«Аллегория пяти чувств», Теодор Ромбоутс
1632г. Холст, масло. Размер: 207×288 см. Музей изящных искусств, Гент #Story_barocco
В мистической традиции пять чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) обозначаются пентаграммой (пятиугольной звездой) с латинскими литерами «SALUS» (образуют слово «здоровье»). Литеры означают начальные звуки латинских слов: sensus — «вкус», auditus — «слух», libinis — «желание», visus — «зрение», spiritus — «дуновение, благоухание».
Представленная картина была заказана художнику в 1632 епископом Гента Антонием Триестом. Подобные аллегорические изображения были чрезвычайно популярны в XVI–XVII веках. В данной работе каждый персонаж символизирует определенное чувство и для облегчения идентификации зрителем снабжен собственными атрибутами.
Элегантный молодой человек с трубкой и чесноком символизирует Обоняние, весельчак со стаканом вина в руке и едой возле ног представляет Вкус, в слепом мужчине в центре с фрагментами скульптур перед ним легко узнается Осязание. Слух играет на теорбе — басовой разновидности лютни, рядом с ним расположились духовые и струнные инструменты. Зрение — пожилой человек в очках, опирающийся правой рукой на зеркало в черной раме, в нем зритель видит отражение части инструментов.
Источник
В эту галерею я собрал четыре работы художников Голландии на тему «Пять чувств» (любили все же голландцы эту тему!). Наверное, в целях экономии холстов и подрамников (шучу, конечно!) эти живописцы поместили фигуры-аллегории пяти чувств на одной картине. Наверняка, есть еще варианты написания групповых портретов, изображающих пять чувств вместе. Может, читатели помогут вспомнить их и найти? А пока можно развлечься, рассматривая картины и угадывая — кто какое чувство олицетворяет! Кстати, о двух авторах я уже писал в дневнике, думаю, когда-нибудь «доберусь» и до Теодора Ромбоутса.
Louis Finson The Five Senses. 1737 г. Herzog-Anton-Ulrich-Museum, Brunswick
Луи Финсон
Louis Finson
между 1575 и 1580, Брюгге – 16 мая 1618, Амстердам
Louis Finson Autoportrait. 1613 г. Musée des Beaux-Arts, Marseille
Фламандский живописец, один из первых последователей Караваджо во Франции и Голландии.
Родился в семье художника и декоратора ткани французского происхождения Жака Финсона (Jacques Finson, умер в 1608 году), у который брал первые уроки рисования. В 1600 году, в возрасте двадцати лет, отправился в Италию, где продолжил учиться живописи в Неаполе и Риме. Был покорен художественной манерой Караваджо, некоторое время работал в его мастерской.
На обратном пути, возвращаясь во Фландрию через южную Францию, Луи остановился в Провансе, где познакомился с известным французским астрономом и антикваром Никола-Клодом Фабри, сеньором де Пейрак и получил заказ на несколько портретов его друзей и церковных алтарей. Приняв это предложение, Финсон переехал в Экс-на-Провансе, где поселился на несколько лет. В 1612-15 годах работал в Марселе, Эксе, Арле, Тулузе, Бордо и Париже, выполняя заказы на картины на религиозные сюжеты и портреты, и пользуясь везде большим успехом. В июле 1616 года художник вернулся в Нидерланды, где 16 мая 1618 года умер в Амстердаме.
Gerard de Lairesse The Five Senses.
Жерар де Лересс
Gйrard de Lairesse
11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам
Rembrandt Harmensz.van Rijn Portrait of Gérard de Lairesse. 1665-67 гг. Metropolitan Museum of Art
Нидерландский художник, гравёр и теоретик искусства.
Родился в семье художников, учился в мастерской отца. В 1664 переехал в Утрехт, в 1667 — в Амстердам. Испытал влияние Рембрандта, писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты, работал, как книжный иллюстратор и театральный художник. Был чрезвычайно моден в богатых домах Амстердама и Гааги. Де Лересс страдал наследственным сифилисом, оказался обезображен, к 1690 году ослеп. Написал пособие «Основы рисования» (1701), составил «Большую книгу живописцев» (1707), несколько раз переизданную, переведенную на немецкий, французский, английский языки. Во Франции был прозван «нидерландским Пуссеном».
Theodor Rombouts Allegory of the Five Senses. Museum voor Schone Kunsten, Ghent
Любителям живописи XVI-XVII веков нравились символические и аллегорические картины, хотя содержание самих картин часто служило лишь поводом для проявления мастерства живописцев. Эта картина была заказана художнику епископом Антоном Триестом, известным покровителем искусств в Генте.
Theodor Rombouts Allegory of the Five Senses. Псковский художественный музей
Вторая картина долгое время находилась в частной коллекции архимандрита Алипия, служившего в Псково-Печерском монастыре в Псковской губернии. Сейчас картина находится в художественном музее Пскова.
Теодор Ромбоутс
Theodoor Rombouts
2 июля 1597, Антверпен — 14 сентября 1637
Anthony van Dyck Portrait of Theodoor Rombouts. 1632 г.
Фламандский живописец.
Учился у Франса ван Ланквелда, позже – у Абрагама Янсенса Старшего. В 1617 г. отправился в Рим, затем переехал во Флоренцию. По возвращении во Фландрию, в 1625 году был принят мастером в Гильдию Святого Луки в Антверпене, в 1628-1630 годах состоял в Гильдии старшиной. Художник писал исторические и аллегорические картины, жанровые сцены, изображающие певцов, игроков в карты и шарлатанов, а также подражания итальянским мастерам Микеланджело и Караваджо.
Рубрики: | Выставка одной картины |
Метки: пять чувств
Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям
Источник
Выдающийся нидерландский художник Ян Ливенс считался соперником Рембрандта на художественном поприще. Он с детства поражал современников одаренностью, его картины, гравюры и рисунки собирали коллекционеры и меценаты, копировали другие мастера. Спустя десятилетия после смерти Ливенса его творчество все еще очень высоко ценилось.
Ливенс и Рембрандт обучались в одной мастерской, дружили и часто исполняли портреты друг друга. Похожая манера письма, повторение определенных сюжетов или совместное создание картин привели к тому, что все эти работы впоследствии приписали одному только Рембрандту.
К моменту создания полотна «Молодой художник» Ливенс был уже вполне сложившимся живописцем, но, вероятно, его написание навеяли воспоминания о годах учебы. Он, как и изображенный белокурый мальчик, сидел в мастерской наедине с образцами античного искусства и книгой с рисунками великих творцов, вникал и постигал ремесло. Работы художника отличают изысканный сдержанный колорит, мягкие переходы светотени и особый золотистый цвет, будто светящийся изнутри. Несмотря на многочисленные заказы, к концу жизни мастер разорился, и семья отказалась от него, чтобы не оплачивать долги.
Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо оказал значительное влияние на многих живописцев, его художественные приемы и сюжеты заимствовались и перерабатывались по обе стороны Альп. Фламандский мастер Теодор Ромбоутс также оказался в числе последователей великого итальянца.
Картина «Картежники», особенно группа персонажей слева, композиционно напоминает работу Караваджо «Игра в карты», однако восприняв и процитировав сюжет, использовав сложную светотеневую моделировку итальянца, Ромбоутс по-своему трактовал полотно. Эта работа яркая и насыщенная по колориту благодаря введению акцентов синего, оранжевого, желтого и красноватого в одеяниях главных игроков. Художник достигает большей торжественности, кажется, что парадно облаченные актеры разыгрывают театральную сценку. Два солдата сидят за карточным столом, слева, затаив дыхание, за ними следит старик, третий военный происходящим не интересуется. Придерживая бокал с вином, он радостно улыбается. Азартные игры были под неофициальным запретом у церкви, так как частенько приводили к взаимным проклятиям соперников, ссорам, дракам, грабежам и разорениям.
Фламандский художник Ян Коссирс обучался у Корнелиса де Воса в Антверпене, затем путешествовал по Италии и Франции, а по возвращении на родину стал мастером гильдии Святого Луки. Его ранние работы, исполненные в основном в натуральную величину, показывают сцены из повседневной жизни, также живописец любил изображать курильщиков, композиции с цыганами и гадалками.
На данной картине представлен модно одетый мужчина, который наслаждается курением трубки, рядом с ним — мальчик-слуга, смотрящий в сторону зрителя, он небрежно выливает содержимое своего кувшина прямо на землю. Эта тема в произведениях Коссирса встречается неоднократно. Табак распространился в Европе только во второй половине XVI века, сначала в качестве обезболивающего, затем в виде жевательного средства. Трубку «распробовали» моряки и солдаты, и в XVII веке курение стало повсеместной страстью.
Существует мнение, что этот холст является частью композиции большего размера. На одном из эскизов в собрании X. Г. Хоблин (Ашфорд Лодж, Хальштед, Эссекс, Англия) изображены курильщик и влюбленная пара. На другом полотне (Национальный музей, Познань) он является олицетворением вкуса из популярной аллегорической темы «Пять чувств». Нельзя исключить, что мастер, привнесший в свою жанровую живопись элементы караваджизма, трактовал «Курильщика» как аллегорию суетности и бренности.
Уроженец Антверпена фламандский живописец Франс Халс особенно известен как выдающийся портретист. Одна из его лучших работ — портрет Стефана Герардса, наместника и советника харлемкого муниципалитета. Имя модели удалось установить благодаря гербу, изображенному на темном фоне. Расслабленная и непринужденная поза героя делает холст уникальным, потому что голландских регентов, как правило, увековечивали в строгих официальных позах с серьезными выражениями лиц, в то время как Герарде улыбается. Художник написал эту улыбку всего несколькими эффектными мазками. Он достиг исключительной свободы исполнения, легко и подвижно подчеркнул материальность и пластичность фигуры. Наряд мужчины также написан быстрыми и точными ударами кисти, создающими иллюзию глубины черного цвета в костюме с золотым шитьем. Улыбка Герардса на самом деле предназначена его жене, Изабелле Койманс, изображенной на парном портрете, которая лукаво предлагает мужу розы.
С 1886 портрет супруги наместника находится в частной коллекции.
Портреты, исполненные великим голландским художником Рембрандтом, являются украшением любой музейной экспозиции. Судьба данного произведения сложилась непросто.
Елеазар Свальмус изображен сидящим на стуле в тускло освещенной комнате и смотрящим прямо на зрителя. Еще в возрасте двадцати трех лет он ездил из одного голландского города в другой, чтобы проповедовать учение по борьбе с ремонстрантами — голландскими протестантами. В те дни Свальмус и его коллеги пробудили большую обеспокоенность у других проповедников из-за «слепого рвения, с которым они преследовали людей в стремлении к духовному господству». Многие десятилетия эта работа Рембрандта вызывала
Источник