Помните анекдот?
– Чем отличается холерик от флегматика?
– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.
Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.
А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?
Такие разные темпераменты
Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.
“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?
Холерик
Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.
Сангвиник
Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.
Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.
Флегматик
Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.
Меланхолик
Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.
Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента
Холерики
Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.
Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.
Сангвиники
Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.
Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.
Флегматики
Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.
Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.
Меланхолики
Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.
Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.
Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?
Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.
Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.
Как помочь холерику
Мотивируем сангвиника
Повышаем мотивацию флегматика
Помогаем меланхолику
Буклеты школьного психолога для родителей
Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.
Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.
Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.
Источник
Темпераментом человека называют совокупность индивидуальных особенностей личности. Темперамент задан человеку от природы, у каждого человека свой темперамент. Темперамент зависит от свойств нервной системы, которые формируются у ребенка к возрасту 5-6 лет. Хотя уже с рождения дети проявляют себя по-разному. Одни беспрерывно кричат и больше бодрствуют, другие спокойно, неторопливо и долго сосут материнскую грудь и быстро засыпают. Темперамент определяет активность ребенка, интенсивность его деятельности и реакцию на окружающую жизнь.
Обычно выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В каждом темпераменте есть много хорошего, поэтому нельзя говорить, что один из темпераментов лучше, чем другой. Ведь у каждого ребенка свои особенности поведения, который помогает ему стать индивидуальным и неповторимым. Чистых типов темперамента практически не встречается. Можно говорить о доминировании одного из типов темперамента у ребенка. От темперамента зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Поэтому очень важно в воспитании детей учесть доминирующий тип темперамента у малыша и таким образом помочь ему стать сильной личностью.
В случаи если у мамы и ребенка темпераменты резко отличаются, то это ведет к непониманию и строгому воспитанию со стороны матери. Мать требует у ребенка быть лидером, быстрее одеваться, общаться со сверстниками и так далее. В силу своего темперамента ребенок не может удовлетворить требования родителя и между ними возникают конфликтные отношения. Чтобы избежать этого, взрослые должны подстроиться под темперамент ребенка. В противном случае у ребенка развивается комплекс неполноценности. Давайте рассмотрим все четыре типа темперамента подробнее:
1. Сангвиник. Сангвиники оптимисты по жизни, они готовы идти на компромиссы и риски. Они быстро адаптируются в незнакомом месте, быстро сходятся со сверстниками и мгновенно усваивают новые информации. Они деловиты, собраны и любознательны. Дети-сангвиники быстро засыпают, просыпаются в хорошем настроении, наказания быстро забывают. Они любят подвижные игры, любят быстро говорить, фантазировать и жестикулировать. Они добрые и не жадные.
Однако они часто бывают рассеянными и неаккуратными. Настроение у ребенка веселое и жизнерадостное. Ребенка-сангвиника трудно заставить сделать то, чего он не захочет сам. Он скорее проигнорирует требование родителей и продолжит заниматься своим делом. Стремление к лидерству у таких детей проявляется в раннем детстве, если родители будут учить его терпеливо к упорству, то они вырастают успешными людьми. При неправильном воспитании оптимизм сангвиника может перерасти в легкомыслие и непостоянство.
2. Холерик. Если ваш ребенок задиристый и часто горячиться, вступая в конфликты, то по темпераменту он холерик. Холерики испытывают гнев и страх, все воспринимают в штыки и не терпят физических наказаний. А вот замечания пропускают мимо ушей. Они постоянно нуждаются в общении и новых впечатлениях. Балуются, любят играть в шумные игры и часто бывают возбуждены. Говорят громко и быстро.
Новую информацию быстро запоминают, но также быстро и забывают. К новому коллективу приспосабливаются легко, но вот засыпают и просыпаются трудно. Уже с детства родители должны ребенка-холерика учить играть спокойные игры, развивающие наблюдательность и внимание. Надо помочь ребенку выбрать хобби и направить его буйную энергию в полезное русло, развивая в нем сдержанность и настойчивость.
3. Флегматик. Флегматики с рождения спокойные, медлительные и сдержанные.
Они очень медленно сосут грудь, спят долго и редко плачут. Чуть позже они предпочитают играть в спокойные игры и любят быть незаметными среди остальных сверстников. Они не любят перемены обстановки, новую информацию усваивают долго.
Засыпают флегматики быстро, но просыпаются трудно и долго ходят утром вялыми. Родители ребенка с таким типом темперамента должны стараться развить в нем любознательность и инициативность, показывая ему пример свои поведением. Если родители будут активно радоваться жизни и позитивно смотреть на все происходящее, то ребенок обязательно это у них переймет.
4. Меланхолик. Меланхолики нерешительные, робкие и замкнутые. Они тревожатся по мелочам, расстраиваются очень быстро и переживают по пустякам. Говорят они тихо, неуверенно, но выразительно. Очень тяжело адаптируются к новым условиям, не любят ходить в садик и в школу.
Новая информация усваивается ими тяжело, они быстро устают от учения и все время отвлекаются. Родители меланхолика должны с пониманием относиться к его темпераменту, нельзя его ругать, приказывать и наказывать. С таким малышом надо больше разговаривать, обсуждать увиденное и услышанное, учить его самостоятельности и смелости.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Источник