Темперамент ребенка с зпр

Особенности темперамента как психофизиологической основы личности у детей с ЗПР

Согласно современным исследованиям, особенности личности,! являясь содержательно независимыми по отношению к свойствам;] темперамента, непосредственно испытывают на себе его влияние! в части энергетических компонентов деятельности и поведения, именно: в уровне общей активности, ритмичности деятельност организма, характере реакций на любое воздействие, реакции на| новое, уровне интенсивности эмоциональных реакций, качеств

настроения, способности к концентрации внимания, настойчи­вости в достижении целей и адаптируемости к изменяющимся условиям.

Перечисленные выше характеристики деятельности и поведе­ния, будучи тесно связанными со свойствами нервной системы, являются по сравнению с другими психическими особенностями наиболее стабильными и неизменными.

Обусловливая индивидуально-типический стиль взаимодействия ребенка с окружающим миром, темперамент является базой для формирования характера, выражающегося в устойчивом отноше­нии к окружающему миру и самому себе и проявляющегося как в познавательной деятельности, так и в общении.

В дошкольном возрасте, начиная с младенческого периода, по критерию обеспечения успешной социально-психологической адап­тации выделяют легкий, промежуточный и трудный темперамент.

Легкий темперамент. По большинству характеристик ребенок не проявляет выраженного своеобразия, которое может послу­жить основой для дезадаптации и негативного восприятия окру­жающими.

Промежуточный темперамент. По 4—5 характеристикам ребе­нок выглядит несколько своеобразно (например, интенсивная негативная реакция на новые стимулы, сопровождающаяся пло­хой адаптацией, сниженным фоном настроения и низким поро­гом ответной реакции на воздействия).

Трудный темперамент. Более чем по 5 показателям у ребенка наблюдается своеобразие реакций, ведущее к выраженным труд­ностям во взаимодействии с окружающими.

Кроме того, в дошкольном возрасте можно обнаружить фор­мирование систем темпераментных характеристик, свойственных тому или иному темпераменту (меланхолическому, сангвиниче­скому, флегматическому или холерическому). Сам по себе темпе­рамент не является ни плохим, ни хорошим, но в зависимости от своеобразной комбинации трех основных свойств нервной систе­мы (силы —слабости; уравновешенности—неуравновешенности; подвижности—инертности) каждый темперамент имеет свои силь­ные и слабые стороны, неучет которых ведет к формированию нежелательных черт личности, дезадаптивному поведению, мо­жет явиться причиной детской нервности.

У детей с ЗПР наблюдается преобладание трудного (44%) и промежуточного (28 %) темпераментов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых легкий темперамент составляет 44 % (по сравнению с 28 % при ЗПР), а трудный — 20 %’.

1 Данные неопубликованного дипломного исследования Е.Тимошенко, вы­полненного под руководством Л.В.Кузнецовой, в котором использована шкала °пределения темперамента Т. Чесса.

Наиболее часто встречающимися признаками трудного темпе-1
рамента у дошкольников с ЗПР являются: |

повышенная моторная активность; 1

высокая отвлекаемость; 1

низкая выносливость; 1

нарушения настроения. 1

Таким образом, уже на уровне темпераментных особенностей!
у детей с ЗПР имеются предпосылки для формирования эмоцио-1
нального дисбаланса и возникновения трудностей в организации!
своего поведения и деятельности. Если к этому добавляется не-1
учет со стороны социального окружения наиболее уязвимых сто-1
рон психосоциального развития таких детей, то создаются пря-1
мые предпосылки для формирования патохарактерологических осо-1
бенностей личности в более старшем возрасте. I

Поскольку одной из характеристик, которую обусловливает!
темперамент, является эмоциональность, то можно сказать, что!
уровень эмоционального интеллекта 1 при ЗПР будет ниже, чем!
при нормальном развитии, что создает определенные трудности в|
эффективной социализации. 1

Как пишет И. А. Коробейников, «процесс социализации зна-1
чительной части детей с легкими формами психического недо1|
развития характеризуется рядом особенностей, в формировании!
которых заметная роль принадлежит механизму генерализации
первично-органической интеллектуальной недостаточности пои
влиянием негативных микросоциальных факторов». В частности!
непосредственно в связи с повышенной эмоциональной неустой-Д
чивостью находится сниженный порог к возникновению и закрего!
лению всякого рода страхов. Так, в целом было установлено, чт

В результате использования различных методов (доверительная беседа с самим ребенком, анкетирование родителей, рисования страшных снов, применение CAT — теста детской апперцепции^ были выявлены как общие, так и специфические закономерности структуры детских страхов в норме и при ЗПР. Общим было налиЦ чие страха смерти. По мнению А. И. Захарова, это естественный возв растной страх, возрастное отражение формирующейся концепция жизни с обязательным присутствием в ней и смерти. В остальном

Эмоциональный интеллект — это способность слышать как ев чувства, так и чувства других людей, контролировать всплески эмоций, спокой но принимать решения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Читайте также:  Гадание 4 карты что он думает что чувствует

детям с ЗПР свойственны страхи, типичные, скорее, для детей более младшего возраста: боязнь сказочных персонажей, живот­ных, темноты. Страхи детей с ЗПР характеризуются повышенной интенсивностью, отрицательно влияют на развитие ребенка, его повседневное поведение и социализацию.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что коммуникативная компетентность личности — единое слож­ное образование, сумма трех различных по своим психологиче­ским основаниям компонентов: когнитивного, поведенческого и эмоционального.

Когнитивный компонент связан с познанием другого че­ловека. Данный компонент включает способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и пр. Обычно эти способности выражаются терминами «социальный ин­теллект» или «социальные когниции».

Поведенческий компонент отражает способность к сотруд­ничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр. Именно эти спо­собности обычно оказываются существенными при формирова­нии избирательных предпочтений детей.

Эмоциональный компонент включает эмоциональную от­зывчивость, эмпатию; чувствительность к другому, способность к сопереживанию и сорадованию, внимание к переживаниям и дей­ствиям сверстников.

Остановимся на характеристике некоторых составляющих каж­дого из обозначенных выше компонентов.

Эмпатия как способность понять другого человека представля­ет собой сложное психологическое образование, которое позво­ляет откликаться на эмоциональные состояния другого человека, понимать его и на этой основе оказывать помощь. В эмпатии выде­ляют непосредственно эмоциональный компонент (способность к сопереживанию, разделению эмоций) и «интеллектуализиро-ванный» (способность к действенному сочувствию на основе эмо­ционального дистанцирования от захватывающих другого челове­ка эмоций).

Было проведено специальное сравнительное исследование спо­собности к эмпатии умственно отсталых детей и детей с ЗПР в сравнении с нормой (О. К. Агавелян, 1999). Учащимся VI—VII клас­сов предлагалось три неоконченных рассказа. Один из персонажей является источником конфликта (ребенок, взрослый или живот-Ное), другой (обычно главный герой) — пострадавшим. Затем за­даются три вопроса относительно эмоционального отношения к ситуации и главному герою, относительно необходимых действий, которые бы ребенок совершил на месте героя, и относительно Подобной ситуации в жизни.

Полученные результаты позволили сделать следующие выво-* ды: в целом дети с ЗПР по уровню эмпатии ближе к нормальнс развивающимся сверстникам, чем к умственно отсталым.

У всех трех групп способность к сочувствию сверстникам выше| чем к взрослым и животным.

У подростков с возрастом происходит заметное снижение чис то ситуативного эмоционального компонента эмпатии наряду ростом сочувственно-действенного, что говорит о развитии у m более глубоких эмоционально-действенных отношений, позволя| ющих успешно формировать и поддерживать круг общения.

Приведем текст рассказа, анализ которого выявляет способ ность детей к эмпатии.

«Человек был стар и одинок. Он очень любил собак и очень не люб: приходить в свою пустую квартиру, где уже несколько лет жил один. О: был стар и боялся, что не успеет вырастить щенка, поэтому он попр сил своих знакомых найти ему взрослую собаку. Ему нашли Томку. П очень понравился, но хозяева очень плакали, когда его продавали. А с баку продавали потому, что охотиться с ней было негде. Человек при собаку домой. Томка ничего не ел и не пил. Новый хозяин попробо: накормить пса, но тот чуть было не бросился на него. Ночью, когда хоз; ин ворочался на диване, пес рычал. Прошла ночь. Прошло три дня. Томк не смог привыкнуть к новому хозяину. Человек очень полюбил его з верность. Ему очень хотелось помочь собаке и оставить у себя. Но о! знал, что собака этой породы, если долго не привыкает, то погибает»;

Источник

Дети с задержкой психического развития

Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название ”задержка психического развития” (ЗПР).
Под этим термином понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой — дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта знаний, которые соответствуют возрасту дошкольника, и стандарта школьных знаний.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Читайте также:  Чувства как чашка чая

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям образовательного учреждения.

Понятие ”задержка психического развития” и ее классификация

  • конституционного происхождения,
  • соматогенного происхождения,
  • психогенного происхождения,
  • церебрально-органического происхождения.

Задержка психического развития конституционного происхождения — так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения,повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения. Он неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания до-вольно продолжительное время (рисование, математика, письмо, чтение).
Детям свойственна слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На занятиях ”выключается” и не выполняют задания, плачут по пустякам, быстро успокаиваются при переключении на игру или что-то, доставляющее удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у таких детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм — это как бы ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституционную этиологию этого типа инфантилизма. Нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с неглубокими обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.
Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явлением гипоопеки — условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу ”кумира семьи” обусловлен, наоборот, гиперопекой — изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет выполнять задания самостоятельно.
Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния.

Читайте также:  Чем вылечить эмоциональное выгорание

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.
В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе. Неблагоприятные условия воспитания обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.
Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность: испытывают трудности при планировании и вычленении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов.
Отмечаются выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, когда необходимо их выполнять по словесной инструкции. С одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой — очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития.
Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
Анамнестические данные часто указывают на замедление смены возрастных фаз развития:
запаздывание формирования статистических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.
Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоциональноволевой незрелости, так и на характер нарушений познанательной деятельности.
Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Самостремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру прекращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.
В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый — с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый — с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.
Психолого-педагогические исследования, проведенные еще в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатировали, что у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, дол-говременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в ”правом — левом”, явления зеркальности в письме, затруднения в различии сходных графем.

Источник

Оцените статью