Темперамент у сказочных героев

Типы темперамента на примере героев мультфильмов
консультация на тему

В консультации для родителей представлен материал по типам темперамента на примере героев мультфильмов.

Скачать:

Вложение Размер
vidy_temperamenta.doc 680 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей с различными типами темперамента

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.

Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик . Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств:

  • у сангвиника – распыленность интересов;
  • у холерика – несдержанности, резкости;
  • у флегматика – вялости, безучастности к окружающему;
  • у меланхолика – замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

Темперамент – это только одно из условий формирования тех или иных свойств психики ребенка. Расстройства поведения определяются воспитанием, и вероятность их возникновения зависит от свойств темперамента лишь постольку, поскольку воспитание, его методы, средства и вообще воздействие окружающей среды на ребенка не соответствуют и даже противоречат особенностям темперамента. При крайней дисгармонии воспитательных воздействий и особенностей темперамента дело может дойти до серьезных расстройств поведения, приводящих к нервным срывам и психологическим заболеваниям, либо к тяжелым искривлениям последующего жизненного пути ребенка. Например, постоянная «гонка» в ускорении темпов деятельности на занятиях медлительного ребенка может вызвать у него отрицательное отношение к обучению вообще, снижение познавательных интересов, негативизм.

Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента. Важно не только выработать определенный комплекс воспитательных воздействий, но адресовать их тому периоду развития, который является наиболее благоприятным для проявления отдельных типологических свойств (то есть учитывать сензитивные периоды). Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.

Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.

Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

Все мы помним и любим героя сказки Р. Киплинга «Маугли»

У мальчика выраженный тип сангвинического типа темперамента. Отличается этот персонаж живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству. Он общительный, жизнерадостный, имеет высокую работоспособность и самоконтроль.

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

Педагоги должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры.

Такой образ меланхолика Иа создал автор произведения А.Милн «Вини-пух»

Он отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, замкнутостью и быстрой утомляемостью.

Холерик . Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде не разборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте.

Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть.

Все мы помним лучшего друга Малыша – Карлсона, который живет на крыше! Этого героя придумал автор А.Линдгрен.

У Карлсона холерический тип темперамента. Он быстрый, порывистый, неуравновешенный, инициативный, конфликтный и коммуникабельный.

Флегматик. Медлительный молчун, полненький и спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.

Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным.

Добрым, рассудительным, сдержанным — таким запомнился нам персонаж крокодила Генны из мультфильма Э.Успенского «Чебурашка».

Он спокойный, уравновешенный, неспешный в принятии решений, упорный и немногословен.

Педагогу важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.

План Психологическая характеристика типов темперамента. Способы учета темперамента. Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе.

В данном материале представлены основные типы темперамента и предложены рекомендации воспитателям для работы с детьми с разными типами темперамента.

Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе.

Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками как профилактика школьной дезадаптации (презентация).

«Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента».

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны ее деятельности и поведения. Свойства темперамента наиболее уст.

Источник

Разбираем темперамент на примере известных персонажей и личностей.

Темперамент — характеристика врожденного типа работы нервной системы человека. Это совокупность динамических процессов, свойств и состояний, а также их скорости.

На чём основан темперамент?
В основу деления темперамента положены следующие характеристики: сила (или яркость) процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность/сменяемость.

Немного отвлечёмся. Темперамент — врожденная характеристика личности. На её основе закладывается характер. Важно отметить, что характер:
а) способен изменяться в течение жизни
б) не является врожденным
в) может быть даже противоречащим темпераменту.
Тогда при чём здесь темперамент? Во-первых, темперамент определяет скорость протекания процессов в нервной системе, что влияет и на наш характер и поведение. Во-вторых, темперамент, как правило, проявляется лишь в критических ситуациях.

Все мы знаем, что существует 4 типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Эту классификацию предложил ещё Гиппократ. Но есть и другие, предложенные Кречмером, Павловым, Айзенком и их помощниками. Однако в этой статье мы разберем самую известную классификацию.

1. Сангвиник (от лат. sanguis — кровь).
Люди с таким типом темперамента энергичны, активны и дружелюбны. Они отличаются общительностью, экстраверсией, оптимизмом. У них сильная нервная система, процессы возбуждения и торможения уравновешены (протекают с одинаковой скоростью), подвижность.
Сангвиники имеют высокую самооценку, они быстро и активно разговаривают, любят жестикулировать (но не слишком сильно), обожают внимание к себе. На работе трудолюбивы, исполнительны и дисциплинированы. Из сангвиников получаются прекрасные лидеры, способные не только управлять, но и вести за собой.
К недостаткам можно отнести эгоизм и эгоцентризм, поверхностность. Сангвинику сложно сосредотачиваться на чем-либо, особенно на скучных делах, сложно усидеть на месте.

Пример сангвиника: Лермонтов, Ленин, Симба из мультфильма «Король-Лев», зебра Марти из «Мадагаскара», Нюша из «Смешариков».

2. Холерик (от греч. χολή [холе] — желчь, яд).
Как и сангвиник, холерик очень энергичен. Однако его процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Холерики подвержены приступам гнева и ярости. Для них характерно желание всё контролировать, подчинять. При этом самоконтроль оставляет желать лучшего.
Холерики быстро и громко разговаривают, активно жестикулируют. При этом жесты размашистые. Интонация и скорость речи постоянно меняются. Для людей такого типа характерна общительность, гордость, быстрое мышление, прямолинейность, выносливость, упорство и инициативность. Про таких людей можно услышать, что они «идут по головам».
К негативным чертам можно отнести вспыльчивость, чрезмерную настойчивость и желание контролировать, поспешность и иррациональность.

Пример холерика: Гарри Поттер из одноименного произведения, Лобанов из сериала «Интерны», Шерхан из «Короля Джунглей», Шрам и Муфаса из «Короля-Льва», Алекс из «Мадагаскара», Адольф Гитлер.

3. Флегматик (от греч. φλέγμα [флегма] — слизь).
Флегматики имеют уравновешенный тип темперамента. Они очень сдержаны, надежды, преданы и ответственны. Могут казаться немного медлительными.
Такие люди собраны, очень умны, спокойны, миролюбивы, часто пассивны. Они интроверты, малообщительны, самостоятельны и самодостаточны. Имеют хорошее внимание и хорошую память.
Флегматики достаточно терпеливы, однако если их довести, беды не миновать; они могут взорваться так, что мало не покажется.
Из положительных черт, кроме уже описанных выше, можно назвать организованность, внимательность и чуткость, стрессоустойчивость, педантичность, практичность и пунктуальность. На таких людей всегда можно положиться.
К негативным же чертам стоит отнести частую инертность (пассивность), кажущуюся безразличность и безэмоциональность и замкнутость.

Пример флегматика: Хагрид из «Гарри Поттера», Балу из «Книги джунглей», Глория из «Мадагаскара», Михаил Кутузов, Шерлок Холмс из детективов Артура Конан Дойля.

4. Меланхолик (от древне-греческого μελαγχολικός — «черная желчь»).
Меланхолики обладают слабой нервной системой. Они очень(!) чувствительны, эмоциональны, тревожны и, как правило, замкнуты. Они не любят большое количество людей, праздники и большие компании. Такие люди предпочитают время в одиночестве или с 1-2 близкими людьми. Скорее выберут чтение книг или прогулку, нежели шумную вечеринку. Часто меланхолики являются творческими людьми.
К характерным чертам можно отнести скованность, почти полную неэмоциональность во внешнем облике (хотя в душе может быть ураган чувств), скованность движений и закрытые позы. Меланхолики не любят привлекать внимание, поэтому одеваются скромно и неярко (но стиль никто не отменял).
Из положительного можно назвать творческие способности, вдумчивость и способность к анализу (в том числе глубокий самоанализ), эмпатию, чувствительность, склонность к психологии.
К негативному же относится обидчивость, ранимость, плаксивость, пессимизм, долгую отходчивость от ситуации. Часто такие люди зависят от мнения окружающих.

Пример меланхолика: Гермиона из «Гарри Поттера», Багира из «Книги Джунглей», Ёжик и Бараш из «Смешариков», Николай Гоголь.

Источник

Читайте также:  Видеоролики для позитивного настроения
Оцените статью