Тему радость во 2 классе

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский «Путаница», «Радость» с использованием презентации.
материал по чтению (2 класс) по теме

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского.

Скачать:

Вложение Размер
k.i.chukovskiy_putanicaradost.doc 49.5 КБ
proizvedeniya_k.i._chukovskogo.ppt 647.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по чтению.

Тема урока : К.И. Чуковский «Путаница», «Радость».

Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).

Развивающие : развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.

Воспитательные : привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.

Оборудование: использование презентации «Произведения К.И. Чуковского»,

карточки со словами-рифмами.

-Прочитайте на одном выдохе три раза: шепотом, тихо, громко:

-Прочитайте скороговорку три раза – медленно, быстрее, очень быстро.

Сшит колпак не по колпаковски,

Вылит колокол не по колоколовски.

II. Изучение нового материала.

1. Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем читать стихи замечательного детского поэта К.И. Чуковского. Вы знакомы с ним с раннего детства, его стихи, загадки и сказки читали вам, когда вам было два-три года.

2. Актуализация знаний. Используется презентация «Произведения К.И. Чуковского».

-Что вы знаете из жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)

— В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Однако он не любил, когда его так называли. Его день рождения – 1 апреля 1882г.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи – Цокотухи», «Телефона».

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Чуковский много времени отдал изучению самого ребёнка. Его интересовал процесс мышления детей, их речь, игры. Свои наблюдения и выводы он опубликовал в книге «От двух до пяти».

«Было когда-то весёлое время: жилье моё стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса, очень длинная, около двух километров, сплошь была усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой. Мы строили на песке неприступные крепости, спускали на воду бумажные флоты.

Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонка детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться.

И очень забавляли меня такие детские изречения и возгласы:

— Папа, смотри, как у тебя брюки нахмурились.

— Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Жорж разрезал лопатой дождевого червя пополам.

— Зачем ты это сделал?

-Червячку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее».

В создании детских стихотворных сказок Чуковскому помогало отличное знание русской поэзии и русского фольклора.

К сожалению, жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского завершен(1969г). Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.

-Почему, как вы думаете?

-Давайте прочитаем, что пишет о Корнее Ивановиче его внук (статья в учебнике, стр. 4)

2 слайд, 3 слайд, 4 слайд.

Вспомним произведения К.И. Чуковского.

-Из какого произведения отрывок?

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

5 слайд, 6 слайд.

-Из какого произведения этот отрывок?

Я три ночи не спал,

Но только я лёг –

7 слайд, 8 слайд.

-Угадай это произведение.

Вот была потом забота –

За луной нырять в болото

И гвоздями к небесам

9слайд, 10 слайд.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

И качает головой…

11слайд, 12 слайд.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

13слайд, 14 слайд, 15 слайд.

Загадки Дедушки Корнея.

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. (Цыплёнок)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел! (Пароход)

Рекомендательный список произведений.

Читаем произведения К.И. Чуковского.

Цыпленок и другие.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

4. Знакомство с произведением К.И. Чуковского «Путаница».

Одна из любимейших детских сказок – «Путаница». В «Путанице» все поменялись голосами, пережив грозную, хоть и комическую катастрофу – море загорелось, затем все радостно вернулись к норме.

А) Первичное чтение «Путаница» «жужжащим» чтением, подготовка к чтению вслух.

-Понравилось вам стихотворение?

-Что необычного в этой сказке?

-Какими строчками заканчивается сказка?

-Что показалось самым смешным?

-Что запомнилось сразу?

-Назови персонажей сказки?

-Кто из них самый серьезный?

-Как его называет автор?

-Чем «Путаница» похожа на небылицу?

Б) Словарная работа.

Ковш — округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Ушат – небольшая кадка с ушами.

Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.

В) Работа над произведением «Путаница».

-Что случилось с героями произведения?

-Почему им надоело говорить своими голосами?

-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

-К чему привела их шалость?

-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они?

-Смогли бы они потушить море? Почему?

-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?

-Как веселились звери?

-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?

-Прочитайте, как автор передал радость зверей?

Б) Выразительное чтение.

-Читаем выразительно, стараясь передать настроение каждого героя.

В) Творческое задание. Сочинение своей небылицы.

-Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.

Надо дать ученикам несколько слов. Например:

плюшка — …(подушка, мушка, кружка…)

птичка — …(синичка, спичка…)

улитка — …(калитка, нитка…)

-Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:

1 вариант — лягушка-подушка, 2 вариант — лужок-прыжок.

(Обязательно напомнить детям, что рифма – это созвучие слов, поэтому если дети заменят окончание в одном слове, то его надо изменить и в рифмующемся. Например: «лягушки- у подушки)

-А теперь новые рифмы: береза — розы, осина — апельсины.

(Дети пробуют сочинять)

-А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.

5. Чтение детьми стихотворения «Радость».

6. Работа над произведением «Радость». Вопросы из учебника с.12.

-Чему так радовался автор?

-Какое слово в произведении повторяется несколько раз?

-Какое настроение оно создает?

-Что происходит в природе с деревьями, птицами, от радости?

-Может такое случиться на самом деле? А вы хотели бы этого?

-Какие созвучия в конце стихотворных строк ты нашел? Придумай сам пары слов с повторяющимися звуками на конце.

-Поиграй с друзьями в игру «Рифма».

Вывод: В сказках К.И. Чуковского все касается всех. Уж если беда, то вселенская, вплоть до светопреставления («Краденое солнце»), а если радость, то всемирная, от неё на осинах зреют апельсины, а на березах вырастают розы.

III. Итоги урока.

-Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?

-Какое у вас после этого урока настроение?

-Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?

Выучить отрывок из стихотворения «Путаница» или стихотворение «Радость».

Источник

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе К.Чуковский «Радость»
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Технолгическая карта урока литературного чтения 2 класс (УМК «Школа России»).

Краткий самоанализ урока.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologich._karta_uroka_2.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Ф.И.О. учителя : Калинина С.М.

Предмет: литературное чтение

Тема урока: К.Чуковский «Радость».

Тип урока: комбинированный.

образовательная: продолжить знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского ; познакомить детей с небылицей «Радость»; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).

развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения.

воспитательные: привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.

познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений.

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

коммуникативные: слушать и понимать речь других, учёт разных мнений и умение обосновать собственное, учиться работать в группе,

выполнять различные роли (исполнителя, лидера).

личностные: осознанность учения, адекватное реагирование на трудности, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Характеристика этапов урока

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

На интерактивной доске выводится слайд с текстом:

«Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать».

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Раскодирование ключевого слова

Ставит проблемный вопрос.

На слайде текст:

«Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают весёлые книжки,

Отняв потихонечку их у малышки».

После прочтения задается вопрос

-К какому жанру относится это стихотворение?

Получают ключевое слово.

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения.

-Небылица – вымысел, лживое сообщение.

В народном творчестве: шуточный рассказ о том,
чего не может быть, не бывает.

Выявление места и причины затруднения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

Фронтальная беседа учителя и учеников.

— С творчеством какого автора мы начали знакомство на прошлом уроке?

-Что интересного узнали о нём?

— А с каким произведением этого автора вы познакомились на уроке?

— Какой жанр этого стихотворения?

— Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока.

— Какие цели вы перед собой поставите?

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

— Изучали творчество Чуковского.

Рассказывают интересные, запомнившиеся им факты из жизни и творчества Корнея Ивановича. Говорят, что познакомились с небылицей «Путаница».

Формулируют тему урока, цели.

Первичное чтение небылицы и выявление восприятия текста.

Подготовить детей к выразительному чтению небылицы.

Чтение небылицы проходит в виде презентации, на экран выводится красочный слайд.

-Какое настроение у вас после прослушивания этого произведения?

-Подумайте, почему произведение называется «Радуга?».

— Какое слово в произведении повторяется несколько раз?

-Какие созвучия в конце стихотворных строк вы нашли?

Дети высказывают своё мнение, обосновывая и доказывая.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя учебник.

Работа в группах.

Обговаривание правил совместной деятельности.

-Работать дружно, быть внимательными друг к другу, доводить начатое до конца, не отвлекаться на посторонние дела и т.д.

Дети работают в группах.

Затем один представитель от группы читает вариант ответа.

Чтение учениками небылицы..

Проверить уровень приобретённых знаний.

Чтение по цепочке небылицы «Радость».

Учитель контролирует правильность чтения.

По цепочке читают небылицу, таким образом все вовлечены в работу.

Научить выполнять комплекс гимнастики для глаз.

Изучение и выполнение гимнастики для глаз.

С помощью презентации проводится гимнастика для глаз.

Выполняют комплекс гимнастики для глаз.

Включение в систему знаний и повторение

Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

Выполнение синквейна. Работа в парах.

-Сейчас вы будете выполнять синквейн. Слово , с которым вы будете работать -«радость».

Дети в парах выполняют синквейн. Далее зачитывают свои варианты.

Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки, как личностный результат

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке: приклейте на дерево зелёное яблоко , если вы были успешны, вам всё удалось, вы довольны своим результатом; жёлтое яблоко, если чувствуете, что надо ещё поработать над собой, своими знаниями; красное яблоко, если вам не удалось достичь цели на уроке, вы не приобрели знаний, работали не в полной мере.

Оценивают свою работу на уроке.

Приклеивают яблоко определённого цвета на дерево.

Краткий самоанализ урока: произведение Чуковского «Радость» входит в раздел литературного чтения «Писатели-детям». Это второй урок по изучению творчества К.И. Чуковского._Ожидаемый мной результат урока: все дети должны понять основную мысль текста, выразить собственное отношение к прочитанному. При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Считаю, что урок получился результативным и соответствовал поставленным целям._Практически все дети справились с предложенными заданиями._Затруднение вызвало выполнение синквейна ( некоторые ребята перепутали понятие «прилагательное» и «синоним». В связи с этим неверно выполнили задание._В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность. На пртяжении всего урока происходило формирование УУД. Дети работали в парах, группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким урповнем развития, так и «слабым» детям. Порядок и дисциплна учащихся на уроке поддерживалась организацией , интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Перегрузки учеников на уроке не было, так как проведена физминутка. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

В_целом, я считаю, что урок оказался эффективным. Думаю, что мне удалось вызвать у детей эмоциональную увлечённость и интерес к самостоятельному чтению других произведений К.И.Чуковского.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС.

Источник

Читайте также:  Эмоциональный тон чувств это
Оцените статью