веселым, оптимистичным.
- Я обращаю внимание на свое эмоциональное самочувствие.
- Если я расстроился, то могу быстро прийти в норму.
- Я способен выслушать жалобы от человека.
- Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций.
- Я проникаюсь чувствами других.
- Со мной люди ощущают себя спокойно.
- Я упорно преодолеваю трудности.
- Мне нравится креативно решать проблемы.
- Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции.
- Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии.
- Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции.
- Я недолго переживаю.
- Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия.
- Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют.
- Я вижу эмоции по мимике.
- Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде.
- Я без слов улавливаю истинные желания людей.
- Окружающие считают меня способным к сопереживанию.
- Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни.
- Я могу развеселить и вдохновить людей.
- Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни.
- Мне легко поставить себя на место другого человека.
- Я помогаю другим разобраться в себе.
- Я не зацикливаюсь на переживаниях.
Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне ЭИ:
высокий – свыше 70;
Не расстраивайтесь, если «недобрали» баллы, эмоциональный интеллект можно развить.
Методы развития эмоционального интеллекта
Учитывая, что высокий эмоциональный интеллект положительно влияет на качество жизни, его нужно развивать. Расскажем, как это сделать.
Наблюдение за эмоциями
Чувства нельзя игнорировать, их следует проживать и анализировать. Научитесь осознавать свои эмоции в течение дня. Почему вы расстроились, чему обрадовались? К примеру, как отреагировали на критику руководства – возникла обида, огорчение или неприятие. Эмоциональные реакции можно записывать: «Я злюсь, если…»., «Я в восторге, когда…».
Прислушивайтесь к физическому состоянию
Чувства, испытываемые нами, обязательно отражаются в виде телесных сигналов. Когда страшно, мы неосознанно зажмуриваемся, радость ощущается легкостью и порханием бабочек в животе. Стресс, шок сразу проявляются давлением в области желудка. Выявите ваши индивидуальные взаимосвязи.
Выявите связи между эмоциями и поступками
Необходимо понять, как чувства влияют на поведенческие реакции. К примеру, если вам стыдно, то вы обычно пытаетесь нападать в ответ? Такая реакция не даст эффективного результата в коммуникации, поэтому ее необходимо устранить. Правильно будет спокойно выслушать собеседника и прояснить свою позицию, если нужно признать неправоту.
Поймите, что нет неправильных эмоций
Каждый из нас имеет право на злость, гнев и ярость. Это ответ психики на агрессивные внешние вызовы. Но всегда нужно обращать внимание на обстоятельства, вызвавшие негатив. Вы кому-то позавидовали? Ничего страшного, но подумайте в чем проблема, возможно в низкой самооценке.
Выбирайте достойные поведенческие модели
Если определенные эмоции заставляют вас чувствовать себя проигрышно, подумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, в ответ на замечание вы начинаете кричать, злиться, чем еще больше раззадориваете соперника. Если оппонент спокоен внешне, то считайте, что в споре он выйдет победителем. Не дайте чувствам взять верх над разумом.
Станьте открытым к диалогам с другими людьми
Внимательно слушайте человека, старайтесь понять его аргументацию. В то же время сами прямо говорите о своих чувствах и отношению к обсуждаемой теме. Будьте сговорчивы.
Прокачивайте способность к эмпатии
Поставьте себя на место другого человека, чтобы прочувствовать его радость или боль. Не будьте пассивным слушателем. Искренне старайтесь помочь добрым словом или ценным советом. Фальшивое сочувствие всегда видно со стороны, настоящих друзей и сторонников на его основе не завоюешь.
Следите за соответствием слов и мимики
Не лукавьте, если вы скажете: «Я так рад тебе помочь» с унылым выражением лица, неискренность будет видна. Вы имеете право открыто выражать свои эмоции, не хотите помогать, и не надо. Лучше сказать правду. Также следите за мимикой других людей, учитесь читать между строк.
Источник
Эмоциональный интеллект — как развить его в себе и других (теория, упражнения и книги)
Для развития эмоционального интеллекта необходимо уделять внимание тем аспектам жизни, в которых вы сталкиваетесь с сопротивлением, подобно самолёту, встречающему сопротивление в полете.
Эмоциональный интеллект — что это такое?
В жизни нет области, для которой эмоциональный интеллект не был бы важен. Именно эмоциональный интеллект позволяет нам контролировать фатальную привычку откладывать всё на потом, подталкивая нас к реализации нашего внутреннего потенциала, помогая нам устанавливать межличностные границы и способствовать созданию удовлетворительных отношений в личной и профессиональной жизни. Неудивительно, что формирование эмоционального интеллекта — это задача, с которой, многие психологи сталкиваются в своей работе каждый день — как во время индивидуальной психотерапии, так и групповой.
Дэниел Гоулман разделил компетенции, составляющие эмоциональный интеллект, на две группы.
✔️ Первая — это личная компетентность , то есть эмоциональное самосознание (способность распознавать свои эмоций, их причин и следствий) и саморегуляция (управление своими эмоциями, способность контролировать деструктивные импульсы).
✔️ Вторая группа компетенций, составляющих эмоциональный интеллект, — это социальные компетенции . Они включают социальную осведомленность (способность видеть и понимать эмоции других людей) и формирование отношений. Именно поэтому развитие эмоционального интеллекта всегда должно учитывать множество аспектов, в которых он проявляется.
Счастливы те, кто в детстве получал от родителей живой пример того, как можно управлять эмоциями. Ведь именно с них начинается наше путешествие с эмоциональным интеллектом — мы наблюдаем за другими и, следуя их примеру и при их поддержке, учимся реагировать на сложные эмоции контролируемым и адекватным образом. Независимо от нашего детского опыта, большинству из нас нужна поддержка в улучшении наших навыков управления эмоциями. Приведённые ниже упражнения могут применяться людьми, которые профессионально работают тренерами и обучают других в области эмоционального интеллекта, а также для саморазвития.
🤬 Эмоциональный интеллект. Упражнения
🔹 Упражнение № 1 «Дневник эмоций»
Цель упражнения: попытка распознать свои эмоции, а также ситуации, которые их вызывают или им предшествуют.
Инструкция : разделите лист бумаги на 2 столбца – один узкий один широкий. В первом столбце перечислите эмоции, которые возникли у вас в течение рабочего дня, вчера. Начните с самого утра, эмоций, сопровождающие завтрак, встречи с сотрудниками, начальником. Затем переходите к эмоциям, которые возникают во второй половине дня и к тем, которые вы испытали, когда уходили с работы. Во втором столбце введите контекст возникновения этих эмоций. Испугались ли вы только тогда, когда поняли, что опоздали на встречу? Была ли радость связана с обеденным перерывом?
Подытожьте! Какие эмоции преобладали у вас в течение рабочего дня? Что их провоцировало? Конкретные люди, неожиданные ситуации, воспоминания?
После чего, найдите способ внести изменения, которые повлияют на ваши эмоции, найдите способ изменить то, что их формирует (ситуации, воспоминания), например, если ваша раздражительность вызвана недостатком сна, вы, вероятно, должны найти способ спать подольше.
🔹 Упражнение № 2 «Индекс самооценки»
Цель этого упражнения — изучить факторы, влияющие на нашу уверенность в себе.
Инструкция : Подумайте о важных людях в вашей жизни / работе. Оцените по 10 бальной шкале, насколько вы уверены в себе, находясь рядом с каждым из них. Вы также можете оценить уровень уверенности в себе в конкретных событиях вашей (профессиональной) жизни. Как бы вы описали свою уверенность в себе, когда вас повысили и когда вы получили выговор от своего руководителя?
🔹 Упражнение №3 «Точка зрения другой стороны»
Цель упражнения: эмпатия и так ли легко её почувствовать, когда мы «сочувствуем» человеку, который нам не нравится?
Инструкция : вспомните свою последнюю конфликтную ситуацию. Подумайте о личности человека, с которым вы конфликтовали о мотивах, которые им движут, об эмоциях, которые этот человек испытывал.
После ответьте на вопросы:
Что вы чувствовали во время этого упражнения? Удалось ли вам понять мотивы человека, с которым вы конфликтовали?
Что в своём подходе к конфликтным ситуациям вам необходимо поменять?
Привычки, связанные с нашим эмоциональным функционированием, возникли не здесь и сейчас. За каждой нашей эмоцией стоят годы её формирования.
Развитие эмоциональной компетентности требует от нас выходить из зоны комфорта, сталкиваться с собственными ограничениями и страхами.
По словам Карла Альбрехта , эмоционально и социально осведомленные люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта действуют как магнит для других. И наоборот, люди с низким эмоциональным интеллектом – отталкивают от себя других.
📚 Вдохновляющие книги по эмоциональному интеллекту:
▪️ Альбрехт, К. «Социальный интеллект»
▪️ Арриве, Ж.-Й . «Как испытывать эмоции»
▪️ Бхарвани, Г . «Ваше эмоциональное «я». Как поднять свой EQ
▪️ Браун, Б. , «Growing Strong»
▪️ Карузо, Д.Р., Саловей, П . – «Эмоционально-интеллектуальный менеджер»
▪️ Чип Конли — «Эмоциональные уравнения»
▪️ Фокс Кабейн — «Миф о харизме»
▪️ Фишер, Р., Шапиро, Д. – «Эмоции в переговорах»
▪️ Гоулман, Д. – «Эмоциональный интеллект на практике»
▪️ Гоулман, Д. — «Социальный интеллект»
▪️ Шиллинг, Д. «Как воспитывать эмоциональный интеллект»
▪️ Сегал, Дж . – «Как углубить эмоциональный интеллект»
Источник