Темперамент врожденный характер приобретенный темперамент приобретенный характер врожденный

Характер и темперамент

Многие люди довольно часто сравнивают характер человека с его темпераментом. Нередко даже они считаются тождественными друг другу. Однако если обратиться к научным взглядам, то можно увидеть, что по поводу взаимодействия характера и темперамента существует несколько точек зрения: одни учёные отождествляют их (А. Ружицкий, Э. Кречмер), другие противопоставляют их и акцентируют внимание на соперничестве между ними (В. Вирениус, П. Викторов), третьи считают темперамент составляющей характера (С. Городецкий, С. Рубинштейн), последние уверены, что темперамент – это природная основа характера (Б. Ананьев, Л. Выготский).

Взаимодействие характера и темперамента

Если исходить из сугубо материалистического понимания вещей, то можно сказать, что характер и темперамент схожи в своей зависимости от физиологических особенностей индивида. Процесс формирования характера находится в зависимости от свойств темперамента, который более тесно взаимодействует со свойствами нервной системы. Важно также знать, что черты характера проявляются только тогда, когда уже основательно развит темперамент, т.е. темперамент служит базой для развития характера, а также определяет в нём такие черты как инертность реакции, подвижность, уравновешенность, адаптивность. Но характер отнюдь не предопределяется темпераментом и люди со схожими свойствами темперамента могут быть совершенно разными по характеру. Особенности темперамента могут, как способствовать, так и противодействовать процессу формирования каких-либо черт характера, они даже могут вступать в конфронтацию с ними.

У человека, характер которого уже сформирован, темперамент теряет свою самостоятельность как формы проявления личности и становится его динамическим аспектом, заключаясь в его конкретной эмоциональной направленности, скорости, с которой протекают психические процессы и проявления личности, а также в конкретной характеристике её действий и движений. Также нужно заметить, что на формирование характера воздействует и система условных рефлексов, которые образуются в ответ на регулярно повторяющийся комплекс раздражителей. Эти условные рефлексы также называют динамическими стереотипами. На их формирование влияет отношение индивида к окружающей обстановке; и уже это обуславливает изменения в возбуждении, торможении, подвижности нервных процессов, т.е. в функционировании нервной системы вообще. Черты характера и темперамента связаны между собой органически, и их взаимодействие происходит в единой структуре человека, благодаря чему образуется неразделимая интегральная характеристика его индивидуальности.

Невзирая на то, что характер определяют, как одну из индивидуальных особенностей личности, в его структуре выделяют общие черты, характерные для конкретной категории людей. И даже у самого, казалось бы, необычного человека можно выделить черту, которая автоматически определит его принадлежность к группе людей со схожим поведением. В этой ситуации следует говорить о типических чертах характера. По мнению известного отечественного психолога Н. Д. Левитова, тип характера является конкретным выражением в характере индивида черт, общих для какой-либо категории людей. Характер формируется у человека в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с социумом, а это значит, что он является продуктом общества. Этим и можно объяснить различия и сходства в поведении людей, которые принадлежат к разным группам.

Характер человека отражает различные типические черты: возрастные, профессиональные, национальные. Они часто зафиксированы человеческим сознанием в разных стереотипах и установках. Так, не составит никакого труда определить общие черты характера детей, подростков, пенсионеров или людей одной профессии. Но нельзя забывать и об индивидуальных чертах каждого характера. Если даже учесть его устойчивость, он всё же пластичен и под воздействием различных жизненных обстоятельств и условий подвержен развитию и изменениям.

Классификация характеров

Какой-либо общей и стандартной классификации характеров не существует. Если же и требуется как-то классифицировать их, то критерии вводятся исследователем, и, в зависимости от задачи, происходит деление людей на отдельные группы по преобладающим признакам. Например, можно разделить людей на тех, кто имеет преобладающие эмоциональные или волевые качества. Поэтому и разделяют характеры, как правило, на рассудочный, эмоциональный и волевой типы. Знаменитый швейцарский психиатр Карл Густав Юнг выдвинул идею о том, что характеры следует классифицировать, исходя из принадлежности человека к интровертированному или экстравертированному типу, каждый из которых является типом темперамента.

Экстравертированный тип означает, что личность человека обращена к внешнему миру, явления и объекты которого оказывают на неё огромное воздействие. Для людей такого типа явления их субъективного мира не так значимы, а сами эти люди обладают такими качествами, как коммуникабельность, адаптивность поведения, инициативность, импульсивность и т.п.

Интровертированный тип означает, что интересы личности сфокусированы, главным образом, на явлениях её внутренней реальности. Именно они обладают здесь повышенной ценностью. Людям такого типа свойственна склонность к самоанализу, низкий уровень адаптивности, замкнутость, необщительность и т.п.

В некоторых случаях характеры классифицируют также на самостоятельный и комфортный, подчиняющийся и доминирующий, анархический и нормативный и некоторые другие. Что же касается черт характера, то их существует великое множество, и каждая из них может быть выражена в разной степени.

Характер и темперамент

Если мы возьмём в качестве примера любого человека, то сразу же обнаружим, что он представляет собой личность, имеющую своё мировоззрение и свои индивидуальные черты. И в нашем сознании всегда отложится некое представление о нём, т.е. мы дадим ему соответствующее описание. Но что обуславливает это описание? Некоторые скажут, что дело в темпераменте, другие будут уверены, что суть – в характере. Но правыми окажутся и те и другие. Что же делать в этой ситуации? Как чётко разграничить характер и темперамент? Именно эта взаимосвязь между характером и темпераментом является объектом изучения учёных уже множество лет. И благодаря этим исследованиям появилось четыре разных мнения:

  • Характер и темперамент тождественны
  • Характер и темперамент противопоставляются друг другу
  • Темперамент является частью характера
  • Темперамент является основой характера
Читайте также:  Ощущение чувства страха тревоги

И научное толкование этих двух терминов позволяет более чётко провести разделительную черту между ними.

Характер отличается от темперамента тем, что является комплексом качеств, проявляющихся по отношению к явлениям и объектам внешнего мира; он, как и темперамент, обусловлен работой психического аппарата, но способен формироваться и изменяться в процессе жизнедеятельности.

Классифицировать характер, как уже указывалось, пыталось множество психологов, но его связь с темпераментом затруднила эту задачу, отчего такие типы характера, как рассудочный, волевой и эмоциональный, связаны и с влиянием общества и природными личностными особенностями. Но характер можно классифицировать ещё по наличию особых черт в нём. Это:

  • Отношение к объектам внешнего мира (аккуратность, щедрость и т.п.)
  • Отношение к деятельности (лень, усидчивость и т.п.)
  • Отношение к людям (гуманность, отзывчивость и т.п.)
  • Отношение к себе самому (гордость, эгоизм и т.п.)

Темперамент же, в свою очередь, является совокупностью психических свойств, воздействующих на поведение и деятельность индивида. Нервная система отвечает за уровень сосредоточенности, быстроту мыслительного процесса, память и т.д. И именно нервная система является основой одного из четырёх видов темперамента:

  • Меланхолического типа
  • Флегматического типа
  • Сангвинического типа
  • Холерического типа

Отсюда следует вывод, что особенности характера и темперамента состоят в том, что их нередко путают. Так, например, психическими проявлениями могут считать наследственные качества личности и наоборот, говоря о приобретённых в обществе чертах, как об индивидуальных свойствах нервной системы.

В действительности же различить характер и темперамент очень просто. Их соотношение представляется в следующих формах:

  • Характер и черты характера можно оценить, а темперамент оценить нельзя;
  • Типы темперамента уже давно классифицированы, а типы характера не классифицированы и по сей день;
  • Характер способен меняться в процессе жизни, темперамент же измениться не может;
  • Характер является совокупностью приобретённых качеств, в то время, как темперамент – совокупность врождённых.

Характер и темперамент, скорее всего, путать друг с другом будут ещё очень и очень долго. В особенности это касается тех людей, которые никогда не задавались вопросами различия между ними. Вы же теперь можете чётко определить как собственный характер и темперамент, так и характер и темперамент окружающих вас людей. Но помните о том, что именно тандем характера и темперамента создаёт целостную, гармоничную личность. И самое главное, чтобы приобретённые качества личности человека всегда были в гармонии с теми, что заложены в нём с самого рождения.

Лучше разобраться в своем типе личности, характере и темпераменте можно на курсе «Самопознание». Присоединяйтесь!

Источник

Индивидуальные особенности личности: характер, темперамент и способности (курс лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и задатков, а его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки входят как предпосылки или условия. Возникает вопрос: в какой степени способности обусловлены наследственностью, а в какой — воздействием окружающей среды и обучением? Установлено, что генотип определяет только теоретически достижимые границы возможностей индивидуума, а среда и воспитание — насколько эти возможности будут практически реализованы. На многих вопросах, посвященных этому вопросу, в научных спорах точка не поставлена В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие, и как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания.

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся. Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле- это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная и педагогом и ребенком, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т.д.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам — особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике. Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для различных видов деятельности. Так, структура математических способностей включает ряд частных способностей. Способность к обобщению математического материала, способность к математическому рассуждению и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, конструкторских, медицинских способностей и многих других. Необходимо подчеркнуть, что отнесение человека к художественному типу не означает слабость интеллектуальной деятельности, недостаток ума. Речь здесь идет об относительном преобладании образных компонентов психики над мыслительными.

Читайте также:  Нет ничего вкуснее чем чувствовать себя худой кейт мосс

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов (внешние воздействия). К биологически обусловленным подструктурам личности относятся темперамент, а также половые и возрастные свойства психики. Таким образом, личность выступает как совокупность внутренних условий, через которую преломляются внешние воздействия. Важнейший компонент внутренних условий составляют свойства нервной системы. Тип нервной системы обуславливает в свою очередь темперамент человека. Но не во всех своих проявлениях темперамент зависит только от наследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенное влияние как на скорость развития темперамента, так и на способы проявления его личностью.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но и быстро остывает. Сангвиник много обещает, но не всегда выполняет свои обещания Он является хорошим собеседником, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек живет сложной, напряженной внутренней жизнью, обладает повышенной тревожностью и ранимостью. Он бывает нередко сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека, о таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро успокаивается и остывает, если ему уступают, идут навстречу.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

К свойства темперамента можно отнести те индивидуальные отличия человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течении длительного времени, проявляясь вскоре после рождения. К ним относятся –

1) сензитивность – определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

2) реактивность – характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон)

3) пластичность и ригидность – насколько гибко человек приспосабливается к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность).

4) темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума)

5) эмоциональная возбудимость – характеризуется насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью оно возникает.

6) экстраверсия-интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения.

Характер и личность — это не одно и то же. Черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.

Различие между патологическими и нормальными характерами очень важно. Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т.е. мало меняется в течение жизни. Это первый признак. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, т. е. в любых обстоятельствах. Третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется? По существу словосочетание нормальный характер означает неотличающуюся индивидуальность или нехарактерную характерность. Ведь характер — это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность. В обычном понятии характер — это если можно так выразиться, острые углы, которые проступают в поведении человека. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему естественно хочется или не хочется. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее всего тем, что должно, что следует, как полагается.

Читайте также:  Карвай любовное настроение рецензия

Под чертой характера понимают те или особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Б.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности. К ним относятся – принципиальность, Целеустремленность, честность, мужество. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные качества – беспринципность, лживость, пассивность.

Вторую группу составляют черты характера. В которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, и противоположная черта – замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой сосредоточенности. Откровенность – скрытность. Чуткость, тактичность – грубость и т.д.

Третья группа черт характера выражает отношение человека к себе. Таковы чувство собственного достоинства. Правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность –тщеславие, заносчивость.

Четвертая групп черт характера выражает отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входит инициативность, настойчивость, трудолюбие – лень, стремление к преодолению трудностей – боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность. По отношению к труду характеры делятся на две группы – деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость. Для второй пассивность, созерцательность. Чем ярче и сильнее у человека характер. Тем более определено его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность.

Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуально-психологических особенностей в четыре группы. Образующие четыре основные стороны личности:

1. Биологические обусловленные потребности (задатки, темперамент. Простейшие потребности).

2. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, простейшие потребности).

3. Индивидуальные особенности различных психических процессов.

4. Опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек).

Далеко не все индивидуально-психологические особенности этих сторон личности будут чертами характера. Не все черты характера понятно, являются особенностями личности. Характер – это лишь одна из подструктур личности. причем подструктура подчиненная. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы характера. Когда человек действует непосредственно по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психопатов.

Таким образом, характер занимает подчиненное положение, и соответственно проявления характера зависят от того, каким мотивам и целям служат в конкретном случае эти проявления. То есть черты характера не являются чем-то, что действует само по себе. Проявляется во всех ситуациях.

За последние годы в практической психологии сформировались представления о наиболее ярких, так называемых акцентуированных характерах, которые интересны и полезны для практики.

Гипертимный (или гиперактивный) характер. Оптимистичный, но иногда переоценивает события, людей. Стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку. Не склонен к кропотливой, дотошной, педантичной работе.

Лабильный характер – характеризуется инертностью эмоциональных переживаний. Быстрое и сильное изменение настроения у таких лиц не поволяет людям среднего типа (более инертным) отслеживать их внутреннее состояние, сопреживать им вполне.

Демонстративный характер – основная черта такого характера большая способность вытеснять рациональный критический взгляд на себя и, как следствие, демонстратичное, немного актерское поведение.

Психастенический характер – человек с таким характером рационален, склонен к аналитической, пошаговой обработке информации, осмыслению фактов путем дробления, выделения отдельных признаков.

Застревающий характер – противоположен лабильному. Малоподвижность проявляется на уровне мышления. На уровне физическом. Инертность и застревание на чувстве, мысли, деле ведут к тому, что в трудовой деятельности часто проявляется чрезмерная детализация, повышенная аккуратность.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится темперамент. Также половые и возрастные свойства психики.

Множество самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Индивидуальность, способность, темперамент, характер, эмоции, одарённость, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

ГЛОССАРИЙ

Меланхолик – субъект, обладающий одним из четырех основных темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи.

Холерик — тип, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, сило движений, их быстрым темпом, порывистостью.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенной личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Способности, задатки, талант, одарённость личности.

2. Условия развития способностей человека.

3. Темперамент и его типы.

4. Вопросы эффективной деятельности и темперамента.

5. Темперамент и личность: врождённые и приобретённые особенности.

6. Характер и личность.

7. Психологическая структура характера.

8. Типология характера.

9. Способность, одарённость, талант: взаимосвязи и различия.

10. Индивидуальные различия и проблема способности

11. Отличие таланта от гения.

12. Влияние темперамента на профессиональную деятельность человека — как определяющий фактор успеха.

13. Роль специальных методик в развитии способностей.

Источник

Оцените статью