Темперамент у врача должен быть

Темперамент и профессия

Однажды наступает момент, когда надо всерьез задуматься о собственном «месте под солнцем» и определиться с выбором будущей профессии. Мама хочет, чтобы ребенок стал юристом, отец желает отправить сына в медицинский институт, а друг идет учиться на геодезиста. Может быть, после школы пойти учиться с другом в одно заведение? Или стать известным режиссером, актером, как хотел сам? Совершенно точно, что одна из предложенных профессий действительно твоя. Но как сделать правильный выбор?

Холерик
• любит преодолевать сложности;
• нравится создавать что-то новое;
• любит самостоятельность;
• легко включается в процесс и с блеском довершает начатое;
• бывает, себя переоценивает;
• лидер, который не любит подчиняться;
• есть напор, но не настойчив.

Холерик способен легко построить свою карьеру в компании, где нужны кадры, способные концентрировать свое внимание, быть стрессоустойчивым, энергичным. Холерику необходимо выражать свою энергию. Он не способен выполнять монотонную работу. Бухгалтер, цветовод и библиотекарь – этот выбор не для него. Холерику присущи профессии репортера, журналиста, дипломата, хирурга, предпринимателя, режиссера, следователя, геолога и артиста.

Сангвиник
• врожденные способности идеального руководителя;
• расчетливый;
• умеет уговорить и расположить к себе;
• не выносит монотонной работы;
• имеет препятствия в технических моментах;
• испытывает сложности в конвейерной деятельности.

Сангвиник – прекрасный стратег и душевный начальник. Однако такие профессии, как делопроизводитель, бухгалтер, радиомонтажник, архивист, реставратор ему совсем не подходят.
Наилучшие рекомендации – это работа психолога, директора предприятия, менеджера среднего или высшего звена, учителя, организатора мероприятий.

Флегматик
• неторопливый и скрупулезный;
• всегда достигает результата за счет железного упорства;
• не терпит спешки;
• безынициативный;
• не любит суету и перемены мест;
• обращает внимание на каждую мелочь;
• доводит любое дело до совершенства, если ему позволит время.

С первого взгляда кажется, что медлительный человек – это не плюс для будущей профессии. Тем не менее, отсутствие спешки для флегматика – это его сильная сторона. Анализировать ситуацию, не паникуя, находя решения в сложных вопросах, способен только флегматик. В связи с такими особенностями характера флегматик без лишней суеты может стать прекрасным врачом-терапевтом, главным бухгалтером, научным сотрудником или экономистом. Также ему легко добиться карьеры профессора физики или математики, но абсолютно претит быть ведущим шоу, дирижером или коммерсантом. Профессии, требующие эмоциональных перегрузок, физической активности, скорости принятия решений, флегматика будут тяготить.

Меланхолик
• постоянные перепады настроения;
• ежедневные смены энергетических полюсов;
• быстро устает и плохо адаптируется в новом коллективе;
• требует постоянной поддержки и отдыха;
• обладает невероятной наблюдательностью;
• склонен к детализации и мелочам.

Меланхолику нельзя работать с людьми. Он не выносит постоянного общения. Ему приятнее проводить время с такими молчаливыми предметами, как компьютер. Меланхолику опасно для жизни (своей и окружающих) быть водителем автобуса или подъемного крана. Меланхолик в любой момент может задуматься, потерять концентрацию внимания, что повлечет за собой страшные аварии. Хирург, спасатель, летчик, диспетчер – это тоже смело можно исключать, потому что нервные и физические перегрузки могут серьезно пошатнуть здоровье меланхолика. Наиболее рекомендуется ему работать педагогом, деятелем искусств, художником, композитором, писателем, ветеринаром, агрономом.

Чистые холерики или истинные флегматики встречаются достаточно редко. Психологи уверены, что в человеке присутствуют все виды темперамента, но преобладает какой-нибудь один. Невозможно выбрать себе тип темперамента. Так же, как и не существует хорошего и плохого. Просто имея определенный психотип, можно выполнять одну работу лучше, а на другой работе будет все валиться из рук. Жаль, что многие выпускники не принимают во внимание особенности своего темперамента, сопоставляя его с будущим выбором профессии. И затем, все свое рабочее время для них становится настоящей мукой, а не сбывшейся мечтой.

Источник

Темперамент пациента: шпаргалка для врача

Пациент – это не просто набор биологических параметров, жалоб, симптомов и диагнозов. Каждый пациент – это личность. И личностные особенности неизбежно будут накладывать отпечаток на общение с врачом, приверженность терапии, образ жизни и настрой пациента. Например, по статистике , половина людей совсем прекращает лечение хронических заболеваний, и только четверть из остальных дисциплинированно принимает все указанные врачом препараты в назначенных дозах. Поэтому п онять биологические, психологические и социальные особенности человека, влияние которых можно изменить при правильной интерпретации – большого стоит. Обычно опытные врачи хорошо чувствуют всё это: каков пациент, как с ним лучше общаться, как мотивировать на лечение, но иногда и у самых психологичных коллег взаимоотношения с пациентом не складываются. Поэтому в фокусе нашего внимания, вам в помощь, инструмент научной психологии – 5 -факторная структура личности, или «большая пятерка» – самая прочная эмпирически подтвержденная модель темперамента. Давайте препарировать характер!

Читайте также:  Статус про его настроение

«Отцом» пятифакторной модели считается американский психолог Льюис Голдберг ( Lewis Goldberg) , который предложил новый метод оценки личности в 80-е годы прошлого века. Психодиагностический инструмент, которым активно пользуются в мире, разработали Пол Т. Коста-младший (Paul T. Costa) и Роберт Маккрей (Robert R. McCrae) , которые создали «Личностный опросник NEO PI-R» .

У всякого человека есть пять черт личности, каждая из которых выражена в той или иной степени. Например, черта экстраверсии у общительных людей выражена сильно, у замкнутых и закрытых – очень слабо. Большинство же имеют промежуточный уровень по этой и другим чертам личности. Мы составили для вас удобную таблицу основных положений модели и рекомендаций, как определить особенности пациента и учитывать их при взаимодействии.

Фактор (черта характера)

Extraversion – экстраверсия, вовлеченность во внешний мир («E»-фактор)

Грани: «дружелюбие», «общительность», «заявление о себе», «подвижность», «стимуляция извне», «жизнерадостность»

  • Отношение к обществу, энергичность, энтузиазм, положительные эмоции, степень активности, высказывание своей позиции, притягивания к себе внимания;
  • Высокая экстраверсия – общительный, выразительный, энергичный, доминирующий, навязчивый, жизнерадостный; стимуляция ЦНС внешними контактами
  • Низкая экстраверсия – тихий, апатичный, замкнутый, готовый следовать примеру других; истощение ЦНС внешними контактами

Экстраверты могут и будут искать человеческий контакт с врачом, собирать десяток вторых мнений, если не поверят вам с первого раза.

Интроверты, если не нарушать их личных границ, могут стать очень приверженными пациентами. Они требуют большей щепетильности и сдержанной внимательности, так им будет проще рассказать о своих жалобах.

Agreeableness – уступчивость, привязанность, сотрудничество

Грани: «доверие» «открытость»,«альтруизм» «уступчивость», «скромность» «сочувствие»

  • Гармоничное существование в социуме в противовес эгоцентризму
  • Высокие показатели ориентируют людей на интересы и желания группы, вместо своих собственных (добрые, терпимые, мягкосердечные люди с «удобным характером». Сотрудничающий, внимательный, отзывчивый, щедрый, вежливый
    и добрый. Высшие показатели свидетельствуют о потери собственной уникальности.
  • Низкий уровень – эгоцентричный, самовлюбленный, безразличный индивид, настроенный критически. Агрессивный, грубый, злобный, упрямый, циничный и
    манипулирующий

Высоко уступчивый пациент может обратиться за помощью очень поздно, потому что был занят служением кому-то или чему-то ещё. Мотивируйте таких пациентов тем, что миру они нужны здоровые.

Самовлюлбленные эгоцентрики могут быть очень сложными пациентами, вызывая стихийное неприятие. Но долг врача, оказывать качественную помощь, осознав свои эмоции и отложив их в сторону– для обсуждения, с коллегами, например. Рассматривайте критику пациента как искаженную потребность, это поможет перевести напряженную ситуацию в конструктивный диалог.

Conscientiousness– сознательность, контролирование, надѐжность, саморегуляция(«С»-фактор)

Грани: «уверенность в своих силах», «организованность», «исполнительность», «стремление к достижениям», «самодисциплина», «предусмотрительность»

  • Чувство долга, добросовестность выполнения обязанностей, целеустремленность, мотивированность, организованность.
  • Высокие оценки – надежность, пунктуальность, самодисциплинированность, педантичность. Ответственный, внимательный, осторожный, настойчивый, упорядоченный,
    плановый и ориентированный на будущее.
  • Низкие оценки – лень, слабовольность, импульсивность, отсутствие целеустремленности. Безответственный, ненадежный, беспечный, невнимательный и импульсивный

Как пациент складывает одежду, когда раздевается для осмотра? По одному этому уже можно сказать о любви человека к порядку. Ответственные пациенты будут активными и бдительными участниками процесса лечения, возможно даже чрезмерно бдительными.

Беспечные и импульсивные будут сильнее нуждаться в твердом надзоре извне.

Neuroticism – нейротизм, негативная эмоциональность («N»-фактор)

Грани: «тревожность», «гнев», «депрессия», «застенчивость», «импульсивность», «ранимость»

  • Эмоциональная стабильность/ нестабильность, сдержанность/несдержанность
  • Реактивность, склонность к переживаниям. Тревожный, уязвимый к стрессу, склонный к чувству вины,
    неуверенный в себе, угрюмый, сердитый, легко разочаровывающийся и неуверенный в отношениях или, наоборот, спокойное отношение к жизненным ситуациям: эмоционально стабильный, адаптивный и крепкий

Высокий нейротизм – ключевой фактор риска психических нарушений, в первую очередь – тревоги и депрессии. Полезно иметь наготове контакты хороших психиатров, психотерапевтов и психологов для таких пациентов. При этом нейротизм может способствовать высокой приверженности лечению пациентов. Ваша уверенность и доброжелательность в идеале должны зарядить высоко-тревожного пациента правильным настроем и отношением к терапии.

Читайте также:  Есть ли температура при депрессии

Openness to experience – оригинальность, открытость новому опыту «O»-фактор.

Грани: «воображение», «эстетика», «чувствительность», «непривычные действия», «интеллектуальная любознательность и новые идеи», «свободомыслие».

  • Высокие показатели у творческих, незаурядных личностей с развитым воображением, которые любят новизну, восприимчивы к обратной связи. Творческий, чувствительный, быстро обучающийся, сообразительный, проницательный, внимательный и осознающий чувства.
  • Низкие показатели – у консерваторов, исполнителей, не склонных к экспериментам, которые предпочитают привычное и удобное. Устойчив к изменениям, традиционен, предпочитает простое, прямолинейное и рутинное сложному, тонкому и абстрактному.

Речь об инновационных методах и препаратах – довольно быстро проявится в глазах консервативных личностей страхом и/или недоверием. Для них – чем традиционнее, тем лучше.

А вот творческих личностей слова об оригинальности и новизне препарата/метода терапии могут привлечь на вашу сторону. Творческие чувствительные личности ждут индивидуального подхода и искренней реакции врача: сопереживание эмоциям, готовность помочь, признание уникальности случая. Реагируют на метафоры, нестандартные предложения, факты, которые могут их удивить.

«уступчивости», зрелые люди, напротив, обнаруживают диаметрально противоположные тенденции.

При грамотном использовании пятифакторная модель поможет выявить предрасположенность к тревожно-депрессивным расстройствам и определить отношение к медицинским назначениям. Понимание личностных особенностей пациента позволит:

  • прогнозировать, чего ожидать от данного типа личности: насколько добросовестно он будет выполнять рекомендации по лечению, степень открытости новым лечебно-диагностическим методам, альтернативным способам терапии;
  • подобрать оптимальную индивидуальную терапию для конкретного клинического случая;
  • сформировать приверженность к лечению.

Доверие врачу и вера в положительный результат лечения побуждает пациента согласиться на коррекцию привычного образа жизни, рациона питания, длительный прием препаратов и выполнение не всегда приятных процедур. Наш образовательный портал заботится о постоянном повышении квалификации врачей. Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в рамках НМО длительностью 36 часов находится по ссылке . Расписание вебинаров – здесь . Действует удобный поиск по специальностям.

Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:

Источник

Личностные черты мед. работника

Медработник всегда должен учитывать, что при встрече с пациентом последний оценивает его личность, так же как он изучает и оценивает психологию особенности пациента.

Черты личности медработника принято делить на три группы: моральные, этические и интеллектуальные.

I. Интеллектуальные качества : эрудированность, наблюдательность, логичность, стремление проникнуть в суть явлений. Для максимальной эффективности медработник должен обладать достаточно широкими знаниями и быть образованным как в области медицины, так и в других областях человеческих знаний. Образование медработника должно быть как можно более полным, глубоким и совершенным.

Однако знания и высокая квалификация врача являются только инструментом, эффективность применения которого зависит от личностных особенностей врача. Само по себе образование окажется недостаточным, если оно не будет постоянно подкрепляться самовоспитанием нравственности, с одной стороны, и неизменным стремлением к продуктивной полезной деятельности – с другой.

II. Моральные качества : сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, нежность, оптимизм, мужество, решительность, принципиальность, ответственность, умение сотрудничать, эмпатия, скромность.

Личность медработника сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечебных средств и методов при условии, что врач пользуется у больного и его родственников доверием и авторитетом.

Врач, медработник вызывает доверие у больного, если он гармоничен как личность, уверен и решителен при принятии решений, но не высокомерен.

Важнейшей составляющей в профессиональной деятельности медработника (как и любого другого профессионала, имеющего дело с людьми) является наличие у него эмпатии – способности сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Неспособность к эмпатии и наличие у врача некоторых других неблагоприятных качеств темперамента и характера (повышенная возбудимость, раздражительность, медлительность и т.д.) могут препятствовать установлению доверия между пациентом и медработником.

Одной из важных составляющих авторитета медработника является его личное обаяние, заключающееся в доброжелательности, сердечности, искренности, природной скромности, высоком моральном облике. Известно, что одни и те же лекарства могут иметь разную эффективность при назначении их знаменитым, авторитетным врачом и малоизвестным, молодым (эффект плацебо).

Пациенту важно чувствовать здоровый оптимизм врача, который должен быть разумным, основанным на глубоких знаниях и практическом опыте.

Читайте также:  Что чувствует мужчина если женщина не берет трубку

истинное достоинство любого хорошего мед. работника сочетаются со скромностью, они не нуждаются в саморекламе.

Правдивость и честность – важное и необходимое качество мед. работника. Y‌‌| проблемы, связанные с этим качеством, заключаются в необходимости в определенных случаях сообщать как больному, так и его родственникам свои мысли о судьбе больного, в т.ч. и весьма печальной. Кроме того, существует необходимость признавать свои ошибки, недочеты в своей работе.

III. Эстетические качества : аккуратность, опрятность, тяготение к праздничности, непримиримость к серости.

Уже первые впечатления при встрече с мед. работником существенно влияют на формирование у больного доверия к нему – при этом имеют значение многие факторы, начиная с внешнего вида врача, манеры его поведения, культуры общения. Врач должен производить впечатление здорового человека.

Типы среднего медицинского персонала.

Одним из важнейших звеньев лечебного процесса является помощь больному, оказываемая медперсоналом, в первую очередь, медсестрой, наиболее тесно контактирующей с ним в соответствии со своими обязанностями.

Личность медработника, стиль его поведения могут оказывать на больных как позитивное (лечебное), так и негативное (психотравмирующее) действие. Интересная типология медсестер, учитывающая их личностные особенности и отношение к работе, представлена И. Харди в его руководстве «Врач, сестра, больной».

1. Практический тип (рутинер) отличается точностью и строгостью в выполнении своих обязанностей, но упускает из виду самого больного. Механически выполняет свои обязанности (будит больного, чтобы дать ему снотворное).

2. Артистический тип характеризуется стремлением подражать кому-либо и играть заученную роль. Такой мед. работник стремится произвести впечатление на больного, выступая в роли благодетельницы или наставницы, подчеркивая свою значимость или бескорыстие. Неискренность поведения часто обнаруживается больными, что может затруднять формирование доверия.

3. Нервный тип проявляется раздражительностью, частой усталостью, ощущением, что ее труды не ценятся окружающими. Эмоциональное напряжение передается пациентам, которые тоже чувствуют себя неспокойно, опасаются обращаться с какими-либо проблемами. Нередко в таких случаях у медработника обнаруживается невротическое состояние или психотические черты личности.

4. Мужеподобный тип характеризуется крупным телосложением, решительностью, энергичностью, самоуверенностью, бескомпромиссностью. Больные трактуют его поведение как «солдафонское». При высоком интеллекте и хорошем образовании она может стать прекрасным организатором, играя роль старшей медсестры, успешно воспитывать и обучать молодых специалистов. В неблагоприятных условиях проявляется негибкость, прямолинейность, агрессивность и деспотичность по отношению к пациентам.

5. Материнский тип характеризуется пикническим телосложением, душевностью и заботливостью. Работа для него – главная цель и неотъемлемое условие жизни. Забота о больном – жизненное призвание. Сопереживанием к страданиям других, любовью к людям проникнута и его личная жизнь.

6. Тип специалиста – специалисты, работающие, например, электрокардиографе или электроэнцефалографе, обычно преданы своей профессии и иногда испытывают чувство превосходства над обычными мед. работниками.

Идеальный врач и идеальный пациент.

Психологом и психотерапевтом В.А. Ташлыковым были систематизированы качества, которые пациенты наиболее часто включают в «образ идеального врача»:

— увлеченность работой (57%)

— чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора.

В.А. Ташлыков выделил и описал 4 типа врача, составляющих альтернативные пары: сопереживающий – эмоционально нейтральный; директивный – недирективный.

Сопереживающий врач – отличающийся наличием эмпатии, способности разделять психологические проблема пациента. Эмоционально-нейтральный врач дистанцирован от глубинных переживаний пациента, ориентирован на симптомы болезни и предпочитает технопрактический подход к лечению болезни.

Директивный тип отношений основан на авторитарной позиции врача, являющегося для пациента компетентным руководителем, занимающим активную позицию. Директивный врач не допускает дискуссий с пациентом по поводу диагноза и методов лечения, исключает сомнения в своих профессиональных возможностях, склонен раздражаться в ответ на критику. Недирективный тип отношений основан на принципе партнерства, лечебные установки больному даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя точку зрения больного.

Наряду с образом «идеального врача» в представлении больного проводилось изучение и образа «идеального пациента» в понимании врачей.

Среди предпочтительных выделены следующие качества:

— малая осведомленность в медицинских вопросах;

— вера и отсутствие сомнения в способностях и умениях лечащего врача;

— готовность беспрекословно выполнять назначения;

— умение кратко и четко излагать проблемы и жалобы;

Таким образом, можно говорить о том, что большинство врачей склонны к директивному типу отношения.

Источник

Оцените статью