Темперамент у знаменитых людей

Материалы

Творцы — холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики

Темперамент и акцентуации

Помимо интроверсии и экстраверсии, в современной психологии имеются и другие классификации и типологии личности, которые могут представлять интерес для психологии творчества. Наиболее известная классическая классификация темпераментов была дана древнегреческим врачом Гиппократом, который поделил людей на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Знание темпераментов дает представление о психологии индивидуальных вариантов развития творческой личности художника.

Холерик

Холерики в своем поведении часто нетерпеливы, суетливы и вспыльчивы, они обладают резкими, порывистыми движениями и страстной речью со сбивчивыми интонациями. Они склонны к резким переменам настроения и прямолинейны в отношениях с людьми. Они любят риск и находчивы в споре. Соответственно, поэзия им нравится романтическая и музыка примерно такая же — бурная, энергичная и порывистая.

Холеристическим темпераментов обладали знаменитые композиторы :

  • Людвиг Ван Бетховен;
  • Ференц Лист.

Холеристическим темпераментов обладали известные поэты :

  • Пушкин Александр Сергеевич;
  • Байрон.

Другие знаменитые люди с холерическим темпераментом:

  • Пётр I Алексеевич;
  • Суворов Александр Васильевич;
  • Менделеев Дмитрий Иванович;
  • Чапаев Василий Иванович;
  • Сальвадор Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь);
  • Дональд Трамп;
  • Билл Гейтс;
  • Фил Макгроу;
  • Опра Уинфри;
  • Владимир Владимирович Жириновский.

Сангвиники

Сангвиники веселы, жизнерадостны и общительны. Они — душа любого общества, балагуры и весельчаки, легко переживают неудачи и неприятности. Они отзывчивы и не чувствуют скованности в общении с новыми людьми. Они могут быть выносливы и работоспособны, если дело, которым они занимаются, им интересно. Однако однообразная и кропотливая работа их утомляет и быстро надоедает. Их речь — быстрая и громкая, с живыми жестами и выразительной мимикой. Соответственно, им по нраву музыка живая, веселая и энергичная.

Такую мы в избытке найдем у композиторов :

  • Вольфганга Амадея Моцарта;
  • Джоаккино Россини;
  • Сергея Сергеевича Прокофьева;
  • Антонио Вивальди.

Из писателей к сангвиникам можно отнести:

  • Михаил Юрьевич Лермонтов;
  • Марка Твена;
  • Оноре де Бальзака;
  • Герцен Александр Иванович;
  • Франсуа Рабле;
  • Пьер Огюстен Карон де Бомарше.

Другие знаменитые люди с темпераментом сангвиника:

  • Влидимир Ильич Ульянов (Ленин);
  • Мария Склодовская-Кюри;
  • Марк Аврелий Антонин
  • Франклин Рузвельт;
  • Рональд Рейган;
  • Билл Клинтон;
  • Лионель Месси;
  • Наполеон Бонапарт;
  • Луи Пастер;
  • Мэджик Джонсон.

Флегматики

Флегматиков характеризует общая сдержанность, неторопливость, обстоятельность, спокойствие не только в обычных, но и в самых трудных ситуациях. Они последовательны и обстоятельны в делах, их речь плавна и размеренна, без резких выражений эмоций, без яркой жестикуляции и мимики. Флегматикам легко сдерживать свои порывы, ибо они придерживаются принципа экономии сил. В общении они ровны и рассудительны. Соответственно, им подходит музыка замедленных темпов и ровная по настроению — без драматических вспышек и неистовств.

Среди знаменитых композиторов флегматического темперамента можно назвать:

  • Бородина Александра Порфирьевича;
  • Глазунова Илью Сергеевича;
  • Лядова Анатолия Константиновича.

Из известных писателей к флегматикам можно отнести:

  • Крылова Ивана Андреевича (баснописец);
  • Дельвига Антона Антоновича (поэт и друг Пушкина).

Другие знаменитые люди с темпераментом флегматика:

  • Михаил Илларионович Кутузов;
  • Александр Александрович Любищев;
  • Галилео Галилей;
  • Антони ван Левенгук;
  • Иммануил Кант;
  • Карл Эрнст фон Бэр;
  • Геннадий Андреевич Зюганов.

Меланхолики

Меланхолики считаются людьми застенчивыми и стеснительными, скрытными и малообщительными. Они болезненно чувствительны и легко ранимы, при неудачах склонны уходить в себя и заниматься самобичеванием. Их речь тихая, с просительными и извиняющимися интонациями. Им свойственно искать сочувствия и помощи у окружающих. Они легко переносят одиночество, предпочитая шумным компаниям общение с одним-двумя близкими друзьями. Но благодаря свой высокой чувствительности к окружающей жизни именно меланхолики создают наиболее тонкие и проникновенные произведения искусства.

Среди композиторов к меланхоликам можно причислить:

  • Пётра Ильича Чайковского;
  • Фредерика Франсуа Шопена;
  • Юхана Юлиуса Христиана Сибелиуса.

Среди поэтов и писателей к меланхоликам можно отнести:

  • Антона Павловича Чехова;
  • Сергея Александровича Есенина;
  • Николая Васильевича Гоголя;
  • Фёдора Михайловича Достоевского;
  • Игоря-Северянина (Игорь Васильевич Лотарёв);
  • Николая Степановича Гумилева;
  • Семёна Яковлевича Надсона;
  • Эдгар Аллан По.

Другие знаменитые люди с темпераментом меланхолика:

  • Чарльз Роберт Дарвин;
  • Николай I Павлович;
  • Исаак Ньютон;
  • Рене Декарт;
  • Элвис Арон Пресли;
  • Майкл Джозеф Джексон;
  • Григорий Алексеевич Явлинский.

Интроверты и экстраверты

В классификации К. Юнга меланхолики и флегматики относятся к интровертам, сангвиники и холерики — к экстравертам. Для интроверта характерна направленность всех психических процессов на него самого. Его собственное Я становится центром его психической жизни, именно с его позиций он смотрит на окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его интересов является окружающая жизнь, и именно в ней он находит источники для своей активности.
Можно также говорить о некоторых корреляциях между интроверсией и правополушарным типом мозга, экстраверсией и левополушарным типом мозга.
Для иллюстрации темперамента меланхолика и темперамента холерика можно привести различие в практике концертных выступлений у Шопена, яркого представителя музыканта интровертированного плана, представителя слабого типа нервной системы, и Ференца Листа — музыканта ярко выраженного экстравертированного плана, обладателя сильной нервной системы.
В течение длительного периода времени Шопен и Лист были близкими друзьями. При этом каждый из них находил в другом недостающие в себе положительные качества.
По воспоминаниям современников, Шопен был очень впечатлительным, хрупким и ранимым человеком. Своих слушателей он подкупал тонкостью и поэтичностью исполнения, мягкостью звучания инструмента. Шопен был склонен к меланхолии, и это свойство его характера проявилось во многих его сочинениях — мазурках, балладах, ноктюрнах. Шопен не любил играть в больших концертных залах, при большом стечении публики, предпочитая выступать в небольших залах и музыкальных салонах богатых аристократов. «Большие залы парализуют меня», — признавался он в одном из своих писем другу.
Полной противоположностью Шопену была натура Листа. Этот великий исполнитель,композитор и дирижер любил выступать в больших залах, при большом стечении публики, причем чем больше слушателей присутствовало на концерте, тем больше вдохновлялся великий маэстро.
Лист поражал воображение современников неистовой мощью своей игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Генрих Гейне, упрекал его в том, что
его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам», на что Лист скромно отвечал: «Грозы — моя специальность». Один из современников Листа так отзывался о его концерте: «После концерта он стоит словно победитель на поле сражения. покоренные фортепиано лежат вокруг него, порванные струны развеваются как флаги побежденных, запуганные инструменты боязливо прячутся в дальних углах. ».
Однажды на одном из вечеров, где Шопен и Лист играли вместе, Лист сыграл один из ноктюрнов Шопена. Шопену это исполнение явно не понравилось, и он заметил Листу, что, чем так играть его произведения, лучше их вообще не играть, Тут же Лист сыграл один из виртуозных этюдов Шопена, чем привел всех присутствующих, в том числе и самого Шопена, в полное восхищение, «Я не гожусь для того, чтобы давать концерты, — говорил Шопен Листу. — Но вы, вы к этому призваны, ибо в случае, если вы не завоюете благосклонности публики, у вас хватит сил поразить ее, потрясти, покорить и повести за собой».
Бессмысленно, видимо, ставить вопрос о том, какой тип темперамента лучше. Лист и Шопен были гениальными музыкантами, но каждый из них в силу своего темперамента был гениален по своему, каждый вносил свой неповторимый вклад в мировую культуру. Благодарные слушатели будут выбирать из ее сокровищниц то, что больше всего им подходит к их собственному темпераменту и мироощущению.
Любой художник-творец, хочет он того или нет, всегда через свое творчество передает окружающим свою личность. Поэтому по музыке Бетховена мы можем судить о его холерическом темпераменте, а по картинам Левитана — о его меланхолическом.

Читайте также:  Не понимаю от чего депрессия

Источник

Исследование типов темперамента на примере известных личностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть такое свойство личности человека как темперамент, проанализировать типы темпераментов на примере известных исторических личностей.
Для достижения данной цели необходимо выяснить, что такое темперамент, чем отличается понятие «темперамент» от понятия «характер»,
рассмотреть учения психологов о темпераменте, рассмотреть физиологические особенности темперамента, выявить, как тип темперамента влияет на общественно-политическую, творческую и прочую деятельность человека.

Оглавление

Введение
Глава 1. Темперамент как свойство личности
1.1. ПОНЯТИЕ «ТЕМПЕРАМЕНТ», История формирования темперамента
1.2. КРАТКИЙ ОБЗОР УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Глава 2. Классификация типов темперамента
2.1. характеристика типов темперамента
2.2. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИЧНОСТЬ.
ГЛАВА 3. Темпераменты известных личностей
3.1. НАполеон БОНАПАРТ
3.2. В. В. Жириновский
3.3. А. С. ПУШКИН
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.doc

Эмоциональная активность – легкость, с которой эмоции становятся побудительной силой поступка. Низкий уровень эмоциональной активности характерен для сангвиников и флегматиков. Высокий – для холериков и меланхоликов. Холерики и меланхолики впечатлительны, но холерики импульсивны, меланхолики нет. У холериков происходит быстрая смена эмоциональных состояний, у меланхоликов нет.

Cочетание общей, двигательной и эмоциональной активности характеризует темперамент человека.

Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих» или «хороших» – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов.[8]

2.2. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ЛИЧНОСТЬ.

Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте.

Читайте также:  Пренебрежение это чувство или эмоция

Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками.

Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А.С.Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического характера, у А.И.Герцена – сангвинического, у И.В.Гоголя, Сергея Есенина и В.А.Жуковского – меланхолического, у И.А.Крылова и И.А.Гончарова – флегматического. Два великих полководца – А.В.Суворов и М.И.Кутузов – с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например, медлительность движений, спокойствие, хладнокровие. Из известных людей холериками были Сальвадор Дали, Петр Первый, Василий Чапаев. Из нынешних политиков почти «чистым» холериком является Владимир Жириновский.

Практически «чистыми» сангвиниками были римский император Марк Аврелий, Владимир Ленин, Луи Пастер, Мария Склодовская-Кюри,

меланхоликами – Николай Гумилев, Элвис Пресли, Николай II.

К группе «чистых» флегматиков можно отнести Галилео Галилея, Антони ван Левенгук (изобретателя микроскопа), академика Любищева, Карла Бэра (основателя эмбриологии), философа Эммануила Канта. Из живущих политиков почти «чистым» флегматиком является лидер компартии Геннадий Зюганов.

Джордано Бруно можно охарактеризовать как сангвиника, Дарвин, безусловно, был флегматиком — широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек. Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш». Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).
К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, развившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым». Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу».

И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

Каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Так, при хорошем воспитании и самоконтроле сангвинику свойственны отзывчивость, флегматику – выдержка и самообладание, холерику – активность, страстность в работе, меланхолику – впечатлительность. Недостатками темперамента являются: у сангвиника – поверхностность, разбросанность; у флегматика – безразличие к другим, «сухость»; у меланхолика – замкнутость, застенчивость; у холерика – импульсивность.

Следует иметь в виду, что в жизни отчетливо выраженные типы темперамента встречаются не так часто, обычно человеку свойственна та или иная их комбинация. Проявление темпераментов отчетливее выражено у молодых людей, с возрастом оно становится менее ярким, приглушенным, так как поведение человека все больше регулируется чертами характера.[9]

Глава 3. Темпераменты известных личностей

3.1. НАполеон БОНАПАРТ

До сих пор мы рассматривали Наполеона как общественного, государственного и мирового деятеля, великого французского императора. Несомненно, что во всех этих родах деятельности Наполеон явился гением, и притом гением первой степени. А каков был Наполеон как человек?

В детстве, находясь в школе, Наполеон отличался склонностью к уединению, скрытности, замкнутости, некоторыми своеобразными проявлениями характера и резкой нервностью. В школе Наполеон отличался любовью к труду, настойчивостью и своенравным поведением.

Наполеон искренно и нелицемерно любил свою семью и помогал ей всеми силами в течение всей жизни, очень любил детей; часто играл с ними и выслушивал от них самые резкие замечания. Наполеон был неутомим. Он мог целые дни просиживать на лошади, как и в кресле кабинета. Его ум был всеобъемлющ. Наполеон спал очень мало, 4—6 часов, причем ложился спать в 10 часов, но, кроме того, в свободные минуты он обладал способностью спать когда угодно и где угодно в течение нескольких минут. Просыпаясь, он моментально приходил в сознание. Наполеон был очень эмоциональным, страстным человеком. Он безгранично любил свою родину и готов был для нее жертвовать всем. Наполеон был всегда подвижным, Живым человеком,стремящимся к частой смене впечатлений, быстро и легко ориентировался в незнакомой обстановке.

Читайте также:  Мияги настроение лоу фай

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что по темпераменту Наполеон – типичный сангвиник.

3.2. В. В. Жириновский

Владимир Вольфович Жириновский поражает всех своим характером и темпераментом. Владимир Вольфович – очень яркий человек, которого просто невозможно забыть. Это поднимает его статус и делает его одним из самых популярных политиков на сегодняшний день.

Главная особенность Жириновского — постоянное нахождение в крайней степени тревожно-возбужденном состоянии, крайняя неудовлетворенность всем что видит и о чем думает, крайняя раздражительность, и брызгание слюной по любому поводу. В разговоре поочередное жонглирование и эквилибристика фактами из крайней демагогии и из теоретических знаний. Весь разговор строится на эмоциональном самовозбуждении и самонакачке. Жириновский часто размахивает одной рукой. Во время беседы он может резко закричать и тут же мгновенно вернуться к спокойным интонациям.

Жириновский редко обнаруживает подлинный интерес к чему-нибудь, кроме своей личности, и страдает полным отсутствием прилежания и выдержки. Он поверхностен, не может принудить себя к длительному напряжению, легко отвлекается, разбрасывается. Его духовные интересы мелки, а работа, которая требует упорства, аккуратности и тщательности, тем самым производит на него отталкивающее действие. Конечно, нельзя ожидать от него и моральной устойчивости: будучи человеком легкомысленным, он не способен к глубоким переживаниям, капризен в своих привязанностях и обыкновенно не завязывает прочных отношений с людьми. Ему чуждо чувство долга, и любит он только самого себя. Самой роковой его особенностью является неспособность держать в узде свое воображение. При его страсти к рисовке, к пусканию пыли в глаза, он совершенно не в состоянии бороться с искушением использовать для этой цели легко у него возникающие, богатые деталями и пышно разукрашенные образы фантазии. Отсюда его непреодолимая и часто приносящая ему колоссальный вред страсть ко лжи. Лжет он художественно, мастерски, сам увлекаясь своей ложью и почти забывая,что это – ложь. Часто он лжет совершенно бессмысленно, без всякого повода, только бы чем-нибудь блеснуть, чем-нибудь поразить воображение собеседника. Чаще всего, конечно, его выдумки касаются его собственной личности.

Поэтому В.В. Жириновского можно считать холериком.

По оценкам современников, характер у Пушкина был страстный, вспыльчивый, порывистый. Он любил карточную игру, был азартен и искал сильных ощущений, особенно в молодости.

Ум у поэта был злой и насмешливый, тем не менее все знавшие Пушкина считали его образцовым другом. В обществе поэт привлекал к себе обходительным обращением, и если с кем-то подружился, то всегда проявлял дружеские чувства.

Очень чувствительный к своей родословной, себялюбивый, Пушкин постоянно обижался на тех людей, которые не признавали в нем светского человека. Если он был в центре внимания, если шла обычная беседа, не затрагивающая чувствительные струны поэта, то он казался ровным, веселым, остроумным собеседником, блистающий, как и его отец, и дядя, каскадом шуток, острот, умных и парадоксальных рассуждений. Но стоило кому-нибудь задеть поэта, посмеяться над ним или просто не обратить на него достаточного внимания, как Пушкин резко менялся. Язвительность, пренебрежение сквозили в его дальнейшем отношении к человеку. На прогневившего его бедолагу обрушивались язвительные или уничижительные эпиграммы. Сам любящий посмеяться и подшутить над окружающими его, Пушкин не выносил того же от других.

Психика Пушкина уже с детства носила неустойчивый характер. Он мог легко от веселья перейти к крайнему раздражению, и, наоборот, после милой и остроумной беседы наброситься на обидчика с резким выпадом, доходящим до дуэли.

Дуэли сопровождали Пушкина всю жизнь. Нервический характер его, буйство страстей и огромное самолюбие не останавливали его перед опасностью. Поэт постоянно задирался, не внимая советам друзей, не интересуясь умением противника стрелять и, не особо ценя собственную жизнь. По этому поведению Пушкина можно сделать вывод о беспокойной, порывистой природе гения, который не находит в себе центра тяжести между противоположностями того психического дуализма, который свойственен человеку.

На основании всех известных сведений о манере поведении поэта и его основных чертах характера, можно сделать вывод, что с точки зрения психоаналитика характер поэта носил явно выраженный истерический тип.

Истерическому характеру, как отмечают многие психоаналитики, свойственна ярко выраженная гордость, которая к тому же является как бы ключом к самому характеру. Не менее гордости истерическому характеру свойственно и чувство глубокой обиды, что также отмечали все друзья и современники поэта. Любое непонравившееся поэту слово вызывало в нем взрыв негодования и крайнее недовольство. Иногда обиды и просто оскорбления были реальными. Пушкин резко переживал все это, преследовал своего обидчика, не оставляя его без наказания.

На основе всех приведенных выше фактов можно сделать вывод, о том, что Александр Сергеевич Пушкин по типу темперамента является сангвиником в сочетании с чертами холеристического темперамента.

Источник

Оцените статью