Температура при депрессии у ребенка

Депрессия у детей

Депрессия — одно из тех аффективных расстройств, которые в наше время неуклонно прогрессируют в количественном отношении. Данное состояние классически включает в себя триаду симптоматических признаков: гипотимию (снижение настроения), брадипсихию (замедление мышления с затрудненными ассоциативными характеристиками, порой имеется наличие чувства вины или фиксация на психотравмирующей ситуации) и снижение двигательной активности.

Согласно статистическим данным ВОЗ на данный момент депрессией страдает порядка 350 миллионов человек (причем, необходимо учитывать, что это здесь имеются в виду лишь диагностированные случаи, когда пациент обращается за помощью к врачу). Многие исследователи отмечают, что депрессия в настоящее время «молодеет» и в отдельной категории сейчас рассматривается депрессия у детей.

В каком возрасте может появиться депрессия у ребенка и что ее вызывает

Тема изучения такого явления, как детская депрессия была открыта еще вначале ХХ века Крепелином, отмечавшим в частности, что 1,5% всех случаев диагностированной депрессии приходятся на первые 10 лет жизни пациентов. Впрочем, точной картины проявления детской депрессии в своих работах Крепелин не описал, а позже появились научные данные об особенностях депрессивных проявлений у детей раннего возраста ( до лет). (В.В. Ковалёв, 1985 г.).

То есть, депрессия в детском возрасте — это вполне реальное явление, наблюдаемое психиатрами во всем мире. Как правило, такие дети пассивны, вялы, не проявляют интереса к окружающему, имеют плохой аппетит, выражение лица — страдальческое, а в движениях характерны однообразные и ритмичные движения. В зарубежной литературе (Матейчек, Лангмейер, 1984 г.) нередко признаки детской депрессии /их появление/ связывается с психической депривацией ребенка, его изоляцией от матери или другого значимого взрослого, например, в силу помещения его в какое-либо специализированное учреждение или неправильное отношение к нему в семье. Следовательно, для того, чтобы вывести ребенка из депрессии, необходимо, в первую очередь, поменять его жизненную ситуацию и начать лечение как можно раньше.

Здесь необходимо отметить, что перечисленные признаки могут внешне показаться тождественными проявлениям раннего детского аутизма (РДА — это сугубо наш, отечественный термин, в мировой практике признан термин «аутизм»; данное обстоятельство связано, скорее, не с медицинскими категориями, а с тем, что существует проблема в отечественной медицине в плане классификации и определения термина аутизма по отношению ко взрослым). Итак, не стоит путать указанные выше проявления детской депрессии с аутизмом или спектром аутистических расстройств, так как здесь есть весьма значимые и четкие различия.

Лангмейер и Матейчек отмечают, что «дети, бывшие до того улыбчивыми, милыми, спонтанно активными и находившимися в дружеском, свободном общении с окружающей средой, становятся заметно плаксивыми, грустными или боязливыми, при попытке общения они отчаянно прижимаются к взрослому, требуют внимания, перестают активно играть. » Аутичный ребенок очень редко (в тяжелых случаях — никогда не настаивает на контакте даже со значимым взрослым, порой остро и негативно реагирует на тактильные (физические) прикосновения к нему, а подобные проявления нередко хорошо заметны уже в самом раннем возрасте и данное состояние у аутичного ребенка никак не бывает связано с внешними факторами воздействия, то есть причина аутизма никак не бывает вызвана разлукой с матерью, психотравмирующим переживанием и проч.

Читайте также:  Исполненный чувства или чувством

Каковы же симптомы детской депрессии в детском возрасте?

Потеря жизнерадостности, любознательности, сниженный фон настроения, плаксивость, безынициативность, печальное выражение лица, чрезмерная тревога по поводу разлуки с близкими, пугливость, кошмарные сновидения. Со стороны соматики: симптомы вегетативной дисфункции пищеварения, сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, нарушение сна и аппетита.

Естественно, любой внимательный и ответственный родитель, наблюдая изменение поведения своего ребенка и видя нетипичные для него черты, задумается и попытается справиться с ситуацией. Если же Вы видите, что самостоятельно помочь ребенку не получается, то имеет смысл как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам. Проблемой детской депрессии занимаются психотерапевты, психиатры, и, как вспомогательное звено — психологи.

Сложность дифференциальной диагностики данного состояния заключается в том, что часто проявления депрессии выглядят как детские капризы; в семье ребенок может вести себя грубо, становится непослушным, либо предъявляет соматические жалобы. То есть симптоматический спектр достаточно широк, проявления весьма разнообразны, а клиническая картина может быть насыщена множеством расстройств, оказывающихся часто фрагментарными и синдромально незавершенными. ( Иовчук Н.М.) Именно в этом заключается сложность постановки диагноза.

Еще больше может усугубить положение недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей: многие из подобных проявлений часто становятся предметами замечаний и упреков родителей, что вполне объяснимо, ведь постоянно лежащий на диване школьник, отрешенно смотрящий в экран телевизора или дошколенок, который кричит на свою мать вызывают чаще всего желание прекратить подобное поведение путем наказания, назидания или упреков, что только усугубляет ситуацию, а внутренние переживания ребенка делает просто непереносимыми.

Это обстоятельство еще больше омрачает статистика детских самоубийств, по количеству которых мы, к сожалению, уже на протяжении долгого времени лидируем среди всех стран мира. В мире очень мало стран, где уровень смертности по причине суицида детей то 5 до 14 лет превышал бы 1 на 100 тыс. детей. В России же этот показатель в 2 раза выше, то есть 2 ребенка на 100 тыс. детей. Отмечается, что больший процент из них — это дети, страдавшие именно депрессивными расстройствами.Особенно, остро эта проблема выделяется в пубертатном периоде, так как именно депрессия у подростков — нередкая причина суицидальных намерений или актов суицидального поведения.

Что делать, если есть депрессия у детей, лечение депрессии у детей?

При малейшем подозрении на наличие у ребенка депрессии обращайтесь к специалистам. Чем быстрее будет проведена диагностика и назначено лечение, тем меньше вероятность возникновения печальных последствий. Нужно помнить, что большинство вовремя диагностированных депрессивных расстройств успешно лечатся современными методами.

При этом необходимо отметить, что здесь крайне важна именно комплексная диагностика, начиная от психологического анализ семейной ситуации и определения характерологических личностных особенностей ребенка (психологические опросники, проективные методы и т. д.) до исследования работы структур мозга (ЭЭГ, МРТ, нейронный тест и проч.), а так же — консультация невролога, эндокринолога и других специалистов. Обобщенные данные результатов комплексной диагностики, слаженная работа нескольких специалистов позволяют правильно построить целостную картину развития нарушения, а так же — составить грамотный план лечения и максимально быстро и эффективно вывести ребенка из депрессии.

Зачастую лишь своевременное обращение к опытным специалистам способно сохранить здоровье и жизнь ребенка.

В нашей клинике работают врачи — детские психиатры, психотерапевты, неврологи и психологи с большим опытом работы в области лечения депрессии именно у детей. Мы прекрасно осознаем всю ответственность такой работы, а потому обеспечиваем ее качество комплексным подходом к диагностике, лечению и социально- психологической реабилитации детей, а так же психологическому и медицинскому просвещению родителей. Только таким образом можно вернуть ребенку и его семье радость и полноценною жизнь. Детская депрессия излечима. Обращайтесь!

Читайте также:  Как лечится алкогольная депрессия

Источник

Высокая температура у ребенка. Что делать?

Высокая температура — это защитная реакция организма, которая усиливает иммунный ответ.

В нашем организме за механизм регуляции температуры отвечает отдел головного мозга — гипоталамус.

Эта крошечная область в голове состоит из огромного числа нервных клеток. Они регулируют деятельность сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и выделительной систем человека.

Гипоталамус отвечает за режим сна, бодрствования, голод, жажду, репродуктивную систему, удовольствия, проявление эмоций, социальное взаимодействие и регулирует теплообмен тела.

В норме гипоталамус поддерживает температуру здорового человека в пределах 36-37°C. Через рецепторы на коже он реагирует на холод или жару, а еще на любые изменения температуры крови.

Как только организм атакуют вирусы или бактерии наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру.

Человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться, а сосуды в коже сужаются, чтобы уменьшить потерю тепла.

Именно поэтому повышение температуры как у взрослых, так и у детей сопровождается:

  • вялостью — активное движение приводит к потере тепла
  • дрожью — мышцы сокращаются, чтобы организм согревался
  • бледностью — из-за спазма периферических сосудов
  • желанием укутаться потеплее

Почему повышается температура?

В передней части гипоталамуса содержатся термочувствительные нервные клетки, которые реагируют на любые изменения температуры крови и импульсы от тепловых/холодовых рецепторов на коже.

Под действием бактерий и вирусов наши клетки выделяют пирогены — вещества, повышающие температуру. Когда центр терморегуляции «решает», что имеется необходимость поддержания более высокой температуры тела, чем обычно, организм начинает «думать», как же этого добиться.

Сделать это можно двумя способами:

1. Повышением теплообразования (постараться согреться).

2. Снижением теплоотдачи (не дать теплу улетучиться из организма).

Далее происходит следующее. Из-за импульсов, бегущих по мышечным волокнам, человека начинает знобить — так мышцы сокращаются в надежде согреться. Одновременно с этим сосудо-двигательный центр получает информацию о том, что необходимо перекрыть потерю тепла. Для этого сосуды в коже «перекрываются» (спазмируются), и теплоотдача уменьшается. Итог: гипоталамус «доволен», что температура тела сохраняется около 39,0°C.

Таким образом получается стандартный лихорадящий ребенок. Он:

  • вялый — гипоталамус не дает активно двигаться, ведь это приведет к потере тепла
  • дрожит — мышечные сокращения увеличивают теплообразование
  • бледен — бледность кожи возникает из-за спазма периферических сосудов
  • стремится потеплее укутаться

Но организм очень тонко устроен — он не даст перегреться до критической отметки. Поэтому при превышении заданной гипоталамусом температуры сосуды на периферии расширяются, потовые железы активируются и теплоотдача увеличивается.

Теперь ребенок краснеет, обильно потеет и старается поскорее сбросить с себя одеяло.

Высокая температура тела будет поддерживаться до тех пор, пока не будет устранена причина ее повышения (инфекция, опухоль и т.д.). После исчезновения причины гипоталамус задает параметры новой нормальной температуры.

Как действовать при температуре?

Прежде всего не волноваться и не спешить сбивать температуру. Важно помнить, что это естественная защитная реакция организма. Иммунная система ребенка начинает активный синтез защитных веществ только при температуре свыше 38,5°C.

Прежде всего нужно оценить самочувствие ребенка в целом, его поведение и внешний вид. Это поможет принять взвешенное решение для дальнейших действий.

Лихорадка — всегда сопровождается другими симптомами.

Независимо от градуса температуры и возраста малыша, существуют симптомы, которые требуют незамедлительного осмотра педиатра:

  • нетипичное поведение — пронзительный плач, сонливость, стоны
  • сильная головная боль
  • судороги
  • нарушение сознания
  • понижение артериального давления
  • непрекращающаяся рвота или диарея
  • боль в области живота
  • боли в горле или ухе
  • невозможность сгибания головы к груди (при этом возникает резкий плач)
Читайте также:  Если ты с мужчиной чувствуешь себя дурой

При проявлении подобных состояний одной жаропонижающей терапии недостаточно. Она может даже навредить. Необходимы своевременный осмотр педиатра и тщательная диагностика.

Важно учитывать возраст ребенка с лихорадкой.

Лучше не откладывать визит к врачу:

  • для малыша меньше 3 месяцев при температуре от 38,0°C
  • от 3 месяцев до 3 лет — свыше 38,0°C в течение 3 суток или свыше 39,0°C
  • при температуре свыше 38,6°C в течение 3 суток у детей старше 3 лет

Вне зависимости от возраста ребенка необходимо привести на осмотр при следующих симптомах:

  • температура выше 39,4°C
  • при наличии хронических заболеваний
  • отсутствие улучшения самочувствия при снижении температуры
  • повторное появление лихорадки после нормализации температуры
  • отсутствие слез при плаче, редкое мочеиспускание, сухая кожа и слизистые
  • отказ от еды и питья
  • Если маме или папе кажется, что с ребенком что-то не так — лучше перестраховаться и как можно скорее пройти осмотр.

    Когда необходимо снижать температуру?

    1. Ребенок вне зависимости от высоты температуры плохо себя чувствует (основная задача — облегчить его состояние).

    2. Ребенок с хроническими соматическими заболеваниями (патологии сердца, легких, мозга или нервной системы).

    В случае если ребенок старше 3 месяцев имеет ректальную температуру ниже 38,9°C и при этом хорошо себя чувствует, сбивать температуру нецелесообразно. Важно понимать, что повышение температуры тела — это естественная защитная реакция человеческого организма. Иммунная система начинает активный синтез различных защитных веществ только при температуре около 39°C.

    В любом случае, если нет уверенности в необходимости проведения жаропонижающей терапии, следует обратиться за консультацией к педиатру.

    Чем снижать температуру?

    Важно понимать, что прием жаропонижающих средств направлен на облегчение дискомфорта ребенка. Он не сокращает длительность болезни и не снижает риск развития осложнений.

    В домашних условиях детям можно сбивать температуру только двумя препаратами — парацетамолом (с 3 месяцев) и ибупрофеном (с 6 месяцев).

    Все жаропонижающие препараты нужно дозировать не по возрасту, а по весу малыша.

    Разовая дозировка парацетамола рассчитывается на 10-15 мг/кг веса, ибупрофена 5-10 мг/кг веса.

    Если жаропонижающее в виде суспензии ибупрофен (в 5 мл — 100 мг), парацетамол (в 5 мл — 120 мг), то нужно поделить рассчитанное по весу количество в мг на количество препарата в 1 мл.

    Ибупрофен можно принимать — 3-4 раза в день, парацетамол — 4-5 раз.

    Отметим один важный нюанс. Не стоит сбивать температуру Ибупрофеном ребенку с ветряной оспой (ветрянкой). Этот препарат может привести к более тяжелому течению болезни.

    Как давать жаропонижающее?

    Существует несколько правил приема жаропонижающих препаратов:

    1. Давать жаропонижающее не чаще 5 раз за день.

    2. Ребенку младше 3 месяцев не сбивать температуру без осмотра врача.

    3. Не давать комбинированные жаропонижающие препараты, например ибупрофен + парацетамол.

    4. Внимательно читать этикетки и инструкции к препаратам.

    5. Встряхивать флакон перед тем, как давать препарат ребенку.

    6. Перед приемом препарата убедиться в правильной дозировке. Малая дозировка приведет к снижению эффективности, а передозировка может вызвать различные побочные эффекты.

    7. Не использовать чайную ложку для расчета (разные ложки имеют разную вместимость). Для измерения лучше отдать предпочтение мерной ложке или дозировочному шприцу.

    8. Фиксируйте в блокноте, когда и какое количество препарата давали ребенку.

    9. Наблюдайте за организмом ребенка — кому-то больше подходит Ибупрофен, а кому-то — Парацетамол.

    10. При сбивании температуры не старайтесь достигнуть показателя в 36,6°C. Если после приема жаропонижающего температура упала на 1-1,5°C, и ребенок стал активным и веселым — цель достигнута.

    11. Если после приема жаропонижающего температура не снижается — требуется консультация педиатра.

    Источник

    Оцените статью