Теодор ромбоутс аллегория пяти чувств

Теодор ромбоутс аллегория пяти чувств

История одного шедевра запись закреплена

«Аллегория пяти чувств», Теодор Ромбоутс

1632г. Холст, масло. Размер: 207×288 см. Музей изящных искусств, Гент #Story_barocco

В мистической традиции пять чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) обозначаются пентаграммой (пятиугольной звездой) с латинскими литерами «SALUS» (образуют слово «здоровье»). Литеры означают начальные звуки латинских слов: sensus — «вкус», auditus — «слух», libinis — «желание», visus — «зрение», spiritus — «дуновение, благоухание».

Представленная картина была заказана художнику в 1632 епископом Гента Антонием Триестом. Подобные аллегорические изображения были чрезвычайно популярны в XVI–XVII веках. В данной работе каждый персонаж символизирует определенное чувство и для облегчения идентификации зрителем снабжен собственными атрибутами.

Элегантный молодой человек с трубкой и чесноком символизирует Обоняние, весельчак со стаканом вина в руке и едой возле ног представляет Вкус, в слепом мужчине в центре с фрагментами скульптур перед ним легко узнается Осязание. Слух играет на теорбе — басовой разновидности лютни, рядом с ним расположились духовые и струнные инструменты. Зрение — пожилой человек в очках, опирающийся правой рукой на зеркало в черной раме, в нем зритель видит отражение части инструментов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ЖЗЛ (1320)
  • Россия (182)
  • Франция (159)
  • Италия (122)
  • Англия (110)
  • США (98)
  • Германия (74)
  • Нидерланды (67)
  • Дания (48)
  • Польша (44)
  • Украина (38)
  • Швеция (37)
  • Испания (37)
  • Другие (33)
  • Австрия (29)
  • Бельгия (26)
  • Финляндия (26)
  • Венгрия (25)
  • Австралия (18)
  • Чехия (15)
  • Япония (15)
  • Норвегия (14)
  • Прибалтика (13)
  • Мексика (11)
  • Греция (10)
  • Канада (10)
  • Швейцария (10)
  • Литва (9)
  • Грузия (8)
  • Ирландия (4)
  • Сербия (4)
  • Шотландия (3)
  • Куба (2)
  • Тематические подборки живописи (989)
  • Война (78)
  • Сбор урожая (47)
  • Курение (39)
  • Виноград (38)
  • Школа (28)
  • Чулки (26)
  • Велосипед (23)
  • Качели-карусели (22)
  • Газета (22)
  • Арбуз (21)
  • Письмо (20)
  • Красный зонт (20)
  • Свидание (18)
  • Коляска (17)
  • Камин (17)
  • Колодец (17)
  • Любви все возрасты покорны (16)
  • Зеркало (15)
  • Пляж (15)
  • Стог сена (15)
  • Грибы (15)
  • Спорт (15)
  • Мороженое (12)
  • Красота и здоровье (11)
  • Поцелуй (11)
  • Смех (11)
  • Абсент (10)
  • Пасека (10)
  • Сенокос, жатва (9)
  • Венок (9)
  • Часы (9)
  • Свеча (9)
  • Коромысло (9)
  • Ванна (8)
  • Баня (8)
  • День космонавтики (7)
  • Очки (7)
  • Радуга (7)
  • Зонт (7)
  • Бабушкин сундук (5)
  • Пожар (4)
  • Рыбный день (3)
  • Духи (3)
  • Фонарь (3)
  • Печи и печки (1)
  • Живопись о живописи (471)
  • Мастерская художника (309)
  • Женщина за мольбертом (49)
  • Юные художники (48)
  • Музеи и выставки (38)
  • Автопортрет за работой (11)
  • Памятники (3)
  • Женщины-художницы (323)
  • Автопортрет (220)
  • Праздники и традиции (203)
  • Рождество и святки (54)
  • Масленица (33)
  • Карнавал (28)
  • Пасха (19)
  • Ивана Купала (12)
  • День рождения (10)
  • Вербное воскресенье (10)
  • Кино (202)
  • Фильмы о художниках (79)
  • Бюро пропаганды киноискусства (68)
  • Артисты-художники (17)
  • Фильмы о войне (8)
  • Все профессии важны (198)
  • Пряха, швея, ткачиха (27)
  • Цветочница (18)
  • Прачка (13)
  • Учитель (12)
  • Почтальон (11)
  • Продавец (10)
  • Врач (9)
  • Парикмахер (9)
  • Пекарь (8)
  • Фотограф (8)
  • Сапожник (5)
  • Дворник (5)
  • Трубочист (5)
  • Шахтер (4)
  • Портной (4)
  • Разносчик газет (3)
  • Зубной врач (стоматолог) (3)
  • Молочница (3)
  • Кузнец (3)
  • Гончар (2)
  • Повар (2)
  • Легенды и мифы (174)
  • Саломея (24)
  • Юдифь и Олоферн (15)
  • Русалка (13)
  • Клеопатра (10)
  • Иосиф и жена Потифара (6)
  • Самсон и Далила (6)
  • Иаиль и Сисара (5)
  • Нарцисс (4)
  • Икар (3)
  • Даная (3)
  • Музы (2)
  • Музыкальные инструменты (170)
  • Гитара (27)
  • Скрипка (17)
  • Гармонь, баян, аккордеон (14)
  • Арфа и лира (11)
  • Пианино, рояль, клавесин и орган (10)
  • Восточные инструменты (10)
  • Виолончель (9)
  • Лютня (8)
  • Флейта (8)
  • Волынка (8)
  • Бубен, тамбурин (7)
  • Кобза, бандура (6)
  • Шарманка (6)
  • Колесная лира (5)
  • Балалайка (5)
  • Саксофон (3)
  • Мандолина (3)
  • Гусли (2)
  • Банджо (2)
  • Леди в . (167)
  • Танец в живописи (147)
  • Балет (53)
  • Танцы народов мира (41)
  • Танец ХХ века (19)
  • Историко-бытовой танец (17)
  • О танце (15)
  • Выставка одной картины (145)
  • Тематические циклы (45)
  • Картины-двойники (137)
  • Времена года (130)
  • Лето (16)
  • Весна (12)
  • Семьи художников (122)
  • Зима (118)
  • Новый год (56)
  • Коньки (19)
  • Снеговик (15)
  • Санки (9)
  • Лыжи (3)
  • Цветы (118)
  • Маки (43)
  • Подснежник (7)
  • Ромашка (6)
  • Одуванчик (5)
  • Клоун (118)
  • Игрушки (111)
  • Куклы (43)
  • Кораблик (21)
  • Деревянная лошадка (21)
  • Войнушка (8)
  • Мыльные пузыри (7)
  • Театр (110)
  • Кукольники (24)
  • Зрители (24)
  • Комедия дель арте (21)
  • Закулисье (20)
  • Сара Бернар (6)
  • Литература и живопись (109)
  • Памятники Пушкину (16)
  • Окна, двери и балконы (103)
  • Романовы (81)
  • Петр Первый (17)
  • Екатерина II (3)
  • Допетровская эпоха (1)
  • Животные (74)
  • Художники (65)
  • Лодки (61)
  • Лодка в живописи (19)
  • Дама в лодке (17)
  • Рыбалка (14)
  • Гондола (7)
  • Дети-рыбаки (3)
  • Спортивная лодка (1)
  • Гардероб (58)
  • Народный костюм (24)
  • Серьги (12)
  • Соломенная шляпка (6)
  • Матросский костюм (5)
  • Шляпки (4)
  • Музыка (55)
  • Женские образы (55)
  • Женщина и газета (4)
  • Игры (52)
  • Детские игры (19)
  • Жмурки (9)
  • Шахматы, шашки, нарды (9)
  • Бильярд (6)
  • Прятки (5)
  • Личное (52)
  • Стена позора (6)
  • Свадьба (48)
  • Дети (41)
  • Помню и люблю (38)
  • История (35)
  • Политические убийства (8)
  • Чудеса света (4)
  • Шекспир (33)
  • Одна картина (31)
  • Охота (29)
  • Разное (28)
  • Самовар (26)
  • Шинуазри (25)
  • Фонарики (7)
  • Японский зонтик (6)
  • Дуэль (25)
  • Дуэль в живописи (16)
  • Дуэль в литературе (9)
  • Транспорт (23)
  • Вокзал (9)
  • Паровоз (9)
  • Возвращение Исаака Аскназия (7)
  • Музеи (6)
  • Мужское ню (5)
  • Юрий (Иегуда) Пэн (3)
Читайте также:  Как поднять настроение когда оно плохое

ТоррНАДО — торрент-трекер для блогов

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 9 — ПЯТЬ ЧУВСТВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ.)

В эту галерею я собрал четыре работы художников Голландии на тему «Пять чувств» (любили все же голландцы эту тему!). Наверное, в целях экономии холстов и подрамников (шучу, конечно!) эти живописцы поместили фигуры-аллегории пяти чувств на одной картине. Наверняка, есть еще варианты написания групповых портретов, изображающих пять чувств вместе. Может, читатели помогут вспомнить их и найти? А пока можно развлечься, рассматривая картины и угадывая — кто какое чувство олицетворяет! Кстати, о двух авторах я уже писал в дневнике, думаю, когда-нибудь «доберусь» и до Теодора Ромбоутса.

Louis Finson The Five Senses. 1737 г. Herzog-Anton-Ulrich-Museum, Brunswick

Луи Финсон
Louis Finson

между 1575 и 1580, Брюгге – 16 мая 1618, Амстердам

Louis Finson Autoportrait. 1613 г. Musée des Beaux-Arts, Marseille

Фламандский живописец, один из первых последователей Караваджо во Франции и Голландии.
Родился в семье художника и декоратора ткани французского происхождения Жака Финсона (Jacques Finson, умер в 1608 году), у который брал первые уроки рисования. В 1600 году, в возрасте двадцати лет, отправился в Италию, где продолжил учиться живописи в Неаполе и Риме. Был покорен художественной манерой Караваджо, некоторое время работал в его мастерской.
На обратном пути, возвращаясь во Фландрию через южную Францию, Луи остановился в Провансе, где познакомился с известным французским астрономом и антикваром Никола-Клодом Фабри, сеньором де Пейрак и получил заказ на несколько портретов его друзей и церковных алтарей. Приняв это предложение, Финсон переехал в Экс-на-Провансе, где поселился на несколько лет. В 1612-15 годах работал в Марселе, Эксе, Арле, Тулузе, Бордо и Париже, выполняя заказы на картины на религиозные сюжеты и портреты, и пользуясь везде большим успехом. В июле 1616 года художник вернулся в Нидерланды, где 16 мая 1618 года умер в Амстердаме.

Читайте также:  Когда по теме темперамент

Gerard de Lairesse The Five Senses.

Жерар де Лересс
Gйrard de Lairesse

11 сентября 1640, Льеж — 28 июля 1711, Амстердам

Rembrandt Harmensz.van Rijn Portrait of Gérard de Lairesse. 1665-67 гг. Metropolitan Museum of Art

Нидерландский художник, гравёр и теоретик искусства.
Родился в семье художников, учился в мастерской отца. В 1664 переехал в Утрехт, в 1667 — в Амстердам. Испытал влияние Рембрандта, писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты, работал, как книжный иллюстратор и театральный художник. Был чрезвычайно моден в богатых домах Амстердама и Гааги. Де Лересс страдал наследственным сифилисом, оказался обезображен, к 1690 году ослеп. Написал пособие «Основы рисования» (1701), составил «Большую книгу живописцев» (1707), несколько раз переизданную, переведенную на немецкий, французский, английский языки. Во Франции был прозван «нидерландским Пуссеном».

Theodor Rombouts Allegory of the Five Senses. Museum voor Schone Kunsten, Ghent

Любителям живописи XVI-XVII веков нравились символические и аллегорические картины, хотя содержание самих картин часто служило лишь поводом для проявления мастерства живописцев. Эта картина была заказана художнику епископом Антоном Триестом, известным покровителем искусств в Генте.

Theodor Rombouts Allegory of the Five Senses. Псковский художественный музей

Вторая картина долгое время находилась в частной коллекции архимандрита Алипия, служившего в Псково-Печерском монастыре в Псковской губернии. Сейчас картина находится в художественном музее Пскова.

Теодор Ромбоутс
Theodoor Rombouts

2 июля 1597, Антверпен — 14 сентября 1637

Anthony van Dyck Portrait of Theodoor Rombouts. 1632 г.

Фламандский живописец.
Учился у Франса ван Ланквелда, позже – у Абрагама Янсенса Старшего. В 1617 г. отправился в Рим, затем переехал во Флоренцию. По возвращении во Фландрию, в 1625 году был принят мастером в Гильдию Святого Луки в Антверпене, в 1628-1630 годах состоял в Гильдии старшиной. Художник писал исторические и аллегорические картины, жанровые сцены, изображающие певцов, игроков в карты и шарлатанов, а также подражания итальянским мастерам Микеланджело и Караваджо.

Рубрики: Выставка одной картины

Метки: пять чувств

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Теодор ромбоутс аллегория пяти чувств

Ян Ливенс (1607–1674) Молодой художник 1627–1630. Холст, масло. 130×100

Выдающийся нидерландский художник Ян Ливенс считался соперником Рембрандта на художественном поприще. Он с детства поражал современников одаренностью, его картины, гравюры и рисунки собирали коллекционеры и меценаты, копировали другие мастера. Спустя десятилетия после смерти Ливенса его творчество все еще очень высоко ценилось.

Ливенс и Рембрандт обучались в одной мастерской, дружили и часто исполняли портреты друг друга. Похожая манера письма, повторение определенных сюжетов или совместное создание картин привели к тому, что все эти работы впоследствии приписали одному только Рембрандту.

К моменту создания полотна «Молодой художник» Ливенс был уже вполне сложившимся живописцем, но, вероятно, его написание навеяли воспоминания о годах учебы. Он, как и изображенный белокурый мальчик, сидел в мастерской наедине с образцами античного искусства и книгой с рисунками великих творцов, вникал и постигал ремесло. Работы художника отличают изысканный сдержанный колорит, мягкие переходы светотени и особый золотистый цвет, будто светящийся изнутри. Несмотря на многочисленные заказы, к концу жизни мастер разорился, и семья отказалась от него, чтобы не оплачивать долги.

Теодор Ромбоутс (1597–1637) Картежники. Фрагмент 1628–1630. Холст, масло. 152×206

Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо оказал значительное влияние на многих живописцев, его художественные приемы и сюжеты заимствовались и перерабатывались по обе стороны Альп. Фламандский мастер Теодор Ромбоутс также оказался в числе последователей великого итальянца.

Читайте также:  Крио перенос что вы чувствовали

Картина «Картежники», особенно группа персонажей слева, композиционно напоминает работу Караваджо «Игра в карты», однако восприняв и процитировав сюжет, использовав сложную светотеневую моделировку итальянца, Ромбоутс по-своему трактовал полотно. Эта работа яркая и насыщенная по колориту благодаря введению акцентов синего, оранжевого, желтого и красноватого в одеяниях главных игроков. Художник достигает большей торжественности, кажется, что парадно облаченные актеры разыгрывают театральную сценку. Два солдата сидят за карточным столом, слева, затаив дыхание, за ними следит старик, третий военный происходящим не интересуется. Придерживая бокал с вином, он радостно улыбается. Азартные игры были под неофициальным запретом у церкви, так как частенько приводили к взаимным проклятиям соперников, ссорам, дракам, грабежам и разорениям.

Ян Коссирс (1600–1671) Курильщик 1630-е. Холст, масло. 132×101

Фламандский художник Ян Коссирс обучался у Корнелиса де Воса в Антверпене, затем путешествовал по Италии и Франции, а по возвращении на родину стал мастером гильдии Святого Луки. Его ранние работы, исполненные в основном в натуральную величину, показывают сцены из повседневной жизни, также живописец любил изображать курильщиков, композиции с цыганами и гадалками.

На данной картине представлен модно одетый мужчина, который наслаждается курением трубки, рядом с ним — мальчик-слуга, смотрящий в сторону зрителя, он небрежно выливает содержимое своего кувшина прямо на землю. Эта тема в произведениях Коссирса встречается неоднократно. Табак распространился в Европе только во второй половине XVI века, сначала в качестве обезболивающего, затем в виде жевательного средства. Трубку «распробовали» моряки и солдаты, и в XVII веке курение стало повсеместной страстью.

Существует мнение, что этот холст является частью композиции большего размера. На одном из эскизов в собрании X. Г. Хоблин (Ашфорд Лодж, Хальштед, Эссекс, Англия) изображены курильщик и влюбленная пара. На другом полотне (Национальный музей, Познань) он является олицетворением вкуса из популярной аллегорической темы «Пять чувств». Нельзя исключить, что мастер, привнесший в свою жанровую живопись элементы караваджизма, трактовал «Курильщика» как аллегорию суетности и бренности.

Франс Халс (1581/1585-1666) Портрет Стефана Герардса 1650–1652. Холст, масло. 115×87

Уроженец Антверпена фламандский живописец Франс Халс особенно известен как выдающийся портретист. Одна из его лучших работ — портрет Стефана Герардса, наместника и советника харлемкого муниципалитета. Имя модели удалось установить благодаря гербу, изображенному на темном фоне. Расслабленная и непринужденная поза героя делает холст уникальным, потому что голландских регентов, как правило, увековечивали в строгих официальных позах с серьезными выражениями лиц, в то время как Герарде улыбается. Художник написал эту улыбку всего несколькими эффектными мазками. Он достиг исключительной свободы исполнения, легко и подвижно подчеркнул материальность и пластичность фигуры. Наряд мужчины также написан быстрыми и точными ударами кисти, создающими иллюзию глубины черного цвета в костюме с золотым шитьем. Улыбка Герардса на самом деле предназначена его жене, Изабелле Койманс, изображенной на парном портрете, которая лукаво предлагает мужу розы.

С 1886 портрет супруги наместника находится в частной коллекции.

Рембрандт Херменс ван Рейн (1606–1669) Проповедник Елеазар Свальмус 1637. Холст, масло. 132×109

Портреты, исполненные великим голландским художником Рембрандтом, являются украшением любой музейной экспозиции. Судьба данного произведения сложилась непросто.

Елеазар Свальмус изображен сидящим на стуле в тускло освещенной комнате и смотрящим прямо на зрителя. Еще в возрасте двадцати трех лет он ездил из одного голландского города в другой, чтобы проповедовать учение по борьбе с ремонстрантами — голландскими протестантами. В те дни Свальмус и его коллеги пробудили большую обеспокоенность у других проповедников из-за «слепого рвения, с которым они преследовали людей в стремлении к духовному господству». Многие десятилетия эта работа Рембрандта вызывала

Источник

Оцените статью