Теории базовых эмоций кратко

Теория базовых эмоций

Термин «базовые эмоции» («фундаментальные эмоции») также отличается многозначностью интерпретации.

Для родоначальников психоанализа З. Фрейда и бихевиоризма Дж. Уотсона главной характеристикой «базовости» была врожденная, инстинктивная природа эмоции.

Для М. Арнолд базовыми являются все те реакции, которые возникают при оценке трех аспектов стимульной ситуации:

o является ли воздействие «добром» или «злом» для нас,

o представляет ли оно нечто наличное или отсутствующее

o легко ли нам овладеть им или избежать его.

Для одного из первых сторонников этого подхода – Карла Йоргенсена — главным показателем базовых или «фундаментальных» эмоций, как он их называет, является отсутствие связи с каким-либо познавательнымсодержанием (forgeпseп, 1928).

В 1910 году в Бостоне выходит книга Уильяма Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию», которая привлекла внимание ученых во многих странах, в том числе и в России. Мак-Дугалл пытается расширить один из центральных в то время терминов «инстинкт», получивший право на существование в социальных науках благодаря работам Спенсера и Милля. Для Мак-Дугалла инстинкт, подобно любому душевному процессу:

1) может возникать на основе представлений;

2) имеет три аспекта — познавательный, эмоциональный и волевой;

3) формы его проявления могут бесконечно видоизменяться и усложняться.

Мак-Дугалл связывает первичные эмоции (как наиболее простые и далее неразложимые) с основными инстинктами:

1) инстинкт бегства и эмоция страха, которая, по его мнению, служит фактором социальной дисциплины, ибо научает людей контролировать свои эгоистические импульсы;

2) инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;

3) инстинкт любопытства и эмоция удивления;

4) инстинкт драчливости и эмоция гнева;

5) инстинкт самоуничижения (или покорности) и эмоция покорности;

6) инстинкт самоуверенности и эмоция самовосхваления;

7) родительский инстинкт и эмоция нежности (Мак-Дауголл, 1916).

Мак-Дугалл не отрицает важного значения полового, пищевого и стадного инстинктов. Однако он не находит соответствующих для них первичных эмоций, а все связанные с ними переживания относит к так называемым сложными вторичным эмоциям. В то же время в качестве трех главных типов чувств он называет любовь, ненависть и уважение. В свою очередь внутри каждого типа дифференцируются чувства по степени конкретности или обобщенности их предмета: чувство любви к конкретному ребенку, чувство любви к детям вообще, чувство любви к справедливости. При этом чувства различаются по силе и влиянию на поведение.

В качестве двух первичных и фундаментальных модальностей чувств называются удовольствие и страдание или удовлетворение- неудовлетворение, которые окрашивают и характеризуют все побуждения. Удовольствие является следствием и знаком полного или частичного успеха, а страдание — следствием и знаком полной или частичной неудачи (Мак-Дауголл, 1916; McDougalf, 1928).

Один из наиболее известных продолжателей этого направления Роберт Плачик, также придавая особое значение тому, какие эмоциональные явления являются первичными, а какие производными, выделяет общие свойства «первичных эмоций» (Plutchik, 1962/1969). По Плачику, эмоции можно считать первичными, если:

1) они релевантны базовым биологическим адаптивным процессам;

2) могут быть найдены в той иной форме на всех эволюционных уровнях;

3) не зависят в своем определении от конкретных нейрофизиологических структур или частей тела;

4) не зависят в своем определении от интроспекции (хотя она и может использоваться);

5) могут быть определены первично в поведенческих («стимульно-реактивных») терминах.

Плачик выделяет 8 основных прототипов эмоционального поведения и 8 соответствующих им видов первичных эмоций.

1. Инкорпорация — поглощение пищи и воды — принятие,одобрение.

2. Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота — отвращение.

3. Разрушение — попытка устранения препятствия на пути удовлетворения — гнев.

4. Защита — попытка избежать разрушения, первоначально в ответ на боль, а затем на угрозу боли — страх.

— реакции, сопутствующие сексуальному поведению, — радость.

6. Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие, — горе, уныние.

7. Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом — удивление.

— неупорядоченное изучение окружающей среды — любопытство, предвосхищение.

Соответственно, поведенческим полярным парам ставятся в соответствие пары базовых эмоций:

1) разрушение (гнев) — защита (страх),

2) инкорпорация (принятие, одобрение) — отвержение (отвращение),

3) репродукция (радость) — депривация (горе, уныние),

4) исследование (предвосхищение) — ориентировка (удивление).

В свою очередь каждое из этих измерений включает целый спектр сходных эмоций. Так, отвержение включает скуку, нежелание, антипатию, отвращение, омерзение и ненависть. Депривация — задумчивость, меланхолию, печаль и скорбь. Все эти измерения представляют полярные пары: инкорпорация-отвержение, репродукция-депривация, защита-разрушение, исследование-ориентировка. Такие представления позволяют Плачику строить трехмерную структурную модель эмоциональной сферы (см. рис. 1.6).

Каждая долька этого перевернутого конуса представляет базовую эмоцию, а вертикальная ось — параметр интенсивности.

Поперечный разрез этого конуса и дает восемь базовых эмоций (см. рис. 1.7).

Вторичные эмоции образуются в результате комбинаций этих первичных эмоций, так: гордость = гнев + радость; скромность = страх + принятие и т.п. По мнению Плачика, личностные черты и диспозиции образуются таким же образом (Plutchik, 1980).

В то же время Плачик изучал реакции резус-макак на электростимуляцию мозга с помощью микроэлектродов, поэтому ему принципиально важно было перевести язык эмоций на более простой язык поведения и приспособительных функций. В результате он строит таблицу трех языков для описания эмоциональных состояний (см. табл. 1.2).

Следует отметить, что у Плачика, в отличие от других представителей этого направления — Кэррола Изарда и Силвана Томкинса, эмоции не столько выступают мотивирующим фактором поведения, сколько сами являются следствием и элементом соответствующего адаптивного поведения.

Таблица 1.2. Языки описания эмоций по Плачику (Plutchik,1970)

Субъективный язык Язык поведения Язык функций
Страх, ужас Избегание Защита
Гнев, ярость Атака Разрушение
Радость, экстаз Спаривание, владение Репродукция
Печаль, скорбь Потеря контакта Депривация
Принятие, жадность Еда Инкорпорация
Отвращение Рвота, дефекация Отрицание
Ожидание Поиск ощущений Исследование
Удивление Остановка Ориентация

В те же годы Сильван Томкинс разрабатывает модель личности «Humanoton». В ней эмоциям выделяется место первичных мотивов, которые, оказывая многообразное влияние на поведение, тем не менее, существенно отличаются от органических потребностей (отсутствие черт необходимости, насыщенности и цикличности). В силу построения механической модели, Томкинс вынужден использовать энергетические критерии для дифференцировки базовых эмоций. Вводятся три вида активаторов эмоций: 1) активаторы поддержания уровня стимуляции, представленные частотой разрядов в нервной системе (им соответствуют базовые эмоции гнева и печали);

2) активаторы снижения уровня стимуляции (радость);

3) активаторы повышения уровня стимуляции (испуг, страх, интерес) (Toтkiпs, 1963, 1970).

В этой модели признается роль отрицательных эмоций как «аварийных сигналов», оценки нарушения баланса активации, но в целом им приписывается дезорганизующая функция.

Наиболее развернутое описание термина «базовые эмоции» мы находим у Кэррола Изарда. Он также выделяет 5 критериев определения того, можно ли отнести данную эмоцию к «базовым».

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

По поводу критериев (1) и (4) уже почти сто лет идет горячая дискуссия и пока нет однозначных оснований для их использования.

По критериям (3) и (5) жизнь подбрасывает гораздо больше эмоций, чем их выделяют авторы данного подхода.

Читайте также:  Везде чувствую запах сигарет почему

Второй критерий находит подтверждение в экспериментальных исследованиях.

Теория Томкинса (теория дифференциальных эмоций) опирается на пять тезисов:

1) основную мотивационную систему образуют десять фундаментальных эмоций;

2) каждая из этих эмоций имеет свою мотивационную и «переживательную» составляющую;

3) они по-разному влияют на когнитивную сферу и поведение человека;

4) они взаимодействуют с побуждениями, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

5) в свою очередь, подвергаются их влиянию.

За последними двумя пунктами лежит представление о личности как результате взаимодействия шести подсистем: побудительной, гомеостатической, перцептивной, когнитивной, эмоциональной и моторной. Именно взаимодействие четырех последних ведет к эффективному поведению (в случае гармонии) или к дезадаптации — при нарушении системного взаимодействия (Изард, 1999).

За последние годы количество исследований в этой области уменьшилось в связи с тем, что исследователи обнаружили трудность выявления «чистых» «базовых» эмоций за границами лабораторных опознаний экспрессии этих явлений актерами. В реальности такого рода паттерны встречаются крайне редко, в очень ограниченном контексте – при ситуациях, вызывающих экстремальные реакции, и в очень ограниченные периоды онтогенеза, когда только появляются все мимические компоненты. Это и привело к снижению интереса к теории базовых эмоций.

Есть еще эклектические модели эмоций.К ним относят модели эмоций, которые пытаются дать описание природы эмоций чисто собирательным образом. Их достаточно много. Все они представляют собой различные сочетания уже высказанных ранее идей.

Источник

Теории базовых эмоций кратко

Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

  • Биологические теории эмоций;
  • Психоаналитические теории эмоций;
  • Мотивационная теория эмоций У.Липера ;
  • Когнитивные теории эмоций ;
  • Адаптационная теория Плутчика ;
  • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда ;
  • Информационная теория эмоций Симонова ;
  • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева .

С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты. Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

Биологические теории эмоций.

Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом , Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

Из сказанного выше можно видеть, что он был убеждён в необходимости эмоций у человека и посвящал свои исследования раскрытию того, в чём состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин. Он говорит, что ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Психоаналитические теории эмоций.

Э то теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты*. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес — влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций — «теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении».

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, «не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…».

Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

* Аффект
Нем.: Affekt. — Франц.: affect. — Англ.: affect. — Исп.: afecto. — Итал.: affetto. — Португ.: afeto.
• Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние — приятное или неприятное, смутное или отчетливое, — проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект — это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887—1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76—77.

Читайте также:  Салат мое настроение с огурцом слоями рецепт

Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

Он выносит на обсуждение тот факт, что, «не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим».

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Пример, описанный Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно. Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица. Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы — «это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные* или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…». А физиологические мотивы — это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

*Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

Когнитивные теории эмоций ( Когнитивность* )

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

«Термин «восприятие» Арнольд толкует как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего». В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

Шехтер: Когнитивно-физиологическая т е ория

Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 4).

В одном из экспериментов, направленных на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Рис. 4. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что «люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта». Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс — это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

*Когнити́вность (лат. cognitio , «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, значительно отличающихся друг от друга контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект воспитание детей

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
1. Инкорпорация — поглощение пищи и воды. Принятие.
2. Отвержение — реакция отторжения, экскреция, рвота. Отвращение.
3. Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения. Гнев.
4. Защита — первоначально на боль или на угрозу боли. Страх.
5. Репродуктивное поведение — реакции, сопутствующие сексуальному поведению. Радость.
6. Депривация — утрата объекта, приносящего удовольствие. Горе.
7. Ориентировка — реакция на контакт с новым, незнакомым объектом. Испуг.
8. Исследование — более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды. Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что «постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…».

Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны склонны рушить и ломать всё вокруг, когда испытывают страх.

Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне — проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне — эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение

Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ — ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

«В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности». Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными — чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций — единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций — столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова — информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции — это «специфическое личностное отношение», а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом «Теория», далеко не все ему соответствуют.

Источник

Оцените статью