Темперамент тренинг с подростками

Психологическая игра «Что такое мой характер»
методическая разработка (психология, 8 класс) по теме

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Скачать:

Вложение Размер
psih_igra.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра «Что такое мой характер»

авторская работа педагога – психолога ГБОУ «Негинский детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — Сидоренко О.И.

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Начало работы. Представление команд: название, девиз.

Введение в тему занятия. Теоретическая часть.

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость. )-

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

Задание 1. « Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур — треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это — «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика основных форм личности.

Квадрат . Вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник . Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника — концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.

Главное их отрицательное качество — сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник . Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому’ занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты Прямоугольника — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и . смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Круг . Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.

Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

Зигзаг . Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.

На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение — продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества — отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.

Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл

Задание 4. «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» — аккуратность, 2 команда на букву «Б» — бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Задание 5. «Конкурс капитанов»

Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.

Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.

Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.

4 этап. Мини-тренинг.

Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

— Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

— Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

— Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Источник

Тренинговое занятие для старшеклассников по теме «Профессия и темперамент»

Презентация к уроку

Цели:

  • Анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.
  • Активизация процесса рефлексии.

Задачи:

  • Ознакомить участников с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.
  • Определить свой тип темперамента, составить темпераментную формулу.
  • Способствовать развитию навыков общения, сензитивности.

Методическое оснащение: портреты Гиппократа (рисунок 1), К.Галена (рисунок 2), И.П.Павлова (рисунок 3), И.Канта (рисунок 4), презентация “Профессия и темперамент”, бланки к тесту (приложение 1), карточки с буквами Х, С, Ф, М, раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2).


Гиппократ

И.П.Павлов

К.Гален

И.Кант

Подготовительная работа: на доске развешиваются портреты Гиппократа, К.Галена, И.П.Павлова, И.Канта.

Сценарий

1. Рнтуал приветствия.

2. Введение в тему.

Ведущий. У каждого человека имеются индивидуальные врождённые особенности психики. Их нельзя игнорировать при выборе профессии. (Включается презентация.) Древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: “Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей. необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя” [1]. О какой природе это говорится.

Данными от природы, присущими от рождения свойствами психики характеризуется темперамент. Как же мы обозначим тему нашего урока. – Профессия и темперамент.

Зачем людям необходимо знать о темпераменте. – Чтобы понимать и учитывать в своём поведении и поведении окружающих, чтобы учесть свой тип темперамента при выборе профессии. Таким образом, цель нашего урока – анализ влияния природного фактора на профессиональное становление личности.

И в связи с этим задачи, которые мы будем решать:

1. Познакомиться с понятием “темперамент” и с учением о темпераментах.

2. Определить свой тип темперамента.

3. Составить свою темпераментную формулу.

4. Обсудить выбор своей будущей профессии с учётом типа темперамента.

5. Решить психологические задачи на определение типов темперамента.

3. Теоретический блок.

Ведущий. Темперамент (от лат. “соразмерность”, “правильная мера”, “надлежащее соотношение частей”) – это индивидуально-своеобразная, природно обусловленная (т.е. врождённая) совокупность динамических проявлений (доминирующие способы реагирования человека) психических процессов (сила, скорость, возникновение, изменение, прекращение, активность) личности в её сознательной деятельности [2].

Учение о темпераментах было создано уже в античности [6].

Создателем этого учения считается отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ (460 – 379 до н.э.) (рисунок 1), жизнь и деятельность которого относится к V веку до н.э. Он предложил названия типов конституции (телосложения) человека [8, с. 250].
Учение о темпераментах продолжил римский врач Клавдий Гален (рисунок 2), живший во II в. Он считал, что люди различаются по соотношению четырёх основных “соков” организма [8, с. 251]. жёлтой желчи крови флегмы чёрной желчи
К.Гален утверждал, что непропорциональное смешение этих “соков” является причиной различных заболеваний, а оптимальное их соотношение определяет здоровье.
И до настоящего времени широко известны четыре типа темперамента: холерик (от греч. “холе” — жёлтая желчь) сангвиник (от греч. “сангвис” — живая кровь) флегматик (от греч. “флегма” — слизь) меланхолик (от греч. “меланхоле” — чёрная желчь)
Огромное значение для понимания типов темперамента имело созданное учёным-физиологом Иваном Петровичем Павловым (1849 – 1936) (рисунок 3) учение о высшей нервной деятельности. подвижный быстрый живой инертный медленный спокойный
Неуравновешенный (безудержный) с преобладанием возбуждения Уравновешенный (сила и равновесие нервных процессов) Неуравновешенный с преобладанием торможения
Физиологической основой темперамента является Активность мозга, ЦНС Средняя активность Реактивность
тип высшей нервной деятельности (деятельность коры головного мозга. Это природная особенность организма, он наследственно обусловлен, но изменяется под влиянием окружающих условий). Сильный Слабый (чувствительный)
Крупнейший немецкий учёный, философ Иммануил Кант (1724 — 1804) (рисунок 4) поделил 4 на 2 группы: темпераменты действий (холерический и флегматический) и темпераменты чувствования (сангвинический и меланхолический, они самой природой ориентированы на особую восприимчивость к чувственным процессам) [5, с. 97-98]. Темперамент действий Темпера-мент чувствования Темперамент действий Темперамент чувствования

В “чистом” виде каждый тип встречается редко. Но один тип выражен сильнее, а другие слабее. Поэтому следует говорить не о темпераменте, а о “темпераментной структуре”, которая включает в себя все типы.

4. Изучение темперамента. Тест для определения типа темперамента Жарикова Е., Крушельницкого Е.

Раздаются бланки к тесту (приложение 1). Инструкция: чтобы определить темпераментную структуру, необходимо выразить своё согласие (высокие баллы 10, 9, 8) или несогласие (низкие баллы 3, 2, 1, 0) с приведёнными высказываниями. Если трудно определиться с оценкой, т.е. если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и так, ставьте средние баллы – 4, 5, 6, 7. Важно оценить себя как можно объективнее! Имейте в виду, что исследуются некоторые ваши личностные, а не умственные особенности, так что правильных и неправильных ответов здесь нет.

  1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.
  2. Я работаю неравномерно, рывками.
  3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.
  4. Если нужно, я могу спокойно ждать.
  5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.
  6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.
  7. Мне нетрудно сделать выбор.
  8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Сложить количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

Соответствующие символы – М, С, Х, Ф – записать в порядке убывания их значений. Символы с одинаковыми значениями записывают один под другим. Получается так называемая приоритетная формула, например МФХС. Её владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки флегматика (Ф), холерика (Х) и сангвиника (С).

4. Основное содержание.

Участники (под музыку) делятся на группы “Х”, “С”, “Ф”, “М” по типам темперамента. Им даётся раздаточный материал “Типы темпераментов” (приложение 2), предлагается изучить информацию и ответить на вопросы: “Какими качествами характеризуется ваш тип темперамента? Что необходимо в себе менять? Какой режим работы благоприятен? Соотносится ли ваш тип темперамента с выбранной профессией?” Затем группы докладывают результаты своей работы всему классу. Организуется обсуждение “Как выбрать профессию с учётом типа темперамента?”

Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.

Холерик страстный, порывистый, склонный к резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам, движения его резкие, быстрые, напряжённые, не всегда точные и согласованные.

  • Положительные качества: энергичность, активность.
  • Отрицательные качества: вспыльчивость, несдержанность, не хватает самообладания.

Акцент в самовоспитании: развивать способности считаться с чувствами окружающих, направляя энергию на полезные дела.

Благоприятна цикличная работа с чередованием больших усилий и спокойной деятельности. Можно достичь значительных успехов в работе, где ценят напор и безудержность. Это великолепный водитель, шофёр, лётчик-испытатель, но плохой счётный работник.

Сангвиник быстрый, живой, подвижный, активный, работоспособный, эмоциональный, легко переживает неудачи, быстро приспосабливается к условиям жизни, частая смена впечатлений.

  • Положительные качества: отзывчивость.
  • Отрицательные качества: поверхностность, нетерпеливость.

Акцент в самовоспитании: доводить начатое дело до конца, критично относиться к результатам своего труда, обращать внимание на качество выполненного задания.

Интересна разнообразная работа с получением новых заданий. Можно достичь успехов в работе, где ценят общительность, мобильность, управление, умение быстро переключаться на другие дела. Это хороший водитель, оператор, диспетчер, инженер, военный, регулировщик и т.п.

Флегматик спокойный, медлительный, с постоянством и глубиной чувств, равномерностью действий, устойчивостью стремлений и настроений, слабостью внешних выражений душевных состояний, с движениями замедленными, но точными, высоко координированными.

  • Положительные качества: выдержка, самообладание, невозмутимость.
  • Отрицательные качества: безразличие.

Акцент в самовоспитании: развивать активность.

Необходим привычный режим работы. Можно достичь успехов в работе, где требуются усидчивость, скрупулёзность, стабильность ритма. Сложнее, когда работа разнообразна. Это может быть прекрасный бухгалтер, экономист, секретарь, контролёр, программист, ремонтник, слесарь, сборщик, зубной техник, врач, повар, швея, работник музея, нотариальной конторы, информационного центра, планового отдела, архивариус, библиотекарь, корректор и т.п.

Меланхолик тонко чувствующий, легкоранимый, со сдержанными движениями, с глубокими переживаниями, слабо реагирует на окружающее.

  • Положительные качества: впечатлительность, отзывчивость.
  • Отрицательные качества: утомляемость, замкнутость.

Акцент в самовоспитании: совместная деятельность с успешными людьми.

Подходит работа, требующая тонких ручных умений в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Это люди искусства. Противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями. Случается, что люди со слабой нервной системой в нормальных условиях, спокойной обстановке хорошо выполняют свои обязанности, но в сложных ситуациях теряются. Это может привести к трагическим последствиям.

Психологические задачи “Определение темперамента”.

Участникам предлагается определить типы темпераментов литературных героев и исторических личностей:

  • Невозмутимый тугодум Михайло Семёныч Собакевич (флегматик).
  • Непредсказуемый энергичный жизнелюб Ноздрёв, “говорун, кутила, лихач” (сангвиник).
  • Импульсивный ревнивец Отелло (холерик).
  • Впечатлительный романтик Гамлет (меланхолик).
  • Алчно неутомимый барон Мюнхгаузен с жаждой впечатлений (сангвиник) [5, с. 5].
  • Всегда спокойный, равнодушный, безвольно-бесцельный лентяй Обломов (меланхолик).
  • Мстительный граф Монте-Кристо (холерик).
  • Грустно-весёлый, ироничный писатель, сатирик, великий мистификатор Николай Васильевич Гоголь (меланхолик).
  • А.П.Чехов, Пётр Ильич Чайковский, И.Ньютон (меланхолики) [5, с. 100].
  • Свободолюбивый М.Ю.Лермонтов (сангвиник).
  • Наполеон (сангвиник).
  • Вспыльчивый, иногда до исступления, бесстрашный, с подвижными манерами А.С.Пушкин (холерик) [5, с. 14; 4].
  • Обращённый в себя Виктор Гюго, с преобладанием чувственного начала, с чёрно-белыми контрастами в творчестве: если злодей – так исчадие ада, если герой – совершенство души (меланхолик) [5, с. 249].
  • Настойчивый, упорный, скрупулёзный моралист и обличитель “сильных” мира сего Иван Андреевич Крылов (флегматик).
  • Великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов, командир роты Астраханского пехотного полка (1762 г.), победитель Наполеона, образованный, исполнительный, предприимчивый, тактичный, умел находить общий язык с разными людьми, особый дар повелевать звучал ласковой просьбой, обаяние ума и благородство характера покоряли в нём людей и помогали при всей его усталости нести груз ответственности (флегматик).
  • “Он так Россию полюбил, что и во сне он ей служил”. Русский царь-богатырь Пётр I, кипело в нём ретивое сердце, богатырские мысли сменяли одна другую, продолжительных разговоров он не любил и после некоторого отдыха возвращался к делу (холерик) [9].
  • Склонный к взрывам безотчётного непокорства Чарльз Дарвин с самых ранних лет глубоко чувствовал прелесть живой природы и был одержим страстью собирать всякую всячину, от монет и печаток до тритонов и жуков (холерик).
  • Великий систематизатор Д.И.Менделеев. Мучивший его вопрос всегда приводил его в возбуждённое состояние (холерик) [5, с. 176; 10].
  • Полководец Александр Васильевич Суворов, от рождения слабый с неуравновешенным типом нервной системы. Спартанский режим, физические и психические нагрузки закалили его нервы и тело. И после этого он имел право говорить: “Потомство моё, прошу брать мой пример!” (холерик) [7, с. 111].

6. Рефлексия прошедшего занятия.

Ведущий. Мы выполнили задачи, стоящие перед уроком. Кто является создателем учения о темпераментах. Кто является создателем учения о высшей нервной деятельности. Назовите 4 типа темперамента. Можно ли изменить тип темперамента. Вы довольны полученной информацией, пригодятся ли вам эти знания в жизни.

7. Ритуал прощания.

Ведущий. Вы пополнили копилку знаний о себе, о своём типе высшей нервной деятельности. Благодарю вас за работу. Всего вам доброго.

Литература.

  1. В мире мудрых мыслей. / Под ред. А.Г.Спиркина. – Алма-Ата, 1962. – 365 с. – С.105.
  2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.
  3. Галкин В.А. Внутренние болезни. – М., 1980. – 392 с. – С.7.
  4. Гордин Я. Право на поединок.
  5. Государев Н.А. Треугольный человек. – М.,1991. – 270 с.
  6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2004. – 509 с. – С.149 -162.
  7. Иванченко В.А. Тайны русского закала. – М., 1986. – 173 с. – С.111.
  8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник. – М., 2007. – 351 с.
  9. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М., 1992. – 64 с.
  10. Смирнов Г. Менделеев.

Источник

Читайте также:  Весна хорошего настроения статусы
Оцените статью