Темперамент у детей овз

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему

Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ, этапы формирования нравственного вопедения у детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании, становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности.

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т.е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения, воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны:

  1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

  1. Тематические беседы по нравственной тематике.

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно — полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями — создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное — включить их в различные виды деятельности. Так Л.С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1 . Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

  1. Белкин А.С . Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3 . Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОУ [Текст] : теоретические основания и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. — Челябинск, 2010. — 187с.

4 . Молчанов, С.Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С.Г. Молчанов. — Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. — 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н.А. Соколов. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

Источник

Психологические особенности детей с ОВЗ

Марина Керимова
Психологические особенности детей с ОВЗ

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации»

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие

различные отклонения психического или физического плана, которые

обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести

Существуют причины появления детей с ограниченными

1. Эндогенные (или внутренние)причины делятся на три группы:

— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,

нервные срывы, травмы, наследственность;

— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком

быстрые роды, вмешательство медиков;

— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние)причины: причины социально биологического

характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это

проявляется в необходимости более длительного времени для приема и

переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с

ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить

симметричность, тождественность частей конструируемых фигур,

расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с

одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания

обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,

несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным

развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над

долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени,

чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы

общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты

языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной

истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу

психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная

сформированность психологических предпосылок к овладению

полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений (планирование предстоящей работы,

определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование

деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности,

ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются

повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно

реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная

утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными,

плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах

быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У

некоторых детей в результате утомления возникает двигательное

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость,

беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Дети с нарушением слуха.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и

ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Выделяют следующие группы детейс недостатками слуха:

Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может

использоваться для накопления речевого запаса.

Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,

затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и

оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления.

Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и

слабослышащего ребенка, то они не являются биологически

обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются

коррекции в наибольшей степени.

Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные,

осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным

овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии

словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и

образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет

своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование

всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании

теоретических знаний на практике.

У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных

функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому

дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития

отстают от своих сверстников.

Дети с нарушением зрения.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения,

работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В

значительной степени это обусловлено характером поражения зрения,

происхождением дефекта и личными особенностями детей.

Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная

эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность,

неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по

общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями

зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности,

отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для

слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и

качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за

помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный

коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей

развернутостью по сравнению с играми обычных детей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи

оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование

всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических

особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих

целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей

сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается

недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его

распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей

снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей

низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в

формировании других психических процессов. Связь между речевыми

нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в

специфических особенностях мышления. Обладая полноценными

предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по

возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом

овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Дети с соматическими заболеваниями

Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов,

имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся

от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается

недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем

принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря

интереса к занятиям.

Дети с умственной отсталостью

Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития,

наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.

Большинство из них — олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития,

возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры

головного мозга, в пренатальный (внутриутробный, натальный (при родах)

или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития)

периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении

традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и

дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и

имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над

ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от

развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом

развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к

окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и

фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие

умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь

умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции —

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются

периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно

собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или

иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность

деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются

Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в

процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена

скорость выполнения перцептивных операций.

Память детей с задержкой психического развития также отличается

качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и

быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная

Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной

деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм

мышления, возникают трудности в формировании сферы образовпредставлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из

частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном

У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к

взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие

поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период

новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также

нарушениями психоречевых функций.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития

по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим

инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы

личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших

структур мозга (лобные отделы головного мозга, связанных с волевой

деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным

нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности

поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь

эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно

работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих,

во всем их поведении присутствует элемент «детскости».

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических

2) Выраженность астенических проявлений – повышенная

утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что

также связано с органическим поражением ЦНС.

3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и

Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием

болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир

фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же

недостаточная потребность в них;

обособленность от окружающего мира;

— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери,

возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);

— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым

раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум

бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

— однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным

движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание

— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА

наблюдается мутизм (полная утрата речи, у некоторых больных отмечается

повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему

слова или слоги;

— характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при

котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд»

или взгляд мимо.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,

имеющие ограниченные возможности здоровья

— Принимать ребенка таким, какой он есть.

— Как можно чаще общаться с ребенком.

— Использовать упражнения на релаксацию.

— Не сравнивать ребенка с окружающими.

— Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он

должен знать за что.

— Обращаться к ребенку по имени.

— Не предъявлять ребенку повышенных требований.

— Стараться делать замечания как можно реже.

— Оставаться спокойным в любой ситуации.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация «Особенности воспитания детей в дошкольный период». Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» — эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Источник

Читайте также:  Когда срастаются кости что чувствуешь
Оцените статью